Закон об агитации

IT и медиа

Блогеров приравняли к прессе

Блогеров, у которых более 3000 читателей, приравнивают к СМИ

Госдума приняла закон, который приравнивает блогеров и популярных в социальных сетях пользователей к СМИ. Блогерам, у которых более 3000 читателей, придется работать по правилам прессы: соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, маркировать свои издания по возрастной категории. Блогеры считают, что закон нарушает их права на свободное высказывание своего мнения и не собираются сдаваться.

В рамках рассмотрения «антитеррористического пакета» Госдума приняла в третьем чтении поправки, согласно которым популярные блогеры, аудитория которых превышает 3000 читателей, приравниваются к средствам массовой информации. В Роскомнадзоре их будут учитывать в специальном реестре, а самим им необходимо будет регистрироваться как СМИ. Правила касаются не только блогеров Livejournal, но популярных пользователей социальных сетей и отдельных сайтов, так как они также могут быть распространителями информации.

Теперь блогерам придется соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, а также промаркировать свои издания по возрастной категории.

В случае нарушения закона предусматривается штраф от 10 до 30 тыс. руб. для физических лиц и от 50 до 300 тыс. руб. для юридических. В случае повторения нарушения — от 30 до 50 тыс. руб. для физических и от 300 до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

«Live Journal Inc считает, что отрасль не нуждается в дополнительном регулировании, так как все пункты, которые предусматривает новый закон, уже отражены в законодательстве: это закон о клевете, правила предвыборной агитации и правила нераспространения экстремистской информации. Все эти нормы действуют уже сейчас», — заявила PR-директор Rambler&Co Софья Иванова.

В минувшую пятницу, когда законопроект о блогерах был принят во втором чтении, популярный поисковик «Яндекс» закрыл проект, в котором можно было просматривать рейтинги блогеров и блогохостингов на сервисе поиска по блогам, а также кнопки показа числа читателей на страницах блогеров, сообщила компания.

Блогосфера пережила пик своей популярности и уступила социальным сетям роль наиболее популярного места обсуждения актуальных вопросов, а вместе с ней пошла на спад и популярность поиска по блогам, решили в «Яндексе». «Сервис, по сути, заморожен уже несколько лет, и, созданные совсем в других условиях, к настоящему времени рейтинги блогов перестали отображать то, что на самом деле обсуждают люди в интернете и кого они читают», — пояснили разработчики.

Этой весной компания проведет «генеральную уборку» в своих сервисах, в том числе в сервисе поиска по блогам. Теперь на главной странице поиска по блогам будет доступна только функция «поиск». Быть СМИ намного сложнее и менее эффективно, и есть ряд блогеров, которые могут отказаться от своей деятельности.

Закон не приравнивает блогеров к средствам массовой информации, а объявляет их вне конституционного поля, недоволен медиаменеджер и известный блогер Антон Носик. «У СМИ регистрация добровольная. Согласно статье 8 закона о средствах массовой информации, сайты в интернете имеют право регистрироваться как СМИ, а могут и не регистрироваться», — говорит он.

Впрочем, закон не отразится на блогерах, считает Носик. «На блогеров будут накладывать санкции, они будут платить штрафы. Но к тому моменту, когда блог решат заблокировать за отказ регистрироваться как СМИ, все читатели блога будут знать о методах обхода блокировки, — считает он. –

Сдаваться никто не собирается. Это антиконституционный закон, который нарушает наши права на высказывание собственного мнения».

Непонятно, как по новому закону будет оцениваться посещаемость, так как есть, к примеру, визиты и просмотры, количество которых в ЖЖ может серьезно различаться, говорит популярный блогер и директор по маркетингу рекламного сервиса «Блогун» Елена Бурдюгова.

«Отношение блогеров к законопроекту в данный момент настороженное, так как его тонкости пока нигде не прописаны, — говорит она. — Статистика большинства социальных медиа является закрытой информацией, и если на российские компании государство может воздействовать для получения данных, то как на подобные запросы отреагируют владельцы западных социальных медиа, непонятно. Кроме того, непонятно, будет ли оцениваться количество визитов или просмотров, а это важный вопрос, так как в ЖЖ эти показатели могут отличаться в десятки раз».

Блогеры могут постараться уйти за пределы юрисдикции РФ, констатирует Бурдюгова. .

