Саша чёрный жалобы обывателя

Саша чёрный жалобы обывателя

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский
  • . и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

    Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

    Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

    Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

    Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

    Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

    Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

    Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

    Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

    Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

    Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

    Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

    Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

    Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

    Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

    Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

    Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

    Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

    Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

    Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

    Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

    Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

    Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

    Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

    Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

    Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

    Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

    Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

    Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

    Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

    Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

    Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

    Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

    Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

    Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

    Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

    Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

    Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

    Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

    Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

    Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

    Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

    Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

    Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

    Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

    Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

    Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

    Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

    Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

    Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

    Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

    Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

    Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

    Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

    Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

    Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

    Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

    Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

    Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

    Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

    Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

    Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

    В тумане утреннем неверным.
    читают сейчас

    В стране морозных вьюг, ср.
    читают сейчас

    В сне земном мы тени, тени.
    читают сейчас

    В сей день безумья и позор.
    читают сейчас

    Хамелеон
    читают сейчас

    В былые годы любви невзгод.
    читают сейчас

    Хорошо, братцы, тому на св.
    читают сейчас

    В архипелаге ночью
    1 минуту назад

    В Альпах
    1 минуту назад

    Был труден долгий путь. Хо.
    1 минуту назад

    lit-classic.ru

    Черный Саша (Александр Михайлович Гликбер)

    Черный Саша (Александр Михайлович Гликбер). Биография

    13.10.1880 — 5.8.1932

    Страна: Россия

    Чёрный Саша (настоящие имя и фамилия Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932), поэт.
    Родился 13 октября 1880 г. в Одессе. Отец переезжал по югу России: из Одессы — в Белую Церковь, оттуда — в Житомир.
    Мальчик учился в гимназии, но не окончил её — пришлось зарабатывать на жизнь. Печататься начал в Житомире.
    Известность пришла к поэту в 1905 г., когда он стал сотрудничать в петербургском еженедельнике «Зритель». Первая книга «Разные мотивы» была арестована ещё до выхода в свет, а сам автор чудом сумел выбраться за границу. Он поселился в Германии, два года слушал лекции в Гейдельбергском университете.
    После возвращения в Россию с 1908 г. стал постоянным сотрудником еженедельного журнала «Сатирикон». Благодаря сатирическим стихам Саша Чёрный приобрёл огромную популярность. Первый том его «Сатир» появился в 1910 г. и за короткий срок выдержал ещё три издания. Второй том — «Сатиры и лирика» — вышел в 1913 г. В том же году поэт стал работать в журнале «Современник».
    В этот период он обратился к новому жанру — стихам для детей, которые появлялись в разных изданиях.
    Тогда же Чёрный всё чаще пробует свои силы в прозе, пишет рассказы для детей и взрослых. В 1914 г. он ушёл добровольцем на фронт. Три года в окопах наполнили творчество Саши Чёрного новыми образами. В 1920 г. поэт покинул Россию. Жил в Литве, затем в Берлине, Риме, с 1924 г. — в Париже. Участвовал в различных эмигрантских изданиях.
    В его стихах звучит тоска по оставленной родине, по старому русскому быту, который так возмущал его прежде. Чёрный становится и бытописателем «эмигрантского уезда». Продолжает много сочинять для детей.
    В 1928—1932 гг. он создал «Солдатские сказки» — свою лучшую прозаическую вещь. Некоторые из этих сказок появились в «Несерьёзных рассказах» — его последней книге. Скончался 5 августа 1932 г. в Лаванду (Прованс).
    Саша Чёрный — выдающийся поэт-беллетрист, мастер точного и меткого рисунка.

    ru-poetry.ru

    «ЖУК-АНТИСЕМИТ». Нужны ли авангардизм и абсурд в детской литературе?

    Дать однозначную оценку литературному произведению любого времени и жанра непросто, даже зная предпосылки создания, биографию автора и его манеру письма. Вдвойне сложно, если выбранная тема, по сути, как сейчас говорят, холивар, да ещё и книга написана для детей. Поэт Саша Чёрный в эмиграции нередко вспоминал слова Морица Готлиба Сапфира: «Когда у дурака нет никакого дела, он становится антисемитом». Сам он довольно резко высказывался на тему приступов антисемитизма в России: «Отчего же из ста юдофобов, полсотни мерзавцев, полсотни ослов?»

