Синтаксис и пунктуация правила

СИНТАКСИС (от греч. ‘строй, порядок’) – это раздел грамматики характеризующий правила создания предложений и словосочетаний. Синтаксической строй вместе с морфологическим строем есть грамматика языка. Сущность грамматики и морфологии способствует их распределению на разделы грамматики.

Синтаксис — это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.

Очень сложно разделить синтаксис и морфологию. Морфология изучает формы и значения слов, а синтаксис сочетаемость слов и построение предложений.

Какая же роль синтаксиса в современном языке? Дословно с греческого слово «синтаксис» означает «порядок» и указывает, что необходимо упорядочивать отдельные единиц языка — слова. Наличие синтаксиса в жизни человека связано с потребностью людей в общении, желанию построить свою речь так, чтобы понятнее передать информацию и свои эмоции. Одним словом человек не может передать все свои мысли и эмоции, а использует в своей речи более сложные речевые элементы — это словосочетание, предложение, текст.

Словосочетание – это группа слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. Очень часто в речи встречаются ошибки в строении словосочетаний, как грамматические, так и смысловые, например ужасная красота, красивый девочка. Переходным элементом от лексико-морфологического к синтаксическому является синтаксис словосочетаний. С помощью синтаксиса отдельные слова структурно оформляются в предложения.

Предложение – это набор слов, которые связаны по смыслу и имеют грамматическую основу. Если грамматическая основа одна то предложение простое, если больше то сложное. Предложение имеет законченный смысл и интонационную завершенность.

Само словосочетание определяет явление, действие, предмет, а предложение уже воспроизводит эмоции, мысли, желания. Синтаксис это универсальный инструмент, способствующий правильному построению человеческой речи. Порой очень сложно понять речь маленького ребенка или иностранца, не владеющих основными правилами синтаксиса.

Предложение – это минимальная единица общения. Синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, как элементе коммуникации, но и в словосочетаниях, как смысловом и грамматическом объединение слов. Синтаксис изучает строение предложений их грамматические свойства и типы, и словосочетание как самое маленькое объединение слов связанное грамматически. Таким образом, можно выделить синтаксис предложения и синтаксис словосочетания.

Далее предложения объединяются в один текст по смыслу. Смысловое единство (единая для всего текста тема) – это главный признак текста.

Синтаксис это отражение творческой составляющей языка. Ведь в процессе общения постоянно строятся новые предложения, возникают новые словосочетания. Синтаксис это сфера грамматики, которая исследует возникновение огромного количества словосочетаний и предложений из конечного множества слов.

www.russkij-yazyk.com

Понятие о синтаксисе и пунктуации

  • Синтаксис — раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний и предложений, правила соединения слов в словосочетаниях и предложениях.
  • Чтобы правильно говорить и писать, понимать чужую речь, то есть общаться в устной и письменной форме, нужно знать правила построения словосочетаний и предложений.

  • Пунктуация (лат. punctum- точка) — это система выработанных и закрепившихся правил, которыми руководствуется пишущий при расстановке в тексте знаков препинания.
  • Знаки препинания составляют принадлежность письменной речи и являются условными обозначениями, применяющимися между словами или синтаксическими отрезками для выражения грамматического и смыслового членения речи.

    Русская пунктуация базируется на смысловом и грамматическом принципах, интонация выступает в качестве вспомогательного средства и всецело зависит от смысла высказывания.

    Виды связи предложений

    Текст — это последовательно объединённые смысловой связью высказывания(предложения), которые представляют смысловую, содержательную и структурную целостность.

    Цельный текст — это законченное высказывание, которое состоит из нескольких предложений, частей, связанных друг с другом по смыслу, объединённых логичностью и последовательностью развития темы.

    Тема — это развёрнутое содержание текста, которое раскрывается через подтемы, микротемы. Важную роль в раскрытии темы играет набор подтем. Глубину раскрытия темы обеспечивают микротемы, отобранные автором.

    Тема и основная мысль текста раскрываются в тексте последовательно и с помощью цепной и параллельной связи.

  • Цепная связь — это один из важнейших способов связи самостоятельных предложений. Она встречается во всех типах речи(описание,повествование,рассуждение).
  • При цепной связи соединение предложений носит последовательный характер: первое связано со вторым, второе связано с третьим и т.д. Конец предшествующего предложения, повторяясь в последующем, даёт начало новому предложению. В результате образуется цепь предложений с тесной последовательной смысловой и синтаксической связью.

    • При параллельной связи все предложения соединены не последовательно, а как бы централизованно: они одинаково относятся и друг к другу, и к первому предложению.
    • Одним из основных признаков параллельной связи является одинаковое или сходное синтаксическое строение предложений, так называемый синтаксический параллелизм.

      Разница цепной и параллельной связи

      Разница в характере структурной соотнесённости предложения при цепной и параллельной связи ведёт к тому, что предложения(кроме первого), соединённые цепной связью, менее самостоятельны в смысловом отношении, в большей степени зависят от контекста, например: Итак, Марья Андреевна сидела у окна и смотрела на улицу.

      Предложения, соединённые параллельной связью, довольно самостоятельны; смысл их, как правило, полностью понятен и при изолированном употреблении,например: Когда дул ветер, он приносил с собой меланхоличный звук шороха волн о берег (М.Горький).

      www.nado5.ru

      Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация 5 класс

      Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте по 17 заданий.

      а) Синтаксис — раздел науки о языке, в ко­тором изучаются словосочетания, предложения, текст и правила их построения.
      б) Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
      в) Зависимое слово всегда связывается с глав­ным в словосочетании по смыслу и граммати­чески.
      г) Ошибки в расстановке знаков препинания называются пунктуационными.

      2. Определите, в каком варианте представлено не словосо­четание.
      Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.

      а) перед щенком
      б) перед щенком сидит
      в) на пне сидит
      г) большая стрекоза

      а) удивил и поразил
      б) земля бела
      в) добрым утром
      г) я знаю

      4. Отметьте словосочетание с главным словом существи­тельным.

      а) произносить громко
      б) совсем неудачно
      в) ветки сирени
      г) двигался к реке

      а) издатель книг
      б) тренировался на стадионе
      в) пение соловья
      г) шелест листьев

      а) В конце побудительных и повествователь­ных предложений нельзя ставить восклицатель­ный знак.
      б) По цели высказывания предложения быва­ют повествовательными, побудительными, вопро­сительными.
      в) Подлежащее и сказуемое — грамматиче­ская основа предложения.
      г) По наличию или отсутствию второстепен­ных членов можно различить распространённое и нераспространённое предложения.

      7. Найдите повествовательное предложение.

      а) Памяти павших будьте достойны!
      б) Кто желает выступить на празднике?
      в) Закружилась листва золотая.
      г) Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?

      8. Укажите предложение с одним главным членом.

      а) Уходит зима.
      б) Прекрасное утро.
      в) Берега живописные.
      г) Дождь — мелкие брызги.

      9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.

      а) У ставшие путники видели вокруг только пустыню.
      б) Вещь мы изготовили из простого материала.
      в) Учёный теперь находился в лаборатории.
      г) Дом озарил резкий свет молнии.

      10. Укажите предложение, в котором есть определение.

      а) Ветер раскачивает деревья.
      б) Ночь заглядывает в окна.
      в) Вдали блеснул огонёк.
      г) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.

      а) В лесу прижилась ласковая осень.
      б) С грустью падали высохшие листья на землю.
      в) Пряный аромат растений радовал людей.
      г) При ветре леса шумят океанским гулом.

      12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство места.

      а) В сентябре идут сильные дожди.
      б) Золотая осень наряжает землю.
      в) В кронах деревьев заснули птицы.
      г) Передайте от меня привет родным местам.

      13. Найдите нераспространённое предложение.

      а) Прохлада освежает и бодрит.
      б) Почти рассвело.
      в) Снова замерло всё до рассвета.
      г) Пепельные тучки.

      а) Врач благородная профессия.
      б) Небо высоко и прозрачно.
      в) Он человек без совести.
      г) Изумительны летние вечера.

      15. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

      а) Ты не забывай писать родителям.
      б) Я люблю тебя Россия.
      в) Дети участвуют в озеленении пришкольного участка.
      г) Территории эти пострадали от лесных по­жаров.

      16. Укажите, в каком предложении союз и связывает одно­родные члены. Знаки препинания не расставлены.

      а) Всю ночь шёл снег и к утру земля была белая.
      б) Гуляешь по осеннему лесу и наслаждаешься его красотой.
      в) Промелькнула короткая осень и нам взгруст­нулось.
      г) Закружила зима в воздухе белыми хлопья­ми и зашумели метели.

      17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препина­ния не расставлены.

      а) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.
      б) Он поделился своими размышлениями о творчестве.
      в) Писатель рассказал нам о том как создавал произведение.
      г) Поведай ты мне эту легенду.

      1. Укажите неверное утверждение.

      а) Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.
      б) Зависимое слово в словосочетании связыва­ется с главным только по смыслу или по смыслу и грамматически.
      в) Грамматическая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
      г) Словосочетания делятся на именные, гла­гольные и наречные.

      2. Определите, в каком варианте представлено не словосо­четание.
      Птенец с трудом держится в воздухе короткое время. ­

      а) птенец держится
      б) с трудом держится
      в) держится в воздухе
      г) короткое время

      3. Укажите словосочетание.

      а) играть в снежки
      б) на улице
      в) зима — королева
      г) дождь моросит

      4. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.

      а) броситься за щенком
      б) ветра свист
      в) выполнял неумело
      г) немного неточно

      5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.

      а) радостный миг
      б) налево от дома
      в) стремиться вперёд
      г) прогулка по лесу

      6. Укажите неверное утверждение.

      а) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются невосклицательными.
      б) Грамматическая основа предложения не всегда состоит из двух главных членов — под­лежащего и сказуемого.
      в) Для предложения характерна интонация конца предложения.
      г) Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

      7. Найдите среди данных предложений побудительное.

      а) Веет свежестью возле реки.
      б) Между небом и землёй песня раздаётся.
      в) А мечтали, дедушка, в прошлые года о славе?
      г) Расскажи мне, друг, о твоём детстве.

      а) Лес молчал.
      б) Присядем на дорожку.
      в) Пурга сильна, сердита.
      г) Невероятно красива наша земля.

      9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамма­тическая основа.

      а) Шалаш разрушил ураган.
      б) Проект студент защищал долго.
      в) Курск — родной город.
      г) Утро туманное.

      а) Неожиданно мы услышали шорох в кустах.
      б) Возле нас оказался совёнок.
      в) Шерсть на спине у кота поднялась.
      г) Смотрится в воду нежная кувшинка.

      11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.

      а) Из тусклого тумана появляется солнце.
      б) Розовый клевер прячет в траве свою круг­лую головку.
      в) На поляне резвились тигрята.
      г) Из воды выглянул забавный лягушонок.

      12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство времени.

      а) По опушкам леса выделяются проталины.
      б) Вдруг с громким лаем выскочила большая собака.
      в) Ранним утром далеко разносится гудок паро­воза.
      г) Мы вырастили на даче прекрасные фрукты.

      13. Найдите распространённое предложение.

      а) Поспели яблоки, груши и сливы.
      б) Полный месяц.
      в) Вечереет.
      г) Бушует ветер.

      14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

      а) Свежа распустившаяся роза.
      б) Ландыш хрупкий цветок.
      в) Март богат сюрпризами.
      г) Ярко на небе сверкали звёзды.

      15. Отметьте вариант, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

      а) Экзотические животные участвовали в шоу.
      б) Не трещите морозы в заповедном лесу.
      в) Вы изучите всё серьёзно.
      г) Ребята с интересом слушали экскурсовода.

      а) Я подставил ладошки и на них посыпались кедровые шишки.
      б) Белочки смело выхватывают орешки из на­ших рук и тут же грызут их.
      в) Потеплело и ледники растаяли.
      г) Зима в тундре суровая и длится она две тре­ти года.

      а) Доброго здоровья люди.
      б) В зарослях беспрестанно копошился какой­-то зверёк.
      в) До новой встречи произнёс журналист.
      г) Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.

      Ответы на тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация
      1 вариант
      1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-г, 10-г, 11-в, 12-в, 13-а, 14-а, 15-б, 16-б, 17-а.
      2 вариант
      1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а, 10-г, 11-б, 12-в, 13-б, 14-б, 15-б, 16-б, 17-в.

      testschool.ru

      Конспект урока на тему: «Синтаксис и пунктуация» 5 класс

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      Урок русского языка в 5 классе «Синтаксис и пунктуация».

      познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация», с предметом изучения данных разделов языкознания;

      показать, чем отличается слово от предложения;

      дать представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения;

      формировать живой интерес к изучению русского языка;

      развивать умение составлять предложения и находить границы предложения;

      развивать монологическую речь;

      воспитывать бережное отношение к русскому языку;

      воспитывать чувство ответственности, уважения к истории родного языка.

      карточки с буквами с, и, н, т, а, к, с, и, с;

      таблица со знаками препинания;

      презентация урока, ПК.

      I . Организационный момент.

      II . Введение в тему.

      Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.

      2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):

      часть речи, обозначающая предмет;

      падеж, отвечающий на вопрос кто?;

      неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;

      название падежа, который отвечает на вопрос кем?;

      слова, противоположные по значению;

      часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;

      морфема, стоящая между корнем и окончанием;

      самый распространенный союз;

      звук, который мы слышим на конце слова груз.

      Какое же слово получилось?- синтаксис.

      III . Изучение нового материала.

      Что изучает синтаксис.

      1. Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис.

      Что же изучает синтаксис?

      Синтаксис изучает строение предложения и словосочетаний.

      Запись в тетрадь: «Синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений».

      Почему в этом предложении нужно поставить тире?

      2. Наблюдение над языковым материалом:

      На доске 2 столбика.

      1 столбик 2 столбик

      Иней, деревья, ветка, на, Серебристый иней сверкает на

      серебристый, сверкать. ветках деревьев.

      Есть ли смысл в том, что записано в 1 столбике?

      А во 2-ом ? Почему?

      ( В 1-ом столбике — отдельные слова, они не связаны ни по смыслу, ни грамматически.

      Во 2-ом – предложение, т.к.несет информацию, слова связаны по смыслу и грамматически).

      Что сделали, чтобы получилось предложение? (соединили по смыслу, изменили форму слова).

      3. Работа с предложением.

      Докажите, что все слова в предложении связаны грамматически и по смысл.

      (Учащиеся находят грамматическую основу предложения, задают вопросы к второстепенным членам предложения).

      4 .Практическая работа.

      На доске записаны слова. Составьте предложения:

      На, снег, след, около, лес, мы, заяц, увидеть. (Около леса на снегу мы увидели следы зайца).

      Лес, стук, дятел, вечерний, в , раздаваться. (В вечернем лесу раздавался стук дятла).

      Проверка выполненного задания.

      IV . Продолжение. Изучение нового материала.

      Что изучает пунктуация.

      1. Правильно понять смысл написанного помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

      Запись в тетрадь:

      «Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания»

      Знаете ли вы, сколько знаков препинания в нашем языке? ( 10 )

      Запишите себе в тетрадь ( . , : ; … — «» ( )! ? )

      Как вы думаете, какой знак самый нужный?

      3. Поможет нам в этом сценка по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»

      У последней Точки на последней строчке

      Собралась компания знаков препинания.

      Прибежал чудак — Восклицательный знак.

      Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

      -Ура! Долой! Караул! Разбой!

      Притащился кривоносый вопросительный знак:

      -Кто? Кого? Откуда? Как?

      Явились запятые, девицы завитые,

      Живут они в диктовке на каждой остановке.

      Прискакало двоеточие, прикатило многоточие,

      И прочие, прочие, прочие…

      -Мы — особы занятые, не обходится без нас

      Ни диктовка, ни рассказ.

      Отозвалась с той же строчки тетя Точка с Запятой:

      — Если нет над вами точки, запятая- знак пустой!

      Двоеточие, мигая, закричало:

      — Нет, постой, я важней, чем запятая или точка с запятой,

      Потому что я в два раза больше точки одноглазой,

      В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.

      Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:

      — если вам угодно знать, я важней, чем прочие,

      Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

      Вопросительный знак удивился:

      Восклицательный знак возмутился:

      И сказала Точка, Точка- одиночка:

      — Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас.

      Согласны ли вы с мнением Точки?

      А вы как думаете, какой знак самый важный?

      Можно ли обойтись одним знаком препинания? Почему?

      4. Работа с учебником. Анализ упражнения 375.

      5. Сообщения учащихся «А знаете ли вы?»

      Интересно, когда появились знаки препинания?

      ( Знаки препинания появились в конце 15 века и сформировались к концу 18 века).

      Из истории знаков препинания нам расскажут ученики.

      Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV в.текст писался вообще без промежутков между словами или делился на небольшие отрезки.

      Раньше всех была введена точка с 80-х годов XV в. Точка всегда ставится в конце предложения. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом в бумагу. Оказывается, глаголы ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова.

      К концу 1 четверти XVI в. появилась запятая. Запятая служит для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного. Есть такое выражение: «вот тут-то и запятая». Здесь слово запятая употребляется в значении затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные слова.

      Появившаяся после них точка с запятой, вначале употреблялось и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

      Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатаньем. В книгах 1 половины XVI в.уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

      В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли «вместным» знаком.

      К концу XVIII в.стали известны тире, кавычки, многоточие. Тире или «черту» первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, назвал этот знак молчанкой.

      Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным знаком», а перенос – «единительным».

      В течение долгих трех веков формировалась наша система знаков препинания, подбиралось точное название знаку, определялись правила постановки каждого знака. Так появилась наука пунктуация.

      Синтаксис и пунктуация, как настоящие друзья, идут по стране Знаний, крепко держась за руки, и никогда не бросают друг друга.

      6. Работа с учебником. Упр.123

      7. Сообщения учащихся по изучаемой теме.

      Знаки препинания несут большую смысловую нагрузку. В истории известен такой факт:

      Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. В.Гюго послал издателю записку, в которой вверху стоял один только знак – «?» .

      Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал –«!».

      V . Закрепление изученного материала.

      Работа с предложенным текстом.

      Перед вами текст шуточного стихотворения, прочитайте его выразительно:

      Кисель там варят из резины, Кроят рубахи из пластмассы,

      Там шины делают из глины, Посуду делают из мяса,

      Кирпич там жгут из молока, Котлеты стряпают из сажи,

      Творог готовят из песка. Там ваксу делают из пряжи.

      Стекло там плавят из бетона, Прядут там нитки из сукна,

      Плотины строят из картона, Костюмы шьют из толокна,

      Обложки там из чугуна, Кисель там варят…

      Там варят сталь из полотна.

      Почему стихотворение вызывает у нас улыбку?

      Зачеркните неправильные и расставьте правильные знаки препинания.

      Вывод- обобщение по теме « Пунктуация».

      Какой вывод можем сделать?

      ( От знаков препинания зависит смысл текста. Неуместно поставленный или пропущенный знак препинания может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.

      VII . Вывод по уроку.

      О чем мы сегодня говорили на уроке?

      С какими разделами языкознания вы познакомились на уроке?

      Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

      VIII . Домашнее задание: упражнение 377, знать определение синтаксиса и пунктуации.

      infourok.ru

      Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический разбор

      Достаточно ли человеку обладать обширным запасом слов, чтобы общаться с окружающими? Конечно же, нет. Ведь сами по себе слова недостаточны, чтобы выразить в полной мере все чувства, мысли, эмоции, переживания человека. Для этого их надо каким-то образом упорядочить, построить, организовать. Именно эту задачу выполняет синтаксис. На уроке вы повторите основные сведения по этому разделу языкознания, которые вы получили в предыдущих классах.

      Введение. Синтаксис

      Синтаксис (гр. syntaxis – «построение, порядок») – это учение о словосочетании и предложении.

      Словосочетание

      Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

      В составе словосочетания выделяются главное и зависимые слова. От главного слова к зависимому задается вопрос.

      Например, можно выделить словосочетания в предложении:

      Глаг. мест. сущ. прилаг. союз глаг. мест. прилаг. сущ.

      Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.

      Отпустил (кого?) рыбку

      Рыбку (какую?) золотую

      Слово (какое?) ласковое

      Предложение

      Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершенностью.

      Предложение является единицей общения.

      Предложение может состоять из одного слова (Светает.), а словосочетание – нет.

      Виды предложений по цели высказывания:

      Повествовательные (в них сообщается о каких-то фактах или явлениях действительности).

      Вопросительные (служат для выражения вопроса).

      Побудительные (побуждение к действию).

      Виды предложений по интонации:

      Восклицательные – эмоционально окрашенные предложения, которые выражают переживания говорящего или его отношение к сообщению.

      Грамматическая основа предложения – подлежащее + сказуемое (рис. 1).

      Рис. 1. Грамматическая основа предложения (Источник)

      Между подлежащим и сказуемым нет подчинительной связи, это равноправные члены предложения. Они не образуют словосочетание.

      Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения (рис. 2).

      Рис. 2. Второстепенные члены предложения (Источник)

      Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения:

      Распространенное (есть второстепенные члены).

      Нераспространенное (нет второстепенных членов).

      Виды предложений по количеству грамматических основ:

      Простые (одна грамматическая основа).

      Сложные (более одной грамматической основы) (рис. 3).

      Рис. 3. Простое и сложное предложение (Источник)

      Виды сложных предложений по средствам связи:

      Синтаксический разбор

      Синтаксический разбор:

      1. Подчеркните в предложении главные и второстепенные члены.

      2. Дайте характеристику предложения по плану:

      Осложнено (однородность, обращения, вводные слова и т.д.)

      Образец № 1

      Шум и движение происходили в запорожском таборе.

      (Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными подлежащими)

      Образец № 2

      Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

      (повествоват; невосклицат.; сложное; бессоюзное)

      Пунктуация

      Пунктуация (от лат. punctum – точка) – это система знаков препинания какого-либо языка, а также раздел языкознания, изучающий закономерности этой системы.

      Десять знаков препинания:

      3. Точка с запятой.

      4. Восклицательный знак.

      5. Вопросительный знак.

      Повторение правил пунктуации при однородности, обращении, прямой речи

      Повторение правил постановки знаков препинания при однородных членах предложения (рис. 4)

      Рис. 4. Знаки препинания при однородности (Источник)

      Повторение правил постановки знаков препинания при обращениях (рис. 5)

      Рис. 5. Знаки препинания при обращении (Источник)

      Повторение правил постановки знаков препинания при прямой речи (рис. 6)

      Рис. 6. Знаки препинания при прямой речи (Источник)

      Дополнительно

      Виды связи слов в словосочетании:

      Согласование (зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже).

      Например: красные листья (мн.ч.) – красный дом (ед.ч., муж.р.) – красное платье (ед.ч. ср.р.).

      Управление (зависимое слово стоит при главном в определенном падеже).

      Например: иду в школу (В.п.).

      Примыкание (зависимое слово связано с главным только по смыслу и выражено неизменяемыми частями речи: инфинитивом, деепричастием, наречием).

      Например: пришел (зачем?) поговорить (инф.).

      Список литературы

    • Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
    • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
    • Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
    • Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
    • Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

      1. Синтаксис и пунктуация. Часть 2 . Балашов, Дементьев (Источник).
      2. Синтаксис и пунктуация. Упражнения (Источник).
      3. Пунктуация в таблицах и схемах (Источник).
      4. Мультфильм «Приключения запятой и точки» (Источник).
      5. Домашнее задание

      6. № 9, 10, 11. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.
      7. Задание: из данных слов составьте предложения, запишите их. Сделайте синтаксический разбор получившихся предложений.
        1. Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
        2. Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
        3. Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

      Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

      interneturok.ru

      Смотрите еще:

      • Исковое заявление прокурора образец Исковое заявление от неопределенного круга лиц образец О неопределенном круге лиц в гражданском процессе (Эрделевский А Законная сила судебного решения о защите прав интересов неопределенного круга лиц проявляется своеобразно: Такое сообщение будет основанием для обращения в суд […]
      • Как исчисляется рабочий стаж Пенсия и трудовой стаж Понятие трудового стажа Трудовой стаж — это продолжительность трудовой или общественной деятельности, которая исчисляется в установленном порядке. Согласно трудовому кодексу РФ установление и исчисление трудового стажа необходимо для получения гарантий и […]
      • Ювенальный закон юстиции Ювенальная юстиция в России. Закон о ювенальной юстиции Фактически ювенальная юстиция должна была стать очень положительной системой, при помощи которой обеспечивалось бы спасение детей из неблагополучных семей, велась бы борьба с действиями родителей по отношению к собственным малышам и […]
      • Ходатайство об отказе от части исковых требований Образец Заявления о частичном отказе от исковых требований В Арбитражный суд Новосибирской области Адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская 6 От Истеца: ЗАО «Организация1» Адрес: 630060, г. Новосибирск, ул. __________, д. __, оф. __ Ответчик: ОАО «Организация2» Юр. Адрес: […]
      • Соучастие в преступлении с двумя формами вины Соучастие в преступлении с двумя формами вины Соучастие в преступлениях с двойной формой вины Употребление законодателем в одном предложении (имеется в виду ст. 32 УК РФ) два раза слова «умышленное» указывает, что умысел в преступлении предусматривает только умышленное соучастие, […]
      • Закон об оружии хранение боеприпасов Закон об оружии хранение боеприпасов (с изменениями на 7 марта 2018 года) Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130062) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от […]