Закон о собственности ссср 1990 г

Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I
«О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»

С изменениями и дополнениями от:

30 июля 1996 г., 7 августа 2000 г., 13 июля 2001 г., 28 декабря 2004 г., 23 июля 2005 г., 29 декабря 2006 г., 26 июня, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 24, 27 декабря 2009 г., 8 декабря 2010 г., 16 ноября, 7 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 6 апреля, 14 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 1, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 7 марта 2018 г.

Настоящим Законом признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, признается необходимость осуществления государством мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, устанавливается их статус и предоставляются соответствующие права и льготы.

Москва, Дом Советов России.

15 января 1993 года.

Предусматриваются меры, гарантирующие экономическое и социальное благополучие Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, устанавливается их статус и закрепляются соответствующие права и льготы.

В числе таких мер государством гарантируется повышение всех видов пенсий по старости, за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, освобождение от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей, от оплаты жилья, первоочередное бесплатное обслуживание в поликлиниках и обеспечение лекарствами указанных лиц и членов их семей. Предоставляется право бесплатного получения жилья и земельных участков, бесплатного личного проезда два раза в год на любом виде транспорта, кроме такси, бесплатного пользования городским и пригородным транспортом, бесплатного захоронения и установления надгробья.

Закон распространяется на граждан Российской Федерации. Права и льготы указанных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, определяются договорами (соглашениями) между Российской Федерацией и государствами, на территориях которых они проживают.

Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1993 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 18 февраля 1993 г., N 7 ст. 247, в «Российской газете» от 10 февраля 1993 г., N 27

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 449-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Закона

Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие пункта 4 статьи 9.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие пункта 4 статьи 9.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 4 статьи 9.1 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 340-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 353-ФЗ

Федеральный закон от 24 декабря 2009 г. N 338-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 253-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 23 июля 2005 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ

Действие статьи 11 настоящего Федерального закона было приостановлено на 2005 г.

Федеральный закон от 13 июля 2001 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 30 июля 1996 г. N 98-ФЗ

base.garant.ru

СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР
И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

СОДЕРЖАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ СОВЕТОМ РЕСПУБЛИКИ
И СОВЕТОМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Постановления Совета Республики

Постановления Совета Национальностей

___________

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ
СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР

О Комиссии по соблюдению Регламента Съезда народных депутатов РСФСР

Образовать Комиссию по соблюдению Регламента Съезда народных депутатов РСФСР в следующем составе:

Дорофеев Григорий Петрович — майор, командир авиационного звена войсковой части, Воронежская область.

Задонский Георгий Иванович — старший научный сотрудник Института биофизики, г. Москва.

Котенков Александр Алексеевич — подполковник, заместитель начальника политотдела войсковой части, г. Биробиджан.

Лачугин Иван Георгиевич — секретарь парткома Воронежского авиационного производственного объединения.

Шахрай Сергей Михаилович — заведующий лабораторией юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Об образовании Конституционной Комиссии

Съезд народных депутатов РСФСР постановляет:

Образовать Конституционную комиссию из числа народных депутатов РСФСР в следующем составе:

Ельцин Борис Николаевич — Председатель Верховного Совета РСФСР.

Хасбулатов Руслан Имранович — первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР, доктор экономических наук.

Адров Валерий Михайлович — заведующий кафедрой Астраханского педагогического института, кандидат философских наук.

Амбарцумов Евгений Аршакович — заведующий отделом Института экономики мировой социалистической системы Академии наук СССР, кандидат исторических наук, г. Москва.

Аношкин Борис Петрович — директор совхоза «Георгиевский», Амурская область.

Арсланова Фануза Шарафиевна — начальник юридического отдела производственного объединения «Уренгойгазпром», Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область.

Атласов Виктор Григорьевич — председатель Воронежского городского Совета народных депутатов.

Аюшиев Болот Ванданович — председатель Совета народных депутатов Агинского Бурятского автономного округа, Читинская область.

Бабурин Сергей Николаевич — декан юридического факультета Омского государственного университета, кандидат юридических наук.

Бадмаев Санал Алексеевич — министр народного образования Калмыцкой АССР, г. Элиста.

Баловнев Владислав Петрович — заместитель начальника управления — начальник политотдела управления внутренних дел исполкома Прокопьевского городского Совета народных депутатов, Кемеровская область.

Батагов Таймураз Джетагазович — заместитель министра внутренних дел Северо-Осетинской АССР, г. Орджоникидзе.

Безруков Игорь Александрович — адвокат Октябрьской районной юридической консультации г. Владимира.

Бигнов Рамиль Имамагзамович — главный строитель Уфимского проектно-строительного объединения крупнопанельного домостроения, Башкирская АССР.

Боков Владимир Анатольевич — председатель исполкома Новосибирского областного Совета народных депутатов.

Болотов Иван Антонович — начальник управления народного образования исполкома Курского областного Совета народных депутатов.

Большаков Борис Терентьевич — начальник отделения управления Комитета государственной безопасности СССР по Ивановской области.

Бондарев Василий Павлович — первый секретарь Ставропольского горкома КПСС.

Булдаев Сергей Николаевич — Председатель Верховного Совета Бурятской АССР, кандидат экономических наук, г. Улан-Удэ.

Буслов Николай Гаврилович — директор совхоза «Красный колос» Липецкого района, г. Липецк.

Варов Владимир Константинович — секретарь — главный правовой инспектор Всероссийского совета независимых профсоюзов «Единение», г. Ленинград.

Ведерников Николай Трофимович — заведующий кафедрой Томского государственного университета, доктор юридических наук.

Витебский Виталий Яковлевич — главный конструктор производственного объединения «Курган-прибор», г. Курган.

Волков Леонид Борисович — старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Академии наук СССР, кандидат юридических наук, г. Москва.

Волынцев Алексей Аврамович — председатель Приморского краевого Совета народных депутатов, кандидат экономических наук, г. Владивосток.

