Закон о районных судах рф

Федеральный закон о мировых судьях Российской Федерации

В российской правовой системе учрежден институт мировых судей. В чем заключаются его особенности? Какие нормативные акты регулируют деятельность соответствующих судебных учреждений?

Что представляет собой институт мировых судей?

Прежде чем рассматривать то, какой действует закон о мировых судьях в России, изучим немного особенности соответствующего правового института.

Прежде всего, стоит отметить, что мировые судьи работают на уровне первой инстанции. Основная их специализация — рассмотрение споров, связанных с правонарушениями с небольшим ущербом, а также имущественных исков с небольшой стоимостью. Одной из целей обращения сторон спора в соответствующее учреждение может быть заключение мирового соглашения — юридического акта о признании участниками правоотношений отсутствия взаимных претензий.

Законодательство РФ о мировых судах

Рассмотрим теперь то, каким образом деятельность соответствующих правовых институтов регулируется российским законодательством. Главный источник права здесь — Федеральный Закон 188-ФЗ «О мировых судьях», принятый 17.12.1998 года. Он регулирует в целом все ключевые нюансы организации работы судей, а также обеспечения деятельности соответствующих учреждений. По сути, это одновременно и Закон о назначении мировых судей, и правовой акт, определяющий подсудность дел соответствующим инстанциям, а также источник норм, который определяет то, каким образом полномочия данных учреждений распределяются территориально.

Изучим теперь более подробно основные положения ФЗ № 188.

Определение мировых судей в соответствии с законодательством

Закон о мировых судьях относит соответствующий правовой институт к судам общей юрисдикции, которые осуществляют деятельность на уровне субъектов РФ, и при этом являются частью судебной системы государства. Данный нормативный акт содержит формулировки, по которым полномочия, а также порядок работы мировых судей, равно как и критерии установления их должностей, определяются Конституцией России, ФКЗ «О судебной системе» и иными нормативными источниками на федеральном уровне, в то время как порядок назначения, а также осуществления деятельности судей могут устанавливаться на уровне правовых актов в субъектах.

При этом региональный правовой акт или же нормативный источник на уровне ФЗ не должен включать формулировки, которые бы противоречили тем, что содержит какой-либо федеральный конституционный закон. О мировых судьях современные эксперты рассуждают как о значимом правовом институте, поэтому его регулирование может осуществляться на самом высоком уровне действия российских правовых актов. Но так или иначе значительный объем положений, регламентирующих деятельность соответствующих учреждений, сосредоточен именно в ФЗ № 188.

Закон о мировых судьях в России содержит формулировки, по которым те постановления, что приняты на уровне данного правового института и имеют статус вступивших в законную силу, а также иные нормативные акты судов являются обязательными для всех российских органов власти, учреждений, физических и юридических лиц и потому должны исполняться на всей территории РФ.

В соответствии с нормами ФЗ-188 мировые судьи, а также члены их семей имеют гарантии, связанные со статусом граждан, осуществляющих деятельность на уровне рассматриваемого правового института. Речь идет о гарантиях: независимости судей, неприкосновенности, материального обеспечения, социальной поддержки.

Изучим то, какие компетенции мировых судей установлены законодательством РФ. Выше мы отметили, что ФЗ № 188 — это фактически закон подсудности мировых судей. Именно в его положениях определены ключевые компетенции представителей соответствующих инстанций.

