Возвратная финпомощь единый налог

Возвратная финпомощь у юрлица-единоналожника

Как облагается единым налогом предоставленная (полученная) юрлицом-единоналожником возвратная финпомощь?

Предоставление возвратной финпомощи единоналожником В соответствии с Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ) операции предоставления и возврата займов юрлицами-единоналожниками не отражаются в учете по единому налогу. Это подтверждают и контролеры (см. письмо ГНСУ от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216, консультацию в категории 108.01.02 ЗІР).

Получение возвратной финпомощи единоналожником Согласно п/п. 3 п. 292.11 НКУ не включаются в доход единоналожника суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Этот срок отсчитывают именно с момента фактического получения финпомощи. То есть предусмотренный в договоре срок получения и возврата финпомощи на порядок обложения единым налогом данных операций не влияет.

По общим правилам течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ч. 1 ст. 253 Гражданского кодекса Украины; далее — ГКУ). При этом срок, определенный месяцами (как это предусмотрено в п/п. 3 п. 292.11 НКУ), истекает в соответствующее число последнего месяца срока (ч. 3 ст. 254 ГКУ).

К примеру, если единоналожник получил финпомощь 5 мая 2015 года, то 12-месячный «необлагаемый» срок пользования такой финпомощью начинает исчисляться 6 мая 2015 года и истечет 6 мая 2016 года. Таким образом, если финпомощь будет возвращена не позднее 6 мая 2016 года, она не попадет под обложение единым налогом.

Если же указанные в п/п. 3 п. 292.11 НКУ сроки возврата финпомощи не соблюдаются, налоговики предписывают включать полученную финпомощь в доход единоналожника.

В частности, такие выводы они делают применительно к сумме полученной единоналожником возвратной финансовой помощи, если им принято решение о прекращении юридического лица путем ликвидации (консультация в категории 108.01.02 ЗІР). При этом налоговики руководствуются следующим. Если суммы возвратной финансовой помощи в соответствии с нормами ст. 112 ГКУ считаются погашенными или не возвращаются по договоренности сторон, то не выполняется условие п/п. 3 п. 292.11 НКУ относительно возврата. Соответственно, сумма возвратной финансовой помощи включается в состав дохода плательщика единого налога — юридического лица.

ВАЖНО! При возврате финпомощи не получится откорректировать доход, отраженный в периоде просрочки 12-месячного срока. Нормами НКУ такая корректировка не предусмотрена, на что обращают внимание и налоговики («Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 11, с. 27).

Еще более печальные последствия могут наступить у единоналожников-юрлиц, плательщиков НДС, которые не возвратили полученную финпомощь по истечении срока исковой давности. Формально в этом случае «срабатывают» нормы п. 292.3 НКУ, которыми предусмотрено, что в сумму дохода плательщика единого налога третьей группы-плательщика НДС за отчетный период также включается сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

В итоге получается, что сумма кредиторской задолженности в части невозвращенной финпомощи повторно включится в доходы в периоде истечения срока исковой давности.

Из системного прочтения НКУ можно заключить, что указанная норма не затрагивает случаи с получением возвратной финпомощи — двойного обложения быть не должно, однако прямо об этом нигде не говорится.

Остается отстаивать такую позицию: в периоде истечения срока исковой давности возвратная финпомощь становится безвозвратной финансовой помощью (п.п. 14.1.257 НКУ). А из этого следует, что отраженный в периоде истечения 12-месячного срока доход можно откорректировать (помощь не является возвратной).

Но как к этому отнесутся налоговики, предугадать сложно, поэтому лучше не допускать истечения срока давности по полученной финпомощи.

Общая исковая давность устанавливается длительностью в три года (ч. 1 ст. 257 ГКУ). В то же время в отношении договоров займа с неопределенным сроком возврата Минюст в письме от 25.10.2013 г. № Т-15014/8.1 заметил следующее. Если договором не установлен срок возврата займа или этот срок определен моментом предъявления требования, заем должен быть возвращен заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не установлено договором. Такой срок предусмотрен ч. 1 ст. 1049 ГКУ.

Иными словами, если в договоре займа не предусмотрен срок его возврата, до момента предъявления требования о возврате срок исковой давности исчисляться не начинает.

