Закон об хозяйственных товариществах

Хозяйственные товарищества и общества

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права

Хозяйственные товарищества

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества (ст 69 — 86 ГК РФ) могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полное товарищество

Полным признается товарищество, участники (полные товарищи) которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпрнимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Участниками полных и коммандитных товариществ (товариществ на вере) могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе хозяйственной деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности.

Лицо может быть полным товарищем только одного товарищества. Участников полного товарищества не может быть менее двух.

Единственный учредительный документ товарищества — его учредительный договор. Он должен быть подписан всеми полными товарищами.

Вкладом в складочный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, имеющие денежную цену. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник имеет один голос и вправе заниматься со всей документацией по ведению дел.

Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно. При совместном ведениии дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. Если ведение дел поручено одному или некоторым членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны иметь доверенность от участника, на которого возложено ведение дел товарищества.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

Участники полного товарищества солидарно несут субсидированную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Субсидированная ответственность означает дополнительную ответственность всех «товарищей» пропорционально размеру их вклада.

Товарищество на вере

Товарищество на вере (ст. 82 — 86 ГК РФ), называемое также коммандитным товариществом, отличается от полного товарищества тем, что в нем наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандистов). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поэтому вкладчиками могут быть граждане и любые юридические лица, а не только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе стать вкладчиками в коммандитном товариществе, если иное не установлено законом.

Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора.

Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности.

Вкладчик товарищества на вере имеет право:

  • Получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале.
  • Знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества.
  • Ликвидация товарищества на вере

    Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество.

    Хозяйственные общества

    Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью.

    Общество с ограниченной ответственностью

    Общество с ограниченной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими лицами общество, учредительный капитал которого разделен на доли определенных учредительными докуменатми размеров..

    Права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью определяются в учредительном договоре и уставе применительно к ст. 67 ГК РФ.

    Общество с дополнительной ответственностью

    Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

    Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Участники общества с дополнительной ответственностью своим имуществом отвечают в точно определенных размерах, кратных по отношению к их вкладам. Поскольку уставный капитал общества не может быть меньше 100-кратного размера минимальной оплаты труда, постольку общество с дополнительной ответственностью имеет большие возможности для гарантий интересов его кредиторов.

    Акционерное общество

    Правовое регулирование акционерного общества (АО) наряду с ГК РФ (ст. 96-104) определяется федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”, а в части АО, созданных в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, акционирования в отраслях сельского хозяйства и акционерных банков — и специальными федеральными законами.

    Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников (акционеров) (ст. 2 ФЗ “Об акционерных обществах”).

    Акционерные общества создаются в учредительном порядке, но ФЗ “Об акционерных обществах” разделяет общий и специальный порядок учреждения АО.

    Закон “Об акционерных обществах” уделяет особое внимание образованию АО путем их реорганизации (слияния, присоединения, выделения и разделения), а также преобразования обществ.

    Учредители

    Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях”. Число учредителей закрытого АО не может превышать 50 лиц. Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей АО.

    Акционерное общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

    Учредительным документом АО является его устав.

    Устав АО должен содержать все основные характеристики АО, как это определено в п. 3 ст. 98 и п. 2 ст. 52 ГК РФ, ст. 11 ФЗ “Об акционерных обществах”.

    АО должно иметь наименование и место своего нахождения. При этом наименование АО должно содержать указание на то, что это акционерное общество и его тип.

    Уставный капитал

    Минимальный размер уставного капитала АО определен законодателем для открытых обществ — не менее 1000-кратной, а закрытого общества — не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

    Законодательство различает два типа акционерных обществ: открытые и закрытые — в зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала, а соответственно, и статуса его участников (ст. 97 ГК РФ).

    Закрытым признается общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц.

    Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами (п. 2 ст. 997 ГК РФ).

    В АО предусмотрена трехзвенная система управления: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), который в обязательном порядке создается, если в обществе более 50 участников, и исполнительный орган (единоличный или коллективный).

    В компетенцию общего собрания акционеров входит решение вопросов:

    • реорганизация и ликвидация общества;
    • увеличение и уменьшение уставного капитала;
    • образование исполнительного органа;
    • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков и др.
    • Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания.

      Руководство текущей деятельностью АО осуществляется единолично или коллегиальным органом.

      Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск, связанный с их деятельностью, в пределах принадлежащих им акций.

      Дочерние и зависимые общества

      Дочерним признается хозяйственное общество, если другое основное хозяйственное общество или товарищество, в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

      Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. Основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

      Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества, или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Как зависимым, так и преобладающим может быть только акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом.

      www.grandars.ru

      Статья 66 ГК РФ. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

      1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

      Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

      2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

      Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

      3. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

      4. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

      5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

      Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).

      6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

      Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.

      Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.

      Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

      7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

      Комментарии к ст. 66 ГК РФ

      1. Хозяйственные товарищества и общества — основные действующие лица современного коммерческого оборота. Они позволяют объединять капиталы и личную деятельность участников ради достижения общей хозяйственной цели. Кроме того, хозяйственные общества дают возможность ограничить предпринимательский риск участников, чем в значительной степени и объясняется их привлекательность.

      2. Хозяйственные товарищества и общества обладают двумя основными квалифицирующими признаками. Во-первых, они являются коммерческими организациями, т.е. юридическими лицами, преследующими в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, которая может распределяться между участниками (см. ст. 50 и коммент. к ней). Во-вторых, они имеют уставный или складочный капитал, разделенный на доли участников. Доля в уставном (складочном) капитале не сообщает участнику никаких вещных прав на имущество товарищества (общества), которое принадлежит последнему на праве собственности как юридическому лицу (см. п. 2 ст. 48 и коммент. к нему, а также п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, п. 18 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 91). В ней лишь выражены обязательственные права участника по отношению к товариществу (обществу), т.е. право на получение определенной части прибыли и ликвидационного остатка либо стоимости определенной части имущества товарищества (общества) при выбытии из его состава, а также права участника по управлению товариществом (обществом).

      Поскольку уставный (складочный) капитал имеет большое значение для защиты интересов кредиторов товарищества (общества), его регулированию в ГК и издаваемых в соответствии с ним специальных законах посвящен целый ряд положений. Для хозяйственных обществ, по обязательствам которых их участники (по общему правилу) не несут личной ответственности, устанавливается минимальный размер уставного капитала и вводятся подробные правила, касающиеся его оплаты, увеличения и уменьшения. Кроме того, для всех товариществ и обществ предусмотрены нормы, регулирующие соотношение уставного (складочного) капитала с чистыми активами товарищества (общества) (см. п. 2 ст. 74, п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 и коммент. к ним).

      3. В соответствии с п. п. 2 и 3 комментируемой статьи хозяйственные товарищества и общества могут создаваться в строго определенных формах — полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Все эти организационно-правовые формы были известны российскому законодательству и ранее, однако охватывались они единым родовым понятием «торговое товарищество», что соответствовало традиции романо-германской правовой системы. ГК вслед за Основами ГЗ разделил их на две группы — хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, хотя и не снабдил самостоятельными определениями. Очевидно, что в основе такого деления лежит получившая ныне широкое распространение доктрина о том, что товарищество есть объединение лиц, а общество представляет собой объединение капиталов. Исходя из этого обнаруживаются следующие основные различия правового положения товариществ и обществ, проведенные в ГК с разной степенью последовательности: 1) товарищество, несмотря на обладание собственной правосубъектностью, рассматривается как договорное объединение. Оно действует на основании учредительного договора, а не устава, как большинство других юридических лиц; 2) поскольку товарищество есть объединение лиц, предполагающих совместно осуществлять предпринимательскую деятельность, его участниками могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, тогда как для участия в обществах подобное ограничение не предусмотрено; 3) участники товарищества при всех обстоятельствах несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам. На участников общества такая ответственность может быть возложена лишь по ограниченному кругу оснований, прямо предусмотренных ГК (см. ст. ст. 56, 95, 105 и коммент. к ним); 4) лицо может участвовать в качестве полного товарища только в одном товариществе; 5) товарищество не может быть создано одним лицом, а для общества такая возможность допускается; 6) непременным условием создания и деятельности общества является его надлежащая капитализация. Поэтому закон достаточно строго регулирует вопросы формирования уставного капитала общества, изменения его размера, а также поддержания активов общества на уровне не меньшем уставного капитала; 7) у товариществ отсутствует система органов, характерная для обществ. Дела товарищества ведут сами участники, в то время как в обществе эти функции могут осуществляться наемными лицами; 8) фирменное наименование товарищества обязательно должно включать имя (наименование) хотя бы одного из участников. У общества же оно может быть произвольным; 9) участие в обществе передается более свободно, чем в товариществе; 10) изменения состава участников общества никак не сказываются на его существовании, тогда как выбытие полного товарища по общему правилу влечет прекращение товарищества; 11) в правовом регулировании обществ достаточно высок удельный вес императивных норм. Товарищества же регулируются в основном диспозитивными нормами.