Компетенции судей

Федеральный закон о мировых судьях № 188-ФЗ устанавливает следующие компетенции для представителей инстанций, о которых идет речь:

  • уголовные дела, связанные с правонарушениями, которые предусматривают наказание не более 3 лет лишения свободы — в соответствии с положениями ст. 31 УПК РФ;
  • дела, связанные с оформлением судебных приказов;
  • споры о расторжении брака — в случае, если между супругами отсутствуют разногласия по поводу детей;
  • споры о распределении между супругами имущества, стоимость которого не превышает 50 000 рублей;
  • прочие дела, которые возникают в области семейных правоотношений, за исключением тех, которые связаны с оспариванием права отцовства или материнства, об установлении соответствующих прав или их лишении либо ограничении, об усыновлении или же удочерении детей, а также связанные с иными разногласиями о детях, вопросами о признании брака между гражданами недействительным;
  • споры имущественного характера между гражданами, если речь не идет о наследовании, а также активах, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности — при условии, что стоимость иска не превышает 50 000 рублей;
  • дела, связанные с установлением порядка пользования тем или иным имуществом;
  • дела, имеющие отношение к административным правонарушениям в случае, если их рассмотрение прямо отнесено к компетенции мирового судьи законом.
  • Не считая приведенного перечня компетенций, к подсудности в рамках рассматриваемого правового института, законом могут быть отнесены иные дела. Закон о мировых судьях РФ также содержит формулировку, по которой в судах на соответствующем уровне могут быть рассмотрены дела в рамках вновь открывшихся обстоятельств при том, что ранее были приняты и вступили в силу те или иные решения на уровне первой инстанции. Судья, представляющий институт права, о котором идет речь, рассматривает споры, которые относятся к его компетенции единолично.

    Изучим теперь то, каким образом законодательство РФ регулирует деятельность участков, на которых функционируют мировые суды.

    Судебные участки по законодательству о мировых судах

    ФЗ № 188, как мы отметили выше — Закон о создании участков мировых судей. Какие нормы он включает в части регулирования организации работы соответствующих учреждений?

    Он определяет, что работа судей, представляющих соответствующий правовой институт, осуществляется в пределах установленных границ конкретного района на отдельных участках. Закон о мировых судьях содержит формулировку, по которой общее количество людей этой профессии, а также участков в том или ином субъекте РФ определяется на уровне федерального законодательства, но по инициативе региональных органов власти при согласовании ВС РФ. Или же по инициативе ВС РФ, но при согласовании с органом власти субъекта РФ.

    Участки, о которых идет речь, а также должности судей должны создаваться, а также упраздняться посредством издания региональных правовых актов. Предполагается, что на 1 участке будет обслуживаться от 15 до 23 тыс. граждан. В случае, если в муниципалитете — менее 15 тысяч человек, то в нем формируется 1 судебный участок. Дела, рассмотренные на соответствующем уровне, должны быть обязательно переданы в юрисдикцию другого учреждения в случае, если планируется упразднение того или иного участка или же должности судьи.

    В предусмотренных законом случаях председатели районных судов могут передавать дела, которые в общем случае находятся в компетенции судьи на определенном участке, на рассмотрение учреждениями на иных территориях. Федеральный закон о мировых судьях включает формулировку, по которой по данной схеме могут быть переданы уголовные, гражданские дела, а также те, что связаны с административными правонарушениями, рассмотрением исковых заявлений и выдачей судебных приказов.

    Назначение на должность мирового судьи: требования к кандидатам

    Изучим то, каким требованиям должны соответствовать граждане, претендующие на получение должности мирового судьи. Главный источник права, который определяет соответствующие критерии — Закон РФ «О статусе судей». В этом смысле данные требования ничем не отличаются от тех, что установлены к представителям судебных органов, а также к кандидатам на соответствующие должности, для других инстанций. Однако применяться данные нормы должны с учетом положений ФЗ № 188. В частности, таковые могут касаться порядка назначения или же избрания граждан на должность мирового судьи.

    Избрание мировых судей

    Рассматриваемая процедура осуществляется при участии законодательного органа власти на уровне субъекта РФ или же населения, которое проживает на соответствующем судебном участке. При этом порядок избрания мировых судей должен быть установлен правовым актом, принятым в регионе. Закон о мировых судьях РФ включает формулировку, по которой не позднее, чем за 6 месяцев до того, как истекут полномочия действующего судьи, а в случае, если они прекращаются досрочно — не позднее, чем через 10 дней после появления вакансии судьи, должно быть объявлено о том, что соответствующая позиция открыта. Информация об этом размещается в СМИ.

