Закон гос экспертизе

Езда без номеров, штраф и наказание за утерю, кражу, отсутствие номера.

На сегодняшний день по России отмечается ежегодное увеличение количества автомобилей и иных автотранспортных средств – так, на текущий год в стране зарегистрировано более 7 миллионов авто. В соответствии с действующим законодательством каждое автомототранспортное средство подлежит государственной регистрации, связанной с установкой на каждый автомобиль или автотранспортное средство специализированных номерных знаков, позволяющих идентифицировать каждое конкретное транспортное средство.

Специализированными номерными знаками признаются государственные регистрационные номера, которые присваиваются каждому транспортному средству в процессе постановки авто на учет, причем такие знаки должны быть установлены на каждом авто, участвующем в дорожном движении (пункт 2.2 Правил Дорожного движения в редакции 2018 года).

Поскольку наличие на каждом автомобиле регистрационных знаков в соответствии с законом является обязательным, за нарушение данных норм предусматривается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ (Кодекс РФ об административных правонарушениях). То есть, каждый водитель, управляющий автомобилем без гос. номера, автоматически может быть привлечен к такой ответственности с назначением наказания.

○ Как чаще всего остаются без номера?

Ситуации, когда автомобиль лишается или не имеет и вовсе государственных номеров, достаточно различны, однако на практике транспортное средство остается без государственного знака, чаще всего, в следующих случаях:

  • Кража или утеря номера.
    Чаще всего, номерного знака владелец автомобиля лишается вместе со своей машиной — по статистике, за полный 2015 год в России угону подверглось более 30 000 автомобилей, а также отдельно украли номера с машин более 12 000 раз. Что касается утери номера по неосторожности владельца, то здесь цифры не такие значительные: в среднем, за год по стране теряют свои автомобильные номера не более 8-10 тысяч автовладельцев.
  • Покупка нового автомобиля.
    Автомобиль не имеет государственного номера в том случае, если был приобретен с автосалона и ранее не состоял на транспортном учете в ГИБДД.
  • Езда на автомобиле с чужим номером.
    На практике такая ситуация возникает при покупке подержанного автомобиля, оборудованного номерными знаками на имя прежнего хозяина.
  • Езда на автомобиле с заведомо недействительными (подложными) номерами.
    В данном случае под подложными номерными знаками понимаются такие номера, которые не были присвоены конкретному автомобилю в процессе регистрации авто в ГИБДД.
  • ○ Штрафы за отсутствие номера или езду без номера.

    Водитель, управляющий автомобилем без номера или с заведомо подложным номерным знаком, может быть привлечен к административной ответственности, причем такой ответственностью может быть не только денежный штраф, но и лишение водительского удостоверения.

    Все штрафы, которые могут быть назначены законом в отношении водителей, содержатся в главе 12 КоАП РФ. Рассмотрим подробнее, какие штрафы установлены для водителей за отсутствие или подлог гос. номера на авто.

    В соответствии с требованиями закона (ГОСТ Р 50577-93), как грузовые, так и легковые автомобили должны быть оснащены государственными номерами с обеих сторон кузова (спереди и сзади), исключение – автомототранспортные средства. Автомобильные номера теряются достаточно легко: например, потерять передний номер гораздо легче, чем задний, угодив бампером в яму или препятствие, или проехавшись по пересеченной местности. В том случае, если хотя бы один номер на авто отсутствует, это уже будет являться поводом для привлечения водителя к ответственности в соответствии с ч. 2. ст. 12.2 КоАП РФ.

    Ч. 2. ст. 12.2 КоАП РФ гласит:

    • «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, — влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.»
    • ✔ Чужие номера, отсутствие номера.

      Если вы купили подержанное авто, имеющее номерной знак, вы обязаны в течение 10-ти дней переоформить такой автомобиль на свое имя с возможностью сохранения имеющихся номеров (приказ МВД № 605 от 07.08.2013 г.). Невыполнение такого требования грозит получением наказания по статье 19.22 КоАП РФ для лица, проходящего по базе ГИБДД как собственника авто (штраф от 1500 до 2000 рублей), и по ст. 12.1 КоАП РФ для лица, не переоформившего автомобиль на свое имя.