    Тема национализма и деления на «наших» и «ваших» по политическим убеждениям или принадлежности к тому или иному классу настолько острая, что не знаешь, с какой стороны к ней подойти изначально, чтобы не утратить человеческое лицо: «Моя жена — наседка? Мой сын, увы, — эсер, моя сестра — кадетка, мой дворник — старовер. Кухарка — монархистка, аристократ — свояк, мамаша — анархистка, а я — я просто так. » (1906, «Жалобы обывателя»)

    Позднее, в 1935-м году появляется книга поэта Николая Олейникова, «Жук-антисемит», которая причисляется к детским книгам, поскольку на ней написано именно так, и сам автор работал редактором в детских журналах, а некоторые даже возглавлял. Олейников считается одним из самых оригинальных представителей русского поэтического авангарда 1920-1930-х годов. С его именем связано целое художественное направление «абсурдизма» (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий и др.) По словам исследователя русского авангарда Николая Харджиева Даниил Хармс не очень жаловал детскую литературу, но написал шесть детских книг. Из Википедии: «Олейниковым была создана сложная самобытная поэтика, за внешним примитивизмом которой крылась тонкая и подчас провокативная ирония относительно советского официоза и изысканная пародия не только на поэтов-графоманов, но и на Александра Пушкина и на своего товарища по ОБЭРИУ Николая Заболоцкого».

    «За внешним примитивизмом крылась изысканная пародия». Да ничего там не крылось! Не надо в каждом бездарном тексте искать двойной смысл, попытку создать новое или непонятый шедевр. Никакой сложной самобытной поэтики я не разглядела ни в «Жуке-антисемите», не в многочисленных стихах поэта о любви к мухам и блохам: «И бледна и нездорова, там одна блоха сидит, по фамилии Петрова, некрасивая на вид. Она бешено влюбилась в кавалера одного! Помню, как она резвилась в предвкушении его». ( «Генриху Левину») «Я муху безумно любил! Давно это было, друзья, когда ещё молод я был, когда ещё молод был я. Бывало, возьмёшь микроскоп, на муху направишь его — на щёчки, на глазки, на лоб, потом на себя самого». («Муха»)

    Олейников — обычный фигляр от литературы, какими были, например, Даниил Хармс, писавший абстрактные тексты про старушек, друг за дружкой выпадающих из окон («Случаи»), или футурист Велимир Хлебников, известный своим «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил…», который призывал «сбросить с корабля современности Пушкина, Достоевского и Толстого» вместе с Бурлюком, Кручёных и Маяковским. Но если они занимались словотворчеством и имели особое мироощущение, пусть и с образами, напоминающими картины абстракционистов, то Олейников — до ужаса примитивен и неуклюж в своём словоблудии, и его стихотворения оставляют после прочтения неприятный осадок и чувство гадливости.

    Поэт выбрал неподходящий жанр и странные образы для того, чтобы писать о национализме, и свёл сложнейшую тему до бездарного фарса. Именно из-за этого некоторые не понимают, следует ли воспринимать «Жука-антисемита» со знаком плюс или минус? Ведь поведение главного героя даже не осуждается. Какая уж тут «изысканность» и «провокативная ирония», что вы! Ирония это «Сонный дворник, продушенный водкой, мне принёс ваш конверт, икая» Саши Чёрного или «Любопытно, забавно и тонко: стих, почти не похожий на стих. Бормотанье сверчка и ребенка в совершенстве писатель постиг» Заболоцкого. Судите сами:

    Разговор Жука с Божьей коровкой

    На веточках сидят.

    Зимняя жалоба Кузнечика

    Разговор Жука с Бабочкой

    Первое потрясение я испытала, посмотрев на иллюстрацию, где птица в очках и будёновке обвинительно то ли тычет в жука, то ли показывает ему кукиш. Жук носит картуз и шаровары, и чем-то напоминает купца. На иллюстрациях к книге, выполненных художником Николаем Ватагиным, все евреи — птицы. Среди них есть красноармейцы в шинелях, а на картинке к «Осенней жалобе кузнечика» мы уже видим представителей интеллигенции и еврея-врача. Герои книги, бабочка, кузнечик и жук по очереди жалуются на врагов и аргументируют свою позицию и тяжёлое положение. Их отношение понятно, ведь насекомые не могут любить птиц, которые за ними охотятся. Больше всего меня беспокоит тот факт, что книга написана для детей, но в такой гротескной манере, и не сделан главный вывод: национализм — опасен в любых его проявлениях. Или автор имел ввиду другое? Более того, счастливые дети очень поздно узнают о том, что такое нации, чем католики отличаются от иудеев и мусульман, почему их папа считает либералов хорошими, а демократов плохими, а соседи — наоборот и т.д.