«Этот законопроект может стать для блогеров как благом, так и тяжелым бременем. Например, если законодатели ограничатся внесением блогеров в реестр и небольшим списком обоснованных ограничений, таких как запрет на пропаганду терроризма, наркотиков или порнографии, то это улучшит атмосферу в интернет-среде. Если же каждый раз потребуется собирать ворох бумаг, чтобы зарегистрировать или исключить из реестра СМИ, большинство блогеров постарается уйти в тень или за пределы юрисдикции РФ», — говорит она.

Уже был ряд случаев, когда блогеры пытались зарегистрироваться как СМИ, но в итоге не смогли. Также в 2009 году уже был громкий скандал с регистрацией Сергеем Мухамедовым своего ЖЖ как СМИ. Тогда LiveJournal подал на него в суд за нарушение своих прав.

Ранее депутаты пытались узаконить деятелей блогеров, которые публикуют «джинсу», и обложить их налогом. Но в результате закон так и не был принят.

m.gazeta.ru

Особенности нового закона о выборах депутатов Госдумы и агитация в СМИ

Иерархия источников избирательного права

Грядущая кампания по выборам в Государственную Думу обусловливает повышенный интерес к законодательству о выборах, в особенности к последним изменениям и дополнениям, вносимым в избирательное законодательство. В свете этого особую актуальность приобретает закон, непосредственно регулирующий проведение данной избирательной кампании, а именно — Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 (далее ФЗ «О выборах депутатов. »).

Названный закон представляет собой результат продолжительного развития избирательного законодательства Российской Федерации. В нем нашли отражение опыт проведения двух федеральных избирательных кампаний (выборов депутатов Государственной Думы в 1995 г. и Президента РФ в 1996 г.), а также выработанные в ходе практического применения норм избирательного законодательства правила, закрепленные в правовых актах Центральной избирательной комиссии.

Помимо этого, в процессе проведения многочисленных региональных и местных выборов нередко выявлялись недостатки действовавшего избирательного законодательства, что в свою очередь стимулировало его совершенствование.

Особое значение имело появление в системе избирательного законодательства такого основополагающего закона, как Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2 (далее ФЗ «Об основных гарантиях. »). Указанный закон имеет высшую юридическую силу не только по отношению к федеральному законодательству о выборах, но и ко всему российскому законодательству в целом. Указанное обстоятельство позволило, не дожидаясь федеральных выборов, «обкатать» положения данного закона в процессе проведения региональных и муниципальных выборов. Практика применения этого закона привела к необходимости модификации ряда его положений, что и было сделано Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 3 . В конечном счете, именно изменения, внесенные в ФЗ «Об основных гарантиях. », и предопределили принятие нового закона «О выборах депутатов. », который призван адаптировать положения новой редакции ФЗ «Об основных гарантиях. » к парламентским выборам.

Регламентация деятельности СМИ во время избирательной кампании является одной из так называемых «проблемных сфер» современного российского избирательного законодательства. Следует отметить, что до недавнего времени роль СМИ в проведении избирательной кампании постоянно недооценивалась, что приводило к практически полному отсутствию в избирательном законодательстве норм, регламентирующих их деятельность.

Однако практика проведения избирательных кампаний показала то огромное и все возрастающее значение, которое приобретают СМИ в ходе избирательного процесса. Они являются, с одной стороны, мощным средством воздействия на формирование воли избирателей, а с другой — необходимым средством информационного обеспечения избирательной кампании. Все это обусловило постепенное расширение круга норм, регламентирующих деятельность СМИ в период выборов, что привело к конкретизации и детализации соответствующих положений избирательного законодательства.

Свобода выбора форм проведения агитации

Фундаментальным принципом избирательного права является свобода выбора формы и методов проведения агитации. При этом предвыборная агитация может проводиться не только через СМИ, но и путем проведения массовых мероприятий, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других материалов, а также в иных не запрещенных законом формах. Предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом на практике для толкования указанных форм предвыборной агитации через СМИ применяются определения, содержащиеся в некоторых инструкциях Центризбиркома (см. таблицу). Несмотря на то, что указанные инструкции фактически утратили силу, содержащиеся в них определения прочно вошли в лексикон юридической доктрины и продолжают применяться на практике.

ФЗ «О выборах депутатов. » в полном соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях. » устанавливает для отдельных категорий физических лиц, а также для отдельных категорий организаций запрет на участие в предвыборной агитации и запрет на участие в освещении избирательной кампании через СМИ.