Выучейский Вячеслав Алексеевич — начальник Ненецкого окружного отдела управления Комитета государственной безопасности СССР по Архангельской области, г. Нарьян-Мар.

Габрусь Владимир Александрович — председатель колхоза «40 лет Октября» Исетского района Тюменской области.

Глотов Сергей Александрович — майор, преподаватель Краснодарского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск, кандидат философских наук.

Данилина Вера Михайловна — бригадир колхоза «Новая жизнь» им. И. М. Семенова Щекинского района Тульской области.

Дмитриев Юрий Яковлевич — заведующий кафедрой Марийского политехнического института им. А. М. Горького, доктор технических наук, г. Йошкар-Ола.

Елисейкин Станислав Агафонович — главный врач родильного дома, г. Магадан.

Ермаков Виктор Федорович — генерал-полковник, командующий войсками Ленинградского военного округа, г. Ленинград.

Ерошин Евгений Федорович — директор Котласского завода силикатного кирпича, Архангельская область.

Жилкин Александр Александрович — первый секретарь Астраханского обкома ВЛКСМ.

Захаров Михаил Львович — ведущий научный сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института советского государственного строительства и законодательства, доктор юридических наук, г. Москва.

Захаров Михаил Михайлович — второй секретарь Смоленского обкома КПСС.

Засухин Сергей Федорович — учитель средней школы № 30, г. Петропавловск-Камчатский.

Злобин Алексей Андреевич — настоятель церкви Рождества Богородицы Конаковского района Калининской области.

Золотухин Борис Андреевич — адвокат Московской городской коллегии адвокатов.

Иванов Николай Прокофьевич — начальник-нефтегазодобывающего управления «Старогрознефть» производственного объединения «Грознефть», кандидат технических наук, Чечено-Ингушская АССР.

Исаков Владимир Борисович — профессор Свердловского юридического института им. Р.А.Руденко, доктор юридических наук.

Кадышев Владимир Дмитриевич — полковник, начальник кафедры Ульяновского высшего военного командного училища связи им. Г. К. Орджоникидзе, кандидат исторических наук.

Капустянский Владимир Геннадьевич — начальник Орловской специальной средней школы милиции МВД СССР, кандидат юридических наук.

Кауфман Марк Матвеевич — председатель исполкома Совета народных депутатов Еврейской автономной области, Хабаровский край.

Кехлеров Сабир Гаджиметович — председатель Комитета конституционного надзора Дагестанской АССР, г. Махачкала.

Клювгант Вадим Владимирович — заместитель начальника отделения отдела внутренних дел исполкома Правобережного районного Совета народных депутатов, г. Магнитогорск.

Ковалев Сергей Адамович — инженер Института проблем передачи информации Академии наук СССР, кандидат биологических наук, г. Москва.

Ковлягин Анатолий Федорович — председатель исполкома Пензенского областного Совета народных депутатов, кандидат экономических наук.

Кожокин Евгений Михайлович — старший научный сотрудник Института всеобщей истории Академии наук СССР, кандидат исторических наук, г. Москва.

Коков Валерий Мухамедович — Председатель Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР, первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС, кандидат экономических наук, г. Нальчик.

Копылов Александр Терентьевич — начальник отдела Барнаульского завода резиновых технических изделий.

Кузнецов Анатолий Михайлович — исполняющий обязанности заместителя начальника отдела охраны общественного порядка управления внутренних дел исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов.

Леонтьев Анатолий Михайлович — Председатель Верховного Совета Чувашской АССР, г. Чебоксары.

Лукин Владимир Петрович — руководитель группы анализа и прогнозирования Секретариата Верховного Совета СССР, доктор исторических наук, г. Москва.

Любимов Вячеслав Николаевич — первый секретарь Кораблинского райкома КПСС, Рязанская область.

Мазаев Владимир Дмитриевич – доцент Высшей следственной школы Министерства внутренних дел СССР, кандидат юридических наук, г. Волгоград.

Макаркин Николай Петрович — декан экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, доктор экономических наук, г. Саранск.

Маточкин Юрий Семенович — ректор Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбной промышленности и хозяйства, кандидат экономических наук, г. Калининград.

Медведев Павел Александрович — доцент кафедры Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук.

Митюков Михаил Алексеевич — заведующий кафедрой Абаканского государственного педагогического института, кандидат юридических наук, Хакасская автономная область, Красноярский край.

Михайлов Сергей Андреевич — директор завода «Сахалиннеруд», г. Южно-Сахалинск.

Москвич Юрий Николаевич — ведущий научный сотрудник Института физики им. Л. В. Киренского Сибирского отделения Академии наук СССР, кандидат физико-математических наук, г. Красноярск.

Нестеров Евгений Константинович — ведущий инженер научно-производственного объединения «Алмаз», г. Саратов.

Николаев Михаил Ефимович — Председатель Верховного Совета Якутской АССР, г. Якутск.

Никулин Игорь Петрович — начальник Лысковского городского отделения управления Комитета государственной безопасности СССР по Горьковской области.

Ондар Чимит-Доржу Байырович — Председатель Верховного Совета Тувинской АССР, г. Кызыл.

Пак Николай Васильевич — директор Красноярского завода трубных заготовок.

Петухов Анатолий Васильевич — писатель, г. Вологда.

Пименов Револьт Иванович — ведущий научный сотрудник отдела информатики Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Академии наук СССР, доктор физико-математических наук, г. Сыктывкар.

Подопригора Владимир Николаевич — первый заместитель председателя исполкома Можгинского городского Совета народных депутатов, Удмуртская АССР.

Рудкин Юрий Дмитриевич — доцент Ярославского политехнического института, кандидат юридических наук.

Румянцев Олег Германович – научный сотрудник Института Восточной Европы и международных исследований Академии наук СССР, г. Москва.

Рыжов Юрий Александрович — главный научный сотрудник Научно-исследовательского радиофизического института, доктор физико-математических наук, г. Горький.

