Тренинг поощрение и наказание детей в семье

Родительское собрание «Значимость поощрения и наказания в воспитании детей»

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи: Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

  • Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).
  • Карточки тех же цветов (для каждого участника).
  • Плакаты с высказываниями.
  • Карточки с практическими заданиями.
  • Карточки с описанием проблемных ситуаций.
  • Подготовительная работа к собранию:

    В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)

    Ход собрания

    Играет музыка, родители входят в зал и рассаживаются

    Зал оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания

    1. Вступительная часть

    Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

    Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

    2. Практическое задание

    Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).

    (Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.)

    3. Анализ анкетирования детей

    Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2).

    Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

    (Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

    4. Информационная часть

    Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

    А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания [5].

    Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

    Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д.

    Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

    Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете тли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.

    Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми

    О чём нужно помнить при поощрениях

    Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

    • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
    • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
    • Заслуженное поощрение необходимо выдать.
    • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
    • Возможно, награды придётся менять.
    • Поощрение должно быть достижимым.

    Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.

    Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

    Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.

    Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.

    Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

    1. Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
    2. В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
    3. Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
    4. Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки [5].

    Запрет на приятные для ребёнка занятия.

    Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.

    Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.

    Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.

    Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

    1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

    2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.

    3) Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

    Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена [5].

    Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой [4].

    Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей [6].

    Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических (Приложение 3) [3].

    О чём нужно помнить прибегая к наказаниям

    Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

    • Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
    • Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
    • Индивидуализируйте наказания.
    • Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
    • Сохраняйте холоднокровие.
    • Не злоупотребляйте наказаниями.
    • Старайтесь наказывать сразу.
    • 5. Рассмотрение проблемных ситуаций

      Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах (Приложение 4).

      Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относится к каждому решению проблемы.

      (Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения)

      6. Итог собрания

      А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе (Приложение 5)

      (Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)

      Уважаемые родители, поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

      Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!

      Любите своих детей! Удачи вам и счастья!

      7. Памятки-рекомендации (Приложение 6)

      “Как поощрять ребенка в семье”.

      “Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка”.

      Литература

      1. Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
      2. И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
      3. Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
      4. К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
      5. Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
      6. Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
      7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
      8. Школьный психолог № 25 2000 год.
      9. Школьный психолог № 21 2008 год.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Родительское собрание «Наказание и поощрение». 7-й класс

      Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

      Методы: дискуссия, творческая, индивидуальная, групповая работа, ролевая игра

      «Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами».
      Мария — Эбнер — Эшенбах

      Упражнение «Мой внутренний мир».

      Уважаемые родители, пожалуйста, до начала собрания я прошу вас обратить внимание на рисунки расположенные у нас на доске, я прошу вас внимательно посмотреть на рисунки и, не переворачивая рисунок, узнать рисунок вашего ребенка. На каждом рисунке стоит цифра пожалуйста запомните (либо запишите в мини — брошюре) цифру на рисунке, до того как я назову фамилию ребенка.

      Родители проходят, смотрят рисунки, и присаживаются на свои места (10-15 мин.).

      В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

      А теперь давайте вместе с вами, дадим определение таким понятиям как: «наказание» и «поощрение»

      Родители работают в мини — брошюрах, я на маркерной доске. Можно использовать синквейн.

      Предложение со словом «наказание, поощрение»

      Вывод: записываем определения в мини — брошюре и на маркерной доске.

      Упражнение «Наказание и поощрение»

      А теперь я прошу вас назвать свои методы воспитания, используемые вами, как говорят «каждый день» (веду запись на доске, которая разделена на две половины, в одной половине записываю «наказание», в другой «поощрение», родители высказываются, веду запись, сравниваю результаты)

      — Не разговариваете с ним;

      — Подолгу читаете нотации;

      — Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.

      — Лишаете любимого занятия (не разрешаете гулять, общаться с друзьями);

      — Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

      — Стыдите при друзьях и знакомых;

      — Оставляете без десерта и сладостей;

      Какие виды поощрения Вы используете:

      — Радуетесь вместе с ним его успехам;

      — Разрешаете подольше не ложиться спать;

      — Разрешаете посмотреть телевизор, поиграть в компьютер;

      — Играете в совместные игры;

      А теперь давайте посмотрим и посчитаем количество поощрений и наказаний. Равно? Чего больше? Чего меньше? Почему?

      А теперь я хочу вас познакомить с последствиями детских наказаний

      Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения — для него самое суровое испытание Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.

      Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере. Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности.

      Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.

      Если родители ограничивали свободу ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей — надеяться на себя ребенок так и не привык.

      Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. — разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.

      Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.

      Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.

      Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол». Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.

      Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимой на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка — получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.

      А теперь я предлагаю вам посмотреть клип (презентацию), что для детей есть счастье и радость. Презентация 1.

      Упражнение «Семейные заповеди».

      Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить

      свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие — нет».

