Законом об основах охраны труда в рф

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая, 26 декабря 2005 г.

Принят Государственной Думой 23 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Об основах охраны труда см. Трудовой кодекс РФ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Президент Российской Федерации

ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Определены основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственный надзор и контроль в данной сфере осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 июля 1999 г. N 143, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3702

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 2 статьи 19 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 53-ФЗ

base.garant.ru

Законом об основах охраны труда в рф

Виктор Лазарев

Заслуженный юрист РФ

Федеральный закон «Об Основах охраны труда в Российской Федерации» вступил в силу год назад. Как ни странно, но принятие этого закона породило ряд вопросов, требующих своего решения в том числе и потому, что они должны быть отражены в новом Трудовом кодексе. Уточнение и разъяснение некоторых положений закона способствовало бы улучшению ситуации в области охраны труда, что, как показывает жизнь, нужно делать безотлагательно.

Это подтверждается объективными данными. Например, в Москве в 1999 г. зарегистрировано 577 несчастных случаев на производстве, в результате которых погиб 181 человек, а 362 стали инвалидами. Соответствующая статистика (общероссийская) внушает глубокую тревогу. В частности, в России показатель производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих выше, чем в промышленно развитых странах. За последние годы впервые выявлены десятки тысяч граждан с профессиональными заболеваниями. Продолжать подобное перечисление можно очень долго.

Как известно, одно из направлений совершенствования законодательства о труде — децентрализация регулирования трудовых отношений, что в целом вполне закономерно и оправданно. Вместе с тем, как представляется, нецелесообразно в одинаковой мере распространять ее на все институты трудовых отношений. Так, в меньшей степени, на мой взгляд, следует децентрализовывать управление системой охраны труда. Такой вывод обусловлен тем, что право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, является конституционным правом гражданина. Оно закреплено и в актах международного права — конвенциях и рекомендациях МОТ, Уставе Совета Европы и, в частности, Европейской конвенции прав человека. Децентрализация правового регулирования отношений в области охраны труда, означающая исключение или существенное ограничение вмешательства государства в регулирование этой деятельности, препятствует реализации права граждан на безопасные условия труда.

По мнению А.Зайцевой (Сургутский госуниверситет), «к предпосылкам сложившегося неблагополучного положения в обеспечении безопасности труда, не только экономического, но и правового характера, можно отнести несовершенство действующего законодательства, которое влечет низкую эффективность государственного управления охраной труда. «

Статья 6 Федерального закона «Об Основах охраны труда в Российской Федерации» содержит положение, в соответствии с которым органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право принимать законы и иные нормативные акты об охране труда. Децентрализация законотворчества в области охраны труда приведет к неразберихе и дальнейшему ухудшению его условий.

Централизованное, на федеральном уровне правовое регулирование охраны труда должно оставаться основополагающим. Отказаться от него можно было бы лишь по мере создания правовых механизмов, обеспечивающих соответствующие гарантии работникам и заинтересованность работодателей в улучшении условий труда и его безопасности. Полагаю, что это должно быть учтено при разработке проекта Трудового кодекса.

Большие сомнения вызывает сама возможность выполнения в настоящее время положений ст.19 вышеназванного закона, которая предусматривает, в частности, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется из средств бюджетов — федерального, субъектов РФ и местных; за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, а также добровольных взносов организаций и физических лиц.

К сожалению, ни в федеральном, ни в региональных бюджетах не заложено достаточных средств на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Н.Кульбовская и А.Соловьева (Институт труда) отмечают, что «фактический объем бюджетных средств, выделяемых на финансирование программ (федеральных и региональных), крайне недостаточен для разработки таких программ, которые могли бы оказать существенное управляющее воздействие на улучшение условий и охраны труда».

Вряд ли стоит надеяться и на средства, получаемые от штрафов или добровольных взносов организаций и физических лиц.

Что же касается возможностей предприятий, то в ближайшие годы подавляющее их большинство будут решать задачу выживания. Создание безопасных условий труда отодвигается на отдаленную перспективу. Следует учитывать и то, что увеличение числа безработных отнюдь не способствует усилению внимания к вопросам охраны труда. Причем со стороны не только работодателя, но и самих работников, которые готовы согласиться на любую — даже во вредных условиях — работу.

