Возврат ндс 10

Налоговая ставка НДС 10%

Налогообложение производится по ставке НДС 10% при реализации (п. 2 ст. 164 НК РФ):

продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий — сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы — балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов — ветчины, бекона, карбонада и языка заливного); молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда); яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов); хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия); крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира); море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов); продуктов детского и диабетического питания; овощей (включая картофель);

товаров для детей: трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов; швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика; обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной; кроватей детских; матрацев детских; колясок; тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; счетных палочек; счет школьных; дневников школьных; тетрадей для рисования; альбомов для рисования; альбомов для черчения; папок для тетрадей; обложек для учебников, дневников, тетрадей; касс цифр и букв; подгузников;

периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;

медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделий медицинского назначения.

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания;

Коды перечисленных видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

www.nds-nalog.ru

Система tax free для возврата НДС иностранцам начинает работу в России в тестовом режиме

Введение системы влечет дополнительные расходы федерального бюджета в 150-200 млн рублей в год

МОСКВА, 10 апреля. /ТАСС/. Система tax free, позволяющая иностранцам возвращать НДС с покупок, совершенных на территории России, запускается с 10 апреля в тестовом режиме в трех городах: в Москве, Санкт-Петербурге и Красногорске.

Система tax free. Досье

Начиная с этого времени постепенно будет расширяться список городов, где можно будет воспользоваться возвратом НДС с покупок. По замыслу Минпромторга РФ, к концу года tax free будет запущена на всей территории России.

Инициированный правительством закон о введении системы компенсации налога на добавленную стоимость (НДС) иностранным гражданам при вывозе приобретенных в России товаров Госдума приняла еще в прошлом году. Вступил в силу закон с 1 января 2018 года.

Речь идет о введении в России так называемой системы tax free, которая позволит гражданам иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз, возвращать НДС, уплаченный при покупке товаров на территории РФ. Для этого в Налоговый кодекс была включена новая статья, устанавливающая возможность такой компенсации.

В финансово-экономическом обосновании к документу отмечалось, что введение системы влечет дополнительные расходы федерального бюджета в 150-200 млн рублей в год. Кроме того, расходы несет и Федеральная таможенная служба. По словам главы ФТС Владимира Булавина, на эти цели зарезервировано порядка 46 млн рублей. Расходы Федеральной налоговой службы составят 213,15 млн рублей единовременно и 94,22 млн рублей ежегодно.

Компенсация расходов федерального бюджета предполагается за счет увеличения туристического потока из дальнего зарубежья и роста объема розничного товарооборота. По слова замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, система в любом случае будет выгодна для бюджета.

Что потребуется для возврата НДС

Согласно закону, возврат налога можно осуществить с покупки на сумму не менее 10 тысяч рублей. При этом возврат НДС (18%) будет неполным — 10-12%. При совершении покупки иностранцу необходимо будет получить документ — чек tax free (с учетом НДС). Впоследствии чек, сам товар, а также паспорт нужно будет предоставить в аэропорту оператору tax free. По итогам проверки таможенники поставят соответствующую отметку. Деньги можно будет получить наличными сразу или в течение года на расчетный счет или банковскую карту. Предоставлять данные в налоговую службу будет сам оператор уже без участия туриста.

Чтобы помочь клиентам, участники проекта должны подготовить информационные буклеты о системе tax free для покупателей на трех языках — русском, английском и китайском.

Магазины, чтобы участвовать в системе tax free, должны быть включены в утвержденный Минпромторгом России перечень. Министерство начало прием заявок от магазинов на участие в проекте в конце апреля.

В дальнейшем система начнет работу в Краснодаре, других городах, прежде всего городах — участниках чемпионата мира по футболу, и далее — по всей России. В целом временный порядок по tax free будет действовать до 1 октября 2018 года, пока не будет разработана автоматизированная система обмена информацией в этой сфере.

При этом законом определен перечень товаров, на которые tax free не распространяется, — речь идет о подакцизных товарах, также правительство РФ получает право утвердить специальный перечень товаров, на которые не распространяется tax free.

tass.ru

НДС 10% при реализации продовольственных товаров — чем подтвердить?