      Если вы купили подержанный автомобиль с номерами прежнего владельца и не зарегистрировали его в ГИБДД, то в соответствии с ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ вам придется уплатить штраф в размере от 500 до 800 рублей.

      Гораздо более внушительное наказание ожидает злостных «уклонистов» от регистрации авто.

      Так, ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ установлено:

    • «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.»

    ✔ Транзитные номера.

    Аналогичная ситуация возникает и в случае покупки совершенно нового автомобиля из салона — если ранее вы могли оформить на такой автомобиль транзитные номера, то с принятием нового регламента регистрации транспортных средств № 605 транзитные номера физическим лицам больше не выдаются, а за нарушение срока в 10 дней для получения номеров водитель также привлекается к ответственности по ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ.

    Отдельно стоит отметить категорию наказания за езду на автомобиле с подложными номерами, не принадлежащими данному авто. За совершение такого правонарушения водитель лишается права управлять автомобилем на срок от 6-ти месяцев до одного года (ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ).

    ○ Что делать, если отсутствует номер?

    Если вы не хотите нести административное наказание за езду без номеров и платить штрафы, то авто без номеров необходимо поставить на учет и получить номерные знаки, а утерянные номер – восстановить.

    С введением нового административного регламента № 605 процедура восстановления утраченных номеров для водителей существенно упрощается. Так, водителю, потерявшему свой номер, теперь совершенно не обязательно обращаться в ГИБДД и заново регистрировать своё авто в связи с утратой номеров.

    Для получения нового номера собственник авто должен обратиться в специальную лицензированную компанию, изготовляющую номерные знаки в соответствии с государственными стандартами, причем для получения услуги необходимо будет предоставить удостоверение личности и документы на автомобиль.

    П. 42 Правил регистрации транспортных средств № 1001 гласит:

  • «Изготовление дубликатов государственных регистрационных знаков взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность производится индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельство об утверждении изготовленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем образца специальной продукции*(20) соответствующего типа, при условии предоставления собственником (владельцем) транспортного средства соответствующего регистрационного документа.»
  • Если вы приобрели новый автомобиль, не имеющий номерных знаков, вам необходимо оформить полис ОСАГО и обращаться в ГИБДД с заявлением о постановке автомобиля на учет с присвоением ему государственного номера.

    За получение номеров и регистрацию авто в 2016 году придется заплатить 2 850 рублей (ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

    ○ Советы юриста: как доказать невиновность?

    Итак, если вас всё-таки остановили сотрудники ГИБДД и пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.1 или 12.2 КоАП РФ за езду без номерных знаков, вам следует иметь в виду, что избежать наказания, скорее всего, не получится, поскольку отсутствие умысла и вины в совершении правонарушения (ст. 1.5 КоАП РФ) не применяется как основание для освобождения наказания в отношении правонарушений 12-ой главыКоАП. То есть, если вы случайно потеряли номер, платить штраф вам всё равно придется даже несмотря на то, что ваша вина в этом, по факту, отсутствует.

    Тем не менее, сотрудники ГИБДД достаточно часто допускают в своей работе те или иные процессуальные нарушения, сделав акцент на которых вы сможете полностью избежать ответственности и не платить штраф. Такими процессуальными нарушениями являются: неверное указание места, времени и обстановки совершения административного правонарушения в протоколе и постановлении, а также описки и исправления в протоколе и постановлении, внесенные без вашего присутствия и подписи.