      4. Имущество хозяйственного товарищества или общества первоначально формируется за счет вкладов учредителей. В качестве вклада могут выступать лишь такие вещи и имущественные права, которые поддаются денежной оценке. В связи с этим в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 разъяснено, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или ноу-хау. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством. Это разъяснение представляется спорным или, во всяком случае, непоследовательным. Непонятно, каким образом может иметь денежную оценку право пользования объектом, который сам денежной оценки не имеет. Кроме того, вывод о том, что любой объект интеллектуальной собственности не подлежит денежной оценке, представляется ошибочным с точки зрения экономических реалий. Коммерческой практикой давно доказано, что по крайней мере такие объекты исключительных прав, как удостоверенное патентом изобретение, товарный знак, знак обслуживания, программа для ЭВМ, селекционное достижение, промышленный образец, полезная модель, имеют безусловную экономическую ценность и, следовательно, вполне поддаются денежной оценке.

      Напротив, не способны по своей природе иметь денежную оценку и поэтому не могут быть вкладом в имущество хозяйственного общества или товарищества нематериальные блага (см. ст. 150 и коммент. к ней), а также профессиональные навыки, знания, умения и другие личные качества.

      rulaws.ru

      Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ « О хозяйственных партнерствах»

      1. Устав партнерства и соглашение об управлении партнерством

      2. Складочный капитал партнерства

      3. Права и обязанности участников хозяйственного партнерства

      4. Ответственность хозяйственного партнерства и его участников по обязательствам

      5. Управление хозяйственным партнерством

      Рассматриваемым Федеральным законом (далее — Закон о хозяйственных партнерствах) в российское право вводится новая организационно-правовая форма юридического лица — хозяйственное партнерство. Хозяйственные партнерства определены в рассматриваемом Законе как новый вид коммерческих организаций корпоративного типа (ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).

      В Пояснительной записке к законопроекту, который лежал в основе рассматриваемого Закона, разработчики указывали на желание предусмотреть в российском праве такой вид юридического лица, который соответствовал бы зарубежным аналогам ведения инновационной (в том числе венчурной) деятельности (к примеру, limited partnership и др.). Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ были признаны разработчиками этого законопроекта не соответствующими запросам современного хозяйственного оборота в данной сфере деятельности.

      Представляется, что Закон о хозяйственных партнерствах призван выполнить ту же роль, что и Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (далее — Закон об инвестиционном товариществе) — создание российского аналога правовой конструкции ограниченного партнерства (limited partnership). Однако способы осуществления этой цели в названных Законах различаются. Закон о хозяйственных партнерствах предполагает достижение такого результата через использование нового вида юридического лица, а Закон об инвестиционном товариществе — через особые договорные формы.

      Федеральный закона «О хозяйственных партнерствах» дополняет перечень коммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, новым видом юридического лица — хозяйственным партнерством. Внесение иных изменений в Гражданский кодекс РФ не предусмотрено. Следует отметить, что в первоначальной версии законопроекта, на котором основан данный Закон, предполагалось ввести новый параграф в гл. 4 ГК РФ, однако законодатель отказался от этого решения.

      Закон о хозяйственных партнерствах вступает в силу 1 июля 2012 г.

      1. Устав партнерства и соглашение

      об управлении партнерством

      Закон о хозяйственных партнерствах предусмотрел общую правоспособность для этого вида юридических лиц (ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Однако в нем специально оговорены небольшие исключения из общей правоспособности для данного вида юридических лиц (ч. 4, 5, 7 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах):

      — эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

      — реклама своей деятельности;

      — учреждение юридических лиц или участие в них (за исключением союзов и ассоциаций).

      Однако указание этих ограничений не может быть расценено как установление специальной правоспособности для данного вида юридических лиц.