«Публичные» и «частные» СМИ

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях. » ФЗ «О выборах депутатов. » делит вещательные организации и печатные СМИ на две группы, которые можно назвать «публичными» (то же, что и «регулируемые СМИ» в статье А. Постникова — Прим. ред.) и «частными». При определении круга «публичных» вещательных организаций и СМИ, на которые возлагаются обязанности по информационному обеспечению избирательной кампании, применяется критерий состава учредителей (в случае если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий либо их редакций являются государственные органы, организации, учреждения) и критерий финансирования (в случае если эти организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов). Наличие хотя бы одного из указанных критериев служит основанием для того, чтобы считаться «публичным» СМИ или «публичной» вещательной организацией.

Закон «О выборах депутатов. » устанавливает особый статус «публичных» муниципальных СМИ и вещательных организаций, то есть таких СМИ и вещательных организаций, учредителями (соучредителями) которых являются органы местного самоуправления, либо если указанные организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов. Указанные СМИ и вещательные организации имеют право на отказ от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме. Аналогичное правило предусмотрено законом для специализированных организаций телерадиовещания и специализированных средств массовой информации (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других) при условии полного их неучастия в освещении избирательной кампании в какой бы то ни было форме. Редакции периодических печатных изданий, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию.

Важнейшей функцией «публичных» вещательных организаций и СМИ является предоставление бесплатных (для участников предвыборной агитации) эфирного времени, печатной площади (оплата которых производится за счет текущего бюджетного финансирования соответствующих организаций и СМИ). ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает жесткие требования к объему эфирного времени (печатной площади).

Предвыборная агитация через «публичные» вещательные организации начинается за 30 дней до дня голосования, а через «публичные» печатные СМИ — за 40 дней до дня голосования. И в том, и в другом случае срок, отведенный для осуществления предвыборной агитации, истекает в ноль часов дня, предшествующего дню голосования.

В отличие от агитации через «публичные» вещательные организации и печатные СМИ агитация через «частные» вещательные организации и печатные СМИ может осуществляться уже с момента регистрации кандидата или списка кандидатов (не дожидаясь окончания указанной регистрации) за плату исключительно на основе договора. При этом необходимо соблюдение установленных законом «О выборах депутатов. » требований к договорам о предоставлении эфирного времени и печатной площади за плату: обязательное включение в текст договора ряда предписываемых законом условий, оформление названных в законе документов после выполнения условий договора, соблюдение установленного законом порядка оплаты эфирного времени и печатной площади и т.д. При этом «частные» вещательные организации и печатные СМИ должны опубликовать сведения о тарифах на оплату не позднее, чем на двадцатый день после официального опубликования решения о назначении выборов и представить указанные сведения в соответствующую избирательную комиссию с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь участникам предвыборной агитации. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Несоблюдение указанных требований делает невозможным последующее предоставление эфирного времени, печатной площади для ведения предвыборной агитации.

ФЗ «О выборах депутатов. » допускает, наряду с предоставлением «публичными» вещательными организациями и печатными СМИ участникам предвыборной агитации бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, предоставление указанными организациями и СМИ эфирного времени и печатной площади для осуществления предвыборной агитации на основе договора. Для этого указанные организации и СМИ обязаны резервировать дополнительное эфирное время и дополнительную печатную площадь в объемах, установленных ФЗ «О выборах депутатов. ». В этом случае также применяется правило об обязательном опубликовании размера оплаты эфирного времени или печатной площади. При этом каждый участник предвыборной агитации имеет право лишь на свою долю дополнительного эфирного времени или дополнительной печатной площади, предоставляемых за плату.

Особенности агитации за федеральные списки

ФЗ «О выборах депутатов. » отделяет предвыборную агитацию избирательных объединений (блоков), зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, от предвыборной агитации региональных групп и кандидатов по одномандатным избирательным округам. Предвыборная агитация на федеральном уровне осуществляется через общероссийские вещательные организации и периодические печатные издания, а на региональном уровне — через соответствующие подразделения общероссийских вещательных организаций, а также через региональные вещательные организации и печатные СМИ. Списки названных вещательных организаций и печатных СМИ составляются и публикуются соответствующими избирательными комиссиями по представлению соответствующих федеральных и территориальных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее, чем на десятый день после дня официального решения о назначении выборов. Размывание грани между различными уровнями предвыборной агитации не допускается.

Ограничения при проведении агитации

ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает, что 1/3 бесплатного эфирного времени предоставляется участникам предвыборной агитации для проведения коллективных мероприятий. Отказ участника предвыборной агитации от участия в таком мероприятии не влечет увеличения общей продолжительности предоставляемого ему бесплатного эфирного времени.