Заметим также, что НДС операция получения (возврата) займа не облагается, поскольку не попадает в понятие поставки товаров (работ, услуг). Это подтверждают и налоговики в консультации из категории 101.02 ЗІР.

epodatok.com.ua

Плательщиком единого налога дано/получено возвратную финпомощь

12.05.2017 472 0 0

Включается ли в состав дохода юридического лица — плательщика единого налога третьей группы сумма предоставленной/полученной возвратной финансовой помощи?

Согласно п.п. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 НКУ Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) возвратная финансовая помощь – сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату.

Доходом юридического лица-плательщика единого налога является любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 НКУ (п.п. 2 п. 292.1 ст. 292 НКУ).

В состав дохода плательщиков единого налога третьей группы, не включаются, в частности суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения (п.п. 3 п. 292.11 ст 292 НКУ).

Следовательно, сумма финансовой помощи, которая была предоставлена юридическим лицом — плательщиком единого налога третьей группы на возвратной основе, при ее возврате не включается в состав дохода такого плательщика.

Плательщик единого налога третьей группы, который получает возвратную финансовую помощь, не учитывает его сумму в составе дохода при условии, что возвращает такую помощь в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения. Сумма возвратной финансовой помощи, невозвращенной плательщиком единого налога в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, включается в состав дохода такого плательщика на следующий день после окончания 12 календарных месяцев со дня получения такой помощи.

uteka.ua

Возвратная финпомощь единый налог

Одним из способов пополнения оборотных средств предприятия является получение финансовой помощи от других предприятий или физических лиц. Она может предоставляться как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Об особенностях учета и налогообложения финансовой помощи – далее.

Возвратная и безвозвратная финансовая помощь

Возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату (пп. 14.1.257 Налогового кодекса Украины, далее − НКУ).

Безвозвратная финансовая помощь − это:

  • сумма средств, переданная налогоплательщику по договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров;
  • сумма безнадежной задолженности, возмещенная кредитору заемщиком после списания такой безнадежной задолженности;
  • сумма задолженности одного налогоплательщика перед другим налогоплательщиком, не взысканная по истечении срока исковой давности;
  • основная сумма кредита или депозита, предоставленных налогоплательщику без установления сроков возврата такой основной суммы, за исключением кредитов, предоставленных под бессрочные облигации, и депозитов до востребования в банковских учреждениях, а также сумма процентов, начисленных на такую основную сумму, но не уплаченных (списанных);
  • сумма процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, которая остается невозвращенной на конец отчетного периода, в размере учетной ставки Национального банка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой возвратной финансовой помощи (пп. 14.1.257 НКУ).
  • По своей экономической сути возвратная финпомощь является займом, а безвозвратная — подарком.

    НДС

    Сразу отметим, что операции предоставления и получения финансовой помощи не являются объектом налогообложения НДС, поскольку не подпадают под определение операций по поставке товаров или услуг.

    Налог на прибыль

    Объект обложения налогом на прибыль определяется на основании данных бухучета путем корректировки финансового результата до налогообложения, определенного в финотчетности, на разницы, увеличивающие или уменьшающие финрезультат до налогообложения в соответствии с положениями НКУ.

    Получатель возвратной финансовой помощи отображает ее в составе долгосрочных обязательств (счет 55 «Прочие долгосрочные обязательства») или текущих обязательств (685 «Расчеты с прочими кредиторами» или 611 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам в национальной валюте»). Критерием для отнесения возвратной финансовой помощи к долгосрочной или текущей задолженности является срок возврата такой помощи (больше или меньше 12 месяцев с даты баланса).

    Часть долгосрочной возвратной помощи, которая подлежит возврату в течение 12 месяцев с даты баланса, относят в состав текущей задолженности и отображают проводкой: Дт счета 55 − Кт субсчета 611. Возврат возвратной финансовой помощи денежными средствами отображают проводкой: Дт субсчета 685 или 611 — Кт субсчета 301 или 311 (п. 8 П(С)БУ 11 «Обязательства»).

    Как видим, в бухучете формирование доходов и расходов при получении возвратной финансовой помощи не происходит, а значит, отсутствует влияние на финансовый результат до налогообложения и соответственно на объект налогообложения налогом на прибыль. Кроме того, действующая редакция НКУ не предусматривает корректировку финансового результата до налогообложения на разницы на сумму возвратной финансовой помощи.