    Говоря о личности самого автора книги, хочется вспомнить тот факт, что в 2015 году филолог Олег Лекманов писал, что получил доступ к архивным данным, согласно которым Олейников убил своего отца, выдавшего его белым во время Гражданской войны. Сам он был арестован как «участник контрреволюционной троцкистской организации» и расстрелян через два года после издания «Жука-антисемита». Представитель того же течения, Хармс, был в итоге признан военным трибуналом сумасшедшим и помещен в отделение психиатрии больницы тюрьмы «Кресты». Именно там он умер в феврале 1945 года. Введенский, творивший исключительно для детей, был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По официальным данным, последним земным пристанищем для него стал морг психиатрической больницы в Казани.

    Направление авангардизма и абсурда в поэзии совершенно не подходит в качестве стиля изложения для детей. Давайте проведём параллель с известными картинами. Возьмём, к примеру, модернистское направление в живописи, кубизм. Возможно, шедевр Пикассо «Герника» представляет интерес для искусствоведов, но что будет с ребёнком, если показать ему репродукцию этой картины? Вы бы повесили у себя дома абстрактные картины Малевича? Особенно, если речь идёт о вашей спальне или детской? Мой самый нелюбимый художник — Сикейрос. Впервые увидев его работы в альбоме, я плакала. Ещё бы, мёртвый раздавленный рабочий на конвейре впечатлит и напугает даже взрослого человека, а мне было не больше семи.

    kibernetika.livejournal.com

    Журнальный зал

    Русский
    толстый журнал как эстетический феномен

    • Новые поступления
    • Журналы
      • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
      • Арион
      • Вестник Европы
      • Волга
      • Дружба Народов
      • Звезда
      • Знамя
      • Иностранная литература
      • Нева
      • Новая Юность
      • Новый Журнал
      • Новый Мир
      • Октябрь
      • Урал
      • НОН-ФИКШН
      • Вопросы литературы
      • НЛО
      • Неприкосновенный запас
      • НОВОЕ В ЖЗ
      • Homo Legens
      • Prosōdia
      • ©оюз Писателей
      • День и ночь
      • Дети Ра
      • Зеркало
      • Иерусалимский журнал
      • Интерпоэзия
      • Крещатик
      • Новый Берег
      • АРХИВ
      • ВОЛГА-ХХI век
      • Зарубежные записки
      • Континент
      • Критическая Масса
      • Логос
      • Новая Русская Книга
      • Новый ЛИК
      • Отечественные записки
      • Сибирские огни
      • Слово\Word
      • Старое литературное обозрение
      • Студия
      • Уральская новь
      • Проекты
        • Вечера в Клубе ЖЗ
        • Египетские ночи
        • Премия «Поэт»
        • Премия Алданова
        • Премия журнала «Интерпоэзия»
        • Поэтическая премия «Anthologia»
        • Страница Литературной премии И.П.Белкина
        • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
        • Академия русской современной словесности
        • Страница Карабчиевского
        • Страница Татьяны Тихоновой
        • Авторы
        • Выбор читателя
        • О проекте
        • Архив
        • Контакты

        Обманчивый псевдоним Саши Чёрного

        Советскому человеку предлагалось забыть о Саше Чёрном, если он о нём помнил, а от молодого поколения поэта оградила цензура, на его сочинения был наложен запрет. Казалось бы – самый известный в царской России мастер остроумной политической сатиры, меткий обличитель пошляка-обывателя, приспешника самодержавия, гнилого интеллигента – да при этом ещё и тонкий лирик, повлиявший на развитие русской поэзии начала ХХ века. Даже ниспровергатель авторитетов – молодой Маяковский на вопрос, кто из поэтов нравится ему больше: Фет, Майков или Полонский, ответил, рассмеявшись, – Саша Чёрный. Его влияние на своё творчество будущий “трибун революции” открыто признавал, хотя Саша убийственно высмеял его тогдашних сподвижников и их эпатирующий манифест “Ослиный хвост”, написав своё “Рождение футуризма”:

        Художник в парусиновых штанах,
        Однажды сев случайно на палитру,
        Вскочил и заметался впопыхах:
        “Где скипидар?! Давай — скорее вытру!”

        Но, рассмотревши радужный каскад,
        Он в трансе творческой интуитивной дрожи
        Из парусины вырезал квадрат
        И…учредил салон “Ослиной кожи”.

