Специальная дошкольная педагогика учебное пособие

Специальная дошкольная педагогика — Стребелева Е.А.

Специальная дошкольная педагогика — Учебное пособие

Автор: Стребелева Е.А.
Другие авторы: Венгер А. Л. , Екжанова Е. А.
Издательство: M.: Издательский центр «Академия», под редакцией Стребелева Е.А.
Год издания: 2002
Страницы: 312
ISBN 5-7695-0558-3
Читать: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
Скачать: doshkolnaya-pedagogika.djvu

Авторы:

Е. Р. Баенская (гл. 9); Т. А. Басилова (гл. II); А.Л. Венгер (гл. 10); Л. А. Головчиц (гл. 5, совместно с Н. Д.Шматко); Е.А.Екжанова (гл. 1, 4); О. Г. Приходько (гл. 8); Л.И.Плаксина (гл. 6); Е.А. Стребелева (гл. 1, 2, 3); Н.Д. Шматко (гл. 5, совместно с Л. А. Головчиц); Г. В. Чиркина (гл. 7)

Рецензенты; кандидат педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики МГПУ С.Д.Забрамная; кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой олигофренопедагогики МПГУ И. М.Яковлева

Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е. А. Стребеле-вой. — M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 с. ISBN 5-7695-0558-3

В учебном пособии освещены общие вопросы становления специальной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения. Рассмотрены содержание, методы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Даны вопросы и практические задания для студентов, а также список дополнительной литературы.

Книга может быть также использована практическими работниками специализированных дошкольных учреждений и родителями, воспитывающими детей с

Отклонениями R пя-їпитии

Стребелева Елена Антоновна, Венгер Александр Леонидович, Екжанова Елена Анатольевна и др.

Специальная дошкольная педагогика

Редактор У. Г. Макухина. Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Д. В. Поляченко. Корректор Л. Л. Липова.

Изд. № А-193. Подписано в печать с готовых диапозитивов 20.08.2002. Формат 60×90/16. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 19,5. Тираж 30000 экз. (2-й завод 10 001-18 000 экз.). Заказ №1963.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Специальная дошкольная педагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционно-педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и гармоничной социализации.

Основополагающими для специальной и коррекционной дошкольной педагогики стали труды Л. С. Выготского, ориентирующие специалистов на теоретическое осмысление роли биологического и социального факторов в развитии личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, а также на поиск адекватных методов и организационных форм работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического фактора заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности. В его трудах доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского’развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения.

Первые исследования в области специальной дошкольной педагогики, посвященные детям с нарушениями слуха (Е. Ф. Pay, А.Л. Вен-гер, Г.Л.Выгодская, Э. Л. Леонгард, Б. Д. Корсунская и др.), доказали, что эффективность коррекционной работы зависит от времени ее начала, ее содержания, методов и приемов. В дальнейшем последовали работы, посвященные изучению и обучению детей с нарушением интеллекта (М. Г. Блюмина, М. С. Певзнер, Н. Г. Морозова, А.А.Катаева и др.) и детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В. А.Феоктистова и др.). Важным направлением в оказании помощи детям с нарушениями

речи явились исследования, направленные на поиск оптимальных путей коррекции отклонений в речевой и познавательной деятельности детей-дошкольников и их подготовки к обучению в школе (Р. Е. Левина, М. М. Кольцова, Н. А. Чевелева и др.). Параллельно с этим проводились исследования по изучению и коррекционной поддержке детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова и др.) и детей с тяжелыми множественными нарушениями (А. И. Мещеряков, В. Н.Чулков и др.).
2 3 4 5 6 7 .. 144 >> Следующая

www.booksshare.net

Глава 1. Общие вопросы специальной дошкольной педагогики

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии.

Объектом специальной дошкольной педагогики является специальное дошкольное образование детей, имеющих особые образовательные потребности.

Предмет специальной дошкольной педагогики — теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии.

Субъектом, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной дошкольной педагогике, является личность ребенка дошкольного возраста, имеющего особые образовательные потребности.

Задачами специальной дошкольной педагогики как науки являются следующие:

1. Разработка теоретических и методологических основ изуче­ния, воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в развитии.

2. Определение стратегии развития национальной системы спе­циального дошкольного образования.

3. Разработка теоретических подходов к дифференциальной ди­агностике, дифференцированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.

4. Разработка педагогических технологий воспитания и обуче­ния детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями и развитии.