Рябов Николай Тимофеевич — заместитель директора Сальского сельскохозяйственного техникума, Ростовская область.

Рябов Александр Иванович — председатель исполкома Тамбовского областного Совета народных депутатов, кандидат философских наук.

Сабиров Мухаммат Галлямович — Председатель Совета Министров Татарской АССР, г. Казань.

Савин Николай Андреевич — первый секретарь Кирово-Чепецкого горкома КПСС, Кировская область.

Селиванов Александр Геронтьевич — контр-адмирал, член Военного совета — начальник Политического управления Северного флота, Мурманская область.

Слободкин Юрий Максимович — председатель Солнечногорского городского народного суда Московской области, кандидат юридических наук.

Стеликов Анатолий Иванович — председатель исполкома Калужского областного Совета народных депутатов.

Степанов Виктор Николаевич — Председатель Верховного Совета Карельской АССР, кандидат философских наук, г. Петрозаводск.

Степанков Валентин Георгиевич — прокурор Хабаровского края.

Тиунов Олег Иванович — декан юридического факультета Пермского государственного университета, доктор юридических наук.

Торопов Владимир Иванович — председатель Костромского областного Совета народных депутатов, первый секретарь Костромского областного комитета КПСС.

Туйков Владислав Иванович — прокурор Свердловской области.

Федоров Антон Юрьевич — первый секретарь Красноглинского райкома ВЛКСМ г. Куйбышева.

Федосеев Иван Васильевич — заместитель начальника Управления по защите советского конституционного строя Комитета государственной безопасности СССР.

Хаматов Камиль Нургалиевич — врач Боханской центральной районной больницы Боханского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Иркутская область.

Хубиев Владимир Исламович — председатель исполкома Совета народных депутатов Карачаево-Черкесской автономной области, Ставропольский край.

Хутыз Асланбий Исмаилович — управляющий трестом «Адыгпромстрой», Адыгейская автономная область, Краснодарский край.

Цанн-Кай-Си Федор Васильевич — заведующий кафедрой Владимирского государственного педагогического института им. П. И. Лебедева-Полянского, доктор философских наук.

Царев Алексей Юрьевич — подполковник, заместитель командира войсковой части по политической части, Оренбургская область.

Чаптынов Валерий Иванович — председатель Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области, первый секретарь Горно-Алтайского обкома КПСС, Алтайский край.

Четин Иван Васильевич — председатель исполкома Совета народных депутатов Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермская область.

Чурилов Валерий Андреевич — председатель Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа, кандидат технических наук, Тюменская область.

Шахрай Сергей Михайлович — заведующий лабораторией юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Шевченко Николай Петрович — председатель исполкома Белгородского областного Совета народных депутатов.

Шейнис Виктор Леонидович — главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Академии паук СССР, доктор экономических наук, г. Москва.

Шелов-Коведяев Федор Вадимович — старший научный сотрудник Института истории СССР Академии наук СССР, кандидат исторических наук, г. Москва.

Шишкин Вадим Алексеевич — начальник управления внутренних дел исполкома Читинского областного Совета народных депутатов.

Юганов Евгений Васильевич — первый заместитель председателя Псковского областного Совета народных депутатов, кандидат экономических наук.

Якубович Николай Дмитриевич — начальник управления здравоохранения исполкома Брянского областного Совета народных депутатов.

Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР

Внести в Конституцию (Основной Закон) РСФСР следующие изменения и дополнения:

1. В главе 1 «Политическая система» статьи 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции СССР, Конституции РСФСР и конституций автономных республик и законов СССР, РСФСР и автономных республик.

Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни».

2. В главе 13 «Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР» часть вторую статьи 116 изложить в следующей редакции:

«В этих же целях палаты Верховного Совета РСФСР могут создавать на совместных началах комитеты Верховного Совета РСФСР из числа членов палат Верховного Совета РСФСР и других народных депутатов РСФСР».

О подготовке предложений об изменениях Конституции (Основного Закона) РСФСР

Поручить Конституционной комиссии с учетом поступивших от народных депутатов РСФСР предложений подготовить и внести на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР проект Закона РСФСР об изменениях Конституции (Основного Закона) РСФСР.

О социально-экономическом положении РСФСР

Заслушав и обсудив доклад «О социально-экономическом положении РСФСР», Съезд народных депутатов РСФСР признает положение Российской Федерации в экономике, социальной сфере, экологии кризисным.

Снижение темпов роста производства по многим важным видам продукции переросло в сокращение его объемов, резко возрос дефицит продуктов питания и других товаров народного потребления, усилилась социальная напряженность в обществе, обострились межнациональные отношения, возросла преступность.

Основные причины кризиса: многолетнее господство административно-командной системы, усиленное идеологическим догматизмом, и присущий ей монополизм, подчиненное положение интересов Российской Федерации, ее народов, ее граждан интересам Союзного государства и его структур, неравноправное положение республики в союзной системе экономических и социальных отношений.

Верховный Совет РСФСР и Совет Министров РСФСР не проявили настойчивости в отстаивании интересов, экономических прав Российской Федерации, не смогли обеспечить выработку и реализацию действенных мер по преодолению негативных тенденций в экономическом и социальном развитии республики и не осуществили радикальных преобразований в экономике.

Российская Федерация занимает последнее место среди союзных республик по удельному весу в национальном доходе расходов на социальные нужды. Около 16 млн. человек проживает в бараках, ветхих и аварийных домах, неблагоустроенных квартирах.

В 43 городах с населением 20 млн. человек уровень загрязнения атмосферы во много раз выше допустимого. Недостаточными и неэффективными оказалось большинство мер, принятых Правительством РСФСР в зонах экологических бедствий. Масштабы катастрофических последствий аварии на Чернобыльской АЭС для населения России оказались значительно большими из-за отсутствия гласности и запоздания с принятием Правительством РСФСР необходимых мер. Остро стоит проблема выживания малочисленных народов Севера.