    Относительно получения безвозвратной финансовой помощи ситуация иная, поскольку такая помощь не предполагает ее возврата. Учитывая требования п. 5 П(С)БУ 15, в случае получения денежных средств в подарок предприятие должно признать доход и отобразить в бухгалтерском учете проводкой Дт субсчета 311 или 301 — Кт субсчета 718 «Доход от бесплатно полученных оборотных активов».

    Единый налог

    Если получатель финансовой помощи является плательщиком единого налога, понятно, что помощь в денежной форме, полученная им на безвозвратной основе, включается в состав доходов и подлежит налогообложению единым налогом на общих основаниях.

    В случае получения таким плательщиком возвратной финансовой помощи следует учесть требование пп. 3 п. 292.11 НКУ. Согласно этой норме, в состав дохода плательщика единого налога не включаются суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня получения. То есть, если возвратная финпомощь остается невозвращенной по истечении 12 календарных месяцев со дня ее получения, она включается в состав дохода плательщика единого налога. При этом в случае возврата такой помощи в будущем корректировки дохода не предусмотрены.

    devisu.ua

    Анонс. Возвратная финпомощь у единоналожника: налоговые последствия и нюансы оформления

    Получение и предоставление возвратной финансовой помощи единоналожником стало уже притчей во языцех. Особенно с проблемами сталкиваются физлица-предприниматели, которые предоставили такую финпомощь с предпринимательского счета. Также трудности возникают с определением облагаемого ЕН дохода в случае несвоевременного возврата, некорректного оформления договора и т. п.

    На страницах нашего издания «Плательщик единого налога», № 17/2016 (дата выхода — 02.05.2016 г.) мы расскажем о том:

  • что же следует понимать под возвратной финансовой помощью;
  • могут ли ФЛП и юридические лица плательщики единого налога предоставлять возвратную финансовую помощь;
  • как отразить предоставление финпомощи в бухгалтерском учете;
  • правила налогообложения плательщиками единого налога возвратной финпомощи.
  • Ознакомиться с полным содержанием свежего выпуска газеты «Плательщик единого налога», № 17/2016 можно здесь.

    Содержание предыдущих выпусков газеты «Плательщик единого налога» вы можете найти здесь.

    Популярное по теме

    • Выручка в валюте у единоналожника: налоги и учет 16251
    • Выплата дивидендов единоналожником 15071
    • Возвратная финпомощь у юрлица-единоналожника 9020
    • «Усы, лапы и хвост — вот мои документы!», или Какая первичка нужна физлицам-предпринимателям 8967
    • Налоговая реформа: что она приготовила единщикам 6698
    • © 2015 ООО «Издательская группа «АС»» Использование материалов сайта epodatok.com.ua допускается на оговоренных ниже условиях.

      Под использованием понимается любое воспроизведение, опубликование, копирование, перепечатка, распространение, перевод, переработка и другие способы, предусмотренные действующим законодательством Украины. Использование с любой целью любых материалов, размещенных на сайте возможно только при условии соблюдения норм действующего законодательства и с разрешения редакции сайта. В случае использования на страницах интернет-изданий материалов из любого раздела сайта обязательна прямая гиперссылка, открытая для поисковых систем, которая должна быть размещена в первом абзаце материала независимо от полного либо частичного использования материала. Также необходимо указать автора статьи и внизу ссылку на источник.

      Нарушение этих условий будет расцениваться как нарушение прав интеллектуальной собственности и права на информацию, которые защищены законом.

      Не все так просто, или Финпомощь в учете упрощенца

      Ключевым вопросом для любого единоналожника является то, включать ли возвратную финансовую помощь в доходы. С этого и начнем!

      Не доход или доход, отсроченный во времени

      Из определения возвратной финансовой помощи ( п.п. 14.1.257 НКУ) следует, что речь идет о денежных средствах, которые поступают в пользование (на счет или в кассу) получателя. Поскольку доход для единоналожника связан именно с получением денежных средств ( п. 292.1 НКУ), возникает вопрос: не является ли такое поступление его доходом?