5. Определение стратегии построения равноуровневых программ каждого типа специального дошкольного учреждения.

6. Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.

7. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.

Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.

Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий, направленных на развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Общим требованием является формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду. Создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, относится к специфическим требованиям. Они реализуются через коррекцию психических процессов, мышления, речи и деятельности ребенка, в ходе компенсации имеющихся у него нарушений, а также через гармоничную социализацию.

Коррекция (от лат. correctio — исправление) — это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей.

Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравнивание) — это сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждениями, в той или иной степени возмещается.

Социализация — это, во-первых, процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются поведение, самосознание и качества личности.

Методы науки дошкольной коррекционной педагогики — изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), анализ и интерпретация полученных данных, изучение медицинской и психолого-педагогической документации, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности и другие.

Выбор этих методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуации развития и выбором стратегии коррекционно-развивающего воздействия.

В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». Все эти термины имеют специфическую область применения.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Термин используется в психолого-педагогической литературе для широкого определения категории детей, нуждающихся в специальном образовании.

Дети с отклонениями в психофизическом развитии — это дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой сте­пени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии. В психолого-педагогической литературе этим понятием также оп­ределяются дети с преимущественными нарушениями в психофи­зическом развитии функционального характера.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, т.е. позволяют пользоваться соци­альными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей раньше называли детьми-инвалидами. Сейчас таких детей часто определяют как проблемных. Поэтому термин «проблемные дети» также широко используется в психолого-педагогической литературе.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Понятийная парадигма термина широко используется в области специального образования.

Дошкольная коррекционная педагогика решает вопросы воспитания и обучения детей следующих категорий: дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); дети с отклонениями в познавательном развитии (дети с задержкой психического развития); дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом; дети с нарушением поведения и деятельности; дети с тяжелыми множественными нарушениями.

studfiles.net

СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов

Транскрипт

1 Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др., под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Academia, , [1] с. СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов Авторы: Е.Р. Баенская,Т.А. Басилова, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова, О.Г. Приходько Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Г.В. Чиркина. Предлагаем Вашему вниманию фрагмент данного пособия. Введение Специальная дошкольная педагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике во второй половине ХХ века, с конца 50-х к началу 70-х годов. Это выделение обусловлено пониманием специалистами значимости раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии у детей. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует сглаживанию, а в некоторых случаях и преодолению, имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя целенаправленная коррекционно-педагогическая работа с ребенком способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь положительным образом сказывается на становлении его личностных качеств, формировании основ адекватного поведения и гармоничной социализации. Основополагающими для специальной дошкольной педагогики стали труды известного отечественного ученого Л.С. Выготского, ориентирующие специалистов на теоретическое осмысление роли биологического и социального факторов в развитии личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, поиск

2 разнообразных форм и специальных методов работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Увиденное Л.С. Выготским и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка, заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В его трудах доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения. Первые исследования в области специальной дошкольной педагогики были посвящены детям с нарушениями слуха (Е.Ф. Рау, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.Л. Леонгард, Б.Д. Корсунская и др.), которые доказали, что эффективность коррекционной работы зависит от ряда факторов: адекватной оценки и понимания структуры, характера и степени нарушения или отклонений в развитии; раннего выявления отклонений в развитии и раннего начала целенаправленной педагогической работы с ребенком; содержания и методов обучения и воспитания; своевременного обучения родителей педагогическим технологиям коррекционно-педагогической работы с ребенком; реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном учреждении; правильного взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями интеллекта (М.Г. Блюмина, М.С. Певзнер, Н.Г. Морозова, А.А. Катаева), с нарушениями зрения (М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.). Важным направлением в оказании помощи детям с нарушениями речи явились исследования, направленные на поиск оптимальных путей коррекции отклонений в речевой и познавательной деятельности детей-дошкольников и их подготовку к обучению в школе (Р.Е. Левина, М.М. Кольцова, Н.А. Чевелева и др.). Параллельно с этим проводились исследования по изучению и коррекционной поддержке детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.) и детей с тяжелыми множественными нарушениями (А.И. Мещеряков, В.Н. Чулков и др.).

3 Исследования в области раннего изучения и обучения детей с нарушениями в развитии заложили основы для организации в нашей стране государственной системы дифференцированного обучения детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста. По результатам опытно-экспериментальной работы была разработана нормативно-правовая база и документация, определяющая принципы отбора и комплектования специализированных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также организацию и содержание коррекционно-педагогического процесса (Номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей дошкольного возраста, Министерство просвещения СССР, 1972). Последующие работы в области специальной дошкольной педагогики расширили тематику и направленность исследований, углубили понимание взаимосвязи биологического и социального в развитии ребенка, способствовали становлению дифференциальной диагностики детей дошкольного возраста, показали значимость исследований, направленных на помощь детям младенческого и раннего возраста. Предлагаемый Вашему вниманию учебник предназначен для студентов факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и специальной психологии вузов. Он может быть использован также практическими работниками специализированных дошкольных учреждений и родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Тематика учебника полностью соответствует типовому учебному плану факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и специальной психологии. Учебник состоит из одиннадцати глав. В двух первых главах освещаются общие вопросы коррекционной педагогики как науки и современные подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии. В них систематизированы основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с отклонениями в познавательном и физическом развитии. В последующих главах излагаются подходы к организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими определенные типы нарушений. Характеризуются особенности детей той или иной категории, основные подходы к организации и содержанию специального обучения и

4 воспитания, методы и приемы работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Во всех главах даны вопросы и практические задания для студентов, а также список литературы. В конце учебника дан Краткий словарь понятий и терминов. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 1 Объект, предмет и задачи курса дошкольной коррекционной педагогики. Предметом науки специальной дошкольной педагогики является разработка теоретических и практических вопросов изучения, воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возрастов с нарушениями или отклонениями в развитии. Объектом науки специальной дошкольной педагогики является личность ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушения или отклонения в развитии. Задачами курса специальной дошкольной педагогики являются: — обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по вопросам, связанным с пониманием особенностей проблемного ребенка, комплексного изучения детей различных категорий и системного подхода в организации коррекционно-педагогического воздействия; — формирование у студентов представлений о значимости своевременного выявления детей с отклонениями в развитии, о необходимости изучения путей и способов предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в детском возрасте; — знакомство студентов с контингентом детей, имеющих различные нарушения и/или отклонения в развитии; — формирование у студентов представлений об общих и специфических особенностях развития детей с нарушениями развития; — ознакомление студентов с системой дошкольных образовательных учреждений для детей со специальными образовательными потребностями;

5 — ознакомление студентов с принципами и методами коррекционнопедагогического воздействия в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Основной задачей специального дошкольного образования проблемных детей, которые обусловлены сенсорными, интеллектуальными, моторнодвигательными и другими видами нарушений, является обеспечение всестороннего гармонического развития на основе коррекции и компенсации имеющихся у них отклонений. Специальное дошкольное образование учитывает систему требований и психолого-педагогических условий, направленных на развитие детей, формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду. Специальное образовательное учреждение образовательное учреждение (дошкольное и школьное), в котором воспитываются и обучаются только дети с тем или иным отклонением в развитии. В этих учреждениях создаются специальные условия для получения детьми соответствующего их возрасту и особенностям развития образования. В них создается среда жизнедеятельности, используются специальные образовательные программы и методы и приемы обучения, необходимые детям технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы. В специальном учреждении дети получают специфическую остро необходимую им медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, без которых невозможно или затруднено освоение ими программ обучения и воспитания. В специальных учреждениях обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии осуществляют специально подготовленные педагоги-дефектологи. Исходным принципом педагогического процесса является личностноориентированный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, индивидуальных особенностей, специфических образовательных потребностей, а также потенциальных возможностей развития. Коррекционные усилия педагогов должны быть сконцентрированы на: формирование возрастных психологических новообразований, обучение способам и средствам взаимодействия со сверстниками; становление личностных качеств, в том числе, чувства собственной ценности.

6 Методы науки специальной дошкольной педагогики — изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), анализ и интерпретация полученных данных, изучение медицинской и психолого-педагогической документации, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности и другие. Выбор этих методов определяется постановкой целей и задач психологопедагогического изучения ребенка, его социальной ситуации развития и выбором стратегии коррекционно — развивающего воздействия. В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как дети с нарушениями в развитии, дети с отклонениями в психофизическом развитии, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями. Все эти термины имеют специфическую область применения. Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Термин используется в психолого-педагогической литературе для широкого определения категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Дети с отклонениями в психофизическом развитии это дети, которые имеют те же отклонения, которые перечислены выше, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии. В психолого-педагогической литературе этим понятием также определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, т.е. позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей называли детьми-инвалидами. Иногда таких детей определяют как проблемных. Поэтому термин проблемные дети также встречается в психолого-педагогической литературе.

7 Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут организовываться как в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения, так и в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Понятийная парадигма термина широко используется в области специального образования. Специальная дошкольная педагогика решает вопросы воспитания и обучения детей следующих категорий: дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); дети с отклонениями в познавательном развитии (дети с задержкой психического развития); дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом; дети с нарушением поведения и деятельности; дети с тяжелыми сложными нарушениями. 2. Основные варианты нарушений развития у детей. К вариантам нарушенного и отклоняющегося развития относятся: — нарушения интеллекта (умственно отсталые дети). Дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые) — дети, страдающие в результате органических поражений головного мозга (главным образом его коры) нарушениями нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, памяти речи и др.) 1. По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на 4 формы умственной отсталости: легкая умственная отсталость (F70), умеренная умственная отсталость (F71), тяжелая умственная отсталость (F72), глубокая умственная отсталость (F73), неуточненная умственная отсталость (F79) 2. К умственной отсталости относят и вариант поврежденного психического развития, в клинической терминологии деменцию. В МКБ-10 деменция рассматривается как синдром, обусловленный заболеванием мозга. 1 Дефектологический словарь/под ред. М.: Педагогика С МКБ 10 Психиатрический тезаурус. Часть 1. Психические расстройства и расстройства поведения.: С-П, С.583.

8 — Задержка психического развития у детей (ЗПР) Задержка психического развития чаще всего относится к пограничной форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания. По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты: а) задержка психического развития конституционального генеза; б) задержка психического развития соматогенного генеза; в) задержка психического развития психогенного генеза; г).задержка психического развития церебрально-органического происхождения. — Нарушения зрения: а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением /острота зрения на лучше видящем глазу от 0,01 до 0,04/), б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах 0,30,4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях); в) косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4). — Нарушения слуха: а) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ); б) снижение слуха (слабослышащие дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ); в) внезапная потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3-4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).

9 — Нарушения опорно-двигательного аппарата, имеющие причиной: а) заболевания нервной системы: — детский церебральный паралич. — полиомиелит. б) врожденную патологию опорно-двигательного аппарата: — врожденный вывих бедра; — кривошея; — косолапость и другие деформации стоп; — аномалии развития позвоночника (сколиоз); — недоразвитие и дефекты конечностей; — аномалии развития пальцев кисти; — артрогрипоз (врожденное уродство). в) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; — полиартрит; — заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); — системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). — Нарушения речи: а) системные нарушения речи (алалия, афазия); б) нарушение строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия); в) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);

10 г) нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание); д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм). — Эмоциональные расстройства: а) ранний детский аутизм; б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью; в) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством; г) фобическое тревожное расстройство детского возраста; д) смешанные расстройства поведения и эмоций. — Тяжелые множественные нарушения (сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений — зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и глухоты и т.д. В современной специальной психологии в категории тяжелых множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети. К этому контингенту относятся слепые и слабовидящие дети с остротой зрения до 0,2 включительно и с более высокой остротой зрения, у которых слух снижен в такой степени, что это привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи.

docplayer.ru

Смотрите еще:

  • Федеральный закон 44-фз о контрактной системе в сфере закупок статья 93 Статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ, от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № […]
  • Краевая экспертиза барнаул Психиатрическая больница им. Эрдмана Краевая психиатрическая больница Эрдмана Барнаула оказывает специализированную медицинскую помощь взрослому и детскому населению Алтайского края. В структуре больницы функционируют следующие подразделения: 12 отделений круглосуточного стационара, […]
  • О налогах и других обязательных платежах рк О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) Закон Республики Казахстан от 12 июня 2001 года N 210. Утратил силу Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года N 100-IV, за исключением статьи 5-3 Сноска. […]
  • Центр экономических преступлений Как не потерять компанию и не попасть в руки мошенников? PwC представил «Российский обзор экономических преступлений за 2016 год». В исследовании приняли участие 120 российских компаний из различных отраслей. В центре обзора находятся три вопроса: программы по соблюдению правил деловой […]
  • Приказ 444 министра обороны Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444 "Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации" Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444"Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в […]
  • 36 приказ минтранса приложение 2 Приказ Министерства транспорта РФ от 30 января 2018 г. № 35 “О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, […]