    Помните, что если вы не согласны с вынесенным постановлением и протоколом, вы можете обжаловать штраф в срок 10 дней с момента получения под роспись на руки такого постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

    Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

    topurist.ru

    К вопросу необходимости разработки ПМЛА или ПЛА

    В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
    Как мы все знаем, с 1 января 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», которое устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к их содержанию. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2015 г. № 480 О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 февраля 2016 г., регистрационный № 41130) присвоена аббревиатура ПМЛА.
    Кроме того, ранее, в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2012 г. № 781 были утверждены «Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах». В этом документе содержатся рекомендации по разработке плана локализации и ликвидации аварий (ПЛА), его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра, а также проведению мероприятий по его выполнению.
    В Федеральном законе № 116-ФЗ четко прописано наименование обязательного документа: план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. К тому же существует четкий порядок их разработки.
    Так что же здесь имеется ввиду?
    В чем разница между планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и планом локализации и ликвидации аварий? Если внимательно посмотреть на основные положения, требования и рекомендации при разработке этих двух документов, по сути, ясно, что это практически одно и то же:

    Поэтому, если на предприятии имеется ПЛА, разработанный с учетом «Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах», то разработка нового документа под названием «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий» в общем, ни к чему новому не приведет. Зачем дублировать однотипные документы?
    Если проанализировать наименования документов, то можно сделать вывод, что разница между ними в том, что один разрабатывается для планирования ликвидации аварий, а другой – для планирования ликвидации последствий аварий. Но если задуматься, по сути, ликвидация аварии – это и есть ликвидация ее последствий. Возможно именно поэтому, в Федеральном законе № 116-ФЗ приводится именно такая формулировка, к тому же в «Рекомендациях по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» есть четкое указание, что ПЛА разрабатывается в том числе и с целью разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
    Стоит отметить, что если раньше все эти планы подлежали экспертизе промышленной безопасности, то сейчас в Федеральном законе № 116-ФЗ исключено понятие «иная документация» и планы более не подлежат экспертизе.
    Резюмируя наши рассуждения как итог к вопросу о необходимости разработки ПЛА или ПМЛА приведем ответ генерального директора ЗАО НТЦ ПБ проф., д-р техн. наук Е.В. Кловач (Журнал «Безопасность труда в промышленности» за февраль 2014 г.):
    «В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] в редакции, вступившей в силу с 1 января 2014 г., мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – объекты) I, II и III классов опасности планируют посредством разработки и утверждения руководителем организации или структурного подразделения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах (далее – планы мероприятий). Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – Положение), которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [2].
    В Положении определены цели разработки планов мероприятий; сроки их действия и основания пересмотра; субъекты, утверждающие и согласовывающие их; содержание и структура этих планов. Специальные разделы плана мероприятий определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (далее – ФНП).
    В настоящее время требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, содержатся в ФНП [3], где этот документ называется «план локализации и ликвидации последствий аварий». Необходимость документа именно с таким названием установлена также в ФНП [4]. В других ФНП (например, [5]) подобный документ называют «план ликвидации аварий». Существуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее – акты), подлежащие до дня вступления в силу соответствующих ФНП обязательному исполнению на основании федерального закона [6], в которых есть требования к составлению документов, имеющих названия «план ликвидации аварий» [7], «план ликвидации аварий и защиты персонала» [8].
    Перечисленные выше ФНП не предусматривают необходимость разработки планов мероприятий только для объектов определенных классов опасности и разные сроки действия (пересмотра) планов в зависимости от классов опасности объектов. Содержание планов (с различными наименованиями) в этих ФНП и других актах также не соответствует установленному в Положении.
    Принимая во внимание, что статус постановления Правительства Российской Федерации выше статуса ФНП и других актов, ФНП и другие акты продолжают действовать в области их распространения в части, не противоречащей Положению.Таким образом, организации, эксплуатирующие указанные выше объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют Положению, независимо от наличия у них документов с другими названиями и сроков действия этих документов. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и другими действующими актами.»