Улучшить положение с финансированием охраны труда можно лишь в том случае, если в соответствующих бюджетах оно будет предусмотрено отдельной строкой. И это необходимо учесть разработчикам нового КЗоТа.

На законодательном уровне нужно урегулировать не только общие, принципиальные отношения, но и более частные, определяющие взаимодействие субъектов трудовых отношений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, как это имеет место во многих развитых экономиках. Очевидно, что глава «Охрана труда» в КЗоТе РФ нуждается в существенном расширении. Во-первых, за счет закрепления в ней правового механизма, обеспечивающего реализацию сторонами трудового правоотношения (прав и обязанностей) по охране труда, во-вторых — конкретизации или дополнения соответствующих норм, содержащихся в этой главе.

Остановимся более подробно на высказанных предложениях.

Для реализации права работника на достоверную информацию и для выполнения работодателем обязанности информировать работника о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, закрепленных в (ст.8) Федерального закона «Об основах охраны труда РФ», статьи 31 и 32 «правительственного» проекта Трудового кодекса, предусматривающие расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работников, следовало бы дополнить положением, устанавливающим, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор (контракт) без предварительного предупреждения в тех случаях, когда при заключении этого договора (контракта) администрация не информировала его или сообщила недостоверную информацию об условиях труда на рабочем месте. При прекращении трудового договора (контракта) по данному основанию работнику должно выплачиваться выходное пособие согласно ст.36 КЗоТ.

В новый Трудовой кодекс целесообразно было бы включить положения, предусматривающие, что:

— приостановка работы по инициативе работника в связи с отсутствием средств индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасность работы, а также из-за несоответствия оборудования нормам и правилам безопасности, является простоем и оплачивается как простой не по вине работника;

— в случае прекращения трудового договора (контракта) по инициативе работника в связи с нарушением работодателем обязательств по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочем месте, работнику предоставляются компенсации, установленные для увольняемых в связи с ликвидацией предприятия (ст.403 КЗоТ).

Введение указанных правил повысит гарантии обеспечения права работников на безопасные условия труда и ответственности работодателя.

Кодекс необходимо дополнить нормами, учитывающими юридическую ответственность не только работодателя, но и соответствующих должностных лиц предприятия, не обеспечивших или нарушивших правила и нормы по охране труда. Ныне действующее в этой области законодательство (ст. 139, 143 КЗоТ РФ) дает слишком общие формулировки, что позволяет администрации во многих случаях не выполнять установленные правила.
Ответственными за состояние условий труда на предприятии следует считать всех руководителей и специалистов, которые по долгу службы наделены соответствующими правами и обязанностями. Это не только линейные руководители производства — директор, его заместитель, главный инженер, начальники цехов, участков, мастера, прорабы, но и руководители функциональных подразделений — главный конструктор, механик, технолог, энергетик, начальник технического, технологического бюро, лаборатории и т.д. Надо исходить из принципа неотвратимости ответственности должностных лиц, согласно которому виновные должны нести наказание в каждом случае нарушения нормативных требований. Следовало бы закрепить правило, по которому ответственность должностного лица наступала бы не только в случаях, когда нарушения повлекли за собой те или иные последствия, но и за сам факт нарушения норм по охране труда.

Обеспечение охраны труда на производстве во многом зависит и от самих работников, от соблюдения ими технологических режимов, дисциплины, правил эксплуатации оборудования и др. Поэтому в новый КЗоТ необходимо включить норму, предусматривающую, что каждый работник обязан заботиться о собственном здоровье и безопасности, а также о здоровье и безопасности окружающих, интересы которых могут быть затронуты в процессе его производственной деятельности. Наряду с этим следует предусмотреть и дополнительные гарантии, обеспечивающие или способствующие соблюдению этих правил и норм, и положение, в соответствии с которым систематическое пренебрежение работником требований по охране труда рассматривается как основание для увольнения его по инициативе работодателя.