      Мы уже обращали внимание, что собственно доходом по своей экономической сути может быть только такое увеличение активов, которое влечет рост капитала. Это соответствует определению дохода в бухучете ( п. 5 П(С)БУ 15). Получение финансовой помощи не увеличивает капитал, поэтому не будет считаться доходом единоналожника по сути.

      Кроме того, как вы уже знаете, возвратная финансовая помощь — это разновидность займа. А заем хотя и предусматривает передачу средств в собственность заемщика ( ст. 1046 ГКУ), в то же время увеличивает его обязательство. После того, как заемщик вернет занятые средства, вместе с его обязательствами одновременно уменьшатся и активы (денежные средства). Все это не позволяет считать заем доходом. По крайней мере, в момент получения денежных средств (см. п. 292.1 НКУ, а также п. 5.3 НКУ, где под законами подразумеваются в том числе и подзаконные акты, в том числе П(С)БУ).

      Последнее уточнение является важным, поскольку учет налоговых обязательств единоналожника основывается не только на бухучетных нормах (см. п. 292.1 НКУ, а также п. 5.3 НКУ, где под законами подразумеваются в том числе и подзаконные акты, в том числе П(С)БУ) и логике, но и на специальных нормах НКУ. Для возвратной финансовой помощи такой специальной нормой является п.п. 3 п. 292.11 НКУ. Согласно этой норме

      не включаются в доход суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения

      Следовательно, и обстоятельство, что возвратная финансовая помощь не является доходом по своей бухучетной сути, еще не означает, что такая финпомощь вообще не включается в «единоналожные» доходы.

      Финпомощь не включается в доходы единоналожника-получателя только в том случае, если она является краткосрочной. То есть если единоналожник получил и вернул такую финпомощь в течение 12 месяцев.

      Следовательно, возвратная финансовая помощь не включается в «единоналожные» доходы при ее получении (см. письмо ГНСУ от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 9). Но если плательщик единого налога не вернет такую финпомощь в течение 12 месяцев — ее придется включать в доходы в том периоде, когда пройдет 12-месячный срок (см. также постановление Львовского апелляционного административного суда от 11.01.2016 г. по делу № 876/4028/14)*.

      При этом у перво- и второгруппников «просроченная» возвратная финансовая помощь отражается в доходах по итогам налогового (отчетного) года, на который приходится срок ее возврата. А у третьегруппников — по итогам отчетного квартала, на который приходится срок возврата такой помощи (см. консультацию из БЗ, подкатегория 107.04). Исключение из этого правила составляет разве что ситуация, когда предприятие-единоналожник ликвидируется. Если на момент ликвидации у такого единоналожника была невозвращенная финпомощь и она не будет возвращена предоставителю — такая финпомощь из возвратной превращается в безвозвратную и включается в доходы юрлица-единоналожника (см. консультацию из БЗ, подкатегория 108.01.02).

      Отметим, что в учете единоналожника-предоставителя возвратная финпомощь никак не отражается, даже после того, как пройдут 12 месяцев после выдачи помощи (см., например, постановление Херсонского окружного административного суда от 02.04.2013 г. по делу № 2а-5311/12/2170** и постановление Одесского апелляционного административного суда от 15.10.2013 г. по делу № 2а-5311/12/2170***).

      При обратном возврате единоналожнику предоставленной им финансовой помощи сумма такой возвращенной финпомощи в доходы также не включается (см. письмо ГФСУ от 05.02.2016 г. № 2503/6/99-95-42-03-15 и разъяснение ГФС во Львовской области****). Хотя в БЗ, подкатегория 107.04, до сих пор содержится консультация, в которой налоговики не только настаивают, что возвращенная единоналожнику предоставленная им финпомощь включается в доход. Они заявляют, что предоставление финпомощи единоналожником вообще является нарушением условий пребывания на упрощенной системе. Об этой консультации мы еще поговорим ниже, а теперь в фарватере свежих разъяснений налоговиков выразим только надежду, что они изменят и свою позицию, выраженную в БЗ.

      Обратите внимание также на то, что включать в «единоналожный» доход несвоевременно возвращенную финпомощь — это «путь в один конец». Другими словами, при следующем возврате такой финпомощи ранее отраженный «единоналожный» доход не корректируется («Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 11, с. 27).