    1) О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июня 1997 г. ; в ред. от 13 июля 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/11900785/1/#block_1111
    2) Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах : пост. Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730 // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 35. – Ст. 4516.
    3) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101 ; в ред. от 12 января 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70368570/
    4) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96 ; в ред. от 26 ноября 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70365948:0
    5) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий» : приказ Ростехнадзора от 14 февраля 2013 г. № 59 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2013. – № 20.
    6) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4596.
    7) Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах : утв. приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. № 681 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2012. – № 16.
    8) Об утверждении «Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья» : пост. Госгортехнадзора РФ от 19 июня 2003 г. № 96 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2004. – № 7.

    Разработали:
    ведущий эксперт, доц., к.т.н. В.В. Жульнев,
    ст. преподаватель В.А. Шавернева
    АНО ДПО УКЦАСФ
    07 апреля 2016 г

    uk-cert.ru

    Закон гос экспертизе

    Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
    [Закон «Об охране окружающей среды»] [Глава XIV] [Статья 75]

    За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

    1 комментарий к записи “Статья 75 Закон об Охране Окружающей Среды. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды”

    Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

    Комментарий к статье 75

    Одним из важных институтов правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды является юридическая ответственность, возникающая в случае нарушения экологического законодательства. Понятие юридической ответственности в науке является едва ли не самой спорной в ряду иных правовых проблем. Юридическая ответственность в теории права понимается как обязанность лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия (санкций) за совершенное правонарушение, как применение санкций, влекущих для правонарушителя лишения личного, имущественного, организационного характера. Зачастую юридическая ответственность рассматривается и как правоотношение, возникающее между правонарушителем и государственными органами и реализуемое в рамках охранительных правоотношений.
    В содержание юридической ответственности, действительно, входят и обязанность лица подвергнуться мерам государственного принуждения, и само применение таких мер. Это позволяет заключить, что юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды — это обязанность правонарушителя, совершившего нарушения экологического законодательства, претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущественного характера, закрепленные в санкциях правовых норм и применяемые в определенной процессуальной форме.
    Отличительными признаками данного правового института являются следующие:
    1) юридическая ответственность применяется за совершение экологического правонарушения.
    Экологическое правонарушение — противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Экологическое правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной и субъективной сторонами правонарушения. Ответственность за правонарушение, как и в иных отраслях права, может наступать только при наличии всех четырех элементов, а отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (природные объекты) являются предметом правонарушения. Объективную сторону экологических правонарушений составляют: действия или бездействия, нарушающие общеобязательные правила природопользования и охраны окружающей природной среды; вред экологическим интересам личности, общества или государства либо реальная угроза причинения такого вреда; причинная связь между экологически опасным деянием и наступившим вредом. Субъектом экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица. Экологические правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Вина в форме умысла имеет место тогда, когда из поведения лица видно, что оно сознательно направлено на правонарушение. В случаях совершения правонарушения по неосторожности, в поведении лица отсутствуют элементы намеренности. Оно не направлено сознательно на правонарушение, но в то же время в поведении человека отсутствует должная внимательность и осмотрительность;
    2) юридическая ответственность за экологические правонарушения — это обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия, определенные лишения;
    3) меры, применяемые к правонарушителям могут, быть как собственно эколого-правовые, так и предусмотренные в законодательных актах других отраслей законодательства;
    4) юридическая ответственность возлагается в определенной процессуальной форме: уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т.д., установленной в законодательстве.
    Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов экологического права. Основанием для юридической ответственности является правонарушение в области охраны окружающей среды (экологическое правонарушение). Состав правонарушения — это фактическое основание для ответственности, а норма права — правовое.
    В комментируемой статье закреплены следующие виды ответственности:
    — имущественная;
    — дисциплинарная;
    — административная;
    — уголовная.
    Вопросы имущественной ответственности будут рассмотрены в комментариях к последующим статьям. Остальные виды ответственности размещены в комментируемой статье.