      Права хозяйственного партнерства также могут быть ограничены уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством (ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Эти документы являются основными для определения статуса хозяйственного партнерства и прав и обязанностей его членов. Однако учредительным документом согласно ч. 1 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах может считаться только устав партнерства.

      Закон о хозяйственных партнерствах устанавливает небольшой перечень необходимых положений, которые должны содержаться в уставе (ч. 2 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах):

      — полное фирменное наименование партнерства;

      — цели и виды деятельности;

      — общий размер и состав складочного капитала;

      — порядок хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

      — наличие или отсутствие в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или о неучастии самого партнерства в соглашении об управлении;

      — порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

      Иные сведения об управлении хозяйственным партнерством, а также права его участников должны содержаться в соглашении об управлении хозяйственным партнерством (ч. 1 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Важно отметить, что согласно данному положению рассматриваемого Закона соглашением об управлении партнерством могут регулироваться не только права и обязанности его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Столь необычная норма уникальна для российского корпоративного права.

      Хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же хозяйственным партнерством (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах), что также нехарактерно для российских договорных и корпоративных правовых конструкций.

      Устав партнерства является публичным документом, который должен предоставляться для ознакомления по просьбе любого третьего лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ч. 3 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах). Соглашение об управлении партнерством разглашается в строго установленном порядке: с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке (ч. 5 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Закона о хозяйственных партнерствах).

      По общему правилу участники партнерства не могут ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством в своих отношениях с третьими лицами (ч. 4 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Исключение составляет случай, когда участники партнерства смогут доказать, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.

      Соглашение об управлении партнерством не подлежит государственной регистрации, но в обязательном порядке должно быть удостоверено нотариусом (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Как и договор инвестиционного товарищества, соглашение об управлении партнерством должно храниться у нотариуса (ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах и ст. 8Закона об инвестиционном товариществе).

      Предполагается, что с помощью соглашения об управлении партнерством стороны этого соглашения смогут максимально свободно и без каких-либо легальных ограничений определять права и обязанности участников хозяйственного партнерства и других лиц, регулировать порядок управления этим юридическим лицом, а также распределять прибыль и расходы (пп. 1 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). При указании данных условий в соглашении об управлении хозяйственным партнерством права и обязанности могут быть распределены как угодно непропорционально. Рассматриваемый Закон в полной мере полагается на свободное волеизъявление сторон этого договора, устанавливая такое регулирование условий соглашения об управлении хозяйственным партнерством.

      Право на выход из состава партнерства может быть ограничено соглашением об управлении хозяйственным партнерством (пп. 2 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Примечательно, что столь важная информация о деятельности хозяйственного партнерства должна быть указана не в уставе, свободном для ознакомления кредиторов, а в соглашении об управлении, информацию о котором кредиторы могут получить только с большими издержками. Третьи лица при ознакомлении лишь с уставом хозяйственного партнерства не смогут определить степень устойчивости такой организации, что может отрицательно сказаться на защите их интересов.

      Права и обязанности участника хозяйственного партнерства, закрепленные в соглашении об управлении этим юридическим лицом, при выходе из состава участников партнерства передаются новому участнику в соответствии со специальным договором, который заключается между приобретателем доли в складочном капитале партнерства и участниками партнерства. Этот договор является неотъемлемой частью соглашения об управлении (ч. 3 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). В данной норме не определена роль сторон соглашения об управлении партнерством, не являющихся его участниками, а также самого хозяйственного партнерства, если оно является стороной такого соглашения, при заключении этого специального соглашения с приобретателем доли в складочном капитале.

      Рассматриваемый Закон устанавливает случаи принудительного исключения участника хозяйственного партнерства (ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах). Данная норма вновь указывает на сходство этой организационно-правовой формы с обществом с ограниченной ответственностью (см. ст. 10 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).

      Участник хозяйственного партнерства может быть исключен из него в судебном и во внесудебном порядках. В судебном порядке участник может быть исключен в следующих случаях:

      — участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Законом о хозяйственных партнерствах или соглашением об управлении партнерством;

      — своими действиями (бездействием) участник партнерства делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.