В целях охраны здоровья работников целесообразно включить в Трудовой кодекс следующую норму: если в результате медицинского обследования будет выявлено, что продолжение данной работы угрожает здоровью работника, работодатель обязан перевести последнего (с его согласия) на другую. При отсутствии согласия работника на это или невозможности найти другую работу на предприятии трудовой договор должен быть расторгнут. При увольнении по данным основаниям работнику должно быть выплачено выходное пособие.

Представляется важным конкретизировать и нормы, запрещающие переноску или передвижение женщинами и несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные величины.

Существенный вопрос — об ответственности лица, получившего производственную травму или профессиональное заболевание. Нельзя согласиться с бытующей в настоящее время практикой непременного доказывания вины потерпевшего. Последний уже наказан: он расплачивается своим здоровьем. В отношении него действует презумпция невиновности, следовательно, его конкретную вину надо доказать, и не где-нибудь, а в суде.

zakon.rin.ru

Федеральный закон об охране труда

Закон об основах охраны труда в Российской Федерации более 7 лет устанавливал государственные требования в данной сфере. Мы расскажем об основных положениях этого нормативного акта. Кроме того, в статье можно скачать его текст.

Из этой статьи вы узнаете:

ФЗ-181 об основах охраны труда в Российской Федерации – статус на 2018 год

Скачайте документы из статьи:

181-ФЗ был отменен приказом от 30 июня 2006 года. Тем не менее, если проанализировать его положения, бросается в глаза их универсальность. В рамках одного нормативного акта устанавливались не только требования по ведению охраны труда в организации. Закон ссылался на конкретные рекомендации, чего нет сейчас в ТК РФ.

В ФЗ об основах охраны труда были размещены статьи о привлечении к ответственности за нарушения требований ОТ. Таким образом, он подменял собой не только целый раздел нынешнего Трудового Кодекса РФ, но и Кодекса об административных правонарушениях в части нынешней статьи 5.27.1, а также Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ.

К преимуществам федерального закона по охране труда можно отнести требования к работодателю в части взаимодействия с профсоюзными органами. Также жестким было требование по формированию комиссии по охране труда, которая должна была создаваться при наличии лишь 10 человек в организации и участвовать в планировании финансирования и обосновании затрат на ОТ, и т.п.

Сейчас же в ст. 218 ТК РФ указано, что комиссия создается только по инициативе или работников, или администрации, при этом – на паритетной основе. Нынешний Трудовой Кодекс не так категоричен к работодателю. Комиссию можно не создавать вообще, если нет обращений от сторон трудового партнерства.

Перечень действующих законодательных актов, регулирующих сферу охраны труда, смотрите в статье>>>

Сфера применения ФЗ по охране труда

Федеральный закон об охране труда распространялся на все организации, с любой формой собственности – государственной, коммерческой или некоммерческой. Все предприятия, будь то производственный кооператив, бюро по оказанию услуг или магазин, независимо от направления деятельности и численности работающих, обязаны были его соблюдать.

Как и Трудовой Кодекс РФ, закон № 181-ФЗ не разделял своё действие на государственные и негосударственные формы собственности, но при этом в нем не были отражены особенности работы медиков, спортсменов и госслужащих.

Основные положения закона по охране труда и технике безопасности и ТК РФ

В ст. 15 закона были установлены требования к работнику по обеспечению охраны труда. 214 статья Трудового кодекса, на первый взгляд, полностью идентична 15 статье 181-ФЗ, но при внимательном просмотре обнаруживается, что в ТК расширено понятие обязательного медосмотра, предоставлено право на внеочередное обследование, а также регламентировано проведение предрейсового, предсменного, послерейсового, послесменного обследований и обязательного психиатрического освидетельствования.

В 12 ст. 181-ФЗ указано, что в организациях со штатом 100 и менее работников решение о том, нужен или нет специалист по ОТ, принимается администрацией с учетом условий труда и специфики деятельности работодателя. Если же такого специалиста нет, то работодатель должен заключить договор «со специалистами, или организациями, оказывающими услуги в области ОТ». Следовательно, не исключался и договор с физлицом на оказание услуг по ОТ гражданско-правового характера.

