Закон о ядерной и радиационной безопасности

О неотложных проблемах государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии

Термин «государственное регулирование» широко применяется в современном законодательстве. Под государственным регулированием в общем случае понимается комплекс мер, применяемых государством для установления правовых основ, управления и корректировки тех или иных экономических, социальных или иных процессов.

В соответствии с административным правом Российской Федерации государственное управление и государственное регулирование являются близкими и не всегда различимыми правовыми методами (императивным и диспозитивным) реализации единой государственной политики. Это отражено в известной максиме административного права: «Управляя, государство регулирует, а регулируя – управляет».

Понятие «государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» согласно федеральному закону «Об использовании атомной энергии» объединяет следующие взаимосвязанные составные части:
– нормативное правовое регулирование (установление обязательных требований и процедур);
– государственную разрешительную деятельность и оценку соответствия (лицензирование, заключения по результатам экспертиз, аккредитацию, сертификацию и т.п.);
– государственный контроль (надзор).

Эти элементы зародились и получили развитие еще в рамках Минсредмаша СССР, который совместно с Минздравом СССР выполнял функции государственного регулирования безопасности в атомной отрасли. Для этого в Минсредмаше были созданы и функционировали службы, функции которых позже были названы государственным регулированием безопасности при использовании атомной энергии.

19 июля 1983 года на базе созданной в 1972 году в составе Минсредмаша СССР Государственной инспекции по ядерной безопасности (Госатомнадзор СССР) был образован независимый от Минсредмаша СССР Госатомэнергонадзор СССР, что фактически положило начало межведомственному разделению государственных функций регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

А через три года, 26 апреля 1986 года на одном из реакторов Чернобыльской АЭС произошла Чернобыльская авария, ставшая крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики, обострившая проблемы и ужесточившая регулирование безопасности.

На законодательном уровне разделение функций регулирования безопасности было закреплено принятием в 1995 году федерального закона «Об использовании атомной энергии».


Рисунок 1

Установленные этим законом основы системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии отражали ситуацию начала 90-х годов (рис. 1) и за прошедшее время не претерпели изменений, хотя в стране произошли фундаментальные социально-экономические и политические преобразования:
– восстановлены утраченные в 90-е годы государственное управление и контроль в ключевых областях, определяющих национальную безопасность Российской Федерации;
– принят федеральный закон «О радиационной безопасности населения», определивший правовые основы обеспечения радиационной безопасности, другие специальные законы по вопросам регулирования санитарно-эпидемиологической, экологической, пожарной и промышленной безопасности, Градостроительный кодекс РФ и ряд других законов, регламентирующих отдельные аспекты безопасного использования атомной энергии;
– ратифицирован ряд международных конвенций, в том числе Конвенция о ядерной безопасности и Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами;
– определены основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ), создана эффективная система государственного управления использованием атомной энергии;
– принципиально возросла безопасность атомных объектов и производств (технологий);
– создано законодательство, соответствующее развитой рыночной экономике, включая законы по лицензионному праву, государственному надзору (контролю) и техническому регулированию;
– произошло широкое внедрение рыночных отношений в атомную отрасль, что, в частности, привело к преобразованию ФГУПов в ОАО и созданию Госкорпорации «Росатом».

Однако эти преобразования не затронули систему государственного регулирования безопасности в целом, которая больше не соответствует достигнутому уровню безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов, обеспечивающему социально приемлемый риск их эксплуатации (рис. 2).


Рисунок 2

В России действует пять (!) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии и наделенных всеми необходимыми полномочиями в соответствии с законодательством и международными обязательствами РФ.

Радиационную безопасность одновременно регулируют четыре из пяти таких органов, ядерную безопасность – два органа (рис. 3).


Рисунок 3

Такого изобилия органов регулирования нет ни в одной стране мира, так что следует говорить не вообще об «усилении государственного регулирования безопасности», а о реальном повышении его эффективности за счет исключения дублирования деятельности органов регулирования (кроме МЧС России), перераспределения их функций и задач с учетом потенциальной величины и характера контролируемой опасности. Именно такой подход к оптимизации регулирования безопасности декларируется в руководящих документах МАГАТЭ.

В настоящее время Россия находится на этапе, требующем ускоренных и устойчивых темпов инновационного развития атомной отрасли. Это соответствует общемировой проблеме увеличения энергопотребления при одновременном снижении негативного влияния на экологию Земли. На современном этапе научно-технического развития решение двух глобальных мировых проблем – увеличения энергопотребления и снижения нагрузки на экологию – возможно только путем увеличения доли выработки электроэнергии наиболее экологически чистым способом ее производства на атомных станциях при одновременном снижении сжигания на тепловых электростанциях ценных невозобновляемых природных ресурсов (угля, нефти, газа), достойных лучшего применения.