Сознавая кризисное состояние народного хозяйства РСФСР, Съезд народных депутатов РСФСР считает, что республика обладает необходимыми природными богатствами, материальными и трудовыми ресурсами, высоким интеллектуальным и духовным потенциалом ее народов для выхода из кризиса и обеспечения устойчивого экономического и социального развития.

Выход из кризиса Съезд народных депутатов РСФСР видит в консолидации всех прогрессивных сил на основе суверенитета Российской Федерации с целью проведения радикальных экономических преобразований, направленных на создание эффективно действующей рыночной экономики.

Съезд народных депутатов РСФСР поручает Верховному Совету РСФСР и Совету Министров РСФСР разработать комплекс мер, обеспечивающих скорейшее решение этих задач.

vedomosti.rsfsr-rf.ru

Перестройка

Перестройка — общее название совокупности политических и экономических перемен, проводившихся в СССР в 1986—1991 годах. В ходе перестройки (со второй половины 1989 года — после Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

К началу 1990-х годов перестройка завершилась обострением кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидацией власти КПСС и распадом СССР.

8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где он посетил Волжский Автозавод. На своём выступлении в Тольятти Горбачёв впервые употребляет слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса. Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся новой эпохи в СССР. Изданная впоследствии речь Горбачева называлась «Быстрее перестраиваться, действовать по-новому»:

Начинать надо прежде всего с перестройки в мышлении и психологии, в организации, в стиле и методах работы. Скажу откровенно, если мы сами не перестроимся, я глубоко убежден в этом, то не перестроим и экономику, и нашу общественную жизнь в духе решений съезда. Но в таком случае мы не справимся и с поставленными задачами, масштабы и новизна которых беспрецедентны.

1985—1989 годы

Предыстория

В марте 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал М. С. Горбачев.

На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. полноправными членами Политбюро ЦК КПСС стали сторонники Горбачёва: секретари ЦК КПСС Е. К. Лигачёв и Н. И. Рыжков, Председатель КГБ СССР В. М. Чебриков; кандидатом в члены Политбюро — Маршал Советского Союза министр обороны С. Л. Соколов. В Политбюро складывается «горбачёвское большинство».

Из состава Политбюро постепенно были выведены противники Горбачёва: Г. В. Романов (июль 1985 г.), Н. А. Тихонов (октябрь 1985 г.), В. В. Гришин (декабрь 1985 г.), Д. А. Кунаев (январь 1987 г.), Г. А. Алиев (октябрь 1987 г.), В. И. Долгих (сентябрь 1988 г.), П. Н. Демичев (сентябрь 1988 г.), М. С. Соломенцев (сентябрь 1988 г.).

На смену им пришли ставленники нового Генерального секретаря: А. Н. Яковлев, бывший одним из наиболее убеждённых сторонников реформ, В. А. Медведев, А. И. Лукьянов, Б. Н. Ельцин (впоследствии Ельцин был исключён из состава Политбюро 18 февраля 1988 г.). В течение 1985—1986 годов Горбачёв на две трети обновил состав Политбюро, были сменены 60 % секретарей областных комитетов и 40 % членов ЦК КПСС.

На Пленуме ЦК КПСС уже 23 апреля 1985 года. Горбачёв сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны».

На заседании Политбюро в апреле 1986 года Горбачёв впервые заявил о необходимости проведения Пленума по кадровым вопросам. Только на нём можно было принять кардинальное решение по изменению кадровой политики. В июне 1986 года, на встрече с секретарями и заведующими отделами ЦК КПСС, Горбачёв сказал: «Без „малой революции“ в партии ничего не выйдет, ведь реальная власть — у партийных органов. Народ не будет тянуть на своей шее аппарат, который ничего не делает для перестройки».

На XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986) Горбачёв заявил: «Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении». Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существующих проблем. Сменились главные редакторы в ряде газет и журналов, впоследствии выступавших наиболее оппозиционно («Новый мир», «Московские новости», «Аргументы и факты»). С конца 1986 года стали публиковаться запрещённые прежде литературные произведения, показываться лежавшие на полках фильмы (первым из них стал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние»).

В мае 1986 года открылся V съезд Союза кинематографистов СССР, на котором неожиданно было переизбрано все правление Союза. По этому сценарию впоследствии произошли перемены и в других творческих союзах.

4 сентября 1986 года Главлит СССР издал приказ № 29с, в котором цензорам было дано указание сосредоточить внимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн в печати, и информировать партийные органы только о существенных нарушениях в идеологической сфере.

Постановлением ЦК КПСС от 25 сентября 1986 года было принято решение прекратить глушение передач одних зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-би-си») и усилить глушение других («Свобода», «Немецкая волна»). 23 мая 1987 года в Советском Союзе окончательно прекратили глушить радиопрограммы «Голоса Америки» и некоторых других западных радиостанций. Полностью глушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено с 30 ноября 1988 года.

В 1987 году приступила к работе Межведомственная комиссия, возглавляемая Главлитом СССР, которая начала пересмотр изданий с целью передачи их из отделов специального хранения в «открытые» фонды.

Политика, начало которой положил XXVII съезд, впервые была названа «перестройкой» в июне 1986 года. Теперь она включала в себя не только первоначально провозглашавшееся ускорение экономического развития страны, но и более глубокие хозяйственные, политические и социальные реформы. Новая терминология отражала глубокий и всесторонний характер начавшихся перемен.

Несмотря на упомянутые отдельные шаги, серьёзных перемен в жизни страны в 1985-86 гг. не было. Точкой отсчёта действительно кардинальных реформ следует считать Пленум по кадровым вопросам, состоявшийся в январе 1987 года. Его подготовка началась осенью 1986 г. После долгих споров и согласований в окончательный текст доклада Горбачёва на Пленуме было включено заявление о необходимости выборов по всей партийной вертикали из нескольких кандидатур (обычной практикой было утверждение предложенных сверху кандидатов). Кроме этого, указывалось, что партийные функционеры обязаны систематически отчитываться о проделанной ими работе перед теми, кто их выбрал.