В 1999 году не было аккредитации в реестре организаций, оказывающих услуги по ОТ, поэтому предоставлять их могли те организации, которые вписывали в свой ОКВЭД код 74.14 – консультационные услуги в сфере бизнеса.

На сегодняшний день в ТК РФ четко прописаны требования к организации работы по охране труда. В соответствии со статьей 217 на предприятии должен быть назначен специалист или создана служба по ОТ, а не группа или отдел. При этом, по статье 195.3 ТК РФ, наименование служб и должностей должны соответствовать указаниям ст. 217 и профстандарта.

Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н, допускаются наименования должности – «Специалист по охране труда» или «Специалист в области охраны труда». Никакие другие вариации не допускаются.

В наименовании должности не следует указывать уровни квалификации, для которых есть раздел «Оплата труда» в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к ТД.

В ст. 1 федерального закона об основах охраны труда упоминается незнакомый ныне термин «сертификат безопасности». Очевидно, что имеется в виду не сертификация оборудования или машин. Видимо, в 1999 году шла речь о сертификации производственного процесса. Некоторые инспекторы гострудинспекции запрашивают у работодателя данный сертификат, однако это требование незаконно.

В 215 статье ТК РФ, как и в статье 16 181-ФЗ указано, что «на технологические процессы должны быть получены сертификаты соответствия или декларации о соответствии». Такая формулировка некорректна. В законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ установлено следующее: «Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ». Технологические процессы продукцией не являются. Поэтому сертификата безопасности по ОТ в организации нет, но должен иметься сертификат пожарной безопасности. Это указано в ст. 146 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Многие организации имеют сертификат по OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012), и это относится к добровольной сертификации. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании», обязательными являются технические регламенты, а стандарты носят характер добровольного применения (ст.11 Закона РФ «О техническом регулировании от 27.12.2002 г. № 184).

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Статью 20 федерального закона по охране труда заменил нынешний Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ. В этой статье были установлены требования к проведению проверок, права и обязанности инспектора ГИТ. В частности, инспектор имел право подать ходатайство в следственные органы о привлечении работодателя к уголовной ответственности. Теперь такое право имеет только суд, и то только при наличии тяжких последствий.

В статье 21 ФЗ указано, что задачами госэкспертизы УТ является подготовка предложений по отнесению предприятия к классу профриска. Как известно, даже сейчас, в феврале 2018 года, организации не знают, к какому классу они отнесены, и где могут получить информацию об этом. Методика оценки профессионального риска все еще находится в стадии разработки.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

181-ФЗ предусматривал такую меру ответственности работодателя, как прекращение деятельности. В нынешнем законодательстве такая мера отсутствует, самое большое, чем рискует сегодня организация – это приостановление ее деятельности на 90 суток. По 181-ФЗ решение о ликвидации организации или ее структурного подразделения принимал суд по требованию руководителя ГИТ. Для этого ему нужно было заручиться результатами госэкспертизы условий труда.

www.trudohrana.ru

ФЗ об охране труда

В законодательстве Российской Федерации вопросам охраны труда посвящено несколько правовых актов. В 2017 году основные аспекты данного вопроса регламентируются десятым разделом Трудового кодекса РФ. Ранее в данной области законодательства действовал Федеральный закон 181 об охране труда.

Описание закона

Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации” был принят 23 июня 1999 года. 30 июня 2006 он утратил силу, его положения были внесены в Трудовой кодекс, который и стал основным правовым актом, регулирующим данный раздел законодательства.
Структурно Закон РФ 181 ФЗ “Об основах охраны труда в РФ» подразделяется на следующие главы:

  • общие положения;
  • права и гарантии работников на трудовую деятельность в надлежащих условиях;
  • обеспечение охраны труда;
  • государственный надзор и контроль над исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения закона.
  • Для сравнения следует рассмотреть раздел 10 ТК РФ и его подразделение на отдельные главы:

    • общие положения закона;
    • требования к исполнению;
    • организация надлежащих условий;
    • обеспечение прав работников.
    • Положения об ответственности и государственном контроле регулируются в общем порядке. Анализируя два документа, можно выявить правовую преемственность актуальных положений.
      Закон об охране труда в РФ 181 ФЗ был упразднен, однако на его основе в Трудовой кодекс были внесены соответствующие изменения. То есть произошла оптимизация законов.