    В соответствующих объявлениях отражаются сведения о времени, а также месте приема заявлений от граждан, претендующих на должность судьи, а также о том, когда и где данные документы будут рассматриваться. Срок полномочий судьи, который будет назначен по итогам рассмотрения заявлений, должен начинаться не ранее того дня, который следует за днем, в когда прекратились полномочия действующего судьи.

    Срок полномочий судьи

    Федеральный закон о мировых судьях в РФ устанавливает конкретные сроки полномочий представителя рассматриваемого учреждения. Так, мировой судья назначается или же избирается на свою должность не более, чем на 5 лет. При этом власти региона РФ вправе уменьшить данный срок. По его истечению, однако, гражданин вправе вновь претендовать на занятие должности мирового судьи. В случае если гражданин был избран на соответствующую позицию повторно, то срок его полномочий также не должен превышать 5 лет или же являться равным тому, что определен в региональных правовых актах. Мировой судья может осуществлять свою деятельность до того, как ему исполнится 70 лет. После — его полномочия прекращаются в соответствии с законодательством.

    Прекращение полномочий судьи

    Закон о деятельности мировых судей, таким образом, содержит формулировки, по которым полномочия представителей соответствующих учреждений могут прекращаться. Можно отметить, что перечень оснований для этого определен Законом РФ «О статусе судей», но в ходе применения положений данного НПА должны учитываться нормы, зафиксированные в ФЗ № 188.

    Полномочия мирового судьи прекращаются:

    • в последний день того месяца, в котором истекают его полномочия или же того месяца, в котором судье исполняется 70 лет;
    • на следующий день после того дня, когда вступает в силу решение коллегии судей, в соответствии с которым полномочия представителя рассматриваемого учреждения прекращаются досрочно.
    • Кроме того, полномочия судьи могут приостанавливаться коллегией в рамках иных механизмов, предусмотренных положениями Закона РФ «О статусе судей».

      В случае если полномочия судьи были приостановлены или же прекращены, а также при временном отсутствии гражданина на соответствующей должности, исполнение его трудовых обязанностей осуществляет мировой судья, который работает на другом участке в том же районе. При этом издается отдельное постановление председателя суда по соответствующему району. В случае если на данной территории работает только 1 мировой судья, то его полномочия передаются на уровень инстанции, осуществляющей деятельность в ближайшем районе.

      В предусмотренных законом случаях исполнение обязанностей судьи, представляющего рассматриваемое учреждение, может быть возложено на судей, которые находятся в отставке. При этом не имеет значение то, на каком участке они работали ранее.

      Рассмотрим теперь, каким образом Закон о статусе мировых судей регламентирует порядок обеспечения деятельности соответствующих инстанций.

      Обеспечение деятельности судей

      Главную роль в поддержке мировых судей играют их аппараты. Его структура, а также штатное расписание должны определяться в законах, принимаемых на уровне субъекта РФ. Сотрудники аппарата при этом имеют статус государственных служащих и работают в соответствии с законодательством, в юрисдикции которого — регулирование правоотношений на госслужбе.

      Финансирование работы мировых судей осуществляется при участии Судебного департамента, который работает при ВС РФ. Данная структура отвечает за перечисление судьям зарплаты, вознаграждений, предоставление им различных социальных привилегий, предусмотренных законодательством РФ.

      За материальное обеспечение деятельности представителей соответствующих учреждений отвечают структуры на уровне исполнительной власти региона РФ. При этом в установленных законом случаях к решению данной задачи также может подключаться Судебный департамент, который работает при ВС РФ. Данная структура также отвечает за возмещение издержек по спорам, которые рассматриваются мировыми судьями.