Как известно, применять ставку НДС 10% при реализации продтоваров могут не все производители и/или продавцы. Учитывая, что плательщики НДС сейчас сдают подробные декларации, из которых видны данные всех счетов-фактур, при проведении камеральной проверки налоговики со 100%-й вероятностью обратят внимание на применение компанией пониженной ставки налога и, вероятно, захотят получить пояснения по этому поводу. Но потребовать документы, подтверждающие принадлежность реализованного товара к продукции, облагаемой НДС по ставке 10%, в рамках камеральной проверки они не могут. А все потому, что применение ставки НДС 10% не является льгото й Письмо Минфина от 03.09.2015 № 03-05-05-01/50668 ; п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33; Постановление АС СЗО от 10.06.2015 № Ф07-2976/2015 .

Однако при выездной проверке компания должна быть готова подтвердить правомерность применения пониженной ставки.

Как это сделать в отношении отечественных продовольственных товаров, вы узнаете из нашей статьи.

Что требует НК

Ставка НДС 10% применяется при реализации ряда продовольственных товаро в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ . Для того чтобы выяснить, по какой ставке НДС вы должны посчитать налог при реализации, нужно сделать следующе е Письмо Минфина от 16.03.2015 № 03-07-07/13906 .

ШАГ 1. Определить код товаров по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.93 № 301 .

ШАГ 2. Сравнить его с кодом товаров, включенных в Перечень товаров, облагаемых по ставке 10% утв. Постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908 :

  • в этом Перечне имеется код реализуемого вами товара, то надо применять ставку в размере 10%;
  • в этом Перечне код товара отсутствует, тогда применяется ставка 18%.
  • Пример. Определение ставки НДС при реализации продтоваров

    / условие / Основной деятельностью компании является производство и реализация мясных и колбасных изделий, в частности свиного шпика.

    / решение / В отношении мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных) в НК РФ предусмотрена ставка НДС 10%. Но в НК не сказано, какие именно товары относятся к мясопродуктам.

    В зависимости от технологии производства к продуктам из свиного шпика могут применяться такие коды:

  • ОКП 92 1036 «Шпиг свиной соленый и копченый»;
  • ОКП 92 1351 «Копчености — из свинины»;
  • ОКП 92 1522 «Жиры животные пищевые сырые — свиные».
  • Однако в льготном Перечне поименованы не все из этих кодов, а только ОКП 92 1351 «Копчености — из свинины (кроме балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея, свинины запеченной)» и 92 1500 «Жиры животные пищевые (92 1501 — 92 1524)». Получается, что:

  • вашей продукции, произведенной из шпика, присвоен код ОКП 92 1351 или ОКП 92 1522, то вы можете применять ставку НДС 10% Письмо ФНС от 16.07.2014 № ГД-4-3/[email protected] ;
  • продукции присвоен код ОКП 92 1036 «Шпиг свиной соленый и копченый», то при реализации НДС начисляется исходя из ставки 18%.
  • Применение ставки 10% в отношении конкретного вида товара не зависит от того, имела место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ. Поэтому для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ, со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКП или ТН ВЭД ТС п. 20 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33; Письмо Минфина от 13.08.2015 № 03-07-13/1/46756 .

    Как определить ОКП продукции

    Вы еще не задались вопросом: кто же присваивает товарам такой важный признак, как коды ОКП? Так вот, это делает сам производитель (разработчик) товаров (за исключением случаев, установленных законодательством РФ) п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 10.11.2003 № 677 . Код ОКП для конкретного продукта выбирается по Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005).

    Присвоенный код можно посмотреть в технической документации к товару (ГОСТе или технических условия х) пп. 4.2.8, 4.3.2, 4.4.1 ГОСТ Р 51740-2001 ; примечание к Перечню, утв. Постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908 .

    На сегодняшний день практически вся продовольственная продукция подлежит декларированию соответствия. А в утвержденной форме декларации о соответстви и утв. Приказом Минпромэнерго от 22.03.2006 № 54 есть строка «Код ОК 005 (ОКП)», в которой также указывается присвоенный код вида продукции по ОКП. Сведения, содержащиеся в такой декларации, вносятся в единый реестр зарегистрированных деклараци й Приказы Минэкономразвития от 21.02.2012 № 76, от 24.11.2014 № 752 .

    Что нужно иметь для подтверждения 10%-го НДС?

    Получается, что для обоснования применения пониженной ставки НДС у компании должны быть следующие документы, в которых содержится «правильный» код ОКП Письма Минфина от 01.06.2010 № 03-07-07/32 ; ФНС от 16.07.2014 № ГД-4-3/[email protected] , от 07.12.2011 № ЕД-3-3/[email protected] , от 22.09.2011 № ЕД-4-3/[email protected] :

  • технические условия, если продукция производится не по ГОСТу;
  • декларация о соответствии или сертификат соответстви я п. 3 ст. 23 Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ .
  • Если таких документов у компании не будет, то от доначисления НДС по ставке 18%, пеней и штрафов может не спасти даже тот факт, что реализуемый товар входит в Перечень продукции, облагаемой по ставке 10% Постановление ФАС СЗО от 01.02.2012 № А56-29589/2011 (Определением ВАС от 24.05.2012 № ВАС-5969/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС) .