      Обязанности работодателя по ФЗ 181

      Обязанность работодателя по ФЗ 181 регламентируется статьей 14. Она предписывает ряд мер, направленных на обеспечение безопасности сотрудника. Закон не ограничивает обязанность работодателя в обеспечении надлежащего состояния помещений, оборудования, средств индивидуальной защиты.

      В обязанность работодателя вменяется и то, что все сотрудники должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности. Закон запрещает допускать к работе тех, кто не прошел инструктаж и при необходимости — аттестацию.

      Все указанные положения были внесены в статью 212 ТК РФ. Последние изменения в редакцию были введены в 2013 году. Они коснулись поправок отдельных формулировок и добавления дополнительного абзаца о создании и функционировании системы управления охраной труда.

      Действия работодателя при получении сотрудником производственной травмы

      При несчастном случае выплаты согласно ФЗ 181 не предусматривались. Компенсация рассчитывалась в отдельном порядке. С упразднением действующего ФЗ «Об охране труда в РФ» и переносом его положений в Трудовой кодекс, действия работодателя при несчастном случае регламентируются статьей 228. Она предписывает следующие аспекты:

    • работодатель должен немедленно организовать оказание первой помощи или доставку в медицинское учреждение;
    • принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и распространения угрозы;
    • сохранить имеющуюся обстановку для расследования несчастного случая на производстве;
    • проинформировать о случившемся указанные Трудовым кодексом организации, при тяжелых травмах или летальном исходе — родственников пострадавшего;
    • предоставить все необходимые материалы комиссии по расследованию происшествий на производстве.

    Все аспекты, касающиеся порядка извещения, расследования и регистрации несчастных случаев, регламентируются отдельными статьями ТК РФ.

    Последние изменения в Законе об охране труда

    Федеральные законы в области охраны труда дорабатывает и приводит в актуальное состояние не только Трудовой кодекс, но и иные правовые акты. Поправки нацелены на соответствие нормам законодательства страны и международным стандартам, к которым присоединилась Российская Федерация. Упразднение Федерального закона 181 стало необходимой мерой по приведению законодательных актов в единую систему.

    Трудовой кодекс и раздел об охране труда постоянно дорабатывается. Вместе с ним актуализируются государственные стандарты и предписываемые требования. Соответствующие приказы и постановления регулируют организационные вопросы как на федеральном, так и на региональном уровне.

    На 2017 год можно выделить следующие изменения в законодательстве по вопросам охраны труда:

  • введение финансового обеспечения предупредительных мер на травматизм;
  • определение физических факторов воздействия на сотрудников на работе;
  • порядок проведения независимой оценки квалификации работников;
  • оформление формы 4-ФСС о взносах на обязательное социальное страхование;
  • заключение трудового договора на микропредприятиях;
  • дополнительные меры по обучению в вопросах безопасности трудовой деятельности.
  • Указанные изменения продолжают дорабатывать нормы Федеральных законов в соответствии с приоритетом на улучшение качества и условий трудовой деятельности граждан.

    Скачать ФЗ 181 об охране труда

    Скачать Федеральный закон 181 “Об основах охраны труда в Российской Федерации” можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции на момент упразднения. Таковой может использоваться для углубленного изучения законов.

    Здесь можно скачать раздел 10 Трудового кодекса, посвященный вопросам охраны труда. Документ представлен с изменениями, актуальными на июль 2017 года. Текст подойдет не только для изучения, но и для ознакомления с актуальной правовой базой в области охраны труда.