Одним из факторов, в наибольшей степени сдерживающих широкое использование атомной энергии в энергетике, медицине, промышленности и обуславливающих отставание России в этой области, является несоответствие существующей системы лицензирования и надзора достигнутому уровню безопасности, обеспечивающему социально приемлемый риск, и рыночным отношениям в целом. Более того, эта система сегодня откровенно противоречит стратегии дерегулирования (дебюрократизации) российской экономики, а значит – общей стратегии реформ и социально-экономическому развитию страны.

Действующая система создает условия для процветания коррупции, как нелегальной, так и существующей почти открыто. Более того, отдельные направления лицензирования и надзора успели коммерциализироваться, превратившись в самостоятельный род бизнеса, беззастенчиво рекламирующий себя в Интернете.

Согласно утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 г. № 196 «Методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», коррупционные факторы выражаются, в частности, в отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти, выборочном изменении объема прав.

Например, в «Положении о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 г. № 865, условиями для проявления коррупционных факторов являются:
– наличие дублирующих разрешительных полномочий Ростехнадзора и органов санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 12г);
– лицензирование деятельности, для которой не установлены условия ее безопасного осуществления ввиду отсутствия ядерной и радиационной опасности (пункты 5 и 6 приложения к Положению);
– отсутствие срока принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, исчисляемого с даты регистрации документов, представленных для получения лицензии;
– отсутствие условий и оснований для принятия решения по установлению срока действия лицензии (пункт 6);
– возможность выборочного применения (отмены) лицензирующим органом нормативных требований по безопасности (пункт 24).

Законодательную основу преобразований, направленных на либерализацию систем государственного регулирования в России, составляют федеральные законы «О техническом регулировании», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (рис. 4).


Рисунок 4

Однако в области регулирования ЯРБ первый из упомянутых законов не реализован, так как не изданы необходимые подзаконные акты и технические регламенты.

Второй закон не распространяется на деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии, и правовые аспекты лицензирования в этой области остались неурегулированными и неунифицированными на законодательном уровне.

Положения третьего из упомянутых законов, касающиеся надзора за ЯРБ, должны вступить в силу с 1 января 2010 года, однако в настоящее время надзорное лобби предпринимает серьезные усилия для их фактической отмены.

В основу повышения эффективности регулирования безопасности и корректировки действующих механизмов регулирования должен быть положен принцип МАГАТЭ, согласно которому «структура и ресурсы режима регулирования должны быть установлены таким образом, чтобы они соответствовали потенциальной величине и характеру контролируемой опасности».

В настоящее время лицензирование в области использования атомной энергии в равной мере применяется ко всем видам деятельности и объектам, независимо от их потенциальной опасности (рис. 5).


Рисунок 5

Ростехнадзор выдает около 350 видов лицензий в этой области (для сравнения: федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено лицензирование всего около 90 видов деятельности во всех других отраслях). Количество выдаваемых Ростехнадзором лицензий в десятки, а то и в сотни раз превышает действительно необходимое количество; лицензирование превратилось в некую самоцель, для достижения которой «производительность труда» работников лицензирующего органа намного превышает соответствующие показатели их зарубежных коллег.

При этом отдельные предприятия атомной отрасли имеют по несколько десятков лицензий, выданных, по сути, на искусственно размельченные работы.

Для устранения избыточности и дублирования в разрешительной деятельности методы ее применение должно строго соответствовать критериям потенциальной величины и характера контролируемой опасности. В области использования атомной энергии по этим критериям естественным образом выделяются следующие категории видов деятельности (работ, услуг) и организаций:
I категория – сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации ядерных установок и иных объектов с ядерными материалами, представляющие в связи с этим глобальную ядерную опасность широкомасштабного распространения радиации;

II категория – эксплуатация радиационных источников, производство или использование продукции, содержащей радиоактивные вещества, то есть деятельность, не представляющая ядерной опасности, а радиационная опасность которой носит локальный характер;

III категория – обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами при их транспортировании, безопасность которого обеспечивается конструкцией транспортного упаковочного комплекта и условиями перевозки;

IV категория – научные исследования, экспертизы и изыскания, проектирование ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, конструирование и изготовление для них оборудования, проведение иных работ и предоставление иных услуг в области использования атомной энергии, при которых не используются ядерные материалы и радиоактивные вещества и, следовательно, не представляющие ни ядерной, ни радиационной опасности.

Очевидно, что к разным категориям видов деятельности и организаций должны применяться различные виды регулирования безопасности (рис. 6).