      Во внесудебном порядке исключение из хозяйственного партнерства допускается по единогласному решению остальных участников партнерства лишь в случае, если участник не исполняет в установленный срок обязанности по внесению в складочный капитал вклада (части вклада) (ч. 2 ст. 7 Закона о хозяйственных партнерствах).

      Интересы исключенного участника защищаются тем, что решение о его исключении может быть обжаловано им в суд (ч. 2 ст. 7Закона о хозяйственных партнерствах).

      2. Складочный капитал партнерства

      Правила о складочном капитале хозяйственного партнерства во многом схожи с нормативным регулированием уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью. Складочный капитал хозяйственного партнерства формируется за счет вкладов тех участников партнерства, которые не могут быть освобождены от обязанности по внесению такого вклада (ч. 1 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах).

      Необходимо отметить и важное отличие: порядок внесения вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства не урегулирован рассматриваемым Законом и должен быть описан в соглашении об управлении партнерством (пп. 1 ч. 2 ст. 5, ст. 10Закона о хозяйственных партнерствах). Складочный капитал может вноситься по частям в различные сроки, что может привести к появлению юридического лица без какого-либо собственного имущества. Ранее российское гражданское право этого не допускало.

      Для сравнения можно привести пример общества с ограниченной ответственностью, в отношении участников которого установлено правило об обязательном внесении по меньшей мере половины всей суммы уставного капитала к моменту государственной регистрации этого общества (п. 3 ст. 90 ГК РФ).

      Минимальный размер складочного капитала хозяйственного партнерства в рассматриваемом Законе не предусмотрен. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать нормативы достаточности собственных средств для хозяйственных партнерств, осуществляющих деятельность в определенной сфере (ч. 9 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).

      Партнерство обязано вести реестр участников партнерства с указанием размера их доли и сведений о внесении вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства (ч. 5 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах). При этом публичной информацией является только перечень участников партнерства, а не размер их долей.

      Важно, что в этот реестр не попадут лица, которые являются сторонами по соглашению об управлении партнерством, но не являются участниками партнерства (ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах). Они будут иметь влияние на деятельность хозяйственного партнерства, но идентифицировать их третьи лица не смогут, что может привести к различным злоупотреблениям. Такие лица, являющиеся стороной по соглашению об управлении партнерством, смогут анонимно участвовать в хозяйственном обороте, не отвечая по своим обязательствам перед кредиторами.

      На значительные риски кредиторов хозяйственного партнерства, возникающие при этом, указывалось в заключении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 24.06.2011 N 147 «О проектах Федеральных законов N 557159-5 «О хозяйственных партнерствах» и N 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах».

      Выход участника из партнерства путем отказа от участия в нем и передача доли в складочном капитале возможны, только если это предусмотрено соглашением об управлении партнерством (ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах).

      Если возможность выхода путем отказа от участия в партнерстве предусмотрена, то такой отказ возможен при уведомлении партнерства о выходе из него за три месяца (пп. 1 ч. 2 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

      При выходе участника из партнерства в форме отказа от участия он имеет право на получение действительной стоимости своей доли (ч. 5 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах). Доля вышедшего участника при этом переходит к партнерству.

      Если же участник выбыл из хозяйственного партнерства без перехода прав на долю к участникам, третьим лицам или самому партнерству (к примеру, в случаях, установленных в ч. 7 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах), то доли оставшихся участников в этом случае увеличиваются пропорционально их долям в складочном капитале партнерства (пп. 3 ч. 2 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

      Прием в партнерство новых членов допускается только с единогласного согласия всех его участников (ч. 1 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах).

      При передаче прав на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства у участников возникает преимущественное право на ее приобретение, если иное не предусмотрено в соглашении об управлении хозяйственным партнерством (пп. 3 ч. 1 ст. 12 и ст. 15Закона о хозяйственных партнерствах).

      Рассматриваемый Закон содержит правило об обязательном нотариальном удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли в складочном капитале хозяйственного партнерства (ч. 3 ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах). Партнерство должно быть уведомлено в письменной форме о совершении такой сделки на следующий рабочий день после ее нотариального удостоверения. При этом требуется представить доказательства ее совершения. Приобретатель прав на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства приобретает права и обязанности участника партнерства с момента такого уведомления.

      Данные правила имеют мало отличий от норм, регулирующих переход прав на долю в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (см. ст. 21 Закона об ООО).

