Слова проверяемые правилами и ударением

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

Безударные гласные – это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.
  • Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

    Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова

    Как правильно написать слово, в корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

    Примеры слов

    Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух. дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум. нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».
  • Особенности правила

    Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова, в противном случае можно легко допустить ошибку.

    Итак, рассмотрим слова «посв. щение» и «просв. щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв. щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

    Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

    Какие трудности могут возникнуть?

    Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

    Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.
  • Примечание

    Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

  • Проглотить – глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать — поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить — затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить – двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.
  • Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

    Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

    В русском языке имеется огромное количество корней, в которых гласные буквы чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других – с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а-, от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

    Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

    В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

    Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

    • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
    • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
    • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
    • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
    • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
    • железнодорожный, желать;
    • заинтересовать, завтрашний;
    • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
    • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
    • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
    • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
    • наваждение, неохотно, наречие;
    • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
    • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
    • реальный, режим, рецензия, решить;
    • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
    • торопливый, торжественный, традиционный;
    • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
    • филармония, философия, фразеологизм;
    • характер, характеристика;
    • церемония;
    • человек;
    • шедевр;
    • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.
    • fb.ru

      Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова

      Грамотность — одно из основных требований к письменным работам, выполняемым школьниками на протяжении всего периода обучения. Уровень овладения навыками безошибочного письма проверяется и у выпускников школ на ГИА и ЕГЭ. Анализ работ показывает, что чаще всего ошибочному написанию подвергаются орфограммы в корне слова. И это несмотря на то, что освоение правописания корней начинается с момента поступления ребенка в школу и продолжается до ее окончания.

      Что такое орфограмма?

      Место в слове, где возможно появление ошибочного написания, называется орфограммой. Обычно она обнаруживает себя тогда, когда написание не совпадает с произношением. Ошибкоопасные места могут находиться в любой из частей — приставке, суффиксе, корне, окончании или между словами.

      Для правильного написания частей слова ученику недостаточно просто заучить правило, которое укажет, как необходимо написать букву или проверить ее. Ребенок должен безошибочно определять состав слова, что, в свою очередь, является очень непростым делом. Кроме того, ему нужно увидеть само «опасное» место в слове.

      Понятие корня

      Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином «корень слова». Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.

      Как известно, корень — это часть родственных слов, именно в ней заключен их основной лексический смысл, и она является общей для всей группы. Поэтому перед знакомством с понятием необходимо научить детей составлять цепочку из родственных слов. Чем богаче запас слов, которыми ребенок активно пользуется, тем легче и интереснее проходит эта работа. Примерами таких рядов могут послужить следующие:

    • море, моряк, морской, морячка;
    • лес, лесник, лесной, лесовик;
    • школа, школьник, школьница, школьный.
    • Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.

      Орфограммы в корне слова

      Видеть все ошибкоопасные места при написании слов — вот то главное, чему необходимо учить детей. И начинать эту работу нужно уже в первом классе. К моменту окончания учебного года первоклассники должны знать около десяти правил написания, среди них есть и те, которые указывают на орфограммы в корне слова. К ним относятся парные согласные по звонкости — глухости в слабой позиции, безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

      Во втором и последующих классах количество и разнообразие орфограмм значительно увеличивается. Опыт показывает, что если ребенка не приучить видеть опасные места в словах в самом начале обучения правописанию, то в дальнейшем сделать это будет очень сложно. Результат такой методической ошибки — низкий уровень грамотности учеников.
      Самый надежный способ, позволяющий научить видеть орфограммы в корне слова и других его частях — это ежедневные упражнения в записи предложений под диктовку с проговариванием всех ошибкоопасных мест. Объяснительные диктанты могут содержать не более трех коротких предложений, но они должны быть ежедневными. Это обязательное условие для достижения стопроцентной грамотности при выполнении письменных работ.

      Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.

      Проверяемые орфограммы

      В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.

      Сюда относятся:

    • гласные в слабой позиции;
    • парные глухие и звонкие согласные;
    • согласные, которые при стечении не произносятся.

    Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.

    Непроверяемые написания

    Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.

    Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.

    Орфограммы гласных

    Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых, в курсе школьной программы — самые сложные для усвоения орфограммы. Гласные в корне слова, приставке, суффиксе или окончании, по мнению ученика, могут иметь несколько вариантов написания, например, явление, ивление, евление. Задача учителя состоит в том, чтобы дети, применяя соответствующий алгоритм, научились выбирать правильное написание.

    Безударные гласные а, о, е, и, я требуют проверки, если они стоят в корне слова. Чтобы убедиться в правильности их написания, необходимо подобрать проверочное слово. Оно должно быть однокоренным (родственным) или иметь другие формы проверяемого. Слово может называться проверочным только тогда, когда безударная гласная окажется в сильной позиции.

    Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:

  • определять в слове ударную и находить безударные гласные;
  • выделять корень;
  • подбирать родственные слова или их формы;
  • знать правила проверки орфограмм.
  • Орфограммы согласных

    Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости — глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.

    Согласные, как звонкие, так и глухие, требуют проверки, если:

  • они находятся в конце слова;
  • звонкие согласные стоят перед глухими согласными;
  • глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными.
  • Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

    www.syl.ru

    «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением», 2 класс

    Урок по русскому языку во 2 классе

    Тема: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемые ударением»

    Урок составила и провела

    Азарова Оксана Васильевна

    Материал подготовлен учителем начальных классов

    МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я.Фалалеева

    Азаровой Оксаной Васильевной

    Дополнительный материал к урокам по русскому языку, который можно использовать как домашнее задание или орфографический диктант в начале урока.

    Правописание безударной гласной в корне слова (2 класс)

    1. Работа над словами с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением.

    Представим, что мы на поляне возле ручейка. На левом берегу — слова с безударной гласной, проверяемой гласной, на правом берегу — слова с непроверяемой ударением гласными.

    В. лна б. рёза тр. ва

    яг. да к. пуста р. ка

    Записываем слова в тетради

    Найди лишнее слово (3 класс)

    В каждой группе слов найти лишнее слово и подчеркни его.

    Километр жест мы

    Килограмм долг сани

    Сантиметр рукав вы

    Миллиметр глаз ты

    В первых двух клетках — ми —

    Допиши слова к ноте ми так, чтобы получились имена сущ. В именительном падеже единственного числа (мир, милая, мираж, минута, миллион)

    2. Заполни чайнворд. Все слова начинаются на букву — р-.

    Труба с расширенным концом, служащая для усиления звука.

    Домашний учитель, помогающий ученику при изучении какого-либо предмета.

    Судно, снабжённое холодильником.

    Ответы: 1.рупор. 2. репетитор. 3. рефрижератор.

    Словарная работа. Кроссворд.

    Кроссворд состоит из словарных слов, которые начинаются на буку — в- или имеют внутри слов такую букву. Объясните орфограмму. Что вы заметили? На какую орфограмму записаны слова?

    1. Маленький мальчишка в сером армячишке

    По дворам шныряет, крохи собирает .(Воробей)

    Без рук, без ног дверь отворяет. (Ветер)

    Когда мы испытываем чувство радости, нам становится очень. (Весело)

    Краской серая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая — известная персона. Кто она? (Ворона)

    5. Человек, дружески расположенный к кому-либо. (Товарищ)

    Время года (Весна).

    Учитель начальных классов

    Тема: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой

    • Формирование умений и навыков, в применении на практике проверки правописания безударной гласной в корне слова;

    • Уточнение и работа с правилами правописания слов по данной теме;

    • Развитие навыков и умений работы со словарными словами;

    • Подтверждение знаний уч-ся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    Оборудование: Учебник «Русского языка », 2 класс (авт. Полякова); предметные картинки, индивидуальные словари и карточки для словарной работы, плакат-картинка.

    Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня мы с вами продолжим работу над проверкой бударой гласной корне слова, проверяемой ударением.

    Открыли тетради. Написали число, классная работа. Затем уделим внимание несколько минут чистописанию.

    А) _________________________________________ до середины рабочей

    Эти гласные звуки чаще всего требуют проверки и запоминания в корне слова.

    Какие ещё гласные мы дописали? ( -Я-, -И ).

    Записываем во второй части строки

    3. Работа со словами с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

    а) В лесном домике под берёзой жили гласные безударные звуки. И мы идём к ним в гости.

    На доске записан текст:

    Наш любимый край — Россия,

    Где в .зёрах с.нева.

    Где берёзки в.ковые,

    Нар.дились в кружева.

    Задание: Выписать слова с проверяемой гласной в корне слова и подобрать к нему проверочное . (Напомните пожалуйста правило)

    Озёрах — озеро, синева — синь, вековые — век, нарядились — наряд.

    Какие ещё орфограммы нам встретились в этом тексте?

    Россия, берёзки — берёза.

    б) В доме есть яркое светлое окно. В него выглядывают гласные, которые мы не можем проверить. Как они называются? (Словарные)

    Что надо делать с такими словами? (Запомнить, проверить по орфографи­ческому словарю)

    На доске написан текст

    Есть у Егорки чудесные вещи:

    Рубанок, пила, молоток и клещи.

    Есть у него и топор с долотом –

    Может Егорка построить дом.

    Задание : Найти и выписать словарные слова, подчеркнуть орфограмму:

    Молоток, топор, долото, лопата, ножницы.

    Какие ещё слова, обозначающие инструменты вы можете записать?

    в) Без крыши нет дома. И крыша нашего дома это знания проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

    На доске запись 2-х столбиков с деформированными словами:

    Трава — травы I Безударную гласную проверяю!

    Стекло — стёкла I Число у слов меняю!

    Не всегда можно так проверить безударную гласную. А как ещё?

    Лиса — лисы — лис I Если буква гласная вызвала сомнение,

    Ходить — уход — ход I Ты её немедленно ставь под ударение!

    г) Дверь выведет нас на дорогу знаний. Откроем эту дверь. И откроем наш учебник (Работа с учебником с 184 Упр.435).

    Задание: Списать, вставить пропущенные буквы.

    На п.лянке, у тр.пинки

    Пр. б. ваются тр. винки.

    С буг.рка ручей б.жит,

    А под ёлкой сне. л.жит.

    д) Дорога перед нами. Большие дороги — большие возможности. И мы можем применить свои знания.

    Работа с предложением на доске и в рабочих тетрадях

    Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы, записать проверочные слова.

    З.ма (зимы), сп.шит (спешка), хл.почет (хлопоты), укутала д.ма (дом), в сн.га (снег).

    4. Подведение итогов:

    Сегодня мы повторили правило проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, и работали со словарными словами и умением применять эти правила.

    Большой справочник школьника. М. Издательский дом «Дрофа». 2001.

    Ридерз Дайджест «Лови момент или как правильно использовать крылатые выражения».

    «Русский язык». Справочник для школьника. М. 1995г.

    Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии».

    М. «Просвещение» 2002г.

    Д.Э.Розенталь «Справочник по русскому языку»М. Эксмо-Пресс. 2001 г.

    Учебник А.В.Поляковой. «Русский язык» 2 класс. М.Просвещение.2006г.

    Иллюстрации – картинки из Коллекции картинок ( M icrosoft).

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Они такие разные — ребята из школьной видеостудии. Вот девочка, которая уже давно занимается в театральной студии, но хочет попробовать свои силы в кино. Она яркая, талантливая, артистичная. Но кино и видео существуют по своим законам, и девочка пришла их изучить и засиять звездой на экране.

    В англоязычных странах, входящих в Содружество наций (Commonwealth) есть праздник День Виктории (Victoria Day), в честь когда-то правившей в Англии королевы Виктории. День Виктории отмечается в Великобритании и в Канаде в мае. Вероятно, поэтому, услышав от меня про наш майский праздник День Победы (Victory Day), иностранные граждане были немало удивлены.

    В первый же день в летнем лагере воспитателям и вожатым нужно организовать знакомство детей друг с другом. Проще всего это сделать в игровой форме. Детям младшего возраста больше подходят игры, которые проводятся в кругу, сопровождаются стихами или музыкой. Подросткам предлагаются такие игры, основная задача которых не столько представление детей, сколько возможность сплотить новый детский коллектив, сдружить, сблизить ребят между собой.

    2007-2018 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
    12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
    Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
    Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
    Домен: http://pedsovet.su/
    Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    сервис вебинаров

    О работе с сайтом

    Мы используем cookie.

    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    pedsovet.su

    Правописание безударных гласных в корне

    I. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

    Чтобы правильно написать безударную гласную в корне сло­ва, нужно найти проверочное слово – изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением и произносился чётко:

    зелене́ть – зе́лень – зелё́ный

    Чтобы найти проверочное слово:

    1)… необходимо изменить форму данного слова.

    а) Если слово (имя существительное) с безударной гласной в корне стоит в единственном числе, нужно поставить его в форму мно­жественного числа:

    б) Если слово (имя существительное) с безударной гласной в корне стоит во множественном числе, нужно поставить его в форму единственного числа:

    в) Если слово с безударной гласной в корне является глаголом, нужно поставить его в форму настоящего времени:

    г) Если слово с безударной гласной является глаголом, поста­вить его в форму другого вида:

    2) …необходимо подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи:

    3) …нужно подобрать однокоренное слово, являющееся дру­гой частью речи:

    Внимание!

    1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов с чередованием гласных в корне (см. тему ниже).

    2. Безударные гласные о, а нельзя проверять формой глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать с ударным а:

    упроси́ть – про́сит (не: упра́шивать)

    заколо́ть – ко́лет (не: зака́лывать)

    разброса́ть – бро́сить (не: разбра́сывать).

    II. Не проверяемые правилами безударные гласные

    Если невозможно подобрать проверочное слово для безударной гласной и данное слово не имеет корня с чередующимися гласными, следует обращаться к словарю и запоминать написание таких слов: дезертир, жилет, чемодан, паром, реклама, шеренга, калитка и т.п.

    Твёрдый знак (Ъ)

    1) после приставок на согласный перед я, ю, е, ё: подъезд, безъядерная, подъюлить и др.;

    2) в сложных словах с первым корнем двух-, трех-, четырех— перед я, ю, е, ё: трёхъядерный, двухъярусный. В других сложных и сложносокращенных словах исконного происхождения буква ъ не пишется: детясли, иняз, пол-яблока и под.;

    3) в иностранных словах (также после приставок или в сложных словах перед я, ю, е): объект, субъект, адъютант, адъективация, адъюнкт, аръергард, конъюнктура, конъюнктивит, трансъевропейский, панъевропейский, фельдъегерь, инъекция, и др.

    Мягкий знак

    I. Имя существительное

    Мягкий знак пишется:

    а) после согласных перед буквами я, ю, и, е, ёв середине слова, если произношение раздельное (независимо от происхождения ИС): скамья – скамь[йа], соловьи – соловь[йи], бьёт – бь[йо]т, пью – пь[йу], подьячий – подь[йа]чий, пьедестал – пь[йэ]дестал, коньяк – конь[йа]к, конферансье – конферансь[йэ] и др.;

    б) в случае не перед йотированными буквами, если предшествующий согласный звук мягкий: банька, тень, полька и под.

    Примечание: мягкий знак пишется и после буквы р, в отличие от украинского языка: тюрьма, борьба, бурь, панцирь, кобзарь и под.;

    в) в конце существительных женского рода 3 склонения, в том числе и после шипящих ж, ш, ч: степь, лень дичь, рожь, тишь и др.;

    г) в буквосочетании -ьо— в ИС иностранного происхождения (при произнощении [йо] на месте ьо): бульон, мильон, почтальон, батальон, шиньон, шампиньон, павильон, лосьон, каньон, компаньон, медальон, сеньор, гильотина.

    Мягкий знак не пишется:

    а) в Р.п. мн.ч. ИС женского рода 1-го склонения с основой на ж, ч, ш, щи окончанием : много дач, крыш, рощ;

    б) в Р.п. мн.ч. ИС женского рода 1-го склонения на -н(я), если перед -н(я)стоит согласный: гривня – гривен, башня – башен, вишня – вишен и т.д.

    Исключение: кухонь, барышень, боярышень, деревень.

    II. Имя прилагательное

    1) в формах женского и среднего рода, а также множественного числа притяжательных ИП после согласных перед буквами я, е, и:лисий – лисья, лисье, лисьи; птичий – птичья, птичье, птичьи и т.д;

    2) перед суффиксом —ск-, если корень оканчивается на —л: генеральский, ангельский, монгольский и т.д.

    Мягкий знак не пишется:

    1) в краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа после шипящих: жгуч, блестящ;

    2) после букв ри н перед суффиксом -ск(ий): январь – январский, Кубань – кубанский и под.

    Исключение: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, тянь-шаньский, день-деньской и ИП, образованные от китайских и вьетнамских наименований (типа тайваньский).

    III. Имя числительное

    Мягкий знак пишетсяв словах:

    а) семь, восемь (но: семнадцать, восемнадцать);

    б) 50 – 80, 500 – 900 (пишем Ь в середине данных ИЧ): шестьдесят, шестьсот и т.д.

    IV. Местоимение

    Мягкий знак пишетсяв формах женского и среднего рода, а также множественного числа притяжательного местоимения чей: И.п. чья, чьё, чьи; Р.п. чьей, чьего, чьих и т.д. В косвенных падежах мягкий знак пишемив формах мужского рода: чьего, чьему, чьим, чьём.

    V. Глагол

    Мягкий знак пишется:

    а) в суффиксе неопределённой формы глагола -ть и показателе инфинитива -чь: писать, печь, стричь и т.д. (вопрос инфинитива тоже содержит мягкий знак: что (с)делать?).

    Мягкий знак сохраняется в данной форме и перед постфиксом -с(я): улыбаться, стричься, уберечься и под.;

    б) в окончаниях -ешь/-ишь 2-го лица ед.ч. глаголов изъявительного наклонения, в том числе перед постфиксом -с(я): пишешь, спишь, улыбаешься, снишься и т.д.;

    в) в формах 2-го лица ед.ч. и мн.ч. повелительного наклонения, в том числе перед постфиксом -с(я): отрежь, спрячься, спрячьте, съешьте и под.

    Мягкий знак не пишется

    в окончаниях ет/-ит, -ут (-ют) / -ат (-ят) 3-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения (в вопросах к данным формам мягкий знак тоже отсутствует – что делает?, что сделает?, что делают? что сделают?): читает, строится, улыбаются, вырвутся и т.д.

    VI. Наречие

    Мягкий знак пишетсяв конце наречий после шипящих: настежь, прочь, наотмашь, вскачь, сплошь и т.д.

    Исключение: уж, замуж, невтерпёж.

    VII. Частицы

    Мягкий знак пишетсяв следующих частицах: лишь, ишь, вишь, слышь, бишь.

    Употребление буквы Э

    Буква Э пишется:

    1) в начале некоторых русских слов: этот, это, эти, этак, эдак, эй и т.д.;

    2) в начале заимствованных слов: эволюция, эгоизм, экземпляр и т.д.

    Примечание: Начальная корневая буква Эсохраняется и после приставок: переэкзаменовка, сэкономить и др.;

    3) начале имён собственных: Эдуард, Элеонора, Элла, Эмма и под.

    Примечание: в древнейших заимствованиях пишется Е: Ева, Еврипид, Европа и т.д.

    4) в сложных словах в начале второго корня: двухэлементный, политэкономия и под.;

    5) в сложносокращённых словах: БСЭ, ТЭЦ, АЭС и др. (но ЮНЕСКО);

    6) в середине и в конце заимствованных слов после гласных О и У: алоэ, дуэль, менуэт, поэма и т.д.

    Исключение: ИС проект и его производные (проектирование, проектировка и т.д).

    Таким образом, в корнях слов буква Э не пишется после согласных и после И, Е(независимо от произношения слова): партер – пар[тэ]р, анестезия – а[нэ]стезия, адекватный – а[дэ]кватный, пенсне – [пэ]нс[нэ]и т.д.

    Исключение: мэр, сэр, пэр, удэге, Мариэтта, «Ассошиэйтед Пресс».

    7) в именах собственных: Мьэм, Уэльс, Пуэрто-Рико.

    Употребление буквы Е

    Буква Е пишется:

    1) после И: авиетка, ариетка, гигиена, диета, триест и под.

    Исключение: Мариэтта, «Ассошиэйтед Пресс».

    2) после А (пишется и Э, и Е): маэстро, траектория, фаэтон и т.п.

    Правописание таких слов проверяется по словарю.

    3) после согласных в середине и в конце слов: денди, кеб, койне, модель, метр.

    Исключение: мэр, пэр, сэр, удэге.

    4) в именах собственных: Доде, Бизе, Вагнер, Пастер и т.д.

    Исключение: Бодуэн де Куртенэ, Хуанхэ.

    Примечание: название иностранных газет и журналов пишутся по-разному.

    4) в частицах, предлогах и союзах: де, делла, дель, дер, а также в словах Сен и Тер: Лука делла Роббиа, Оноре де Бальзак, Сен-Симон и др.

    Употребление буквы Ё

    Буква ё (для обозначения звука [о] после мягких согласных) появилась в русском алфавите поздно, в XVIII в. Ее ввел Н. М. Ка­рамзин. Буква ё не получила широкого распространения вплоть до наших дней: ее написание считается необязательным. Однако в ряде случаев букву ё необходимо обозначать.

    1. Для различения значения слов, например: всё и все, узнаём и узнаем, падёж и падеж, нёбо и небо, совершённый (причастие) и совершенный (прилагательное) и др.

    2. Для подчеркивания ударения в фамилиях: Бокарёв (а не: Бокарев), Дикарёв (а не Дикарев) и др.

    3. Для правильного произношения малоизвестных географиче­ских наименований: Олёкма, Ёга, Мёша, Тёша и др.

    4. Для указания ударения и правильного произношения в спе­циальных текстах: в букварях, в изданиях для начальной школы, в учебниках по орфоэпии, а также в пособиях для нерусских.

    В заимствованных словах для передачи йотированного [о] ис­пользуется не буква ё, а буквенное сочетание йо или ьо.

    Сочетание букв йо употребляется в следующих случаях:

    1. В начале слова:

    а) в нарицательных существительных: йог, йод, йодистость, йоди­стый, йодный, йодоформ, йоркширский, йот (звук), йота (буква – ни на йоту), йотация, йотирование, йоти­рованный, йотировать, йотованный и под.;

    б) в собственных именах или географических наименованиях: Йован, Йовановцч, Йованка, Йожеф, Йоркшир, Йошкар-Ола, Нью-Йорк и др.;

    2. В середине слов после гласной: майор, район, микрорайон, майонез, майолика.

    Буквенное сочетание ьо пишется в заимствованных словах, если звуки [йо] следуют за согласной: батальон, бульон, компаньон, ме­дальон, мильон, шампиньон, шиньон, почтальон, павильон, кань­он и др.

    lektsii.org

    Смотрите еще:

    • Гражданство рф в упрощенном порядке сроки Срок получения гражданства РФ Немаловажную роль в получении гражданства играют сроки, иностранец должен точно знать, когда он сможет получить документы, ведь сотрудники ФМС часто нарушают ваши права. Это связано с их большой загруженностью и бумажной волокитой, так что следует их […]
    • Юристы в березниках пермский край Юристы в Березниках +14 ✉ Адрес Пермский край, Березники г., ул. Свободы, 40, оф. 9 +7 (965) 569-85-31 +9 ✉ Адрес Пермский край, Березники, просп. Карла Маркса, 40 +7 (912) 981-16-80 Расстояние от центра: 0.4 км. +3 ✉ Адрес Россия, Пермский край, г. Березники, ул. […]
    • Образец заявления снятия ип Заявление о снятие с учета ЕНВД ООО, форма ЕНВД-3 С недавних пор режим налогообложения, связанный с уплатой ЕНВД, стал добровольным. Это значит, что применять его организация может, если сочтет нужным, а также в установленном законодательством порядке она имеет право сменить данную […]
    • Налог на доход от продажи квартиры менее 3 лет Какой налог с продажи квартиры в собственности менее 3 лет Любые сделки, связанные с недвижимостью, контролируются государством. Суммы выплат в бюджет зависят от конкретной ситуации. Главным фактором, влияющим на величину сбора, является период владения имуществом. Продавец обязан […]
    • Ежемесячное пособие многодетным матерям Льготы и пособия многодетным матерям Действующая в России программа стимулирования рождаемости приносит свои плоды: многие семьи решаются на рождение трёх и более детей. Размер выплат, количество пособий и льгот изменяются ежегодно. Осуществляется такая поддержка за счёт федеральных и […]
    • Какие экзамены нужно сдавать для адвоката Какие предметы нужно сдавать при поступлении на адвоката Чтобы стать адвокатом с будущем, надо поступать на юридический факультет. Начать освоение данной специальности можно двумя способами: После окончания 9 классов школы поступить в колледж. После окончания 11 классов школы […]