Рисунок 6

Необходимо ограничить лицензирование видами деятельности I категории, опасность которой носит глобальный характер, и не создавать искусственных препятствий внедрению радиационных технологий в народное хозяйство, в первую очередь, в медицинскую практику.

При этом одновременно будет достигнут и другой важный результат: избавление Ростехнадзора от ненужной работы, благодаря чему можно будет сконцентрировать усилия на наиболее важных направлениях, представляющих действительную ядерную опасность, что повысит качество, действенность и результативность государственного надзора.

В отношении видов деятельности II категории в настоящее время одновременно с лицензированием применяется иная форма разрешения, установленная федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благопо лучии населения» – санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверяющее соответствие деятельности и продукции санитарным правилам по радиационной безопасности.

С целью исключения дублирования самодостаточным видом государственного разрешения для этих видов деятельности должно остаться санитарно эпидемиологическое заключение. Лицензирование этой деятельности не требуется.

Лицензируется в настоящее время и обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами при их транспортировании.

В отношении этой деятельности одновременно действует иная форма разрешения, установленная федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», а также правилами МАГАТЭ и федеральными нормами и правилами, – сертификат — разрешение на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта и радиоактивного вещества особого вида.

Для видов деятельности III категории государственным разрешением, как и в других странах, должен быть сертификат-разрешение на перевозку, выдаваемый компетентным органом по безопасности перевозок. Лицензирование этой деятельности также не требуется.

Ростехнадзором лицензируется и не представляющая ни ядерной, ни радиационной опасности деятельность организаций-контрагентов IV категории.

Это противоречит Конвенции о ядерной безопасности и нормам МАГАТЭ, согласно которым лицензии выдаются только эксплуатирующим организациям, несущим всю полноту ответственности за безопасность. Организации-контрагенты несут ответственность только за качество работ (услуг), причем обязанность регулировать и контролировать качество возлагается на эксплуатирующие организации. Эти же требования отражены в Конвенции о ядерной безопасности, федеральном законе «Об использовании атомной энергии» и в федеральных нормах и правилах.

В соответствии с этими требованиями в отрасли действует система регулирования и контроля качества работ и услуг, а также аккредитации организаций контрагентов, выполняющих строительно-монтажные, пусконаладочные работы и оказывающих услуги на объектах ОАО «Концерн Энергоатом»; ведется Реестр аккредитованных организаций.

В организациях атомной отрасли действуют сертифицированные (в том числе международными экспертами) системы управления качеством и безопасностью (СМК), соответствующие современным международным стандартам ИСО 9000 и ИСО 14000.

Поэтому лицензирование видов деятельности IV категории, не представляющих ни ядерной, ни радиационной опасности, дублирует перечисленные формы регулирования и контроля и может быть отменено без ущерба для безопасности.

В соответствии с изложенным выше для унификации процедур лицензирования и сокращения количества лицензируемых видов деятельности предлагается под лицензируемых видов деятельности предлагается подготовить законопроект, предусматривающий внесение изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Эти изменения должны распространить его действие на деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии и дополнить перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, следующими позициями:
– сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и хранилищ радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы;
– деятельность по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.

Одновременно этот законопроект должен внести изменения в статью 26 «Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии» федерального закона «Об использовании атомной энергии».

Как отмечалось выше, в настоящее время предпринимаются серьезные усилия по фактическому исключению надзора за ЯРБ из сферы действия федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С этой целью подготовлен законопроект, который вводит отсутствующее в мировой практике понятие «постоянный надзор», при котором подразделения Ростехнадзора будут размещены на постоянной основе на объектах атомной отрасли, причем безвозмездное обеспечение такой формы надзора возлагается на поднадзорную организацию.

Законопроектом устанавливаются формы и периодичность плановых проверок, противоречащие упомянутому закону.

В перечень поднадзорных видов деятельности в законопроекте включены работы (услуги), не представляющие ядерной и радиационной опасности.

На надзорный орган возлагается проверка знаний работников объектов использования атомной энергии, что противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, согласно которому эти проверки проводит работодатель.

В целом законопроект неоправданно расширяет полномочия и сферу деятельности надзора, что не соответствует достигнутому уровню безопасности ядерно и радиационно опасных объектов, обеспечивающему социально приемлемый риск их эксплуатации. Предлагаемый законопроект направлен реально не на повышение уровня безопасности, который и сегодня обеспечивает непревышение требуемого нормативными документами социально приемлемого риска, а на повышение бюрократических барьеров и условий коррупционности, препятствующих инновационному развитию отрасли. При этом навязывается иллюзия, что безопасность создается не на рабочих местах эксплуатирующих организаций, а надзором, играющим безусловно важную роль, но лишь фиксирующим достигнутый уровень безопасности и стремящимся подменить собой ежедневный производственный (технологический) контроль работодателя.