27 января 1987 года открылся так долго готовившийся Пленум. Горбачёв выступил с докладом «О перестройке и кадровой политике партии». В нём были определены следующие направления:

  • начало превращения КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию («Надо решительно отказываться от несвойственных партийным органам управленческих функций»);
  • выдвижение на руководящие посты беспартийных;
  • расширение «внутрипартийной демократии»;
    • изменение функций и роли Советов, они должны были стать «подлинными органами власти на своей территории»;
    • проведение выборов в Советы на альтернативной основе (выборы с 1918 г. представляли собой голосование за единственного кандидата на каждое место).
    • Альтернативные выборы в местные Советы прошли уже летом 1987 года во многих избирательных округах, впервые за всю историю СССР.

      В выступлении Горбачёва на январском Пленуме немало места было уделено также гласности. При этом он заявил, что «настало время приступить к разработке правовых актов, гарантирующих гласность». Он заявил: «У нас не должно быть зон, закрытых для критики. Народу нужна вся правда… Нам как никогда нужно сейчас побольше света, чтобы партия и народ знали всё, чтобы у нас не было тёмных углов, где бы опять завелась плесень».

      23 января 1988 г. в газете «Правда» была опубликована статья В. Овчаренко «Кобры над золотом», в которой были представлены материалы следственной группы, с 1983 г. расследовавшей так называемое Хлопковое дело в Узбекистане. Причём речь шла не о простых хлопкоробах, а о высшей элите партийного и государственного руководства республики. Статья в «Правде» стала сигналом для других советских газет. Практически не осталось ни одной газеты, как в центре, так и на местах, в которых не разоблачалась бы коррупция местного партийного руководства.

      В декабре 1986 г. из ссылки в Горьком были освобождены А. Д. Сахаров и его жена Е. Г. Боннэр. В феврале 1987 г. были освобождены из заключения в порядке помилования 140 диссидентов. Они немедленно включились в общественную жизнь. Разрозненное, малочисленное диссидентское движение, закончившее своё активное существование в 1983 году, снова возродилось под лозунгами демократического движения. Появились несколько десятков неформальных, постепенно политизировавшихся, слабо организованных организаций (наиболее известной из них стал образованный в мае 1988 г. «Демократический союз», который в августе-сентябре 1988 г. провёл в Москве два антикоммунистических митинга), первые независимые газеты и журналы.

      В 1987—1988 годах публикуются такие ранее не печатавшиеся и запрещённые произведения как «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Софья Петровна» Л. К. Чуковской, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.

      В 1987 г. были созданы первые негосударственные телеобъединения, такие как «НИКА-ТВ» (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения). В противовес сухой официозной программе «Время» появились ночные выпуски ТСН. Лидерами в этом отношении оказались молодёжные программы «12-й этаж» и «Взгляд», программы Ленинградского телевидения.

      В 1987 году в фильме Сергея Соловьёва «Асса» появляется песня рок-группы «Кино» «Мы ждём перемен» на слова Виктора Цоя, которая стала своеобразным неофициальным гимном времён перестройки.

      Важнейшим событием 1988 года была XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, проходившая в июне-июле. Впервые с 1920-х годов делегаты действительно высказывали самостоятельные мнения, позволяя себе иной раз критиковать действия партийного руководства, причём это транслировалось по телевидению. Конференция по инициативе Горбачёва приняла решение о реформе политической системы. Было принято принципиальное решение об альтернативных выборах депутатов Советов всех уровней. Выдвигаться кандидатами должны были получить возможность все желающие.

      Но при этом были намечены меры, призванные сохранить роль КПСС в стране. Прежде высшим органом законодательной власти выступал Верховный Совет СССР, избиравшийся населением по территориальным и национально-территориальным округам. Теперь Верховный Совет должен был избираться Съездом народных депутатов, ? которых в свою очередь, должны были избираться населением. Остальные 750 человек должны были выбираться «общественными организациями», при этом наибольшее число депутатов выбирала КПСС. Эта реформа была оформлена законодательно в конце 1988 года.

      Партконференция также приняла решение о совмещении должностей главы партийного комитета и председателя Совета соответствующего уровня. Поскольку этого руководителя избирало население, такое нововведение должно было привести на руководящие партийные посты людей энергичных и практичных, способных решать местные проблемы, а не просто заниматься идеологией.

      Национализм и сепаратизм

      Конфликт в Алма-Ате

      В декабре 1986 г. после снятия казаха Д. Кунаева с поста первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана и назначения на его место русского Г. Колбина в Алма-Ате произошли беспорядки. Демонстрации казахской молодёжи, которая выступала против Колбина (так как он не имел никакого отношения к Казахстану), были подавлены властями.

      Азербайджан и Армения

      В августе 1987 г. армяне, проживавшие в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР и составлявшие в этой автономной области большинство населения, направили в Москву подписанную десятками тысяч людей петицию о передаче автономной области в состав Армянской ССР. В октябре 1987 г. в Ереване проходят демонстрации протеста против инцидентов с армянским населением села Чардахлу, к северу от Нагорного Карабаха, где Первый секретарь Шамхорского районного комитета КПСС М. Асадов вступил в конфликт с жителями села в связи с их протестами против замены директора совхоза-армянина азербайджанцем. В защиту идеи переподчинения Карабаха Армении выступает советник Михаила Горбачёва Абел Аганбегян.

      13 февраля 1988 г. в Степанакерте проходит первый митинг, на котором выдвигаются требования о присоединении НКАО к Армении. Созданный в НКАО Совет директоров, в который вошли главы крупных предприятий области и отдельные активисты, принимает решение провести сессии городских и районных Советов, а затем созвать сессию областного Совета народных депутатов. 20 февраля внеочередная сессия народных депутатов НКАО обращается к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. 21 февраля Политбюро ЦК КПСС принимает постановление, согласно которому требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР представляется как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов» и противоречащее интересам Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Постановление ограничивается общими призывами к нормализации обстановки, выработке и осуществлению мер по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию автономной области.