    И наоборот, наличие сертификата соответствия, декларации о соответствии и технических условий с «правильным» кодом ОКП позволило компаниям отстоять в суде право на применение ставки 10%.

    Например, в деле, рассмотренном АС СЗО, налоговики настаивали на том, что согласно ОКП продовольственной продукции «шпику» присвоен код 92 1036, который не поименован в льготном Перечне товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, а значит, продукция должна облагаться НДС по ставке 18%. Однако у компании в наличии были признанный действующим сертификат соответствия и декларация о соответствии, в которых был указан код ОКП 19 1351, поименованный в льготном Перечне. Приняв этот факт во внимание, суд указал, что компания правомерно применяла ставку НДС 10% при реализации спорной продукци и Постановление АС СЗО от 18.03.2015 № Ф07-156/2015 .

    В другом деле инспекторы попытались оспорить присвоенный продукции код ОКП, несмотря на то что компания представила сертификаты соответствия и декларации о соответствии, в которых продукция отнесена к коду ОКП, который указан в Перечне товаров, облагаемых 10%-м НДС. Налоговики решили, что представленные документы недостоверны.

    Судьи учли, что спорный код ОКП применялся обществом с момента начала деятельности, то есть задолго до внесения изменений в льготный Перечень (ранее спорный код не был там указан), что свидетельствует об отсутствии предвзятости у общества при установлении именно этого кода. Кроме того, продукция компании подлежит обязательному декларированию (а ранее обязательной сертификации) и согласно действовавшим в соответствующие периоды правилам сертификации и декларирования изготовитель (продавец) продукции должен подать заявку в любой орган по сертификации с указанием присвоенного продукции кода ОКП. Сертифицирующий орган подтверждает соответствие продукции установленным требованиям, что и указано в декларации. Также судьи обратили внимание на то, что правомерность присвоения продукции спорного кода подтверждается ГОСТом на произведенную продукцию. На этом основании суд пришел к выводу о возможности и правомерности применения компанией присвоенного ею кода ОКП и, соответственно, ставки НДС 10% Постановление 9 ААС от 30.07.2015 № 09АП-25785/2015 .

    При правильных кодах реализация минеральной и газированной воды тоже может облагаться НДС по ставке 10%

    Или вот такая ситуация. Налоговики утверждали, что поставленные обществу товары (в виде таблетированной соли) не являются продовольственными, облагаемыми НДС по ставке 10%, а подлежат обложению НДС по ставке 18%. Судьи отклонили доводы инспекции и указали, что информация с интернет-сайта не является надлежащим доказательством того, что соль поваренная пищевая выварочная экстра таблетированная «Универсальная» не относится к продовольственным товарам и не обладает свойствами «Соли выварочной», которая входит в Перечень кодов видов товаров, облагаемых НДС по ставке 10%. При этом суд установил, что спорные товары имеют код ОКП 91 9230 «Соль выварочная», который входит в льготный Перечень, что подтверждается декларациями соответствия и техническими условиями. Кроме того, согласно ГОСТ Р 51574-2000 таблетированная соль используется в качестве ингредиента предприятиями пищевой промышленности. Также пищевое (продовольственное) назначение таблетированной соли подтверждается удостоверением о государственной гигиенической регистрации, в котором указано, что таблетированная соль предназначена для производства, реализации и использования для пищевых целей. Исходя из этих фактов, судом сделан вывод, что и по названию, и по предназначению, и по присвоенному коду ОКП соль таблетированная является продовольственным товаром и, согласно льготному Перечню, облагается НДС при реализации по ставке 10% Постановление ФАС МО от 09.01.2014 № Ф05-16348/2013 .

    Но некоторые судьи считают иначе и указывают, что непредставление (отсутствие) сертификата соответствия не влияет на правомерность применения ставки 10%, если реализуемый товар входит в Перечень продукции, облагаемой по ставке 10% Постановление ФАС СЗО от 28.02.2014 № А56-9963/2013 .