Принятие законопроекта потребует значительного увеличения расходов поднадзорных организаций на содержание надзорных органов и, как следствие, увеличение стоимости продукции.

Повышение эффективности государственного регулирования ЯРБ в области использования атомной энергии требует, прежде всего, совершенствования нормативного правового обеспечения в этой области.

Это возможно достигнуть только совместными усилиями ГК «Росатом» и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в первую очередь, путем непосредственного взаимодействия госкорпорации с Ростехнадзором, поскольку именно в этих отношениях лежит большинство проблем.

Для разработки проектов соответствующих законодательных актов и иных нормативных правовых документов Госкорпорацией «Росатом» неоднократно предлагалось Ростехнадзору создать межведомственную рабочую группу из представителей Минприроды России, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, ФМБА России и ГК «Росатом». Для организации работы межведомственной группы было подготовлено несколько вариантов технического задания (рис. 7).


Рисунок 7

Ростехнадзору необходимо ускорить рассмотрение предложений госкорпорации «Росатом» по организации такого взаимодействия и утверждению программы работ по совершенствованию нормативно — правовой базы в области ядерной и радиационной безопасности.

Первоочередной работой в рамках этой программы должна стать переработка «Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» в соответствии с вышеизложенными предложениями, а также анализ на наличие коррупционных факторов ныне действующих и вновь разрабатываемых нормативных правовых актов, в тои числе федерального закона «Об использовании атомной энергии».

www.atomic-energy.ru

МЧС России

Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

9 января 1996 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5 декабря 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений;

контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;

введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;

организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

организация и осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

информирование населения о радиационной обстановке;

установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;

регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;

контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;

регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:

разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;

организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;

участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;

участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2 — 3. Утратили силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности

1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;

для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, и иные нормативные документы по радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.

Статья 10 в системной связи со статьей 22 данного Федерального закона, статьями 2 и 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статьями 2, 3, 4, подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 25.02. 2004 N 107 не предполагает ограничение для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по рентгенологии, возможности получить лицензию на деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения — аппаратами рентгеновскими медицинскими (в том числе стоматологическими) (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 633-О-П).

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.

2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 10.1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 — 9 настоящей статьи.

3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (далее — обязательные требования).

4. При разработке органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящей статьи, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, предусматривается проведение совместных проверок.

5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет:

1) со дня государственной регистрации юридического лица;

2) со дня окончания проведения последней плановой проверки.

6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9. Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, не допускается.

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности

1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее — нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности

Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения

При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:

соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;

выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.

2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:

выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;

проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;

проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;

эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.

3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.

4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).

Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.

2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

www.mchs.gov.ru

Смотрите еще:

  • Как оформляется квартира по наследству Регистрация права собственности на квартиру по наследству с завещанием и без него Движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права — всё это может быть объектом передачи по наследству. Недвижимое имущество практически всегда становится объектом наследования и чаще всего […]
  • Реестр уплаты ндфл в 83 Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями Автор: Татьяна Бойкова, эксперт RosCo - Consulting & audit Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями достаточно точно урегулирован пунктом 7 статьи 226 Налогового Кодекса РФ. Согласно указанному пункту, налоговые агенты - […]
  • Размер госпошлины при получении выписки из егрюл Госпошлина за выписку В ценах на выписки, представленные на нашем сайте (горящие, срочные, электронные), ГОСПОШЛИНА ВКЛЮЧЕНА в стоимость выписок . Оплата госпошлины по реквизитам При заказе выписки из ЕГРЮЛ, получении выписки из ЕГРИП или запроса выписки из ЕГРП Вам не надо выяснять […]
  • Показывает правила сервера Показывает правила сервера Сервер в себя включает: Amxmodx 1.8.1 [русофицирован] Dproto 0.9.87 Metamod 1.19 Mmtimer 1.6 Вкл.такие плагины rules.amxx [При входе показывает Правила сервера] knifedm.amxx [мод Deat macha придаёт вашему Knife серверу Fun :)] KnifeScratch.amxx [Искры от ножа] […]
  • Росгосстрах заявление при дтп Как составить пример или образец досудебной претензии в Росгосстрах по ОСАГО? Какие дополнительно приложить бумаги? ООО «Росгосстрах» – коммерческое предприятие, заинтересованное в получении прибыли. Деньги, собранные с клиентов в виде взносов – доходы компании Выплаты клиентам по […]
  • Кооперативное наследство Кооперативная квартира: правовые практические инициативы С позиций Закона «О кооперации» ЖСК — объединение добровольцев, юридических или физических лиц, которые создают юридическое лицо, совместная деятельность которых основана на самоуправлении. В результате практических действий должен […]