      22 февраля у армянского населённого пункта Аскеран происходит столкновение с использованием огнестрельного оружия между группами азербайджанцев из города Агдам, направляющимися в Степанакерт «для наведения порядка», и местным населением. Погибли 2 азербайджанца, по крайней мере один из них — от руки милиционера-азербайджанца. Более массового кровопролития в тот день удалось избежать. Тем временем в Ереване проходит демонстрация. Число демонстрантов к концу дня достигает 45-50 тысяч. В эфире программы «Время» затрагивается тема решения областного Совета НКАО, где оно названо инспирированным «экстремистскими и националистически настроенными лицами». Такая реакция центральной прессы только усиливает негодование армянской общественности. 26 февраля в Ереване проходит митинг, в котором участвует почти 1 миллион человек. В тот же день начинаются первые митинги в Сумгаите. 27 февраля по телевидению выступает находившийся тогда в Баку заместитель Генерального прокурора СССР А. Ф. Катусев, который сообщает о гибели двух азербайджанцев в стычке близ Аскерана, произошедшей 22 февраля.

      27-29 февраля происходит армянский погром в городе Сумгаит — первый массовый взрыв этнического насилия в новейшей советской истории. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе этих событий погибло 26 армян и 6 азербайджанцев («Известия», 03.03.1988). Армянские источники указывают на то, что эти данные занижены. Сотни человек были ранены, огромное количество подверглось насилию, пыткам и издевательствам, многие тысячи стали беженцами. Своевременного расследования причин и обстоятельств погромов, установления и наказания провокаторов и непосредственных участников преступлений не было проведено, что, несомненно, привело к эскалации конфликта.

      Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ЦК КПСС, принятые в марте 1988 года по поводу межнационального конфликта в НКАО, не привели к стабилизации положения, поскольку наиболее радикальные представители обеих конфликтующих сторон отвергали любые компромиссные предложения. Большинство членов областного Совета народных депутатов и обкома партии поддержали требования о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, которые были оформлены в соответствующих решениях сессий областного Совета и Пленума обкома партии, возглавляемом Г. Погосяном. В НКАО (особенно в Степанакерте) развернулась массированная идеологическая обработка населения — ежедневные многолюдные шествия, митинги, забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений области с требованиями отделения от Азербайджана.

      Создаётся неформальная организация — комитет «Крунк», который возглавил директор Степанакертского комбината стройматериалов Аркадий Манучаров. Его заявленные цели — изучение истории края, его связей с Арменией, восстановление памятников старины. На деле комитет берёт на себя функции организатора массовых протестов. Указом Верховного Совета Азербайджанской ССР комитет был распущен, однако он продолжил свою деятельность. В Армении разрастается движение поддержки армянского населения НКАО. В Ереване создан комитет «Карабах», лидеры которого призывают к усилению давления на государственные органы с целью передачи НКАО Армении. Одновременно в Азербайджане продолжаются призывы к «решительному наведению порядка» в НКАО. Общественное напряжение и национальная вражда между азербайджанским и армянским населением возрастают с каждым днём. Летом и осенью учащаются случаи насилия в НКАО, увеличивается взаимный поток беженцев.

      В НКАО направляются представители центральных советских и государственных органов СССР. Некоторые из выявленных проблем, годами накапливавшихся в национальной сфере, становятся достоянием гласности. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в срочном порядке принимают Постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988—1995 годах».

      В мае 1988 г. по инициативе Шушинского районнного комитета КПСС началась депортация армянского населения из Шуши. 14 июня 1988 г. Верховный Совет Армении даёт согласие на включение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР. 17 июня 1988 г. Верховный Совет Азербайджана принимает решение о том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики: «В ответ на обращение Верховного Совета Армянской ССР Верховный Совет Азербайджанской ССР, исходя из интересов сохранения сложившегося национально-территориального устройства страны, закреплённого Конституцией СССР, руководствуясь принципами интернационализма, интересами азербайджанского и армянского народов, других наций и народностей республики, счёл передачу НКАО из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР невозможной».

      В июле 1988 г. Армении проходят многодневные забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений, массовые митинги. В результате столкновения между митингующими и военнослужащими Советской Армии в ереванском аэропорту «Звартноц» погиб один из митингующих. Католикос Вазген I обращается по республиканскому телевидению с призывом к мудрости, спокойствию, чувству ответственности армянского народа, к прекращению забастовки. Призыв остаётся неуслышанным. В Степанакерте уже несколько месяцев не работают предприятия и организации, каждый день проводятся шествия по улицам города и массовые митинги, обстановка накаляется всё больше. Как сообщают корреспонденты «Известий», из Армении поступает мощная поддержка — сотни людей ежедневно уезжают в Ереван и, наоборот, приезжают в Степанакерт (для этого организован воздушный мост между этими городами, число авиарейсов порой доходит до 4 — 8 в день).

      По состоянию на середину июля, в Азербайджан из Армении выехало около 20 тыс. человек (более 4 тыс. семей). Тем временем ЦК КПАз пытается нормализовать обстановку в местах компактного проживания азербайджанцев в Армении. В Армянскую ССР продолжают прибывать беженцы из Азербайджана. По данным местных властей, на 13 июля в Армению прибыло 7265 человек (1598 семей) из Баку, Сумгаита, Мингечаура, Казаха, Шамкора и других городов Азербайджана.