      3. Права и обязанности участников

      хозяйственного партнерства

      Хозяйственное партнерство описывается в рассматриваемом Законе как юридическое лицо корпоративного типа, так как его деятельность определяется на основе членства, а число участников не может быть менее двух (ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах). Следует отметить, что ограничение по числу участников хозяйственного партнерства 50 членами указывает также на сходство этой правовой конструкции с инвестиционным товариществом (ч. 3 ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах и ч. 6 ст. 3 Закона об инвестиционном товариществе).

      Система прав и обязанностей участников, а также организационная структура хозяйственного партнерства в значительной степени напоминает общество с ограниченной ответственностью.

      Права и обязанности участников хозяйственного партнерства в общем виде указаны в ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах. Так, в соответствии с частью 1 данной нормы участник партнерства вправе:

      — участвовать в управлении деятельностью партнерства;

      — получать информацию о деятельности партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией;

      — продать свою долю в складочном капитале партнерства или осуществить ее отчуждение иным образом;

      — получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;

      — выйти из партнерства, заявив об отказе от участия в партнерстве, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении партнерством, или потребовать приобретения партнерством, участниками партнерства или иными лицами принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства.

      Обязанности участников хозяйственного партнерства по сравнению с их правами сформулированы в рассматриваемом Законелаконичнее (ч. 2 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах):

      — вносить вклады в складочный капитал партнерства;

      — не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.

      В то же время не следует забывать, что большая часть прав и обязанностей может быть установлена в соглашении об управлении партнерством. Более того, все права участника партнерства могут быть ограничены таким соглашением (ч. 1 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). В качестве исключения можно привести право на ознакомление со всей документацией партнерства, которое не может быть ограничено даже соглашением об управлении партнерством (ч. 4 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах).

      Участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства по общему правилу пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале. Однако иной порядок управления может предусматриваться соглашением об управлении партнерством (ч. 3 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). В Законе указано, что устранение всех участников партнерства от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается, но отсутствует норма, запрещающая устранение одного или нескольких участников.

      4. Ответственность хозяйственного партнерства

      и его участников по обязательствам

      Ответственность партнерства по своим обязательствам обеспечивается всем его имуществом (ч. 1 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах). Это правило в российском праве характерно для всех хозяйственных обществ.

      Особенностями регулирования ответственности хозяйственного партнерства, отличающего его, к примеру, от обществ с ограниченной ответственностью, являются два момента:

      — возможность исполнения участниками партнерства обязательства перед кредиторами хозяйственного партнерства, если встает вопрос об обращении взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах);

      — возможность предусмотреть в договоре с кредиторами-предпринимателями условие о полном или частичном прекращении обязательств хозяйственного партнерства перед ними при наступлении определенных условий, указанных в таком договоре (ч. 3 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).

      Последнее правило может вступить в противоречие с принципом недопустимости ограничения ответственности по обязательствам (п. 1 ст. 400 ГК РФ). В этой норме установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи ограничения (но не исключения полностью) права на полное возмещение убытков по определенным обязательствам или возникших из определенного рода деятельности. В то же время рассматриваемая норма Закона о хозяйственных партнерствах формулирует данное правило без каких-либо ограничений по видам обязательств или деятельности.

      5. Управление хозяйственным партнерством

      Система и структура органов и подробные правила управления хозяйственным партнерством указываются в соглашении об управлении партнерством, тогда как в уставе определяются лишь общие положения о порядке и сроке избрания единоличного исполнительного органа партнерства, а также о порядке его деятельности и принятия решений (пп. 7 ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах).

      Органом управления партнерством, без которого невозможно его существование и нормальное функционирование, является единоличный исполнительный орган (ч. 3 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах). Он избирается из числа участников партнерства — физических лиц единогласным решением всех участников партнерства на срок, установленный в уставе. Если такой срок не будет указан, то он считается равным сроку существования этого юридического лица. Иные органы управления хозяйственным партнерством не вправе взаимодействовать с третьими лицами от имени партнерства.

      Иные органы управления могут предусматриваться соглашением об управлении хозяйственным партнерством. Каких-либо предписаний и ограничений в отношении их числа, взаимодействия, функций и полномочий рассматриваемый Закон не устанавливает. Представляется, что членами таких органов управления могут быть и лица, не являющиеся участниками хозяйственного партнерства.