    Дисциплинарная ответственность — это одна из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель. Как и другие виды ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств.
    Прежде всего дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.), уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации. В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок, экологических служб предприятий, сельскохозяйственных предприятий, т.е. к лицам, деятельность которых прямо или опосредованно связанна с использованием и охраной природных ресурсов.
    Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины — совершение дисциплинарного экологического проступка, которым признается противоправное, виновное деяние, посягающее на экологический правопорядок в сфере трудовой деятельности, причиняющее вред природным ресурсам. Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение законодательства об охране окружающей среды только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение эколого-правовых норм.
    Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ). Федеральными законами, уставами, положениями о дисциплине для определенных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
    Порядок применения дисциплинарных взысканий за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды определен в ст. 193 ТК РФ. Так, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если работник отказывается представить письменное объяснение, то составляется соответствующий акт. Наложить на работника взыскание можно не позднее одного месяца со дня обнаружения (а не совершения) проступка. Следует заметить, что в этот период не включается время болезни работника, пребывания его в отпуске. Трудовой кодекс РФ не указывает, какой именно отпуск прерывает течение месячного срока. К ним надо относить все виды отпусков, предоставляемых работникам (ежегодные и дополнительные оплачиваемые отпуска, отпуска без сохранения зарплаты и др.). Кроме того, если для наказания работника нужно согласие представительного органа работников, то в месячный срок не включается также время, необходимое для согласования приказа работодателя с этим органом. Не разъясняет ТК РФ, с какого именно момента надо отсчитывать месяц. Но здесь на помощь может прийти судебная практика. Суды придерживаются мнения, что «днем обнаружения проступка», с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по службе подчинен работник, стало известно о совершении проступка. Причем срок будет считаться с этой даты независимо от того, наделен ли непосредственный начальник работника правом наложения дисциплинарных взысканий или нет. Если с момента совершения проступка минуло больше полугода, то привлечение работника к ответственности невозможно. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако при причинении ущерба работником возможно сочетание дисциплинарных и материальных санкций, поскольку дисциплинарная и материальная ответственность имеют разное целевое назначение и могут совмещаться.
    Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие должностные лица могут применять дисциплинарные взыскания, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.). О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) или постановление. В приказе (распоряжении) или постановлении должны быть указаны мотивы его применения, т.е. конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергается взысканию. Работник, подвергшийся взысканию, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) или постановлением о применении взыскания под расписку (ч. 6 ст. 193 ТК РФ). Если работник считает, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно или мера взыскания является слишком суровой, он имеет право обжаловать это в установленном законом порядке. Дисциплинарное взыскание, наложенное на работника, сохраняет свою силу в течение года со дня его применения. Если в течение этого года работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. В этом случае по прошествии года старое взыскание теряет силу, и это не требует никакого нового приказа (распоряжения).
    По ТК РФ работодатель может снять наложенное на работника взыскание досрочно, если тот не совершил новых нарушений трудовой дисциплины и проявил себя позитивно. Для досрочного снятия взыскания необходимо издание соответствующего приказа (распоряжения) работодателя.
    Необходимо отметить и то, что ТК РФ не требует, чтобы работодатель обязательно налагал на работника за каждый дисциплинарный проступок взыскание. Ведь применение дисциплинарного взыскания — это право, а не обязанность работодателя. Поэтому вопрос об ответственности должен решаться с учетом тяжести совершенного проступка, того, насколько ценен конкретный работник для организации, и т.п.
    Потенциал применения дисциплинарной ответственности в области охраны и использования природных ресурсов используется недостаточно, подчеркивается в литературе. Отсутствует статистика наложения дисциплинарных взысканий, поэтому трудно определять ее динамику, эффективность воздействия, связь с количеством и качеством загрязнения окружающей природной среды . Да и сама описываемая сфера общественных отношений не часто вызывает такую озабоченность собственника предприятия, чтобы обусловить систематическое применение дисциплинарной ответственности за экологические проступки. Однако, согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В связи с этим владелец предприятия, использующего в своей деятельности компоненты окружающей среды, отвечая перед обществом за экологическое состояние своего предприятия и его воздействия на окружающую среду, обязан обеспечивать экологический правопорядок на предприятии, не допускать негативного воздействия на состояние окружающей среды, всеми доступными и законными средствами реагировать на соответствующие обращения государственных органов.

    Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000. С. 72 — 73.

    Административная ответственность применяется за совершение административно-экологического проступка, выразившегося в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды.
    В комментируемом Законе, в отличие от ранее действовавшего Закона об охране окружающей природной среды, не содержится составов экологических правонарушений, за которые наступает административная ответственность, а также административных санкций. Согласно КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит в настоящее время из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
    Понятие административного правонарушения содержатся в ст. 2.1 КоАП РФ, где установлено, что под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В отличие от уголовной ответственности, административная ответственность допускает назначение наказания юридическому лицу. Однако назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, к административной ответственности можно привлечь должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
    Глава 8 КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в частности несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие и искажение экологической информации; порча земель; нарушение требований по рациональному использованию недр; нарушение правил охраны водных объектов; правил водопользования; правил охраны атмосферного воздуха; правил лесопользования; пожарной безопасности в лесах; правил пользования объектами животного мира и т.д.
    За правонарушения в сфере экологии КоАП РФ предусматривает следующие виды административных взысканий:
    — штраф — назван во всех статьях, может выражаться в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения, не может быть менее одной десятой МРОТ;
    — в некоторых статьях предусматривается предупреждение (например, за уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных (ст. 8.29));
    — за нарушение установленных правил предусмотрены такие меры, как конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения;
    — конфискация орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов;
    — лишение права охоты.
    В отличие от уголовной ответственности, где единственным органом, который налагает наказания, является суд, к административной ответственности могут привлекать и другие органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
    Порядок наложения и взыскания штрафов установлен КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, в том числе постановлениями Правительства и ведомственными актами. Следует сразу отметить, что наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.
    Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ являются:
    — непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
    — поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
    — сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
    О совершении административного правонарушения согласно ст. 28.2 КоАП РФ, как правило, составляется протокол лицами, перечисленными в ст. 28.3 КоАП РФ, немедленно после выявления такого правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о лицах, в отношении которых оно возбуждается, — в течение двух суток с момента выявления.
    Лицу, подозреваемому в совершении правонарушения, или его законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом. Эти лица имеют право представить замечания и объяснения, приложив их к протоколу, и получить под расписку его копию. Если указанные лица отказываются подписать протокол, в нем делается соответствующая запись.
    Далее протокол направляется лицу, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении. Срок рассмотрения — 15 дней с момента получения указанным лицом (но не составления) протокола, причем в отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, о чем выносится мотивированное определение (ст. 29.6 КоАП РФ).
    Дело об административном правонарушении обычно рассматривается по месту его совершения, но в случае ходатайства лица, в отношении которого возбуждено дело, оно может быть рассмотрено и по месту его жительства. Это особенно важно в связи с тем, что правонарушитель может не проживать на том земельном участке, в отношении которого им нарушены санитарные нормы и правила или в непосредственной близости от него.
    Для приглашения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении, составляется определение о вызове и направляется ему таким способом, чтобы было доказано его получение адресатом (почтой или нарочным с уведомлением о вручении).
    Как правило, лицо, в отношении которого возбуждено дело, стремится присутствовать на его рассмотрении. При неявке дело в большинстве случаев может быть рассмотрено в его отсутствие, но при этом должны быть данные о надлежащем извещении такого лица, о том, что от него не поступало ходатайство о переносе времени рассмотрения, или о том, что ходатайство оставлено без удовлетворения. В отдельных случаях лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1 КоАП РФ).
    По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по нему. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, и его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В ряде случаев по результатам рассмотрения дела выносится определение.
    Если при установлении обстоятельств административного правонарушения были выявлены условия и причины, подлежащие устранению, соответствующим организациям и должностным лицам направляются представления о принятии мер. В свою очередь, названные организации и должностные лица обязаны рассмотреть представления в течение одного месяца со дня их получения и сообщить о принятых мерах.
    Иногда нарушители уклоняются от уплаты штрафа. В таких случаях, если нарушитель — физическое лицо, постановление направляется по месту работы. Если юридическое лицо — постановление должно направляться в банк и в безусловном порядке взыскиваться штраф со счета, но для этого надо знать номер банковского счета юридического лица. А поскольку он, как правило, неизвестен, судебному исполнителю направляется протокол.