      Как считать 12 месяцев?

      Это вопрос неизбежно возникнет у каждого единоналожника, который хочет соблюсти сроки, установленные в п.п. 3 п. 292.11 НКУ. Действительно, как исчислять срок 12 месяцев, чтобы понять: будет у вас «единоналожный» доход или нет?

      Прежде всего, следует помнить, что договор зай­ма — это реальный договор. Другими словами, основополагающее значение для него имеет не срок, указанный в договоре, а фактическое поступление денежных средств ( ст. 1046 ГКУ).

      Соответственно и время пользования финпомощью для целей налогообложения исчисляется исходя из тех сроков, в течение которых вы фактически пользовались привлеченными средствами. Поэтому не думайте, что прописав в договоре срок пользования менее 12 месяцев, вы уже решили проблему. Если бы! Вы можете прописать срок 10 месяцев, но если фактически вернете деньги через 14 месяцев — это вас от доходов не спасет. Итак, первый и главный вывод:

      для налоговых последствий имеет значение реальный срок пользования возвратной финансовой помощью

      Далее важно обратить внимание, что для единоналожников срок пользования полученной возвратной финпомощью установлен в месяцах. Согласно ч. 3 ст. 254 ГКУ срок, определенный месяцами, заканчивается в соответствующее число последнего месяца срока. Другими словами, если единоналожник получил финпомощь в мае 2015 года, то срок пользования такой финпомощью заканчивается в мае 2016 года.

      Наконец, помните, что течение срока начинается со дня, следующего после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало ( ч. 1 ст. 253 ГКУ). Мы уже знаем, что начало срока пользования финпомощью связано с поступлением денежных средств от заимодателя. Поэтому 12-месячный срок начинается со дня, следующего за днем поступления финпомощи. Исходя из изложенного выше можно сделать вывод: если, например, денежные средства в виде возвратной финпомощи поступили единоналожнику 25.05.2015 г., то срок пользования начинает исчисляться с 26.05.2015 г., и пользоваться такой финпомощью без «доходных» последствий можно до 26.05.2016 г. включительно.

      Доход от финпомощи в учете и отчетности

      Предположим, что единоналожник — получатель финпомощи таки не удержался от того, чтоб пользоваться полученной финпомощью более 12 месяцев. Следовательно, он должен отражать доход. Но как отразить указанный доход в учете и отчетности?

      Отражаем доход в учете. Юрлицам-единоналожникам, превысившим 12-месячный срок, беспокоиться об отражении дохода в бухучете незачем. Так как они для составления отчетности используют данные упрощенного бухучета доходов и расходов ( п.п. 296.1.3 НКУ). А бухучету никакие правила НКУ не указ. Таким образом, в учете юрлиц-единоналожников доход согласно п.п. 3 п. 292.11 НКУ вообще не будет отражен. У них такой доход отразится только в «единоналожной» отчетности.

      Другая ситуация у физлиц-единоналожников. У них бухучета нет, однако они ведут Книгу учета доходов (для единоналожников-НДСников — Книгу учета доходов и расходов) ( пп. 296.1.1, 296.1.2 НКУ). Таким единоналожникам сумму «просроченной» финансовой помощи рекомендуем отражать в графе 2 Книги (подробно об этом читайте в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 24). Хотя ранее налоговики в письме от 27.09.2012 г. // «Налоги и бухгалтерский учет, 2013, № 35, с. 47 рекомендовали доход в сумме несвоевременно возвращенной возвратной финпомощи отражать в графе 5 Книги.

      Сразу отметим: здесь идет речь как о новых Книгах (утверждены приказом № 579), так и о старых (утверждены приказом № 1637). Дело в том, что зарегистрированные до 28.07.2015 г. Книги (форма которых определена приказом № 1637) используются до их окончания. Такое разъяснение предоставили налоговики в консультации из БЗ, подкатегория 107.07. Правда, в этой же консультации налоговики отметили, что такие Книги заполняются в соответствии с требованиями порядков их ведения, утвержденных приказом № 579 (в гривнях с копейками). Аналогичное разъяснение содержится также в письме ГУ ГФС в г. Киеве от 13.05.2016 г. № 3481/К/26-15-13-02-15.