ФЗ «О выборах депутатов. » устанавливает следующие ограничения:

— запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов;

— запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов на каналах общероссийских вещательных организаций;

— в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным блоком, в начале указанных программ, без комментариев, без оказания предпочтения какому бы то ни было участнику предвыборной агитации; такие информационные блоки не оплачиваются участниками предвыборной агитации;

— публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями, а также заголовками и иллюстрациями.

Помимо этого установлены особые требования к проведению опросов общественного мнения. Наряду с запретом опубликования результатов опросов общественного мнения и прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в течение трех дней до дня голосования и в день голосования, а также с установлением обязательных реквизитов, которые надлежит указывать при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, ФЗ «О выборах депутатов. » впервые установил обязанность организаций, проводящих связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их результатов в СМИ, а также организаций, публикующих результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направлять копии этих публикаций в соответствующую избирательную комиссию для формирования информационного банка данных, которые должны предоставляться кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, иным лицам, указанным в законе, в том числе и представителям СМИ. Данная норма позволяет, сопоставляя результаты различных социологических опросов и исследований, составить более объективное представление об общественном мнении и одновременно позволяет оценить профессиональные качества исследователей и применяемые ими технологии.

В заключение следует отметить, что новый ФЗ «О выборах депутатов. », значительно ужесточивший требования к предвыборной агитации, осуществляемой в ходе избирательной кампании через СМИ и вещательные организации, с одной стороны, уравнивая возможности кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на ведение агитации через «публичные» СМИ и вещательные организации, обеспечивает минимальные гарантии обоюдного формирования воли избирателя на основе объективной информации и в то же время, ограничивая «свободу маневра» «частных» СМИ и вещательных организаций, существенно сужает поле для возможных злоупотреблений. Хочется надеяться, что новые правила ведения предвыборной агитации через вещательные организации и СМИ внесут свою лепту в обеспечение честных, подлинно демократических выборов и послужат серьезным препятствием на пути «грязных» избирательных технологий.

Сделать же окончательный вывод об эффективности тех иди иных норм нового Федерального закона можно будет лишь после того, как они будут «проверены на прочность» в ходе идущей избирательный кампании, поскольку лишь практическое применение указанных норм позволит обнаружить все их достоинства и недостатки и на основе этого сделать окончательный вывод об их эффективности.

М. Кудрявцев,
МГУ им. М.В. Ломоносова

Глава VII. Агитация при проведении выборов и референдума

Статья 37. Право на агитацию

1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное проведение агитации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него), за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум.

3. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

4. Агитация при проведении выборов и референдума может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

5. В агитации при проведении выборов и референдума не могут участвовать члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

6. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами или референдумом, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

Статья 38. Сроки проведения агитации

1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования.

2. Сроки проведения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, подпадающих под действие пункта 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

3. Агитация при проведении референдума начинается со дня опубликования акта соответствующего органа или должностного лица о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

4. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, комиссий референдума в установленном настоящим Федеральным законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

5. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается.

Статья 39. Общие условия доступа кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума к средствам массовой информации

1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации.

2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума. Оплата зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, должны осуществляться на равных условиях, при этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избирательные фонды. В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, оплата инициативной группой по проведению референдума эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться через фонд для участия в референдуме.

Статья 40. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации

1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, подпадающих под действие пункта 1 статьи 39 настоящего Федерального закона и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории, на которой проводятся выборы, референдум. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой общероссийской организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, для проведения агитации на выборах в федеральные органы государственной власти, должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой региональной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, для проведения агитации на выборах в федеральные органы государственной власти и на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, составляет менее двух часов, — не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами, а также избирательными объединениями, избирательными блоками на равных основаниях.

2. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для совместного проведения дискуссий, «круглых столов» и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки должны быть допущены на равных основаниях.

3. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, подпадающие под действие пункта 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, применительно к уровню выборов обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку за плату по их требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов), либо не позднее чем через десять дней после назначения дня голосования на референдуме. При этом каждый кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов (избирательных объединений, избирательных блоков). Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

4. Регулирование порядка предоставления эфирного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, подпадающих под действие пункта 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

5. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, избирательным комиссиям, комиссиям референдума бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание.

6. В информационных блоках организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.