      18 июля 1988 г. состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором были рассмотрены решения Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР о Нагорном Карабахе и принято Постановление по данному вопросу. В Постановлении отмечено, что, рассмотрев просьбу Верховного Совета Армянской ССР от 15 июня 1988 г. о переходе Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР (в связи с ходатайством Совета народных депутатов НКАО) и решение Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня 1988 г. о неприемлемости передачи НКАО в состав Армянской ССР, Президиум Верховного Совета считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

      В сентябре 1988 г. в Нагорно-Карабахской автономной области и Агдамском районе Азербайджанской ССР были введены чрезвычайное положение и комендантский час. В Армении Президиум Верховного Совета Армянской ССР принял решение о роспуске комитета «Карабах». Однако попытки партийных и государственных органов успокоить население не имеют эффекта. В Ереване и некоторых других городах Армении продолжаются призывы к организации забастовок, митингов, голодовок. 22 сентября была прекращена работа ряда предприятий и городского транспорта Еревана, Ленинакана, Абовяна, Чаренцавана, а также Эчмиадзинского района. В Ереване к обеспечению порядка на улицах наряду с органами милиции привлекаются войсковые подразделения.

      В ноябре — декабре 1988 г. в Азербайджане и Армении происходят массовые погромы, сопровождаемые насилием и убийствами мирного населения. По различным данным, на территории Армении погромы приводят к гибели от 20 до 30 азербайджанцев. По данным армянской стороны, в Армении в результате правонарушений на национальной почве за три года (с 1988 по 1990) погибло 26 азербайджанцев, в том числе с 27 ноября по 3 декабря 1988 года — 23, в 1989 году — один, в 1990 — двое. В то же время в столкновениях с азербайджанцами в Армении погибло 17 армян. В Азербайджане наиболее крупные армянские погромы происходят в Баку, Кировабаде (Гяндже), Шемахе, Шамхоре, Мингечауре, Нахичеванской АССР. В ряде городов Азербайджана и Армении вводится чрезвычайное положение. На это время приходится самый массовый поток беженцев — сотни тысяч человек с обеих сторон.

      Зимой 1988—1989 г. проводится депортация населения армянских сёл сельских районов АзССР — в том числе северной части Нагорного Карабаха (не вошедшей в НКАО) — горных и предгорных частей Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского и Кедабекского районов, а также г. Кировабада (Гянджи). По завершении этих событий армянское население Азербайджанской ССР оказывается сконцентрировано в НКАО, Шаумяновском районе, четырёх сёлах Ханларского района (Геташен, Мартунашен, Азад и Камо) и в Баку (где оно в течение года сократилось примерно с 215 тыс. до 50 тыс. человек).

      Прибалтика

      В Эстонской ССР 23 августа 1987 года в таллинском парке Хирве в ознаменование очередной годовщины подписания пакта Молотова-Риббентроппа собралось около двух тысяч сторонников независимости Эстонии.

      26 сентября 1987 года в газете тартуского городского комитета Коммунистической партии Эстонии «Edasi» («Вперёд») было опубликовано предложение об экономической автономии Эстонии в составе СССР, получившее значительную поддержку в обществе. Была разработана соответствующая программа, получившая название Экономически независимая Эстония (эст.Isemajandav Eesti, сокращённо IME (ЧУДО)).

      13 апреля 1988 года в ходе телевизионного ток-шоу Эдгар Сависаар предложил создать Народный фронт (эст. Rahvarinne) — общественно-политическое движение, которое должно было способствовать целям горбачёвской перестройки. Такой Народный фронт был создан.

      3 июня 1988 г. в Литовской ССР было создано «Литовское движение за перестройку», ставшее известным как Саюдис.

      10—14 июня 1988 года свыше ста тысяч человек побывали на Певческое поле Таллина. События июня—сентября 1988 года вошли в историю как «Поющая революция».

      17 июня 1988 года делегация Коммунистической партии Эстонии на XIX партконференции КПСС внесла предложение о передаче дополнительных полномочий во всех сферах общественной, политической и экономической жизни республиканским органам власти.

      11 сентября 1988 года на Певческом поле в Таллине прошло музыкально-политическое мероприятие «Песнь Эстонии», на котором собралось около 300 000 эстонцев, то есть около трети от численности эстонского народа. В ходе мероприятия был публично озвучен призыв к независимости Эстонии.

      9 октября 1988 г. Народный фронт был создан и в Латвийской ССР.

      К середине 80-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Искусственно вызванный дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, усилился. Резкое уменьшение выручки от экспорта нефти привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 г. на 30 %. По мнению ряда авторов, усиливалось отставание СССР в развитии наукоёмких отраслей экономики. Так, А. С. Нариньяни писал в 1985 году: «Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. … Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее… Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.»

      На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачёву, страна находилась в предкризисном состоянии. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30 %. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы — 1 млн т, картофеля — 1 млн т, свёклы — 1,5 млн т. На апрельском Пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства (так называемое «ускорение»).

      Принятая в 1986 г. программа «Интенсификация-90» предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

      В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько недостаточно продуманных решений. В мае 1985 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликёро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к снижению смертности в стране, их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет, но зато было спасено несколько миллионов жизней.

      В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо «Интенсификации-90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жильё-2000» и др.

      19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей.

      13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.

      11 июня 1987 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование». 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привело к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышению зарплаты, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объёма товаров.

      Одним из положительных результатов экономических преобразований стало прекращение снижения темпов прироста национального производства и производительности труда в середине 80-х годов. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании, однако главной причиной сокращения бюджетных поступлений стало постепенное снижение отчисляемой государству доли прибыли предприятий и организаций (соответствующий показатель снизился с 56 % в 1985 г. до 36 % в 1989—1990 годах).

      Ещё более радикальные реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции в 1988 г.

      Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчетных сроков и объемов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация «пустых полок и полных холодильников и забитых квартир». Любой более-менее качественный товар, попадавший на полки магазинов, продавался в считанные часы. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через «фарцовщиков». Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству. В самой столице картина была вообще удручающей. Сотни тысяч жителей почти со всей центральной России ежедневно прибывали поездами в Москву и прямо-таки штурмовали продовольственные магазины. Хватали всё, что было на прилавках, нагруженные хозяйственными сумками, с тяжёлыми рюкзаками за спиной тянулись на вокзалы.

      Внешняя политика

      Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

      Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

      Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.