      Поэтому, поскольку старые Книги учета остаются действующими, есть смысл отдельно говорить об учете в старых и в новых Книгах учета. Таким образом, после того как сумма своевременно не возвращенной финпомощи отражена в графе 2 (согласно варианту налоговиков — в графе 5) Книги, она попадает:

      — в Книгах, утвержденных приказом № 1637, — в итоговую графу 7;

      — в Книгах, утвержденных приказом № 579, — в итоговую графу 6.

      Отражаем доход в отчетности. В отличие от учета, в «единоналожной» отчетности этот необычный доход должны отражать как физ-, так и юрлица, являющиеся плательщиками единого налога. И вариантов «старая-новая» форма здесь уже быть не может. Все без исключения единоналожники отражают доход в декларациях, утвержденных приказом № 578. Следовательно, предприятия-единоналожники отражают доход:

      — в строке 01 (для первогруппников);

      — в строке 03 (для второгруппников);

      — в строке 05 (для третьегруппников-НДСников);

      — в строке 06 (для третьегруппников-безНДСников).

      Что касается юрлиц-единоналожников, они доход отражают в строке 1 декларации.

      «Видишь финансового посредника? — Нет. — А он есть!»

      Выше мы уже сообщали вам о новой диковинке от налоговиков, связанной с возвратной финансовой помощью и единоналожниками. А именно: если единоналожник предоставляет возвратную финансовую помощь, то налоговики взяли манеру рассматривать это как деятельность в сфере финансового посредничества! Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 95, с. 19.

      И это вовсе не шутки. Более чем за год налоговики не изменили свою настолько же жесткую, насколько и нелогичную позицию. Построена эта позиция следующим образом. Предоставление возвратной финансовой помощи относится к коду 64 «Надання фінансових послуг, крім страхування та пенсійного забезпечення» КВЭД. А поскольку финансовое посредничество единоналожникам запрещено ( п.п. 6 п. 291.5 НКУ), единоналожники вообще не могут предоставлять возвратную финансовую помощь. А если уже предоставили — то должны покинуть упрощенную систему ( п. 5 п.п. 298.2.3 НКУ). А сумму возвращенной финпомощи — облагать налогом по повышенной ставке 15 %. Причем облагать налогом в периоде возврата, а не в периоде предоставления.

      Консультация с таким абсурдным выводом и сейчас содержится в БЗ, подкатегория 107.04. Когда мы впервые увидели эту консультацию, то восприняли ее как неудачную шутку от фискалов. Но, похоже, они совершенно серьезно решили обустроиться в своем новом «окопе» и оттуда вести свой бой с упрощенной системой налогообложения. Причем прежде всего с предпринимателями-единоналожниками, поскольку в БЗ, подкатегория 108.01.02, содержится консультация, которая касается юрлиц-единоналожников. Указанная консультация ничего не говорит о том что предоставлять возвратную финпомощь юрлицу-единоналожнику запрещено.

      Можно было подумать, что хотя бы юрлиц-единоналожников освободят от подозрений в финансовом посредничестве. Но нет! И юрлиц-единоналожников не обошла вычурная логика фискалов. Возьмем, к примеру, уже упоминавшееся письмо ГФСУ от 05.02.2016 г. № 2503/6/99-95-42-03-15 (ср. 025069200). Послушайте, что в нем сказали налоговики:

      юридическое лицо — плательщик единого налога третьей группы может предоставлять возвратную финансовую помощь другому юридическому лицу (физическому лицу — предпринимателю)

      Казалось бы, все в порядке, но следующий абзац — словно обухом по голове:

      В то же время деятельность юридического лица — плательщика единого налога третьей группы по предоставлению возвратной финансовой помощи другим юридическим лицам (физическим лицам — предпринимателям) на постоянной основе может рассматриваться как финансовое посредничество

      Спрашивается: чего бы это вдруг? Да и вообще, где предоставление финпомощи, а где финансовое посредничество?!

      Финансовое посредничество — это деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств, осуществляемая учреждениями банков и другими финансово-кредитными организациями ( ч. 3 ст. 333 ГКУ). Другими словами, финансовое посредничество предусматривает работу с привлеченными денежными средствами. А предоставлять привлеченные средства в заем может только кредитное учреждение и не просто так, а только на основании лицензии ( ч. 3 ст. 5 Закона о финуслугах).