      Соглашением об управлении хозяйственным партнерством предусматриваются такие важные вопросы управления деятельностью юридического лица, как правила голосования участников по различным вопросам, право вето (пп. 1 ч. 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах) и одобрение решений единоличным исполнительным органом хозяйственного партнерства (ч. 4 ст. 19Закона о хозяйственных партнерствах).

      Решения органов управления хозяйственным партнерством могут быть обжалованы в суд участником партнерства в течение трех месяцев с момента, когда такому участнику стало известно (или должно было стать известно) о принятии оспариваемого решения или об обстоятельствах, являющихся основаниями для признания их недействительными (ч. 6 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах). Основания недействительности решений органов управления могут быть установлены в том числе и соглашением об управлении хозяйственным партнерством (ч. 5 ст. 18 Закона о хозяйственных партнерствах).

      По общему правилу члены органов управления партнерства и его единоличный исполнительный орган несут ответственность перед хозяйственным партнерством за убытки, причиненные ему их виновными действиями (бездействием). Следует отметить, что соглашением об управлении партнерством может быть предусмотрено ограничение такой ответственности или ее отсутствие (ч. 2 ст. 22 Закона о хозяйственных партнерствах). Представляется, что кредиторы должны учитывать это правило при заключении сделок с хозяйственными партнерствами.

      Закон о хозяйственных партнерствах не устанавливает случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности и деятельности партнерства, если иное не указано в соглашении об управлении партнерством. Аудит в отношении этого юридического лица может быть проведен лишь по желанию участника партнерства с отнесением всех расходов на его проведение на счет этого участника (ст. 20 Закона о хозяйственных партнерствах). Данное правило не учитывает интересы участников партнерства и его кредиторов и может быть использовано в целях сокрытия различных злоупотреблений со стороны органов управления партнерством.

      Из текста рассматриваемого Закона неясно, могут ли отдельные участники хозяйственного партнерства заключать между собой различные соглашения по вопросам управления хозяйственным партнерством (по аналогии с акционерным соглашением) и как будут соотноситься такие договоры с соглашением об управлении хозяйственным партнерством, которое принимается всеми его участниками.

      zakon.ru

      Смотрите еще:

      • Закон о предоставлении детского сада в 3 года Практика по спорам об обязании заключить договор социального найма жилого помещения Федеральные нормативные правовые акты: Жилищный кодекс РФ - ст. 10 "Основания возникновения жилищных прав и обязанностей" - ст. 49 "Предоставление жилого помещения по договору социального найма" - ст. […]
      • Юридическая фирма закон есть закон Разрешение (лицензия) на такси. Как и где получить лицензию на такси в Санкт-Петербурге Стоимость услуги по оформлению разрешения на перевозку в такси – 3 900 руб. Срок оформления лицензии на такси до 30 дней Срок действия разрешения (лицензии) – 5 лет. С 1 января 2012 года в […]
      • Пособие по беременности и родам рб Пособия женщинам при беременности и выходе в декрет Сложившаяся система государственной поддержки семей с детьми предусматривает предоставление нескольких видов социальных выплат женщинам по случаю беременности и рождения ребенка. Их базовые фиксированные размеры, установленные в 2015 […]
      • Дополнительные расходы на детей алименты Уплатой алиментов не заканчивается участие того из родителей, который не проживает с ребенком, в его материальном содержании. Бывают ситуации, когда выплат по алиментным обязательствам очевидно недостаточно для реального удовлетворения потребностей ребенка. В таких случаях существует […]
      • Заявление об отпуске по беременности и родам 2014 Как правильно написать заявление на декретный отпуск? Декретный отпуск — это отпуск, который работодатель предоставляет женщине на период беременности и последующих родов, а также на определенный послеродовой срок. Таким образом, данный вид отдыха подразделяется на две части: до и после […]
      • Приказ о списании дебиторской задолженности нереальной к взысканию На учете учреждения числится задолженность (дебиторская и кредиторская) по различным основаниям (банкротство контрагента, ликвидация детского сада и т.п.). Каковы критерии отнесения задолженности (дебиторской и кредиторской) к безнадежной? Каков порядок списания данной […]