    210fz.ru

    «Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (постатейный) (3-е издание, переработанное и дополненное) (Шептулина Н.Н.) («Юстицинформ», 2004)

    КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
    «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    (Постатейный)
    Материал подготовлен с использованием правовых актов
    по состоянию на 1 февраля 2004 года
    Издание третье, переработанное и дополненное
    Н.Н. ШЕПТУЛИНА
    Шептулина Нина Николаевна
    Ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук. Специалист по трудовому законодательству.
    Родилась 23 января 1929 г. в с. Луговое Ульяновской области. В 1951 г. окончила Казанский юридический институт.
    Автор около 100 публикаций, в том числе учебников по трудовому законодательству, комментариев к КЗоТ, Трудовому кодексу и др.
    Введение
    Принятый 17 июля 1999 г. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» не только решил многие назревшие вопросы охраны труда (определил основные направления государственной политики в области охраны труда; раскрыл содержание понятия «государственные нормативные требования охраны труда»; уточнил содержание права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, и механизм их реализации; разграничил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; определил органы, осуществляющие государственное управление охраной труда; решил вопросы финансирования охраны труда и др.), но и заложил правовые предпосылки для дальнейшего развития законодательства об охране труда. В соответствии с названным Законом Правительством Российской Федерации утверждены Положение о федеральной инспекции труда (январь 2000 г.), Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (май 2000 г.), Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний (декабрь 2000 г.), а также сформулированы многие статьи нового Трудового кодекса РФ по вопросам охраны труда. Однако в связи с принятием Трудового кодекса названный Закон не утратил своего значения и как комплексный межотраслевой акт остается актом прямого действия при решении вопросов охраны труда (в той мере, в какой он не противоречит Трудовому кодексу) и продолжает служить правовой основой для совершенствования отношений в сфере охраны труда как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Поэтому читателям предлагается обновленный Комментарий к данному Закону.
    Комментарий к каждой статье Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» дается с привлечением законодательных и иных нормативных правовых актов, которые необходимо иметь в виду при реализации соответствующей статьи этого Закона.
    В связи с тем, что привлекаемый для комментирования Закона нормативный материал в некоторых случаях в равной мере может использоваться при комментировании разных статей, этот материал во избежание повторений приводится только один раз. В другой статье к нему делается лишь отсылка. При этом указывается соответствующая статья (или пункт статьи) комментируемого Закона, а этот законодательный акт называется просто Законом.
    Источники опубликования нормативных правовых актов в тексте Комментария даются сокращенно. Принятые сокращения приводятся в сносках.
    17 июля 1999 года N 181-ФЗ