      Вот что запрещено делать единоналожникам в п.п. 6 п. 291.5 НКУ — привлекать средства и выдавать их в процентный заем! А предоставлять возвратную финансовую помощь из собственных средств и без процентов — это никакое не финансовое посредничество!

      Также напомним, что в НКУ есть еще один запрет, касающийся финансовых учреждений ( п.п. 291.5.4 НКУ). Но и он здесь ни к чему. Ведь возвратная финансовая помощь — это беспроцентный заем, а следовательно он не является финуслугой. Что касается процентных займов, то они хоть и указаны в п. 1 ст. 4 Закона о финуслугах, все же могут предоставляться не только финучреждениями. В этом вопросе теперь имеем конкретную позицию Верховного Суда (см., например, постановление Верховного Суда Украины от 18.07.2012 г. № 6-79цс12 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 7, с. 20). Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 95, с. 41.

      Мы вспомнили о процентном займе не просто так. Дело в том, что наряду со странноватым разъяснением о запрете единоналожникам предоставлять финансовую помощь в Базе знаний появилась еще одна странная консультация. Возможно, прямо она финпомощи не касается, но о тенденциях в рассуждениях налоговиков свидетельствует красноречиво. Речь идет о ситуации, когда единоналожник кладет средства на депозит (фактически предоставляет банку процентный заем).

      Так вот, налоговики говорят, что при возврате таких средств с депозитного счета на текущий может быть отражен доход. Если такие средства не были включены в доход в периоде их получения (см. консультацию в БЗ, подкатегория 107.04). Что на это сказать? Не знаем, откуда у налоговиков такие рассуждения. Оснований в НКУ для указанных выводов нет. Ведь если средства любым законным образом поступили на текущий счет единоналожника, они, как правило, уже обложены налогом и облагать налогом их во второй раз, тем более в периоде, когда их возвращает банк — по крайней мере нелогично. Да и вообще нет такой нормы, на основании которой можно было бы требовать отражения дохода.

      Одним словом, надеемся, что налоговики прекратят навязывать операциям единоналожников тот смысл, которого в этих операциях нет.

      Таким образом, как видите, налоговики не перестают удивлять нас все новыми и новыми законодательными сюрпризами. Поэтому и возникает у нас неотложная необходимость много говорить о такой, казалось бы, простой вещи, как финпомощь в учете единоналожников. Поэтому скажем этому вопросу: «До следующей встречи!».

      • Возвратная финансовая помощь по своей сути не является доходом, однако согласно правилам НКУ включается в доход единоналожника-получателя, если он не вернет средства в течение 12 месяцев.
      • Несвоевременно возвращенная возвратная финансовая помощь отражается в Книгах учета единоналожника-получателя и в его декларации.
      • Предоставление возвратной финансовой помощи не является финансовым посредничеством и не запрещено плательщикам единого налога.
      • i.factor.ua

        Смотрите еще:

        • Приказ об утверждении инструкции по охране труда образец Образец приказа о завершении специальной оценки условий труда в организации. Автор: Irena. 05 Июль 2015 в 16:17 ОБРАЗЕЦ Наименование организации ПРИКАЗ №_____ от «____»__________20____г. О завершении проведения специальной оценки условий труда и утверждении ее результатов 1. Работу по […]
        • Вредные и опасные факторы вид работ по приказу 302н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), […]
        • Правило призентации Деление отрицательных чисел Как выполнять деление отрицательных чисел легко понять, вспомнив, что деление — это действие, обратное умножению. Если « a » и « b » положительные числа, то разделить число « a » на число « b », значит найти такое число « с », которое при умножении на « b » […]
        • Заявление на переход усн доходы УСН-ЕНВД: сравнение, совмещение Содержание Какую систему выбрать и можно ли совмещать? Уплата налогов При УСН налог платиться на выбор: 1) 6% с дохода; 2)13%(ставка зависит от региона) от разницы доход-расход. В отдельных регионах ставка может быть снижена до 0% с 2015 года. При ЕНВД не […]
        • Статья 73 закона 115-фз Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
        • Закон рф о государственной службе в российской федерации Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 2 февраля 2006 […]