      Упражнение «Запретный плод»

      Группа сидит полукругом, оставив пространство для «сцены», на которой лежит настоящее или искусственное яблоко.

      1-й этап. Ведущий предлагает участникам: «Погуляйте по райскому саду и без слов покажите, как поступите с запретным плодом». (Может быть прочитан или пересказан библейский текст: Бытие 2.15-17, 3.1-22.)

      Ведущий также выполняет задание и делает для себя заметки, как вел себя каждый участник. После того как все желающие совершили прогулку, ведущий или другой подготовленный участник вступает в игру в новой роли.

      2-й этап. Объявляется, что в райском саду есть «свидетель». Он не препятствует тому, что хочет делать участник, но уговаривает взять яблоко, если при первой попытке этот участник его не брал, либо пытается удержать того, кто брал яблоко при первой попытке. «Уговоры» производятся также без слов.

      3-й этап. Каждый участник («воспитатель») приходит в сад с «ребенком», роль которого исполняет другой член группы. По роли «ребенок» должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия. «Воспитатель» сам определяет свою задачу. Обычно

      оказывается, что даже те, кто брал «запретный плод», стараются оградить от этого поступка своего » ребенка».

      При обсуждении ставятся вопросы, например: Какого рода запреты нарушали участники: те, которые не считают истинными и важными, или те, которые действительно значимы для них? Сравнивается поведение «без свидетелей» и «при свидетелях». Оценивается воздействие уговоров (2-й этап). Также может быть поставлен вопрос о различном отношении к запретам для себя и для «ребенка». Можно рассмотреть вопрос о методах, которыми запрет доводится до «ребенка». Хочется заметить, что зачастую подростки, осуждающие авторитарные методы воспитания, воспроизводят их в своем отношении к «ребенку». Вспоминается игра, где играющий, нарушив рекомендацию «не разговаривать», угрожающе спросил у «ребенка»: «Съел?!» и, получив утвердительный кивок, закричал: «Завтра родителей в школу!».

      Обсуждение этой игры подводит к проблемам:

      — запреты и отношение к ним,

      — социальные нормы, как мы к ним относимся,

      — влияние группы, других людей, насколько оно сильно, от чего это зависит,

      — взаимоотношения с родителями и педагогами; задачи, которые ставят перед собой взрослые, строя отношения с воспитанниками,

      — природа зла в человеке.

      Игра может проводиться и не целиком — только 1-й и 2-й или 1-й и 3-й этапы.

      Упражнение «Кулачок» Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

      По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

      Обсуждение:

      • Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
      • Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
      • Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
      • Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

      А теперь уважаемые родители я предлагаю вам посмотреть клипы о том, как справились ваши дети с данным заданием.

      А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей Хинг Ши «Разумное воспитание»

      Разумное воспитание (Хинг Ши).

      Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

      — Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

      — Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. — Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

      Уважаемые родители, заканчивая нашу с вами встречу, я хочу вам раздать маленькие подарки, которые готовили вам дети на уроках самопознания. Это небольшое письмо с маленьким «фото» внутри, где вы все вместе, на отдыхе, на работе, дома и т.д. Также ребята написали вам небольшие пожелания. Пожалуйста, возьмите.

      На этом наша встреча закончена. Благодарю вас за внимание. До новых встреч!

      1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. — 150с

      2. Волков Б.С. Психология подростка. — СПб.: Питер, 2010. — 240с.

      3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2004. — 168с.

      «Поощрение и наказание детей в семье»

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа-интернат VIII вида

      ст-цы Тенгинской Краснодарского края

      «Поощрение и наказание

      Наумова Наталья Евгеньевна

      «Поощрение и наказание детей в семье»

      С детьми необходимо мягкое обращение,

      потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье

      Если физические наказания повторяются часто,

      то они вырабатывают упрямца,

      а если родители станут наказывать детей за их упрямство,

      то они сделают их еще упрямее. И.Кант

      Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью,

      так чтобы дети видели,

      что конечной целью наказаний служит

      только их исправление. И.Кант

      Цель : познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

      формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

      Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

      Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.

      Папа вазу опрокинул.

      Кто его накажет?

      Всё семейство скажет.

      Ну, а если бы к несчастью,

      Скажет мне семья.

      Уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы, конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них – это поощрение и наказание.

      Как воспитывать ребенка, чтобы раскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет, и не может быть.

      Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

      Быть родителями – значит, все время учиться ими, быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.

      Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются.

      Нужно ли вообще поощрять и наказывать детей? Разве он должен быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным?

      В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь задумываться о правильности применения этих, древних как мир воспитательных средств.

      И все же поощрения и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой страх, связанный с наказанием, все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

      При подготовке к родительскому собранию, с учащимися 6-х – 9-х было проведено анкетирование на заданную тему. Предлагаем посмотреть, что по этому поводу думают дети?