    В соответствии с действующим законодательством средства, полученные в результате уплаты штрафов, поступают в местные бюджеты.
    Загрязнение окружающей среды — это негативное физико-химическое, радиоактивное, биологическое и иное изменение качества природной среды (атмосферного воздуха, вод, почвы и пр.) в результате хозяйственной и иной деятельности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду.
    Несмотря на ту работу, которая проводится по защите окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением количества отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, к загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации.
    При совершении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в УК РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены п. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения экологического и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ.
    УК РФ содержит самостоятельную главу 26 «Экологические преступления», в которой к числу экологических преступлений отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и экологическую безопасность общества.
    Глава «Экологические преступления» объединяет 17 статей. В зависимости от вида экологического преступления, в зависимости от непосредственного объекта они подразделяются на:
    1) общие виды экологических преступлений (преступления, посягающие на природу в целом: ст. 246 УК РФ — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, ст. 247 УК РФ — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, ст. 248 УК РФ — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, ст. 249 УК РФ — нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений);
    2) специальные экологические преступления (преступления против отдельных компонентов природы: ст. 250 УК РФ «Загрязнение вод», ст. 251 УК РФ «Загрязнение атмосферы», ст. 252 УК РФ «Загрязнение морской среды», ст. 253 УК РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ», ст. 254 УК РФ «Порча земли», ст. 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр», ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений», ст. 257 УК РФ «Нарушение правил охраны рыбных запасов», ст. 258 УК РФ «Незаконная охота», ст. 259 УК РФ «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ», ст. 260 УК РФ «Незаконная порубка деревьев и кустарников», ст. 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесов», ст. 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов»).
    В УК РФ последствия экологических преступлений представлены разнообразно. Они могут выражаться в существенном изменении радиоактивного фона; вреде здоровью человека; массовой гибели животных; угрозе причинения существенного вреда здоровью человека; угрозе причинения существенного вреда окружающей среде и других последствиях.
    Вред здоровью человека можно рассматривать как последствие экологического преступления, и заключается он в причинении вреда здоровью хотя бы одного человека.
    Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.
    Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.
    В необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других.
    В каждом конкретном случае следует выяснять размер нанесенного ущерба. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.
    При решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.
    При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.
    К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.
    Следует также иметь в виду, что суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.
    Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме, независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий или по неосторожности.
    При назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений, необходимо соблюдать принцип индивидуализации. Следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств дела и, прежде всего, характер допущенных нарушений и данных о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др. При этом виновному могут быть применены дополнительные наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
    Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнении водного и воздушного бассейнов — составляют 0,96% общего числа экологических преступлений; загрязнение земли — 0,75%. Применяются в основном нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (незаконная охота, незаконный лов рыбы, незаконная порубка леса), так называемые «браконьерские дела». Большинство специалистов видят причины этого в неспособности правоохранительных органов обеспечить надежный контроль и надзор за выполнением законов об охране и рациональном использовании земли. В свою очередь, работники природоохранных прокуратур отмечают, что недостатки их работы обусловлены, прежде всего, несовершенством законодательства. Так, Виноградов В.М. в интервью по этому поводу отметил: «Многие нормы неконкретны, механизмы реализации не предусмотрены, часть нормативных правовых актов морально устарела и не соответствует реальным условиям. Эффективное применение существующих правовых норм затруднено в настоящее время из-за противоречий между действующими и вновь принятыми законодательными актами. По-прежнему имеются пробелы в законодательстве. Причем это не просто отвлеченная научная проблема, а конкретный серьезный фактор, крайне негативно влияющий и на правоприменительную практику, и на экологическую ситуацию непосредственно. Наконец, хочу сказать о том, что мы работаем в тесном взаимодействии с природоохранными органами. В этой связи, безусловно, отрицательно влияют на эффективность нашей работы их постоянные реорганизации, сокращение численности работников на местах» .