    Госрегистрация специализированной пищевой продукции

    К специализированной пищевой продукции относятся продукты детского и диабетического питания, указанные в НК как товары, подлежащие налогообложению НДС по ставке 10% подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ; ч. 1 ст. 24 Технического регламента ТС, утв. Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 № 880 (далее — Решение № 880); ст. 4 Технического регламента ТС, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 34 . Такая продукция не подлежит обязательному декларированию, то есть на нее не нужно оформлять декларацию о соответстви и п. 2 ч. 1 ст. 23 Технического регламента ТС, утв. Решением № 880 . Особенность этой продукции в том, что она допускается к производству (изготовлению) и реализации только после ее государственной регистраци и ч. 2 ст. 24 Технического регламента ТС, утв. Решением № 880 . В качестве документа регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации. В номере свидетельства содержится трехзначный цифровой код (к примеру, продуктам для детского питания соответствует код 005) п. 17 приложения № 1 Решения Комиссии ТС от 28.05.2010 № 299 .

    Информация о регистрации той или иной продукции является общедоступной и размещена: официальный сайт Евразийской экономической комиссии → Документы → Нормативно-справочная информация → Сфера деятельности: Санитарные меры → Единый реестр свидетельств о государственной регистрации

    При этом Минфин отметил, что подтверждением принадлежности продукции для детского питания к продуктам, которые облагаются по ставке НДС 10%, будут являтьс я Письмо Минфина от 26.05.2015 № 03-07-07/30282 :

    • сведения электронной базы данных реестра свидетельств на официальном сайте Евразийской экономической комиссии;
    • указание в документах, подтверждающих приобретение товаров (иной сопроводительной документации), номера и даты выдачи свидетельства о госрегистрации при наличии сведений в названном реестре.
    • Касательно детского питания хотелось бы отметить еще один нюанс. В СанПиН 2.3.2.1940-05 сказано, что жидкие продукты для детского питания должны выпускаться в упаковке объемом не более 0,35 литр а Письмо Роспотребнадзора от 26.06.2007 № 0100/6483-07-32 . Из буквального прочтения НК РФ получается, что пониженную ставку можно применить только при реализации детского питания в упаковке, не превышающей такой объем. Однако Минфин указал, что объем упаковки детской продукции не влияет на применение 10%-го НДС Письма Минфина от 30.04.2014 № 03-07-07/20520 , от 14.02.2014 № 03-07-15/6144 ; ФНС от 06.03.2014 № ГД-4-3/[email protected] .

      Необходимо отметить, что Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.93 № 301 утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием Приказа Росстандарт а Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст . При этом уже действует новый Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Скорее всего, в соответствии с новыми кодами видов продукции будет обновлен и льготный Перечень товаров, облагаемых по ставке 10%.

      glavkniga.ru

      Возмещение НДС: условия и порядок возврата налога из бюджета

      Профессиональное сопровождение процедуры возмещения НДС может помочь снизить риски и решить целый спектр практических задач:

    • подготовить налоговую декларацию;
    • обжаловать отказ в возмещении НДС;
    • найти способы получения банковской гарантии по возмещению НДС.
    • Подробнее.

      Одно из обязательных условий для возмещения НДС — наличие счетов-фактур с указанной стоимостью налога.

      Консультация специалиста при подаче декларации об уплате НДС дает возможность разобраться во всех тонкостях начисления и возмещения налога, формах отчетности, особенностях заполнения документов.

      Юридическое сопровождение налоговых споров может быть необходимо в ситуациях, когда получен отказ в возмещении НДС или возникли необоснованные требования погасить штрафы.

      Чтобы исключить риски финансовых потерь и юридической ответственности, важно довериться опытным специалистам, принимающим решения в соответствии с действующим законодательством РФ.

      Практически каждая компания, занимающаяся покупкой и продажей какого-либо товара, работы или услуги, сталкивается с необходимостью подачи декларации на уплату НДС. Но при этом существует и возможность воспользоваться правом на возмещение этого налога. В изложении Налогового кодекса Российской Федерации процедура кажется достаточно простой, но на практике в ней имеется ряд нюансов, несоблюдение которых может повлечь за собой отказ в возмещении НДС.

      Какие организации имеют право на возмещение НДС

      Основным нормативным документом, регулирующим процедуру возмещения НДС, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), в частности статья 176 («Порядок возмещения налога») и статья 164 («Налоговые ставки»). Для того чтобы получить право на возмещение НДС из бюджета, предприниматель или организация должны соблюсти несколько условий:

    • Быть плательщиками налога на добавленную стоимость. Применение ЕСХН, УСН и других налоговых режимов недопустимы.
    • Товар, работа или услуга, по которым предполагается вычет налога, должны быть приобретены для предпринимательской деятельности. Другими словами, нельзя за счет компании приобрести квартиру для проживания и получить возмещение НДС.
    • Обязательно наличие счетов-фактур с указанной суммой налога.
    • Товар, работа или услуга, на основании покупки которых планируется возмещение НДС, должны быть оприходованы.
    • В счете-фактуре должны быть оригинальные подписи руководителя и главного бухгалтера.
    • Сделка (поставка товара) должна быть реальной.
    • Продавец также должен быть реальным, зарегистрированным в ЕГРН и регулярно предоставляющим налоговую отчетность.
    • Согласно НК РФ, процедура возмещения НДС из бюджета производится в двух случаях:

    • Если сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму НДС (при необходимости увеличенную на суммы восстановленного налога), «входной» НДС подлежит возмещению (пункт 2 статьи 173 НК РФ). Такая ситуация может возникнуть у компаний и предпринимателей в тех ситуациях:
      • когда объемы реализованных ими товаров, работ, услуг ниже, чем объемы приобретенных;
      • когда при реализации товаров, работ, услуг применяется ставка НДС 10%, при этом приобретались товары, работы и услуги с применением ставки НДС 18%.
      • Этот порядок регламентирован статьей 176 НК РФ.
        Например, некое фермерское хозяйство приобрело горюче-смазочные материалы для проведения уборочной кампании на сумму 1 000 000 рублей, в том числе НДС 18% — 152 542 рубля. В налоговой декларации фермер имеет право заявить к вычету 152 542 рубля. В этот же период хозяйство продало зерно также на сумму 1 000 000 рублей, при этом ставка НДС составила 10% (в соответствии со статьей 164 НК РФ) — 90 909 рублей. Эта сумма исчисляется к уплате в бюджет.
        Но по правилам вычета НДС эта сумма может быть уменьшена, поскольку хозяйство приобрело горюче-смазочных материалов на 152 542 рубля. Отсюда возникают основания для возмещения НДС в размере разницы между вычетом и суммой к уплате в бюджет. В данном случае она составляет 61 633 рубля, а причиной ее стала разница ставок НДС — 18% и 10%.

      • Если налогоплательщик осуществляет операции, облагаемые налогом по ставке 0%. Перечень таких операций определен статьей 164 НК РФ. В частности, к ним относятся:
        • услуги по транспортировке природного газа, вывозимого за пределы РФ или ввозимого на территорию РФ для переработки;
        • услуги по управлению общероссийской электрической сетью при поставке электроэнергии в иностранные государства;
        • услуги по международной перевозке товаров;
        • услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, в том числе в морских, речных портах;
        • услуги по перевозке и хранению товаров, перемещаемых через границу России;
        • услуги по перевозке экспортируемого товара железнодорожным и морским транспортом, при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ;
        • услуги по перевозке пассажиров и багажа, в том случае если пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами РФ;
        • работы и услуги в области космической деятельности;
        • товары для официального использования международными организациями на территории РФ;
        • товары и услуги для официального или личного пользования дипломатическими представительствами или их персоналом;
        • топливо и горюче-смазочные материалы, вывезенные за пределы РФ для обеспечения эксплуатации морских и воздушных судов.
        • Способы возмещения налога

          Возмещение НДС может осуществляться двумя способами:

          Зачет — операция по погашению задолженности налогоплательщика, уплаты недоимки, пени или налоговых санкций. Налоговая инспекция сама засчитывает сумму налога, подлежащую возмещению в счет недоимок или штрафов, если у налогоплательщика имеется задолженность по федеральным налогам. При отсутствии задолженностей суммы перечисляются по просьбе налогоплательщика на его расчетный счет или направляются в счет уплаты предстоящих налогов. Погасить можно как платежи по НДС, так и любые другие федеральные налоги (пункт 4 статьи 176 НК РФ).

          Решение о способе возмещения принимается налоговыми органами одновременно с решением о возмещении суммы налога.

          Порядок возмещения НДС

          Порядок возмещения НДС из бюджета также регламентируется статьей 176 НК РФ и состоит из нескольких этапов.

          Этап 1. Подготовка декларации и документов, подтверждающих право на возмещение НДС

          На этом этапе налогоплательщик заполняет налоговую декларацию по установленной форме, проверяет соответствие всех документов требованиям налоговых органов, наличие счет-фактур, кассовых и товарных чеков и подает пакет документов в налоговый орган.

          Этап 2. Прохождение проверки в ИФНС

          После предоставления налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. Для этого проводится камеральная проверка (без выезда в проверяемую организацию) в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. Срок проведения проверки не должен превышать трех месяцев. Налоговые органы имеют право запросить дополнительную документацию для подтверждения легальности проведенных операций, полноты и правильности оформления документов. Если налогоплательщик отказывается предоставлять дополнительную информацию, налоговыми органами это будет расцениваться как нарушение законодательства и повлечет за собой штраф.