      Итак, мы изучили основные положения, которые содержит Федеральный закон о мировых судьях Российской Федерации. Полезно будет также рассмотреть оценку деятельности данного правового института со стороны экспертов.

      Институт мировых судей в России: оценки экспертов

      Прежде всего, в среде юристов распространена точка зрения, по которой статус мирового судьи, по сути, носит двойственный характер. С одной стороны, их деятельность осуществляется в рамках субъекта РФ, и потому регламентируется положениями региональных источников права. С другой — представитель соответствующего учреждения также входит в единую судебную систему государства и издает постановления от имени Российской Федерации.

      Как отмечают эксперты, принятие закона о мировых судьях в России сопровождалось дискуссиями на предмет роли представителей данных правовых институтов в системе органов власти. Так, в одной из популярных концепций содержались тезисы, по которым мировой суд должен осуществлять свою деятельность на уровне первой инстанции и, таким образом, приобретать полномочия, характеризующие работу, в частности, районных судов, что повышало бы эффективность судопроизводства. При этом необходимо было обеспечить распространение юрисдикции решений соответствующих учреждений и на федеральном уровне. Таким образом, в среде экспертов также получила распространение точка зрения, по которой работа мировых судей должна была в большей степени отражать федеральный уровень рассмотрения вопросов деятельности данных структур. В частности, на соответствующем уровне могли приниматься решения о назначении судей, о финансовом и материальном обеспечении их деятельности.

      Так или иначе принятие закона о мировых судьях было осуществлено в тех формулировках, по которым двойственность их деятельности в целом сохранилась. Выше мы рассмотрели положения ФЗ № 188 о том, что, с одной стороны, работа представителей данных судебных учреждений связана с принятием решений от имени Российской Федерации, с другой — порядок обеспечения их деятельности в значительной степени зависит от результатов работы законодателей в регионах. Данный механизм может рассматриваться экспертами как в достаточной мере эффективный, поскольку, с одной стороны, не ограничивает юрисдикцию решений мировых судей, с другой — учитывает региональную специфику правоотношений.

      Кроме того, можно отметить, что и на уровне главного федерального нормативного акта — ФЗ № 188, содержатся формулировки, ограничивающие возможности регионов принимать нормы, значительно отличающиеся от тех, что отражают интересы федерального центра. Например, в части установления предельных сроков полномочий мирового судьи. Он не может, как мы уже знаем, длиться более 5 лет, однако, конкретная его продолжительность может быть меньшей предельного значения, и это зависит от позиции регионального законодателя.

      Так или иначе, правовой институт мировых судей рассматривается экспертами как исключительно значимый с точки зрения развития юриспруденции в России, повышения правовой культуры граждан, совершенствования системы государственного управления. Закон о мировых судьях является в достаточной мере сбалансированным правовым актом, который, с одной стороны, предоставляет значимый объем полномочий регионам в части регулирования деятельности данных учреждений, с другой — содержит формулировки, способствующие сохранению целостности государственной судебной системы РФ с точки зрения расширения юрисдикции решений мировых судей, а также обеспечения поддержки их деятельности федеральными структурами.

      fb.ru

      Районный суд, его состав и полномочия

      Нормативные правовые акты:

      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

      Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1.

      Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

      Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных суда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1589; 2003. №27. Ст. 2699 (ч. 1).

      Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3170.

      Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270.

      Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824.

      Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации»

      Федеральный закон от 23.06.2014 № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      Учебная литература:

      Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. 5-е изд., исправ. и доп.– М.: Эксмо, 2010.

      Правоохранительные и судебные органы. Учебник. / Под ред. Н.А.Петухова и А.С. Мамыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо. 2010.

      Суд и правоохранительные органы : учебник для вузов / под общ. ред В.В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2013.

      Четвериков В.С. Правоохранительные органы: Учебник / В.С. Четвериков. — 3-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 378 с.

      Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» /Под. ред. В. И. Радченко. — М., 2001.

      Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т. Г. Морщаковой. — М.: Юристъ, 2003.