      В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачёв предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шёл на бо?льшие уступки, чем США. Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

      В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Сопротивление новому курсу во внешней политике отдельных представителей военного руководства было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Д. T. Язов, сменивший на этом посту С. Л. Соколова.

      Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачёвым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Согласно Горбачёву, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран, общих целей мира и разрядки в силу того, что для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля.

      Помимо самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

      С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и в последующие 2-3 года конфронтация полностью сходит на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах малой средней дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва); своей пассивностью способствовали свержению коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе во второй половине 1989 года; в частности, не препятствовали объединению Германии.

      1989—1990 годы

      Внутренняя политика

      В марте 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов СССР, первые выборы высшего органа власти СССР при которых избирателям предоставлялся выбор между несколькими кандидатами. Обсуждение предвыборных программ (в том числе и на теледебатах) стало подлинным прорывом к свободе слова и реальной политической борьбе.

      I Съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 г. В первый же день работы Съезда он избрал Горбачёва Председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались по телевидению, и множество граждан СССР внимательно следили за ними.

      В последний день Съезда в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, Анатолий Собчак, В. Пальм). Они выступали за ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за радикальное реформирование советского общества, а по отношению к своим противникам — депутатам, голосовавшим в соответствии с линией ЦК КПСС использовали устойчивое словосочетание «агрессивно послушное большинство».

      12 — 24 декабря 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. На нём радикальное меньшинство, которое после смерти в дни Съезда Сахарова возглавил Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР, в которой указывалось, что «КПСС является руководящей и направляющей силой» в государстве. В свою очередь консервативное большинство указывало на дестабилизирующие дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа «Союз»).

      В 1989 году в городе Междуреченск началась первая значительная забастовка шахтёров в СССР.

      В феврале 1990 г. в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены статьи 6 Конституции СССР. В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР соглашается на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. отменил статью 6, принял поправки в Конституцию, допускающие многопартийность, ввёл институт президентства в СССР и выбрал Президентом СССР М. С. Горбачёва (в порядке исключения первый Президент СССР избирался Съездом народных депутатов СССР, а не всенародно).

      В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов союзных республик (выборы в Верховные Советы республик Прибалтики прошли раньше, в феврале 1990 г.) и в местные Советы народных депутатов.

      С принятием «закона СССР от 09.10.1990 № 1708-1 об общественных объединениях», стала возможной официальная регистрация иных кроме КПСС политических партий, первыми из которых были ДПР, СДПР и РПРФ зарегистрированые Минюстом РСФСР 14 марта 1991 года.

      В РСФСР, в отличие от остальных республик, была создана двухступенчатая система органов законодательной власти, подобная существовавшей на уровне Союза — народные депутаты на Съезде избирали из своего числа постоянно действующий Верховный Совет. На выборах народных депутатов РСФСР значительных успехов добились сторонники радикальных реформ, объединённые в блок «Демократическая Россия». Число депутатов, которые на Съездах народных депутатов РСФСР в 1990-91 годах голосовали не менее чем в 2/3 случаев в поддержку радикальных реформ, составило 44 % (в некоторых важных голосованиях — более половины), а удельный вес консерваторов-коммунистов составлял 39-40 %.

      14 мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР. 29 мая после трёхкратного голосования он избирает Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина (Б. Н. Ельцин получил 535 голосов, А. В. Власов — 467 голосов).

      12 июня 1990 г. 907 голосами «за» при всего 13 голосах «против» Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР». В ней провозглашалось, что «для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории». Это положило начало «войне законов» между РСФСР и Центром.

      12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он запрещал цензуру и гарантировал свободу для средств массовой информации.

      Процесс «суверенизации России» приводит 1 ноября 1990 г. к принятию Постановления об экономическом суверенитете России.

      В рассматриваемый период происходило образование различных партий. Большинство партий действовали на территории одной союзной республики, что способствовало усилению сепаратизма союзных республик, включая РСФСР. В своём большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к КПСС.

      КПСС переживала в этот период серьёзный кризис. XXVIII съезд партии (июль 1990 г.) привёл к выходу из неё наиболее радикальных членов во главе с Ельциным. Численность партии в 1990 году снизилась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии Прибалтики.

      IV Съезд народных депутатов СССР утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачёва дополнительными полномочиями. Произошло фактическое переподчинение Президенту Совета Министров СССР, переименованного теперь в Кабинет Министров СССР. Был введён пост Вице-Президента, на который Съезд избрал Г. И. Янаева. Вместо В. В. Бакатина министром внутренних дел становится Б. К. Пуго, Э. А. Шеварднадзе на посту министра иностранных дел был заменён на А. А. Бессмертных.

      В 1989 г. было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

      В мае 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную «комиссией Абалкина» концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли — 200.

      По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

      В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

      В декабре 1990 г. правительство Н. И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с Премьер-Министром В. С. Павловым. Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 г. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (Денежной реформе Павлова). Обмен проводился в течение всего 3 дней 23-25 января 1991 и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.

      Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11%-м спаде производства, в 20-30%-м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд долларов.

      www.encyclopaedia-russia.ru

      Смотрите еще:

      • Полномочия службы безопасности Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960"Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 […]
      • Закон пользование недрами Закон "О недрах" Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I"О недрах" С изменениями и дополнениями от: 21 февраля, 26 июня, 25 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г., 3 марта 1995 г., 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., […]
      • Все про мировые суды Детская городская поликлиника №23 Филиал №2 (ДГП 82) Справочные телефоны: Заместитель главного врача по медицинской части филиала - Антоненкова Татьяна Сергеевна tel (495) 325-00-66 Зав. педиатрическим отд.: Екишина Лариса Валентиновна 8 (495) 325-28-90 Зав. отделения профилактики: […]
      • В федеральный закон об ипотеке залоге недвижимости Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля, 29 […]
      • Приказ 33н об утверждении методики Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по […]
      • Закон 115 фз 2018 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, […]