          В зависимости от конкретной ситуации, например, когда обнаружены ошибки или противоречивые сведения в декларации, нет сопутствующих документов, представлена убыточная или уточненная декларация либо декларация с заявленными налоговыми льготами и т.д., в процессе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить те или иные дополнительные документы (пояснения), о которых говорится в:

        • Пунктах 3–9 статьи 88 НК РФ (документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации; обосновывающие размер убытка или уменьшение суммы налога; по которым применены налоговые льготы и подтверждающие право на эти льготы, правомерность вычетов по НДС; относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия).
        • Статье 165 НК РФ (документы, подтверждающие нулевую ставку НДС).
        • Подпункте 2 пункта 2, подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС).
        • Письме Минфина России от 13 октября 2015 года № 03-02-07/1/58461.
        • Письмах ФНС:
          • от 22 декабря 2016 года № ЕД-4-15/24737;
          • от 6 ноября 2015 года № ЕД-4-15/19395.
          • от 27 ноября 2014 года № ЕД-4-15/24607;
          • от 16 сентября 2015 года № СД-4-15/16337;
          • от 10 августа 2015 года № СД-4-15/[email protected]
          • Пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33.
          • Постановлении Президиума ВАС от 15 марта 2012 года № 14951/11.
          • Но бывают ли ситуации, когда налоговый орган не имеет права требовать документы или пояснения от налогоплательщика? Да, бывают: они возникают на следующий день после окончания камеральной проверки (т.е. спустя 3 месяца после ее начала), а также вследствие того, что у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять НДС, поскольку нет объекта налогообложения (товар или услуга реализованы за рубежом) или ставка 10% применяется не в качестве налоговых льгот. Почему? Эти правила распространяются не на отдельные категории налогоплательщиков, а на всех хозяйствующих субъектов. Об этом сказано в письме Минфина России от 3 сентября 2015 года № 03-05-05-01/50668.

            Кроме того, налоговый орган не имеет права оштрафовать за непредставление пояснений и документов:

          • ранее представленных в ИФНС для камеральной или выездной проверки (кроме подлинников, возвращенных обратно или утерянных налоговой инспекцией в результате форс-мажора);
          • не относящихся к проверяемой декларации;
          • которые налогоплательщик вообще не обязан составлять или иметь в наличии по действующему законодательству (наподобие объяснений низких зарплат или причин убытков, аналитических справок).
          • Аргументы в пользу этого представлены в постановлениях Президиума ВАС от 17 ноября 2009 года № 10349/09 и от 8 апреля 2008 года № 15333/07, а также подробно изложены в письмах Минфина от 18 февраля 2009 года № 03-02-07/1-75 и ФНС от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/[email protected]

            Этап 3. Принятие решения и оформление акта

            В течение 7 дней с момента завершения камеральной проверки налоговыми органами принимается решение о возмещении НДС, если в ходе проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Возмещение НДС при этом может быть полным или частичным.

            Если были выявлены нарушения, то проверяющими составляется акт (статьи 100 и 101 НК РФ), который передается на рассмотрение руководителю налогового органа вместе с представленными налогоплательщиком возражениями. По результатам рассмотрения материалов выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства. Одновременно выносится и решение о возмещении НДС (полностью или частично) либо об отказе в возмещении НДС (пункт 3 статьи 176 НК РФ).

            Налоговый орган сообщает о принятом решении налогоплательщику в письменной или электронной форме в течение 5 дней.

            Этап 4. Возврат средств

            После принятия положительного решения о возмещении НДС налоговый орган обязан не позднее чем на следующий день направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога. Федеральное казначейство, в свою очередь, в течение 5 дней со дня получения поручения перечисляет налогоплательщику необходимые средства и уведомляет налоговые органы о дате возврата и суммах к перечислению.

            Если заявление о возврате налога предоставлено в налоговый орган до вынесения решения о возмещении НДС, то ИФНС должна осуществить возврат в течение 3 месяцев и 12 рабочих дней со дня подачи декларации, а если после — то в течение 1 месяца со дня подачи заявления. Об этом говорится в пункте 6 статьи 78, а также в пунктах 8 и 11.1 статьи 176 НК РФ.

            При несоблюдении указанного срока по правилам статьи 78 НК РФ начиная с 12-го рабочего дня на невозвращенную сумму начисляются проценты согласно ставке рефинансирования Банка России (с 27 марта 2017 года — 9,75%). При этом, если речь идет о несвоевременно проведенном зачете НДС, проценты на его сумму не начисляются.