      Районный суд, его состав и полномочия.

      Согласно ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

      К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

      1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

      2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

      3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

      4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

      К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

      Районные суды – это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и является её основным звеном. Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел, является второй (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и осуществляет другие процессуальный функции судебной власти.

      Деятельность районного суда регламентируется ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

      Федеральный закон от 23.06.2014 N 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      Районные суды наиболее доступны для населения. По последним данным на территории РФ действуют – 2239 (+ 24 районных (городских) суда РКрым и 4 районных суда г. Сев.: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский, Нахимовский). Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает смежные границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, Джанкойский районный суд охватывает г. Джанкой и Джанкойский район).

      Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Предложение о создании или об упразднении районных судов вносит в ВС РФ Судебный департамент. Эти предложения и проект закона обсуждаются на Пленуме ВС РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

      Компетенция районного суда:

      1) Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

      2) в случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

      3) вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

      4) вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

      5) вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

      6) жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

      7) принимаются в ходе досудебного производства решения:

      — об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

      — о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

      — о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

      — о возмещении имущественного вреда;

      — о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

      — о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

      — о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

      — о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

      — о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

      — о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

      — о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

      — о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

      — о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;

      — о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

      — о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

      8) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

      9) рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

      10) в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

      Состав районного суда:

      — председатель районного суда,

      — его заместителя (заместителей)

      — судьи районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

      В зависимости от числа судей, районные суды подразделяются на малосоставные (до 3-х судей) и многосоставные. На 1.01.2012 – действовало 557 малосоставных судов.

      Структура суда зависит от его состава (малосоставной или многосоставной суд). Структура и штатное расписание каждого районного суда разрабатывается в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утв. Приказом Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ от 02.04.2011 №61.

      Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

      Структура суда – это организационное постороение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.

      Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок.

      Структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от 7 единиц), судей, помощников судей, отделы (общий – делопроизводство, материально-техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства (м.б. по гражданским делам, по уголовным делам). Администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения , но в штат суда не включен.

      Структура районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц также включает отдел информационно-правового обеспечения и кадров (консультанты суда, отдел кадров, завхоз).

      В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (ч. 2 ст. 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»).

      Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

      Количественный состав судей районного суда определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

      Полномочия председателя районного суда делятся на судейские и организационные.

      Организационные полномочия:

      1) организует работу суда;

      2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

      3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

      4) организует работу по повышению квалификации судей;

      5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

      6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

      7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

      1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

      2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

      3. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

      Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратом соответствующего суда.

      Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

      Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

      Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

      Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции можно разделить на две группы:

      — федеральные государственные гражданские служащие

      — работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

      К первой группе относятся:

      Начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист 1, 2 категории, специалист 1 категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Права и обязанности, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

      Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, иные работники. Их права и обязанности устанавливаются трудовым законодательством.

      Перечень должностей сотрудников аппарата суда указан в УП РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

      Аппарат суда общей юрисдикции:

      1) принимает и выдает документы;

      2) удостоверяет копии судебных документов;

      3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

      4) контролирует уплату пошлин и сборов;

      5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

      6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

      7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

      8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

      9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

      10) осуществляет хранение дел и документов;

      11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

      12) осуществляет прием граждан.

      Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

      Полномочия помощника председателя суда (судьи) определяются должностными инструкциями и Типовыми должностными регламентами помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 06.1.2010 №272.

      Должности федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи» учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности «председатель федерального суда» и «судья федерального суда».

      Должности «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда соответствуют классные чины юстиции «советник юстиции 2 класса» («советник юстиции 3 класса»).

      Назначение лица на должность «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда, а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя федерального суда общей юрисдикции.

      Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

      Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

      Лица, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

      2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

      (Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 29.07.2014) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»).