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    (в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 N 53-ФЗ,
    от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    Комментарий к статье 1
    1. Закрепление указанных понятий в Федеральном законе имеет большое значение не только для правильного понимания и применения Закона, но и для разработки на его основе региональных законов об охране труда и других нормативных правовых актов об условиях и охране труда, поскольку это позволяет обеспечивать единообразный подход к регулированию однотипных отношений в сфере охраны труда, а также для разработки в организациях мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
    Так, определение в Законе содержания понятия охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многоплановой деятельности государства и отдельных работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему правовых мероприятий, подкрепляемых соответствующим механизмом обеспечения, но и как систему иных мероприятий, позволяющих руководителям оперативно решать возникающие в процессе производственной деятельности вопросы охраны труда.
    Определение условий труда как совокупности факторов производственной среды и самого трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, ориентирует работодателя не только на улучшение производственной среды работников, но и на нормализацию процесса их труда (его напряженности, длительности периодов работы и отдыха и др.).
    2. Раскрытие в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» основных понятий, используемых в этом Законе, не исключает необходимости закрепления терминов и определений в нормативных правовых актах, направленных на решение конкретных вопросов в сфере охраны труда.
    Так, для целей проведения аттестации рабочих мест по условиям труда дан более широкий перечень основных терминов и определений. В этом перечне наряду с рассмотренными выше основными понятиями, используемыми для характеристики условий труда, содержатся и другие термины и определения. В частности, указывается, что следует понимать под безопасностью труда, гигиеной труда, допустимыми и оптимальными условиями труда, опасными (экстремальными) условиями труда и под другими терминами и определениями (приложение N 1 к Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. // Бюллетень Минтруда России. 1997. N 5. С. 35).
    Для гигиенической оценки условий и характера труда на рабочих местах (с целью контроля условий труда работников на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и выдачи гигиенических заключений; установления приоритетности в проведении оздоровительных мероприятий и оценки их эффективности; создания банка данных по условиям труда на уровне предприятия, отрасли, района, города, региона, республики, Федерации; аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации и с другими целями) с 1 сентября 1999 г. Минздравом России введены в действие Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р.2.2.755-99. (М., 1999).
    Руководство содержит также перечень основных понятий, используемых в документе. При этом в такие закрепленные в Законе понятия, как вредный производственный фактор и опасный производственный фактор, в Руководстве вкладывается более широкое содержание, чем в Законе. Например, вредный производственный фактор определяется как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Опасный производственный фактор определяется как фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. Одновременно с этим указывается, что в зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.
    Наряду с упомянутыми понятиями в Руководстве определены и другие понятия, используемые в названном документе: гигиена труда, гигиенические нормативы условий труда (ПДК , ПДУ ), профессиональный риск, профессиональная заболеваемость, здоровье и т.п.
    ————————————
    Предельно допустимая концентрация.
    Предельно допустимый уровень.
    Имеющие отношение к охране труда понятия содержатся и в других актах. Например, понятие «справедливые условия труда» в ст. 2 ТК закреплено в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых отношений, включающего помимо права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, также право на отдых, в том числе на ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
    Наличие в законодательстве подобных понятий способствует более глубокому пониманию охраны труда как многогранной системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.
    Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения
    Комментарий к статье 2
    1. Законодательство об охране труда не исчерпывается только актами, названными в п. 1 комментируемой статьи. Оно включает и отдельные законодательные нормы, которые содержатся в законах, относящихся к другим отраслям права (см., например, п. 1 комментария к ст. 3 Закона), а также нормы, содержащиеся в аналогичных подзаконных нормативных правовых актах (см. Приказ Минздрава России от 20 июля 1998 г. N 217 «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», направленный на охрану здоровья населения, — п. 4 комментария к ст. 16 Закона). Такие нормы позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников и соответственным образом обеспечить охрану их труда, обогащая законодательство об охране труда в целом.
    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам охраны труда, согласно общеустановленному правилу, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
    2. На указанных в п. 2 настоящей статьи работодателей и работающих граждан законодательство об охране труда распространяется независимо от организационно-правовых форм организаций, в которых осуществляется трудовая деятельность.
    Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
    Комментарий к статье 3
    1. Закрепление государственных требований охраны труда в федеральных законах чаще всего осуществляется в целях обеспечения безопасности граждан (включая работающих) и защиты окружающей среды при использовании атомной энергии; проведении работ на опасных производственных объектах, цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества и др. (например, Федеральные законы от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия» // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105; от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588).
    Ряд требований охраны труда закреплен в федеральных законах в виде норм-запретов (см. комментарий к ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).
    2. В соответствии с п. 3 ст. 3 комментируемого Закона порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    При подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти об охране труда необходимо руководствоваться Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895; Там же. N 50. Ст. 5689; Там же. 1998. N 47. Ст. 5771; Там же. 1999. N 8. Ст. 1026), и разъяснениями о применении названных Правил, утвержденными Приказом министра юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 г. N 217 (Российская газета. 1999. 3 августа); Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) и Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5. С. 33).
    3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:
    межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;
    отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;
    правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;
    государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;
    строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;
    государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.
    Проекты нормативных правовых актов, содержащие требования охраны труда, должны направляться

    www.lawmix.ru

    Смотрите еще:

    • Законы для малоимущих О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСЧЕТА СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ И ДОХОДА ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО ГРАЖДАНИНА ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ИХ МАЛОИМУЩИМИ И ОКАЗАНИЯ ИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Принят Государственной Думой 7 марта 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 марта 2003 года Настоящий […]
    • Приказа министерства образования и науки от 27032006 69 Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (утратил силу) Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69"Об особенностях […]
    • Порядок увольнения в фскн Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 12 апреля 2005 г. N 115 "Об утверждении Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (с изменениями и […]
    • Приказ 395н нормы лечебного питания N 4. Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2006 г. N 316 в приложение внесены изменения Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических […]
    • Закон о ограничении курения табака 2014 Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ"Об ограничении курения табака" С изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 […]
    • Закон фз-45 Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (с […]