Статья 41. Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации

1. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 39 настоящего Федерального закона и распространяемые на территории, на которой проводятся выборы, референдум, за исключением редакций периодических печатных изданий (периодических печатных изданий), учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампании, в подготовке и проведении референдума в какой бы то ни было форме.

2. Требования о предоставлении ! !на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция периодического печатного издания и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом (кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума, а также входящим (входящими) в избирательный блок избирательным объединением (избирательными объединениями) и не подпадают под действие пункта 1 статьи 39 настоящего Федерального закона.

3. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с нормами, изложенными в пункте 1 настоящей статьи, и (или) иными нормами о бесплатном предоставлении печатной площади для публикации материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

Статья 42. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, группам избирателей, инициативным группам по проведению референдума в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц, доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями, собраний граждан для обсуждения выносимых на референдум вопросов рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. По заявке избирательных комиссий, комиссий референдума помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией, комиссией референдума время для встреч кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков и их доверенных лиц, инициативных групп по проведению референдума с избирателями, участниками референдума. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, избирательному объединению, избирательному блоку, собственник помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении массовых мероприятий.

4. При проведении встреч кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями-военнослужащими за пределами воинской части всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам обеспечиваются равные условия.

Статья 43. Условия распространения агитационных печатных материалов

1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, а при проведении референдума инициативные группы по проведению референдума, общественные объединения вправе выпускать агитационные печатные материалы.

2. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.

3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (соответствующий список кандидатов), в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума, или в нижестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Вместе с данными материалами в избирательную комиссию, комиссию референдума должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума не допускаются.

4. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.

5. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования.

6. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов. Сроки и порядок организации указанных мест устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

7. Избирательная комиссия, комиссия референдума, поставленная в известность о распространении подложных агитационных печатных материалов либо агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.

Статья 44. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона, нормативного правового акта, выносимого на референдум

В случае вынесения на референдум проекта закона субъекта Российской Федерации или проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления каждый избиратель не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления. Обязанность изготовления и распространения такого текста возлагается на инициативную группу по проведению референдума.

Статья 45. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации

1. Избирательные комиссии, комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума.

2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.

3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе — по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки кандидатов и (или) отдельных кандидатов либо входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, доверенные лица и уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума и организациям, расположенным на территории избирательного округа, территории проведения референдума. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 и пунктом 3 статьи 41 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

6. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума установленных статьями 37-45 настоящего Федерального закона иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума избирательная комиссия, комиссия референдума своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов). Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой информации.

8. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах.

9. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

www.democracy.ru

Смотрите еще:

  • Разрешения ретина Разрешения ретина Частота:от 50 до 60 Гц Температура при эксплуатации:от 10 до 35 °C Температура при хранении:от –25 до 45 °C Относительная влажность:от 0 до 90% без конденсации Высота при эксплуатации:протестировано до 3000 м Максимальная высота хранения:4500 м […]
  • Нарушение правил перевозки людей штраф Штрафы за нарушение Правил дорожного движения (по состоянию на 12 июля 2017 г.) Чтобы повысить грамотность на дороге, знать свои права и обязанности, увереннее чувствовать себя при встрече с сотрудником ГИБДД, вам пригодится ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ. Коротко и в удобном формате, распечатайте и […]
  • Приказ 1000 дсп Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2008 № 5 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской […]
  • Штрафы июля 2013 НОВЫЕ ШТРАФЫ: с 1 июля по городу можно ездить 80км/ч? Несколько дней назад в России, вступили в силу, очередные поправки в КОАП. По большинству дорожных правонарушений нас ожидает ужесточение ответственности. Так, за пьянку, за рулем теперь штраф 50 000 рублей и лишение прав на три […]
  • Оскорбление чести и достоинства наказание Разъясняем законодательство Ответственность за оскорбление Вопрос: Какая ответственность, в том числе уголовная и административная, предусмотрена за оскорбление. И куда обращаться, чтобы призвать к ответу оскорбителя? Отвечает: прокурор Суджанского района Черкашина Н. В.: Какого-то […]
  • Ежемесячное пособие многодетным матерям Льготы и пособия многодетным матерям Действующая в России программа стимулирования рождаемости приносит свои плоды: многие семьи решаются на рождение трёх и более детей. Размер выплат, количество пособий и льгот изменяются ежегодно. Осуществляется такая поддержка за счёт федеральных и […]