            При возмещении НДС ваш бухгалтер о произведенных операциях сделает, например, такие записи:

            1. Сумма НДС, подлежащая возмещению, зачтена в счет недоимки по налогу на прибыль:
              Проводка: Д 68 «Налог на прибыль» — К 68 «НДС»
            2. Сумма НДС, излишне уплаченная в бюджет, возвращена на расчетный счет:
              Проводка: Д 51 «Расчетный счет» — К 68 «НДС»
            3. Начислены проценты за несвоевременный возврат НДС:
              Проводка: Д 68 «Проценты» (76 «Расчеты с бюджетом») — К 91 «Прочие доходы и расходы»
            4. Получены проценты за несвоевременный возврат НДС:
              Проводка: Д 51 «Расчетный счет» — К 68 «Проценты» (76 «Расчеты с бюджетом»).

            Следует не забывать, что суммы процентов за несвоевременный возврат НДС не могут быть учтены в доходах, о чем сказано в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

            Особенности заявительного порядка возмещения налога

            Пунктами 7, 8 и 11 статьи 176.1 НК предусмотрен особый порядок возмещения НДС, называемый заявительным. Он представляет собой зачет или возврат налога, заявленного в налоговой декларации, до завершения камеральной проверки.

            При этом право на возмещение НДС с применением такого порядка имеют не все организации, а только те, которые указаны в пункте 2 статьи 176 НК:

          • Крупные налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, предшествующих году подачи декларации, составляет не менее 7 000 000 000 рублей. При этом налогоплательщик вправе претендовать на заявительный порядок возмещения НДС только в том случае, если со дня создания организации до дня подачи декларации прошло не менее 3 лет.
          • Налогоплательщики, которые вместе с налоговой декларацией предоставили действующую банковскую гарантию, на основании которой банк-гарант обязуется уплатить в бюджет за налогоплательщика выплаченные или зачтенные ему суммы в том случае, если налоговые органы по завершении проверки вынесут отрицательное решение по возмещению НДС.
          • Налогоплательщики — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, которые вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС предоставили договор поручительства управляющей компании, определенной Правительством РФ на основании закона «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации». Такой договор предусматривает обязательство управляющей компании, как и в предыдущем случае, уплатить за налогоплательщика суммы возмещенного НДС при отказе налогового органа после проверки выплатить организации эти суммы. Обязательство управляющей компании возникает в том случае, если налогоплательщик не вернул излишне полученные или зачтенные ему суммы в бюджет в течение 15 дней.
          • Налогоплательщики — резиденты свободного порта Владивосток при условии предоставления ими вместе с налоговой декларацией договора поручительства от управляющей компании, определенной Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ.
          • Налогоплательщики, чья обязанность по уплате налога обеспечивается поручительством в соответствии со статьей 74 НК РФ. Согласно этому поручительству поручитель обязан уплатить в бюджет за налогоплательщика излишне начисленную последнему сумму налога в случае, если решение о возмещении НДС будет отрицательным. Обязательство поручителя также возникает в том случае, если налогоплательщик не вернул излишне полученные или зачтенные ему суммы в бюджет в течение 15 дней.
          • Для возмещения расходов по НДС в заявительном порядке налогоплательщик должен вместе с налоговой декларацией или в течение 5 дней после ее подачи направить в налоговый орган заявление вместе с банковской гарантией или договором поручительства. В заявлении должны быть указаны банковские реквизиты для возмещения, а также обязательство вернуть излишне полученную сумму.

            Причины отказа в возмещении НДС

            Отказ в возмещении НДС — достаточно распространенная проблема. Основные причины, по которым это происходит, можно разбить на несколько групп.

          • Ошибки при заполнении документации, допущенные как при заполнении заявления, так и при оформлении других документов:
            • указание неправильного адреса компании, по которому она осуществляет свою хозяйственную деятельность;
            • ошибки в кодировках и реквизитах;
            • несоответствие количества и цены товара в счет-фактурах с данными, указанными в договоре на поставку;
            • внесение изменений и исправлений в документы после отгрузки товара;
            • отсутствие важной информации, например, кода валюты, в которой осуществляется учет товаров;
            • факсимильные подписи на документах;
            • часть текста в документах составлена на иностранном языке.
            • Отсутствие необходимой документации, подтверждающей факт совершения купли-продажи.
            • Нарушение федерального законодательства.
            • Иные причины:
              • отсутствие подтверждения сделки от контрагента налогоплательщика;
              • перевод налогоплательщика в другую налоговую инспекцию из-за изменения юридического адреса;
              • наличие признаков фиктивности сделки;
              • сделка переквалифицирована в заемное обязательство (на основе действующего законодательства);
              • отсутствие в декларации объекта налогообложения;
              • определение момента возмещения НДС по полученным с опозданием счетам-фактурам;
              • возмещение НДС по ненормативным рекламным расходам.
            • Для минимизации рисков при подаче декларации на возмещение НДС, необходимо тщательно проверять не только правильность ее составления и наличие всех необходимых документов, но и добросовестность контрагентов, чтобы налоговые органы не смогли признать сделку фиктивной.

              Помощь в организации процедуры возмещения НДС

              Процедура по возмещению НДС — достаточно сложный процесс, и нередко для достижения положительного результата требуется помощь специалистов. Как и к кому обратиться, чтобы получить такую помощь, мы попросили рассказать Романа Шишкина, к.ю.н., руководителя налоговой практики КСК групп:

              «Нередко клиент, столкнувшись с необходимостью возмещения НДС, начинает искать способы решения этой проблемы, обращаясь к весьма сомнительным специалистам, которые гарантируют «совершенно безопасные» способы возмещения налога. На деле же оказывается, что эти способы отнюдь не безопасны, а, скорее, полулегальны или даже нелегальны и выявить их может даже самый поверхностный аудит. Какими в этом случае будут последствия? Самыми неприятными — от доначисления сумм НДС до возбуждения уголовного дела по статье «Мошенничество», предусматривающей лишение свободы сроком до 10 лет. Разве одни риски в такой ситуации способны перекрыть другие?

              Процедура по возмещению НДС при участии компании КСК групп актуальна для наших клиентов на всех этапах: подготовки и подачи налоговой декларации, сопровождения налоговой проверки после подачи декларации и подачи апелляционной жалобы в вышестоящие налоговые органы в случае отрицательного решения.

              Благодаря высокому профессиональному уровню наших специалистов большинство поданных заявлений на возмещение НДС рассматривается положительно.

              Наши специалисты могут подключиться к делу на любом этапе его рассмотрения, при этом возможно привлечение нескольких юристов разной специализации. Известно, что налоговые органы не стремятся рассматривать заявления о возврате НДС в пользу налогоплательщиков, но мы имеем богатый опыт работы с необоснованными отказами в возмещении НДС и знаем проблему изнутри, поэтому выбираем наиболее эффективные пути ее решения.

              Кстати, первичная консультация у нас — совершенно бесплатна».

              www.kp.ru

              Смотрите еще:

              • Документация для ип на патенте Учет ИП при патенте Уже три года есть возможность пользоваться патентной системой налогообложения, хотя отношение к ней у предпринимателей пока осторожное. Каков учет ИП при патенте и чем привлекателен этот режим налога, читайте далее в нашей статье. Патентная система налогообложения, […]
              • Правило нахождение времени Урок математики по теме: "Задачи на нахождение времени движения" по теме: "Задачи на нахождение времени движения" МОУ «Каргалинская гимназия» учитель Якупова Г.А. 1. Ознакомление учащихся с решением задач на нахождение времени движения по известным величинам - расстоянию и скорости. […]
              • Льготная пенсия при неполном стаже по списку 2 Льготная пенсия при неполном стаже по списку 2 § 12.2. Общие и льготные условия пенсионного обеспечения по возрасту В соответствии со ст. 11 Закона «О пенсионном обеспечении» право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют: мужчи­ны — по достижении 60 лет и при стаже работы не […]
              • Госпошлина лицензия на розничную продажу алкогольной продукции «Алкогольная» лицензия: учет госпошлины Автор: Г. К. Габелли Как организовать учет государственной пошлины, уплаченной предприятием общепита за предоставление лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции? Что делать, если в предоставлении лицензии отказали? Сколько […]
              • Как вернуть права после лишения после суда Как вернуть права после лишения в 2018 году Правилами установлен строгий регламент, как вернуть права после лишения в 2018 году. Поскольку лишение ВУ является одним из наиболее строгих форм взыскания для водителей, документ можно получить назад при выполнении ряда обязательных условий. […]
              • Штраф за 2 ндфл 2014 Штраф за 2 ндфл 2014 В интернете «гуляет» информация о том, что с 1 июля налоговики смогут полностью контролировать операции по счетам физлиц. И если гражданин не сможет обосновать получение на банковскую карту той или иной суммы, а также причину неуплаты НДФЛ с […]