Закона о госзакупках в рф

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок

Разделы:

Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе). Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о госзакупках), который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это должно сделать проведение госзакупок более эффективным. Закон о контрактной системе нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Согласно финансово-экономическому обоснованию закон о контрактной системе не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Затраты, связанные с осуществлением организационных мероприятий, предполагается произвести за счет средств, выделяемых федеральными органами исполнительной власти, заказчиками из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, на текущее материально-техническое обеспечение их деятельности без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования.

Контрактная система, предлагаемая в качестве альтернативы устаревшему закону, предполагает переход от практически не действовавшего механизма к регулированию полного цикла государственных закупок и должна заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках.

Основные понятия

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ст. 3 закона о контрактной системе).

К участникам контрактной системы относятся:

  • федеральные органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
  • органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
  • иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок,
  • госкорпорация по атомной энергии «Росатом»,
  • заказчики,
  • поставщики (подрядчики, исполнители),
  • уполномоченные органы,
  • уполномоченные учреждения,
  • специализированные организации,
  • операторы электронных площадок (ст. 3 закона о контрактной системе).
  • Участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (п. 5 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (п. 7 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 закона о контрактной системе (п. 11 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок (п. 12 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (п. 13 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (п. 14 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 15 ст. 3 закона о контрактной системе).

    Государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 закона о контрактной системе);

    Единая информационная система в сфере закупок (далее – единая информационная система) – совокупность информации, указанной в части 3 ст. 4 настоящего закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ст. 3 закона о контрактной системе).

    О том, что изменилось с принятием закона о контрактной системе, как в связи с этим будут строиться правовые отношения между заказчиками и участниками госзакупок, а также о переходных положениях нового закона читайте далее.

    www.garant.ru

    Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок

    Ст. 5 44-ФЗ в последней действующей редакции от 1 января 2014 года.

    ! Статья имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 июля 2018 года.
    Посмотреть изменения в будущей редакции

    Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок

    1. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.

    2. Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.

    3. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, устанавливает порядок использования усиленных электронных подписей в единой информационной системе и на электронных площадках, порядок взаимодействия удостоверяющих центров с единой информационной системой и электронными площадками, ответственность таких удостоверяющих центров, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности устанавливает требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе и на электронных площадках, в том числе с учётом обязательств, установленных международными договорами Российской Федерации.

    dogovor-urist.ru

    ФЗ-44 «О госзакупках» — последняя редакция

    Последняя редакция ФЗ-44 принесла крупные изменения. В новом законе, добавился аукционный перечень, регламентирующий закупку товаров через электронный аукцион. ФЗ-44 ввел в действие Единую информационную систему. Часть изменений коснулись планирования закупок. Изменился подход к их формированию, срокам, а также добавилась возможность общественного обсуждения.

    Описание закона

    ФЗ-44 «О госзакупках» — это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

    Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

    В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

    Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

    Скачать ФЗ-44

    Федеральный закон 44 «О госзакупках» в последней редакции с комментариями, можно скачать по ссылке. Также, в документе указаны примечания, связанные с изменениями закона.

    Последние изменения ФЗ-44 «О госзакупках»

    В новой редакции Федерального закона 44 наблюдаются масштабные изменения. Появилось требование о предоставлении декларации соответствия, которую поставщик прикладывает к своей заявке. Также, как уже говорилось выше, добавился пункт об обязательном общественном обсуждении приобретаемого товара. Этот пункт действителен, при закупке товара на сумму от 1 миллиарда рублей.

    Заказчиков, в свою очередь, обязали перепройти регистрацию в ЕИС. Еще одним изменением для заказчиков, стало обязательное соответствие контрактного управляющего профстандарту. Наличия квалификации, согласно 94 ФЗ, теперь не достаточно.

    Из исполнительных изменений закона — вводится система мониторинга закупок, обязательное включение планируемых приобретений заказчиком, в план-график.

    Рассмотрим конкретные статьи:

  • Ст. 3 — изменились требования для заказчика. В предыдущей редакции, им могло быть только бюджетное учреждение. В новый редакции, осуществлять закупки могут государственные, муниципальные и унитарные предприятия;
  • Ст. 4 — статью 4 дополнили реестром поставщиков товара, производимого или модернизируемого на территории Российской Федерации;
  • Ст. 5 — здесь изменения коснулись подтверждающей документации. В новом законе, обмен электронными документами производится, базируясь на законодательстве РФ, и иными актами о контрактной системе приобретений товара;
  • Ст. 22 — данная статья дополнилась уточнением о том, что проектно-сметный метод допустим к применению только при определении и обосновании максимальной цены за контракт с единственным подрядчиком на ремонт строений.
  • Контрактная система

    Контрактная система в сфере закупок товаров по ФЗ-44 претерпела следующие изменения:

  • отсрочка уплаты пени поставщикам;
  • к заявке, участвующей в конкурсе, разрешается прикрепить незаверенную банком копию платежного поручения;
  • отказ от заключения контракта с поставщиками лекарственных препаратов, в случае, если предельная отпускная цена превышает норму, разрешается только по отношению к производителям лекарств.
  • Размещение заказов

    Изменения в законе о размещении заказов в основном коснулись планов-графиков. Формирование планов-графиков должно производиться заранее. Они размещаются заказчиками на официальном сайте, базируясь на утвержденном Минэкономразвития и Казначействе РФ, порядке.

    Внесение изменений в план-график, по закону, осуществляется только при изменении более чем на 10% от стоимости товаров, планируемых к приобретению. Для внесения изменений, необходимо указать основания.

    Закупки для муниципальных нужд по 44-ФЗ

    Согласно 44-ФЗ, закупки для муниципальных нужд — это процесс, совокупность действий, согласованных с Федеральным законом, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником сделки может стать любое юридическое лицо, заказчиком является любой государственный орган. Основным изменением, коснувшимся закупок, стало обязательное общественное обсуждение, при сумме закупки от 1 миллиарда рублей.

    Новым законом предусмотрено лишь несколько случаев, когда закупки могут происходить без общественного обсуждения:

    • при закрытом определении поставщиков;
    • в рамках оборонного госзаказа;
    • при закупках посредством электронного аукциона;
    • для закупок, которые реализуются как гуманитарная помощь.
    • Комментарии к закону ФЗ-44 «О госзакупках»

      Скачать комментарии к закону ФЗ-44 «О госзакупках» , можно по ссылке. В документе приведена актуальная информация в удобном формате.

      210fz.ru

      Минфин России предлагает привести ряд положений законодательства о госзакупках в соответствие с нормами Бюджетного кодекса РФ

      Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», помимо прочего, был установлен порядок осуществления расходов федерального бюджета на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, в том числе на капитальные вложения в строительство объектов и (или) приобретение объектов недвижимости.

      Настоящим законопроектом в целях реализации положений указанного федерального закона предусматривается распространение положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) на закупки, осуществляемые юридическими лицами за счет:

      субсидий и бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества (далее — целевые средства);

      взносов в уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества;

      последующих взносов в уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются взносы за счет целевых средств, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества.

      Требования Закона о контрактной системе распространяются на закупки, осуществляемые юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в случае если источником финансового обеспечения таких закупок являются средства, предоставленные им из бюджета в виде бюджетных инвестиций (взносов в уставные капиталы данных юридических лиц), и не распространяются на закупки, осуществляемые дочерними обществами данных юридических лиц за счет взносов в уставные (складочные) капиталы, источником которых являются предоставленные из бюджета бюджетные инвестиции.

      Также предлагается распространить положения Закона о контрактной системе на закупки федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р, в случае их осуществления за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и (или) приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.

      www.consultant.ru

      Анализ нарушений, выявляемых при проверках соблюдения Закона о госзакупках

      Вопросы применения норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон о госзакупках) для наших читателей очень актуальны. Прежде всего это связано с большим интересом со стороны контролирующих органов к соблюдению норм данного акта, продиктованным необходимостью контролировать правильность расходования бюджетных средств и средств, полученных бюджетными организациями от осуществления приносящей доход деятельности. Административная ответственность за нарушение Закона о госзакупках, установленная КоАП РФ, достаточно велика, что также стимулирует заказчиков — бюджетные учреждения проводить закупки согласно нормам законодательства. О том, какие нарушения выявляются контролирующими органами при проведении проверки правильности заключения государственного (муниципального) контракта и его выполнения, и пойдет речь в этой статье.

      Первоначальная идея Закона о госзакупках состояла в том, чтобы исключить прямые контакты между заказчиком и поставщиком (исполнителем). Это необходимо для устранения заинтересованности заказчика в заключении контракта с определенным поставщиком. Как показала практика, Закон о госзакупках далек от совершенства. Первоочередная проблема заключается в том, что он не позволяет устанавливать при проведении конкурентных процедур (аукционов, запросов котировок и т.д.) квалификационные требования для поставщиков. В результате заказы часто размещаются заблаговременно, поставщики выбираются по минимальной цене, а работы выполняются неквалифицированными людьми.

      Закон о госзакупках не содержит положения о том, что организация — исполнитель государственного (муниципального) контракта должна иметь соответствующий опыт и ресурсы. В итоге победители конкурсов часто поставляют поддельную продукцию низкого качества. Действующая нормативная база не позволяет “отсеивать“ таких подрядчиков еще на стадии приема заявок на участие в конкурсных процедурах.

      Другой важной проблемой Закона о госзакупках является то, что единственным критерием выбора победителя при проведении конкурсов и аукционов по-прежнему остается цена. Участник аукциона на поставку масла выигрывает торги, предложив за 1 кг этого пищевого продукта цену чуть больше 80 руб. Несмотря на очевидно слишком низкую цену, с поставщиком подписывается государственный контракт, поскольку у него имеется весь необходимый пакет документов. Также часто в стоимость государственного (муниципального) контракта не включаются определенные работы и услуги. Например, больница заключает госконтракт на поставку медикаментов с поставщиком, предложившим самую низкую цену. Впоследствии оказывается, что победитель, устанавливая самую низкую цену на свой товар, “забыл“ включить в нее расходы на перевозку и страхование, а после заключения контракта требует дополнительную плату.

      Организаторы торгов часто идут на уловки, чтобы сократить число участников. Например, условия аукциона и конкурса пишутся “под определенного участника“: размещается заказ на покупку автомобиля, а по конкурсной документации заявленным заказчиком характеристикам соответствует лишь одна марка автомобиля.

      Проверки, проводимые контролирующими органами — ФАС (за исключением поставок по оборонному заказу); Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ), контролирующими органами субъектов РФ и муниципальных образований, — выявляют массу нарушений этого нормативного акта. Опираясь на результаты проверок, приведем обзор нарушений в применении Закона о госзакупках.

      По результатам проверок часто выявляется нарушение в виде неисполнения требований ст. 73 БК РФ. В соответствии с нормами данной статьи бюджетные учреждения, органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Таким образом, независимо от наличия или отсутствия статуса заказчика бюджетное учреждение обязано вести реестр закупок, под которым следует понимать документ, содержащий перечень приобретенных товаров (работ, услуг), оплаченных бюджетным учреждением. Пункт 2 ст. 73 БК РФ устанавливает обязательные требования к реестру. В частности, он должен содержать:

      — краткие наименования закупаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг;

      — наименования и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

      — цену и дату закупки.

      Наименования поставщиков, подрядчиков и исполнителей должны соответствовать их учредительным документам; местом нахождения поставщиков, подрядчиков и исполнителей считается место их государственной регистрации в качестве юридического лица, а если поставщиком, подрядчиком или исполнителем является индивидуальный предприниматель — место его жительства.

      Датой закупки считается дата заключения договора поставки, подряда или возмездного оказания услуг.

      Реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов, не являющихся оборонными, ведется органами Федерального казначейства. Административный регламент Федерального казначейства по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов, утвержден Приказом Минфина России от 28.05.2007 N 47н. В п. 4 данного документа сказано, что управления и отделения Федерального казначейства принимают от государственных заказчиков:

      — сведения о государственном или муниципальном контракте (его изменении), заключенном государственным или муниципальным заказчиком, по форме, приведенной в Приложении 1 к Положению о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.12.2006 N 807 (далее — Положение о ведении реестров заказов);

      — сведения об исполнении (о прекращении действия) государственного или муниципального контракта по форме, приведенной в Приложении 2 к Положению о ведении реестров заказов.

      Ведение реестров заключенных государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу возложено на Рособоронзаказ. Административный регламент исполнения им функций по ведению реестра государственных оборонных заказов утвержден Приказом Министра обороны РФ от 29.01.2007 N 43. В Приложении 3 к данному административному регламенту приведена форма сведений о заключенных государственных контрактах.

      Таким образом, сведения о заключении государственного контракта представляются заказчиком в орган исполнительной власти, уполномоченный вести реестр закупок (органы Федерального казначейства, Рособоронзаказ), по установленной форме. Если сведения представлены в иной форме, государственный контракт в реестре закупок не регистрируется, что приводит к нарушению норм ст. 73 БК РФ.

      Согласно ч. 3 ст. 18 Закона о госзакупках в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта заказчики направляют сведения о заключении контракта в орган государственной власти, уполномоченный на ведение реестра государственных контрактов. Практика проверок показывает, что большинство заказчиков нарушают этот срок.

      Часто государственные заказчики несвоевременно размещают информацию о размещении заказов на официальном сайте в Интернете, в ряде случаев не размещают совсем. Вместе с тем по каждому способу размещения государственного заказа в Законе о госзакупках установлены сроки, в течение которых должна быть размещена информация о его проведении. Например, при размещении заказа открытым конкурсом извещение о проведении последнего размещается заказчиком на официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в нем (ст. 21 Закона о госзакупках). Подобная информации об аукционе публикуется на официальном сайте за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (ст. 33 Закона о госзакупках).

      Не всегда публикуются в официальном печатном издании протоколы рассмотрения заявок на участие в размещении заказов, как того требуют п. 11 ст. 28 и п. 4 ст. 47 Закона о госзакупках.

      К сведению. Приказом ФАС России от 14.07.2010 N 400 определен адрес официального сайта РФ в Интернете для размещения до 1 января 2011 г. информации о проведении торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров, указанных в п. п. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в отношении федерального имущества — www.torgi.gov.ru.

      В Законе о госзакупках четко прописано, в каком случае применяется тот или иной способ размещения заказа. Неправильный выбор формы проведения государственных закупок, например проведение их в виде конкурса, а не аукциона, является одним из распространенных нарушений Закона о госзакупках (Постановление ФАС ВВО от 23.11.2009 по делу N А11-2808/2009).

      В ст. 22 Закона о госзакупках перечислены сведения, которые должны указываться в конкурсной документации и которые не могут в ней содержаться. В п. 3 данной статьи сказано, что конкурсная документация не должна содержать указание на:

      — место происхождения товара или его производителя;

      — требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

      Аналогичные требования предъявляются и к содержанию аукционной документации.

      Указание в конкурсной (аукционной) документации конкретных торговых марок или наименований производителей товаров и услуг без предоставления участникам государственного заказа возможности поставить товар аналогичного качества или свойства. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. Если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами “или эквивалент“, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

      Характерным примером может служить конкурс на поставку продукции, когда в конкурсной документации было указано на необходимость поставить продукцию, наименование которой идентично зарегистрированному товарному знаку одного из участников конкурса (в качестве примера приведем решение суда, касающееся неправильного составления аукционной документации, — Постановление ФАС УО от 05.07.2010 N Ф09-5070/10-С1. Требования, предъявляемые к конкурсной документации (ст. 22 Закона о госзакупках), аналогичны требованиям, предъявляемым к аукционной документации (ст. 34 Закона о госзакупках)).

      К сведению. Запрета на допуск к государственным (муниципальным) закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, Закон о госзакупках не содержит, тем не менее заказчику настоятельно рекомендуется предоставлять преимущества поставщикам товаров российского происхождения (Письмо Минэкономразвития России от 18.06.2009 N Д05-3048).

      Указание в конкурсной документации большого количества точных технологических характеристик, в результате чего может быть поставлен товар лишь одного производителя при наличии на рынке достаточного количества аналогичных товаров. В качестве примера подобного нарушения можно привести конкурс на поставку автомобиля с такими техническими требованиями, под которые подходит только Toyota Avensis.

      Напомним, что в соответствии с нормами п. 2.1 ст. 22 Закона о госзакупках не допускается включение в конкурсную документацию требований к качеству, техническим характеристикам товаров, работ, услуг, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров.

      Содержание в конкурсной документации нереальных сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров. В п. 4 ст. 22 Закона о госзакупках указано, что конкурсная документация должна содержать информацию о сроках поставки (выполнения) предмета контракта. О том, что они должны быть разумными, ничего не сказано. Тем не менее контрольные органы трактуют нереальные сроки выполнения контракта, указанные в конкурсной документации, как нарушение Закона о госзакупках. Они считают, что в этом случае торги проводятся под конкретного поставщика товара или услуги, который уже выполнил условия конкурса заранее и которому остается только подписать контракт и поставить необходимую продукцию или оказать услугу.

      Содержание в конкурсной документации не предусмотренных Законом требований к участнику заказа. Если в конкурсной документации к участнику конкурса предъявляются требования сверх того, что предусмотрено в ст. 22 Закона о госзакупках, это тоже является нарушением норм закона. Например, при проведении конкурса на предоставление услуг по кадастровой оценке зданий его организатор затребовал представление сведений о средней численности работников участника конкурса за предыдущий финансовый год за подписью уполномоченного лица участника размещения заказа. Суд счел это требование нарушением норм Закона о госзакупках (Определение ВАС РФ от 10.09.2009 N ВАС-10949/09).

      Отсутствие в конкурсной документации критериев оценки заявок. Согласно пп. 14 п. 4 ст. 22 Закона о госзакупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о госзакупках .

      ———————————
      В этой статье сказано, какая информация должна содержаться в конкурсной документации, для того чтобы конкурсная комиссия могла определить лучшие условия выполнения контракта. Например, при проведении конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию. Цена является одним из критериев оценки заявки.

      Конкурсная документация очень часто не содержит четких критериев оценки заявок, что затрудняет участие в госзаказе всех заинтересованных лиц и приводит к победе в торгах компаний, которые обладают инсайдерской информацией о госзаказе (Постановление ФАС МО от 25.11.2009 N КА-А40/12504-09).

      Иногда в конкурсной документации не содержится конкретных указаний на то, кем и каким образом должны быть выполнены работы или оказаны услуги. При этом государственный заказчик отказывает в размещении заказа тем организациям, которые намерены привлечь субподрядчиков для выполнения работ или услуг. Проверяющими органами это классифицируется как нарушение Закона о госзакупках, поскольку основанием для отказа в размещении госзаказа по такому принципу является только указание в конкурсной документации на обязанность выполнить работы или оказать услуги лично (Постановление ФАС ВСО от 22.09.2009 по делу N А58-249/09).

      Согласно нормам пп. 4 п. 1 ст. 11 Закона о госзакупках при размещении заказа путем проведения торгов заявки участников, у которых задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, не рассматриваются. Участник размещения заказа будет считаться соответствующим установленному вышеназванной статьей требованию в случае, если он обжалует свою налоговую задолженность в соответствии с законодательством РФ на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе (аукционе). Проверки показывают наличие заключенных контрактов у лиц, задолженность которых по налогам превышает установленный уровень.

      В п. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках сказано, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его выполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках (при заключении договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии) или иных случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 — 6.4 этой статьи.

      Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.

      Что касается повышения цены контракта, то о его условиях говорится в п. 6 ст. 9 Закона о госзакупках: в случае если это предусмотрено документацией об аукционе, конкурсной документацией, а также если заказ размещается у единственного поставщика, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках заказчик по согласованию с поставщиком в ходе выполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт. При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на 10% такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

      Не соблюдая установленные Законом о госзакупках требования, заказчики изменяют цену контракта более чем на этот размер.

      Из п. 9 ст. 26 Закона о госзакупках следует, что заказчики обязаны осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Любой участник размещения заказа, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к заявкам. В нарушение этого пункта законодательства заказчики часто не проводят аудиозапись вскрытия конвертов.

      В государственный и муниципальный контракты должно включаться обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Это установлено п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках. Тем не менее на практике данная информация в государственном контракте отсутствует, и предъявить требования к поставщику бывает непросто.

      В ходе плановых и внеплановых проверок выборочным способом осуществлялся контроль за ходом выполнения государственных контрактов. В результате были выявлены многочисленные нарушения исполнения подрядчиками государственных контрактов: сроки исполнения контрактов не соблюдались, качество выполненных работ было низким, по отдельным объектам подрядчик к выполнению работ не приступал, хотя сроки сдачи уже прошли. Заказчики претензионно-исковую работу по отношению к недобросовестным подрядчикам (исполнителям, поставщикам) не проводили.

      В соответствии с требованиями ст. 55 Закона о госзакупках заказчик обращается в ФАС с просьбой разрешить заключить контракт у единственного поставщика, если:

      — представлена только одна заявка на участие в конкурсе, аукционе или котировочная заявка согласно ч. 12 ст. 25, ч. 7 ст. 31.4, ч. 12 ст. 35, ч. 22 ст. 41.8, ч. 6 ст. 46, ч. 10 ст. 53 Закона о госзакупках;

      — только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или аукционе, признан участником конкурса или аукциона в соответствии с ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 31.5, ч. 6 ст. 36, ч. 11 ст. 41.9 Закона о госзакупках;

      — был только один участник аукциона согласно ч. 13 ст. 37, ч. 14 ст. 41 Закона о госзакупках.

      При рассмотрении обращений, поступающих от государственных заказчиков, о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ФАС осуществляет проверку на предмет соблюдения государственными заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедуры размещения заказа в форме торгов, ставшей основанием для обращения. По результатам проверки принимается решение об отказе в заключении или разрешении заключить государственный контракт у единственного поставщика.

      Из анализа обращений государственных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) следует, что решение об отказе принимается в основном по таким причинам, как:

      — отсутствие обоснования того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) соответствует требованиям Закона о госзакупках и конкурсной документации (документации об аукционе);

      — превышение согласуемой ценой контракта начальной (максимальной) цены, установленной в извещении о проведении конкурса (аукциона);

      — отсутствие в представленных документах согласия предполагаемого поставщика (исполнителя, подрядчика) на заключение государственного или муниципального контракта на условиях конкурсной документации (документации об аукционе);

      — несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе) требованиям Закона о госзакупках;

      — установление неправомерных требований к участникам размещения заказа в конкурсной документации (документации об аукционе);

      — непредставление заказчиком сведений о повторном размещении заказа путем запроса котировок.

      К сведению. Если заказчик заключил государственный контракт на закупку товаров (работ, услуг) путем проведения торгов (даже если срок исполнения такого контракта не истек), он вправе осуществить дополнительную закупку одноименной продукции на сумму до 100 000 руб. в течение квартала (Письмо Минэкономразвития России от 30.03.2010 N Д22-327).

      www.vkaznu.ru

      Смотрите еще:

      • Фз-44 название закона Федеральный закон о контрактной системе: что важно знать и как подготовиться к грядущим изменениям Продолжается реформа госзаказа. 8 лет мы работали по правилам Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для […]
      • Процедуры изменения закона Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ"О государственной службе российского казачества" 3 декабря 2008 г., 3 июня 2009 г., 31 мая 2011 г., 2 июля 2013 […]
      • Закон о торгах 2018 год Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4 Татьяна Трефилова, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования" На вопросы […]
      • 33н приказ минфина россии Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации […]
      • Крутые разводы Крутые джинсовые шорты с отворотами белые в красные разводы размер 25, 27, 28 Рейтинг: 9.70 (100%) Характеристики товара: Шорты Twist&Tango. Новые, с бирками. Сток. Без дефектов. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Тонкий джинс. Хорошо тянется. Цвет белый с красными разводами. Яркие. […]
      • Пфр налоги в 2014 НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранца В последнее время работодатели все чаще и чаще нанимают специалистов-иностранцев. А бухгалтерам приходится разбираться с порядком исчисления страховых взносов и НДФЛ с их доходов. Ведь налоговые ставки зависят от времени пребывания в России, […]