        Впоследствии же припечатал и самого “агитатора, горлана, главаря”, назвав “красным бардом из полпивной”. Досталось от Саши Чёрного и “новаторам” из смежных областей. Вот как представил он их в своём уморительно смешном стихотворении “Недоразумение”, полный текст которого приводится в конце статьи.*

        Публика оценила его сразу. По свидетельству Корнея Чуковского: “Получив свежий журнал (имеется в виду популярнейший петербургский “Сатирикон”, прим. автора), читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного. Не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката, которые не знали бы их наизусть”.

        Однако в глазах партийных “воспитателей” все эти заслуги ничего не стоили, поскольку Саша Чёрный посмел эмигрировать. И только сейчас его замечательные стихи возвращаются на родину.

        Тем, кто знакомится с этим поэтом впервые, не следует заблуждаться по поводу имени, которым он подписывал свои произведения. Уж очень оно встраивается в ряд таких “говорящих” псевдонимов, как Максим Горький, Андрей Белый, Демьян Бедный, Артём Весёлый и даже Михаил Голодный и Эмиль Кроткий. Сашей Чёрным Александр Михайлович Гликберг назвал себя почти случайно. Были у него и другие псевдонимы, например, Сам по себе, Гейне из Житомира и пр. А этот всплыл в памяти, когда вспомнилось, как называли его в семье, чтобы не путать с родственником, ещё одним Сашей Гликбергом, в отличие от него – блондином.

        Родился поэт в 1880 году в Одессе, в зажиточной еврейской семье. Дед его Яков имел всего лишь скобяную лавку, а отец – Михаил (Мендель) Гликберг, о котором обычно упоминают как о провизоре либо коммивояжёре, – служил разъездным представителем химической фирмы. Саша был старшим из пятерых детей, которыми занималась, вернее, не хотела заниматься истеричная мать. Собственные дети сильно её раздражали. Это выливалось в постоянные жалобы мужу, который в силу крутого нрава не находил ничего лучше, чем, возвращаясь из очередной поездки, чинить детям строгую расправу.

        Когда подошло время учиться, маленький Саша выдержал экзамен для поступления в гимназию, но принят не был по причине пресловутой “процентной нормы” и год проучился дома. Вначале отец предполагал отдать будущего поэта в обучение ремеслу. Потом передумал и решил проблему сплеча. Одним махом он отдал на крещение всех своих детей. Так что в следующем году 10-летний Саша стал гимназистом. Учился он не слишком успешно, обстановка в семье была, как всегда, тягостной. Наверняка существовали и более серьёзные причины, в силу которых после 5-го класса он сбежал из дома. О них он всегда умалчивал.

        Заботами тётки со стороны отца мальчик был отвезён в Санкт-Петербург и устроен в гимназию с пансионом, однако за двойку по алгебре был отчислен. Дома “блудного сына” не приняли, на его письма с просьбами о помощи отвечать перестали. Он скитался по России, дошёл до самой крайней нищеты и безнадёжности. И тут вмешалось настоящее чудо. Случайно узнавший об участи талантливого мальчика журналист Яблоновский написал о нём в солидной газете “Сын отечества”. Статья попала на глаза крупному житомирскому чиновнику Константину Роше, инициатору и участнику многих благотворительных дел, недавно потерявшему сына. Он взял мальчика в свой дом, определил в житомирскую гимназию, окружил заботой. Произошло это в 1896 году.

        Однако с гимназиями Саше положительно не везло. Принесённая ради этого тяжёлая жертва оказалась напрасной. Конфликт с директором, в который он ухитрился вступить, был таким острым, что после окончания учебного года юноша был исключён, причём без права поступления. О причинах можем только догадываться. Не исключено, что уже тогда проявилось Сашино меткое остроумие и умение убийственно выставить на смех.

        Ученик он был великовозрастный, поэтому в 1900 году его призвали в армию. Два года он отслужил вольноопределяющимся в Галицком полку, а потом еще два – таможенным служащим на границе с Австро-Венгрией. Вернувшись в Житомир, Александр Гликберг сделал первые шаги на литературном поприще – стал штатным фельетонистом “Волынского вестника”. Звучит многообещающе, правда, платили ему контрамарками в местный театр. Вскоре газета и вовсе закрылась, и он отправился в Петербург.