      Помощник председателя суда (судьи) должен уметь:

      — эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;

      — обобщать и анализировать поступающую информацию;

      — работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

      — разрабатывать план конкретных действий;

      — оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

      — адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

      — взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

      — правильно распределять рабочее время;

      — владеть приемами межличностных отношений;

      — владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности;

      — пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

      3.2. Помощник председателя суда (судьи) должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также:

      — оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

      — оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес председателя суда (судьи), в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

      — готовить информацию по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

      — осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности председателя суда (судьи);

      — готовить материалы для обобщений, докладов, выступлений председателя суда (судьи);

      — соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

      — выполнять иные поручения председателя суда (судьи), связанные с профессиональной деятельностью.

      Помощник районного судьи:

      5.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи осуществляет помощник судьи:

      — оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

      — оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

      — участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

      — вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

      — готовит в устной (письменной) форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

      — вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

      — подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

      — составляет проекты процессуальных документов;

      — выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

      Администратор районного суда в штат суда не включается. Назначается на должность и и освобождается начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его поручения. Администратор суда обеспечивает организацию деятельности районного суда. Он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений суда.

      Секретари судебных заседаний:

      — ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства;

      — обеспечивают техническую подготовку судебного заседания;

      — осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц;

      — проверяют их явку в суд;

      — выполняют иные поручения судьи.

      Консультант суда ведет прием граждан, осуществляет справочную информацию по законодательству и судебной практике, следит за изменениями, доводит их до судей, участвует в повышении квалификации сотрудников аппарата суда.

      Заведующий канцелярией организует делопроизводство в суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии, оформляет служебную переписку суда с другими судами и правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений.

      Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, ведет журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела, обеспечивает хранение вещественных доказательств, иные полномочия.

      Обеспечением установленного порядка деятельности суда занимаются судебные приставы, которые входят в ФССП (находится в ведении Минюста).

      Судебные приставы:

      — обеспечивают безопасность судей, участников судебного процесса, свидетелей;

      — обеспечивают охрану зданий суда, совещательных комнат, судебных помещений в рабочее время;

      — поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

      — во время судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания;

      — исполняют решения суда о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения (привод лиц, задержание правонарушителей с последующей передачей органам полиции).

      studopedia.ru

      Смотрите еще:

      • Реестр рассылки документов Реестр рассылки документов Учебный центр компании АЛЕЕ СОФТВЕР провел корпоративное обучение по программе «Практический курс по оцифровке данных» для специалистов Российского Федерального Геологического Фонда (Росгеолфонда). 24 октября 2016 Действующее законодательство Российской […]
      • Оформить пособие на кормление Пособие на питание В настоящее время на территории Российской Федерации действует социальная поддержка для беременных женщин, детей в возрасте до трёх лет и кормящих матерей. Данная помощь предоставляется в виде пособий, направленных на обеспечение полноценными продуктами питания […]
      • Страхование осаго в иваново ОСАГО, КАСКО, страхование имущества в Ивановском регионе Компания «Страховой эксперт» работает на рынке страховых услуг с 2008 года. Наша система обслуживания позволяет обспечивать индивидуальный подход к каждому клиенту для решения конкретных задач в части страхования. В штате […]
      • Налог на прибыль в некоммерческой организации Уменьшаем транспортный налог на «платоновскую» плату Как учесть «платоновскую» плату и транспортный налог (авансовые платежи) в налоговых расходах? Как отразить плату за «Платон» на счетах бухгалтерского учета? Какими документами можно подтвердить вычет транспортного налога на […]
      • Строение без разрешения Какие функции выполняют яички у мужчины? Осуществление функции размножения является главным двигателем жизни у любых биологических существ. У человека за данную функцию отвечает половая система. У мужчин половыми железами являются яички, которые выполняют две основные функции: Развитие […]
      • Московская область транспортный налог 2013 Транспортный налог 2016. Ставки. Московская область Наименование объекта налогообложения налоговая ставка в рублях Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой […]