В чем разница налогов и сборов

Чем отличается налог от сбора

Похожие публикации

В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов. В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

Отличие налога от сбора: законодательная база

В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор». Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки. В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.
  • Основные признаки сбора:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.
  • Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

    Налог и сбор: сходства и различия

    Разница между налогом и сбором:

    • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
    • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
    • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
    • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
    • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
    • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.
    • Сходства между налогом и сбором:

    • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
    • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
    • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.
    • Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие. Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти. К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.

      С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.

      spmag.ru

      Понятие налога и сбора

      Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

      В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

      Регламентирующие правовые акты

      Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

      В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

      Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

    • федеральный налог или сбор;
    • региональный;
    • местный.
    • ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

      Внесем ясность в определения

      Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

    • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
    • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
    • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
    • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
    • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
    • Элементами налога являются:

    • законодательно определенная основа – база;
    • процентная ставка;
    • объект налогообложения;
    • период;
    • порядок и сроки взимания.
    • Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

    • определенное право;
    • лицензию на ту или иную деятельность;
    • действие в правовом поле (например, регистрацию).

    Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

    Виды и примеры налогов и сборов

    1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
      • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
        региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
      • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
      • Беря во внимание способ взимания, разделяют:
        • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
        • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
        • По принципу пополнения того или иного бюджета:
          • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
          • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
          • По субъекту платы:
            • запланирован для оплаты только физическими лицами;
            • платят исключительно организации (юридические лица);
            • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
            • Налог и сбор: между ними много общего

            • И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
            • Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
            • Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

    10 главных отличий налогов и сборов

    Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

    assistentus.ru

    Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления (А. В. Гартвич, 2014)

    В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства, освоение которой позволит читателю в дальнейшем легко разобраться в самых запутанных налоговых ситуациях. Обязательные платежи государству рассматриваются не с позиции их сборщика, как в других книгах по налогообложению, а с позиции плательщика – предприятия, предпринимателя, обычного человека

    © ООО Издательство «Питер», 2014

    Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

    © Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ( www.litres.ru )

    В нашей книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги и сборы, а также обязательные страховые взносы.

    В отличие от других книг по этой теме мы делаем акцент на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства.

    Рассматриваемая область человеческой деятельности регулируется множеством правил, причем каждое правило имеет большое количество исключений. Объем законодательных и околозаконодательных текстов исчисляется десятками тысяч страниц. Запомнить все это обычный человек не в состоянии. Тем не менее в этом можно разобраться.

    Правила исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов образуют иерархическую структуру с четкими взаимосвязями. Если с помощью нашей книги вы освоите внутреннюю логику этой структуры, то сможете легко выделить тот небольшой набор правил, который распространяется на подавляющее большинство ваших ситуаций, и сумеете быстро найти особые правила для сложных случаев.

    Другая отличительная особенность нашей книги – разворот подхода к теме на 180 градусов.

    Законы и прочие нормативные документы составлены с позиции государственных органов, собирающих обязательные платежи. С той же позиции в основном написаны и другие книги, которые пересказывают и объясняют налоговое законодательство. Такие книги удобны налоговым инспекторам.

    У нас же данные вопросы рассматриваются с позиции противоположной стороны, которая платит все эти налоги, сборы и взносы. То есть с позиции предприятий, предпринимателей и обычных граждан. Разумеется, к этой стороне относитесь и вы, наш читатель.

    Следующая особенность нашей книги заключается в том, что, помимо налогов и сборов, исчисление которых регулируется Налоговым кодексом и дополняющими его нормативными актами, мы рассматриваем обязательные страховые взносы.

    Исчисление обязательных страховых взносов регулируется собственной отраслью законодательства. Поэтому страховые взносы обычно рассматриваются в отдельных книгах.

    Но для обязательных страховых взносов применяются те же самые правила исчисления и уплаты, что и для налогов и сборов. А с точки зрения плательщика обязательные страховые взносы являются такими же платежами в бюджет, как налоги и сборы. Объединение в одной книге информации о страховых взносах, налогах и сборах позволит нашему читателю сэкономить усилия на самообразование.

    А чтобы чтение было более легким, по страницам книги вас будет сопровождать неутомимый помощник – Мудрый Ворон.

    Общество и государство

    Мы, современные оседлые люди, живем в государствах, которые поделили между собой практически всю земную сушу (разве что за исключением Антарктиды). Государства существуют для блага всех людей, проживающих на их территориях. Во всяком случае, именно это утверждает любое современное государство.

    Государство отличается от простого неорганизованного общества тем, что имеет специальные структуры для управления обществом. Некоторые члены общества работают в этих структурах: государственные служащие, военные и др. При этом государство налагает на остальных членов общества обязанность предоставлять средства на содержание граждан, занятых в государственных структурах, а также на оказание государственных услуг по обеспечению коллективных потребностей общества.

    К коллективным потребностям общества, которые обеспечивает государство, можно отнести:

    • создание условий для благополучного существования и развития общества в целом, то есть обеспечение экономического и социального процветания;

    • защиту общества от внешних врагов (оборона);

    • поддержание порядка внутри самого общества;

    • защиту общества от эпидемий, природных катаклизмов и т. д.

    В этой книге мы исходим из того, что современное общество является обществом потребления. Члены общества потребляют различные блага – материальные ценности и услуги. Это еда и одежда, квартиры и дома, автомобили, книги и фильмы, развлекательные и спортивные мероприятия, медицинские и образовательные услуги и т. п.

    Чтобы блага могли быть потреблены, их сначала нужно произвести. Производством благ также занимаются члены общества.

    Современное общество является узкоспециализированным. Разные блага производят разные люди, причем подавляющее большинство благ производится коллективно. Для коллективного производства благ граждане создают предприятия.

    Произведенными благами предприятия и отдельные граждане обмениваются друг с другом. Государство устанавливает правила обмена и следит за тем, чтобы никто их не нарушал.

    Деньги и финансы

    Для удобства обмена благами используются деньги. Деньгами можно оценить стоимость любых благ, которые люди предлагают друг другу.

    Выпуском денег занимается государство. Оно объявляет, что выпущенные им деньги являются обязательным средством платежа за ценности и услуги на его территории. Государство содержит организационные структуры, которые обеспечивают быстрое и беспрепятственное перемещение денег между членами общества.

    Совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе обращения денег, называется финансами.

    В быту слово финансы часто используется для обозначения денег, хотя это понятие гораздо шире.

    Поскольку в современном обществе деньги являются универсальным эквивалентом обмена, государству удобно обеспечивать собственные нужды путем расходования денег. Необходимые для этого деньги государство собирает с общества.

    Система сбора и распределения денег называется государственным бюджетом.

    В рамках государственного бюджета устанавливается схема доходов и расходов государства, с основной периодичностью в один год. В этой схеме определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государства, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений со стороны общества. Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются видами доходов государственного бюджета.

    Государственный бюджет нашего государства – Российской Федерации – представляет собой сложную бюджетную систему. Это связано с тем, как оно устроено.

    Наше государство имеет трехуровневую структуру территориального устройства:

    • Федерация (государство в целом);

    • субъекты Федерации (республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

    • муниципальные образования (районы, округа, города, поселки, прочие населенные пункты).

    Соответственно территориальному устройству в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

    бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

    Для муниципальных образований предусмотрена двухуровневая структура управления. Соответственно, уровень местных бюджетов делится на два подуровня.

    Федеральный бюджет находится в ведении Министерства финансов, которое входит в состав Правительства Российской Федерации. Региональные и местные бюджеты находятся в ведении органов финансового управления соответствующих уровней власти.

    Кроме того, в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды – это государственные структуры федерального и регионального уровней, которые занимаются финансированием отдельных направлений деятельности государства.

    Слово внебюджетный в термине государственные внебюджетные фонды подчеркивает независимость таких фондов от федерального, региональных и местных бюджетов. То есть внебюджетные фонды не подчиняются ни Министерству финансов, ни финансовым органам регионального и местного уровней. Тем не менее государственные внебюджетные фонды входят в структуру государственного бюджета. Деятельность внебюджетных фондов регулируется законодательством Российской Федерации.

    В нашей книге рассматриваются только те государственные внебюджетные фонды, которые занимаются сбором обязательных взносов на социальную поддержку, то есть на денежные выплаты гражданам в ситуациях, когда они признаются нуждающимися в такой поддержке. Это следующие государственные внебюджетные фонды:

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;

    • Фонд социального страхования Российской Федерации;

    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

    Все перечисленные внебюджетные фонды соответствуют первому уровню территориального устройства нашего государства – государству в целом.

    Что такое налог

    Основным источником пополнения государственного бюджета являются налоги.

    Помимо налогов, государственный бюджет имеет неналоговые доходы:

    • доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

    • доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

    • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

    Под налогом понимается обязательный платеж, уплачиваемый в бюджет государства в целях финансового обеспечения его деятельности.

    Налог характеризуется следующими признаками:

    • индивидуальной безвозмездностью платежа;

    • целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

    Налоги взимаются с граждан и организаций.

    Рассмотрим признаки налога подробнее.

    Обязательность уплаты налога связана с тем, что государству необходимы ресурсы, обеспечивающие его существование. Именно поэтому государство обязывает организации и граждан платить налоги.

    Индивидуальная безвозмездность платежа означает, что государство не принимает на себя обязательство оказать какую-либо конкретную услугу или компенсацию гражданину или организации, уплатившей налог.

    Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти потребности государство удовлетворяет путем предоставления определенных услуг, получателем которых выступают не отдельные граждане и организации, а все общество в целом. К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка и т. п. Но при этом невозможно вычислить, в какой степени тот или иной член общества испытывает нужду в государственных услугах, предоставляемых обществу в целом.

    Денежная форма налога означает, что платеж осуществляется исключительно в денежной форме. Это удобно и государству, и плательщикам налогов.

    В принципе, для налога возможна натуральная форма, когда государство собирает с граждан и организаций некоторые материальные ценности. Натуральная форма использовалась на ранних стадиях экономического развития и даже в недалеком прошлом – в период разрухи и гражданской войны в советской России (продразверстка). Но в условиях нормально функционирующих финансов для всех гораздо удобнее денежная форма налога.

    Цель взимания налога – финансирование государственных нужд. Государство расходует существенные средства на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия.

    В доходах бюджетов развитых государств преобладают налоги. Именно финансирование государственных нужд является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение.

    К платежам компенсационного характера относятся сборы (о них речь пойдет позже) и санкции имущественного характера – штрафы и конфискация имущества. Такие санкции налагаются за допущенные нарушения закона, их цель – компенсировать потери общества и заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения. Кроме того, к платежам компенсационного характера можно отнести страховые взносы (мы также рассмотрим их в нашей книге).

    Финансирование государственных нужд – не только признак, но и одна из функций налога.

    Налоги выполняют четыре важнейшие функции, причем каждая из них реализует то или иное практическое назначение.

    Первая по важности функция налогов – финансирование государственных нужд, или, другими словами, фискальная функция. Эта функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Название фискальной функции происходит от слова «фиск» – казна.

    Социальная функция характеризует стремление государства придать системе налогообложения черты социальной справедливости. Пример реализации социальной функции – неравное обложение разного по стоимости имущества, когда более дорогое имущество облагается по повышенным ставкам (богатые платят больше). Разумная реализация социальной функции позволяет государству получить поддержку налоговой политики со стороны широких слоев населения.

    Регулирующая функция характеризует намерение государства в особых случаях смягчать негативное воздействие налогообложения и способствовать позитивному экономическому и социальному развитию общества. Государство снижает налоги на предприятия и на проекты, которые с точки зрения бизнеса рискованны или не гарантируют быструю прибыль, но в случае успеха могут принести большую пользу обществу.

    Свежий пример – чемпионат мира по футболу 2018 года. Налогоплательщики, причастные к подготовке этого чемпионата, получают существенные налоговые льготы. Другие примеры – Олимпиада Сочи-2014, проект «Сколково».

    Отечественная налоговая система старается способствовать (точнее, не мешать) модернизации промышленного производства, развитию сельского хозяйства, медицины и образования. Поддерживаются трудовая занятость инвалидов, народные промыслы, традиционные занятия малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поддерживается стремление граждан решать жилищные проблемы собственными силами, а также учиться и укреплять здоровье.

    Разновидность регулирующей функции налогов – ререгулирующая функция. Путем применения повышенных налоговых ставок государство старается уменьшить продажи товаров и объемы предоставления услуг, потребление которых оказывает вред обществу.

    К таким товарам относятся алкогольные напитки и сигареты, к услугам – азартные игры.

    Контрольная функция позволяет государству отслеживать полноту и своевременность уплаты налогов. Контрольная функция реализуется через налоговые проверки, меры принуждения и наказания.

    Для каждой области человеческой деятельности присуща своя терминология. Не является исключением налогообложение.

    Если для обычного человека налог рассчитывается, а для бухгалтера – начисляется, то специалист по налогообложению скажет, что налог исчисляется. Исчисленный налог затем удерживается из денег налогоплательщика и уплачивается в бюджет (а не просто платится).

    К описанному процессу – исчисление, удержание и уплата – иногда применяют термин взимание налога.

    Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур.

    Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма. Но, в отличие от налога, сбор является возмездным платежом. Сборы взимаются за оказание государством конкретных услуг гражданам и организациям. Соответственно, сбор имеет иную цель, чем налог. Цель сбора – компенсировать затраты государства на содержание государственных органов и государственных служащих, занятых оказанием услуг гражданам и организациям.

    Что такое обязательный страховой взнос

    Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан (эти фонды перечислены выше).

    Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма. В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа, относится к обязательному страховому взносу лишь частично. Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

    Обязательные страховые взносы собираются за счет тех денег, которые граждане, в принципе, могли бы получить в качестве личных доходов. За граждан, работающих в организациях или у предпринимателей, взносы уплачивают организации и предприниматели. Собираемые суммы пропорциональны личным доходам работающих граждан.

    Собранные средства расходуются на социальную поддержку граждан в ситуациях, когда государство признает их нуждающимися в этой поддержке: когда гражданин не способен зарабатывать деньги самостоятельно или утратил такую способность по уважительным причинам. Это следующие ситуации: временная нетрудоспособность по причине болезни, травмы, беременности; постоянная нетрудоспособность по причине достижения пенсионного возраста. Но социальная поддержка, оказываемая гражданину со стороны фонда, не всегда пропорциональна сумме взносов, собранных за счет его доходов. То есть применительно к страховым взносам принцип индивидуальной безвозмездности платежа соблюдается лишь частично.

    К социальной поддержке граждан, оказываемой за счет средств государственных внебюджетных фондов, относятся трудовые пенсии и выплаты по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью. Работающие граждане могут получать социальную поддержку через организации и предпринимателей, у которых работают, и тем же способом, каким они получают заработную плату.

    Следует заметить, что в Российской Федерации социальная поддержка граждан осуществляется не только за счет средств внебюджетных фондов, но также за счет средств бюджетов: федерального, региональных и местных. В частности, за счет федерального бюджета выплачиваются пенсии бывшим военнослужащим и государственным служащим, а также пенсии никогда не работавшим гражданам. Также за счет федерального бюджета начисляется материнский капитал при рождении второго ребенка.

    Еще одно отличие обязательного страхового взноса от налога – цель взимания. Обязательные страховые взносы взимаются не для финансирования государственных нужд в целом, а строго для финансирования социальной поддержки граждан.

    Общее и различия между налогами, сборами и взносами

    Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

    С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

    Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс. А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

    Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

    Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

    Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

    Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

    По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией – территориальным подразделением Федеральной налоговой службы. Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации, которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации.

    Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.

    На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

    Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы. Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

    Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

    При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

    Пенсионный фонд Российской Федерации;

    Фонд социального страхования Российской Федерации.

    Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

    Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

    • схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

    • государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

    Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

    Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

    Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

    Оглавление

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления (А. В. Гартвич, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    kartaslov.ru

    Смотрите еще:

    • Закон 57н Права органов государственной охраны Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения Статья 15. Права органов государственной охраны Органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право: 1) […]
    • Росреестр по москва госпошлина Налоговая инспекция №3 Приемная руководителя: 8 (495) 400-00-03 Личный кабинет физических лиц: 8 (495) 400-03-39 Контакт-центр: 8 (495) 276-22-22 Начальник Чайко Марина Владимировна Время работы Прием налогоплательщиков в операционном зале осуществляется без перерыва на обед понедельник, […]
    • Общество защиты прав потребителей санкт-петербург официальный сайт Добро пожаловать на сайт Мособлбанка! Выберите в списке интересующий Вас регион. В дальнейшем Вы всегда можете изменить выбранный регион в верхней части сайта.Во время следующего посещения регион будет выбран автоматически. Выберите регион из списка ниже: 8 800 200 14 15(круглосуточно, […]
    • 57-т правила заполнения Форма отчетности 57-Т Актуально на: 3 ноября 2017 г. Бланк формы 57-Т Приказом Росстата от 26.06.2017 № 430 утверждена статистическая форма № 57-Т «Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям за октябрь 2017 года». Такая форма сдается 1 раз в 2 года. Новая форма […]
    • Может отец получить пособие беременности родам Ежемесячные пособия на ребенка С 1 февраля 2018 детские пособия вырастут. 1 февраля 2018 Детские пособия С 1 февраля 2018 — индексация пособий. Коэффициент индексации составил 1,025. Пособия будут выплачивать в следующих размерах: единовременное пособие при рождении ребенка — 16 759,09 […]
    • Правила 57 Правила провоза ручной клади в самолете Путешественник везет с собой различные вещи. Он распределяет их в чемоданах и сумках. Некоторые из них сдает в багажный отсек, а остальные берет с собой в салон. Что такое ручная кладь в самолете? Какие нормы установлены для ее транспортировки? Что […]