    См.: интервью с В.П. Виноградовым. Волжским природоохранным прокурором, заслуженным юристом Российской Федерации, кандидатом юрид. наук // Законодательство. 2000. № 8. С. 53

    Многие специалисты видят причину низкой эффективности уголовной ответственности за экологические преступления также не только в недостатках деятельности правоохранительных органов. По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторых преступлений (признание правонарушений общественно неопасными) может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них. Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность .

    См.: Комментарий к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» (постатейный)/ Под редакцией С.А. Боголюбова. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. С. 209

    Кроме того, проблемы, тесно связанные с экономикой, трудно решать с помощью лишь уголовной репрессии. Вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом — юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствуют их предупреждению, когда иные — более мягкие — меры воздействия (дисциплинарные, материальные, административные) оказываются недостаточными, нерезультативными .

    Таким образом, факт, что судебная статистика по делам об ответственности за экологические преступления крайне скудна, а сложившееся при этом положение в области охраны и рационального использования природных ресурсов следует признать критическим, — очевиден. Основными причинами сложившегося положения следует признать следующие:
    — неспособность большинства предприятий — загрязнителей окружающей среды по своей технической оснащенности выполнить предъявленные им со стороны закона требования экологической безопасности;
    — недооценка общественной опасности данного вида преступлений;
    — отсутствие четкой организации системы экологического контроля по пресечению и предупреждению экологических правонарушений;
    — слабая техническая оснащенность экспертных учреждений, которые нередко не в состоянии установить причинную связь между нарушением соответствующих правил и допущенным загрязнением;
    — не совсем удачные конструкции составов преступлений, предусмотренных гл. 26 УК РФ.

    rukak.ru

    Смотрите еще:

    • Закон 451 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" С изменениями и дополнениями от: 18 июля, 19 октября, 21 ноября 2011 г., 25 […]
    • Мошенничество фильтр для воды Мошенники и фильтры для воды Здравствуйте, Уважаемые Читатели, в сегодняшней заметке я расскажу об относительно новом виде лохотрона, связанном с приходом посторонних лиц в квартиры и дома, якобы для того, чтобы установить новые фильтры для воды с целью повыситьее качество. Однако под […]
    • Вопросы для экзамена юристу Получение прав после сдачи экзамена Ответ юриста на вопрос : получение прав после сдачи экзамена Водительское удостоверение никакого отношения к алиментным обязательствам не имеет——————————————————————— Ответ юриста на вопрос : получение прав после сдачи экзамена никаких ограничений в […]
    • Нотариусы болгарии Нотариальные услуги Посольства Болгарии в России - Нотариальные услуги Посольства России в Болгарии Мы оказываем услуги по осуществлению следующих нотариальных действий в Посольстве Республики Болгария в Российской Федерации и Посольстве Российской Федерации в Республике […]
    • Проверить получение гражданства Проверка наличия гражданства РФ: как узнать есть ли подданство России у человека? В некоторых случаях требуется проверить гражданство Российской Федерации. Например, если человек жил на территории РСФСР в несовершеннолетнем возрасте, а затем переехал в Белоруссию или Таджикистан и там […]
    • Госпошлина за ип кбк КБК для уплаты госпошлины Подводя итоги по КБК для уплаты госпошлины Обращаясь в органы государственной власти, самоуправления или к любым должностным лицам с просьбой о каком-либо действии, значимом с точки зрения закона, физическому или юридическому лицу нужно уплатить специальный сбор […]