      Результаты анкетирования учащихся.

      Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись — они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость — они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

      Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены.

      Можно выделить следующие виды наказаний :

      * словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);

      Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из — за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из – за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять – таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.

      Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

      * физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);

      Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.

      Да, к сожалению, зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением мести за себя и жестокости по отношению к своим детям.

      *наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

      Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность.

      Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Но в школе, участвуя в наказании своего товарища, они не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним такое наказание другого приносит радость, других огорчает. Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель. Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р. Быкова «Чучело», в финале которого Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!».

      Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

      *наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением); Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению

      *наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).

      Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: « Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Психологи называют это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

      Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.

      Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребёнка.

      Каждый воспитательный прием, как лекарство, может приносить пользу, а может – вред.

      Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий.

      Поощрение всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования.

      Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно теряет свою положительную силу воздействия на человека.

      И все-таки поощрения детям нужны. Лучше всего, если они не носят материального характера.

      По уровню культуры мы очень скупы на похвалу. Она необходима любому человеку, а ребенку – особенно.

      Кому не нравится, если его хвалят? Похвала должна возникать спонтанно , ее не стоит планировать, ее нельзя ждать как по расписанию.

      Она должна быть конкретной, за конкретное дело. Хвалить следует так, чтобы в похвалу верилось.

      Подарки детям – одно из важнейших средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своим подарком взрослые стараются доставить радость. Для детей начальной школы подарки следует выбирать такие, из которых им придется что-нибудь сделать, приложить фантазию: чтобы это было запоминающимся моментом. Предпочтительнее покупных подарков – подарки сделанные своими руками.

      Следует отметить, что наиболее существенные педагогические ошибки допускают родители именно при поощрении детей: награда за хорошую учебу.

      Поощрять за успешную деятельность – значит постепенно приучать ребенка к тому, что все его действия будут награждаться извне.

      Постоянное подчеркивание успехов или качеств ребенка, восхищение его способностей приводит к тому, что дети верят в свою исключительность.

      Похвала может дезориентировать ребенка. Если в семье часто хвалят, то у него создается завышенный уровень притязаний и самооценки. В результате формируется эгоцентрическая личность. Нельзя чтобы ребенок делал все ради поощрения, получая его за каждую мелочь.

      Похвала приводит к зазнайству , к завышенной самооценке, что может не совпадать с реальной деятельностью ребенка. Тогда все успехи ребенок будет связывать с собой, а во всех неудачах винить других.

      Частые похвалы и награды обесцениваются в глазах ребенка, он теряет к ним интерес.

      Отсутствие похвалы и подарков, к которым привыкают дети, очень часто приводят к нервным срывам, вызывает капризы, которые со временем очень трудно исправить.

      Подумайте, все ли вы делаете, для того чтобы не создавать такие ситуации?

      Душевное тепло – это важнейшая основа воспитательного климата, и оно так нужно для нормального роста детей.

      Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение предлагаю вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов.

      infourok.ru

      Смотрите еще:

      • Соучастие в преступлении с двумя формами вины Соучастие в преступлении с двумя формами вины Соучастие в преступлениях с двойной формой вины Употребление законодателем в одном предложении (имеется в виду ст. 32 УК РФ) два раза слова «умышленное» указывает, что умысел в преступлении предусматривает только умышленное соучастие, […]
      • Если есть патент нужна миграционная карта Миграционная карта РФ для граждан Армении Миграционная карта РФ для граждан Армении: нужна ли, порядок получения и срок действия Узнайте, нужна ли миграционная карта для граждан Армении на территории России в 2015-2016 году и срок действия миграционной карты для граждан Армении — ответы […]
      • Проведение дополнительной экспертизы проведение судебной экспертизы в арбитражном суде в арбитраже Заявление (ходатайство) о проведении экспертизы в арбитражном процессе. В отличие от ГПК, АПК содержит понятие эксперта. В соответствии с АПК экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по […]
      • Исковое заявление прокурора образец Исковое заявление от неопределенного круга лиц образец О неопределенном круге лиц в гражданском процессе (Эрделевский А Законная сила судебного решения о защите прав интересов неопределенного круга лиц проявляется своеобразно: Такое сообщение будет основанием для обращения в суд […]
      • Моральном гражданстве Пути получения и значение гражданства Таиланда Таиланд – удивительное государство с самобытной культурой, высоким экономическим уровнем развития, комфортными условиями для жизни граждан и широкими перспективами. Активно развитый туристический сектор привлекает в страну миллионы туристов […]
      • Штрафы гибдд тамбов оплатить Оплата кредитов от ОТП банка: где и как лучше совершать платежи? Оформить заявку и получить ответ из банка всего за 30 минут→ Вам необходимо произвести оплату кредита в ОТП-банке, но вы не знаете, где и как его можно оплатить? В нашей статье представлен список нескольких способов, к […]