        Молодого человека приютили родственники добрейшего Константина Роше. В ожидании лучших времён он устроился письмоводителем на Варшавскую железную дорогу. Непосредственным начальником начинающего поэта оказалась Мария Ивановна Васильева, которая взяла его под своё заботливое крыло. Они не подходили друг другу ни по возрасту, ни по положению и образованию, тем не менее, сблизились и в 1905 году поженились. В Марии Ивановне он нашёл то, что недополучил от собственной матери, – преданную любовь, энергичную заботу и обеспеченный тыл. Женитьба позволила ему оставить постылую работу в конторе и посвятить себя творческой деятельности. Жена освободила его от неотступной заботы о хлебе насущном, от беготни по редакциям, переговоров с издателями (он называл их “литературными крокодилами”), от мелочей быта и деловой жизни.

        Медовый месяц молодые провели в Италии. По возвращении поэт получил возможность спокойно работать, и результаты не заставили себя ждать. Первое же опубликованное в этом, напомню, 1905 году стихотворение, кстати, впервые подписанное псевдонимом Саша Чёрный, произвело эффект разорвавшейся бомбы. В списках оно разошлось по всей стране, так что молодой провинциал, как говорится, наутро проснулся знаменитым. Стихотворение называлось “Чепуха”, но содержание его было далеко не чепуховым. В лёгких, как детская считалочка, без труда запоминающихся строчках поэт убийственно высмеял ни более ни менее как самых известных государственных деятелей России, депутатов Думы, министров и даже особу государя, которому прозрачно намекнул на взрыв бомбы вблизи царской резиденции:

        Разорвался апельсин
        У Дворцова моста,
        Где высокий господин
        Маленького роста?

        Журнал “Зритель”, посмевший напечатать эту крамолу, немедленно запретили. Но на дворе был 1905 год, предварительная цензура уже была отменена, так что птичка вылетела из клетки. Стихи Саши Чёрного наперебой печатали “Молот”, “Альманах”, “Маски” – сатирические журналы, которых расплодилось великое множество. К 1908 году он осмелился издать свой первый сборник. Поскольку в него были включены и политические сатиры, тираж был немедленно арестован. Такая же судьба ожидала и автора, если бы он вовремя не выехал заграницу.

        Проведённые в Германии два года позволили Саше Чёрному прослушать курс лекций в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Санкт-Петербург в 1908 году, он в течение следующих трёх лет постоянно печатается в “Сатириконе” Аркадия Аверченко. Публикации в этом самом известном в тогдашней России журнале сатиры и юмора принесли поэту не просто популярность, а всероссийскую славу. Вокруг журнала объединились лучшие “смехачи” того времени. Годы работы в “Сатириконе” – лучшая пора Саши Черного-поэта. И хотя он добился настоящего успеха, он меньше всего походил на баловня судьбы, всегда старался держаться подальше от шумного общества, с писателями практически не общался. Исключение составляли лишь его друзья Леонид Андреев и Куприн. На людях он чаще всего молчал, держался гордо и прямо, фамильярностей по отношению к себе не терпел. В ту пору его новое имя было у всех на устах, но это его лишь раздражало. “Здравствуйте, Саша!” – как-то сказал ему на Невском один журналист, а Александр Михайлович потом в ярости писал Корнею Чуковскому: “Черт дернул меня придумать себе такой псевдоним! Теперь всякий олух зовет меня Сашей!”

        Стихи 1908-1912 годов – периода расцвета блестящего сатирического таланта Саши Черного – самые лучшие среди всего им написанного. Книги его стихов многократно переиздавались, критика встречала их единодушной хвалой. Если вначале в своих сатирах он проклинал эпоху, издевался над нею, то позже стал писать как бы натягивая на себя личину – то ненавистного ему обывателя, то эдакого жалкого интеллигента – всегда отличного от самого Саши Чёрного. Высказывание от лица этих отвратительных для него масок потребовало снижения традиционных поэтических тем и “демократизации” стихотворного языка, выразившейся в пародийном сопоставлении избитой высокой фразеологии с интеллигентским жаргоном и в использовании сниженной вульгарной лексики. Впоследствии метод этот, применив его к прозе, блестяще использовал Михаил Зощенко. А тогда это было в новинку.

        Неожиданным образом то, что было выбором медицинского инструмента в руках хирурга, назвавшийся его учеником Маяковский воспринял как новую поэтическую норму. О том, как её понял этот бурный ниспровергатель авторитетов, он высказался в лоб: “Меня радовал его антиэстетизм”. Но истинную манеру Саши Чёрного лучше всего иллюстрируют его наиболее любимые Маяковским стихи, такие, как например “Обстановочка”:

        Жена на локоны взяла последний рубль,
        Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
        Подсчитывает месячную убыль.
        Кряхтят на счётах жалкие копейки:

        Покупка зонтика и дров пробила брешь,
        А розовый капот из бумазейки
        Бросает в пот склонившуюся плешь.
        Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом.
        Над самой головой насвистывает чижик
        (Хоть птичка божия не кушала с утра),
        На блюдце киснет одинокий рыжик,
        Но водка выпита до капельки с утра.

        Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,
        В наплыве счастия полуоткрывши рот,
        А кошка, мрачному предавшись пессимизму,
        Трагичным голосом взволнованно орёт.

        Безбровая сестра в облезлой кацавейке
        Насилует простуженный рояль.
        А за стеной соседка-белошвейка
        Поёт романс “Пойми мою печаль”.

        Как не понять? В столовой тараканы,
        Оставя чёрствый хлеб, задумались слегка,
        В буфете дребезжат сочувственно стаканы
        И сырость капает слезами с потолка.

        Особенно же любил Маяковский читать на публике Сашино “Мясо”:

        Брандахлысты в белых брючках
        В лаун-теннисном азарте
        Носят жирные зады.

        Вкруг площадки, в модных штучках
        Крутобёдрые Астарты
        Как в торговые ряды
        Зазывают кавалеров (…)

        Щёки, шеи, подбородки,
        Водопадом в бюст свергаясь,
        Пропадают в животе,

        Колыхаются, как в лодке,
        И, шелками выпираясь,
        Вопиют о красоте.(…)

        Как наполненные вёдра
        Растопыренные бюсты
        Проплывают без конца –

        И опять зады и бёдра…
        Но над ними – будь им пусто! –
        Ни единого лица!

        Когда же поэт высказывался не от имени маски, а от собственного лица, звучали совсем другие ноты – это был голос страдающей души. Однако в тот период его излюбленным оружием было едкое, безжалостное высмеивание, от стрел которого, казалось, не было защиты. Как написано было в предвоенном 1914 году в газете “Русское слово”, Саша Чёрный “…глумится над современной жизнью, над пошляками и ничтожествами…, над черносотенцами и либеральными балалайками, над лжеполитиками и лжеэстетами”.

        Не обошёл он своим вниманием и весьма болезненный вопрос собственного вероисповедания, столь радикально решённый за него в детстве. На том, в какой из перечисленных ипостасей выступал он, касаясь еврейства, что стекало при этом с его разящего пера – желчь или слеза, следует остановиться особо.

        Начнём с того, что темы этой он отнюдь не избегал. Вот, например, один из его шедевров – стихотворная повесть “Любовь не картошка”, изложенная почти гекзаметром:

        Арон Фарфурник застукал наследницу дочку
        С голодранцем студентом Эпштейном:
        Они целовались! Под сливой у старых качелей.
        Арон, выгоняя Эпштейна, измял ему страшно сорочку,
        Дочку запер в кладовку и долго сопел над бассейном,
        Где плавали красные рыбки. “Несчастный капцан!» *)

        Что было! Эпштейна чуть-чуть не съели собаки,
        Madame иссморкала от горя четыре платка,
        А бурный Фарфурник разбил фамильный поднос.
        Наутро очнулся. Разгладил бобровые баки,
        Сел с женой на диван, втиснул руки в бока
        И позвал от слез опухшую дочку.

        Пилили, пилили, пилили, но дочка стояла как идол,
        Смотрела в окно и скрипела, как злой попугай:
        “Хочу за Эпштейна”.— “Молчать. ” — “Хо-чу за Эпштейна”.
        Фарфурник подумал, вздохнул. Ни словом решенья не выдал,
        Послал куда-то прислугу, а сам, как бугай,
        Уставился тяжко в ковер. Дочку заперли в спальне.

        Эпштейн-голодранец откликнулся быстро на зов:
        Пришел, негодяй, закурил и расселся как дома.
        Madame огорченно сморкается в пятый платок.
        Ой, сколько она наплела удручающих слов:
        “Сибирщик! Босяк! Лапацон! Свиная трахома!
        Провокатор невиннейшей девушки, чистой как мак. ”

        “Ша. — начал Фарфурник.— Скажите, могли бы ли вы
        Купить моей дочке хоть зонтик на ваши несчастные средства?
        Галошу одну могли бы ли вы ей купить?!”
        Зажглись в глазах у Эпштейна зловещие львы:
        “Купить бы купил, да никто не оставил наследства”.
        Со стенки папаша Фарфурника строго косится.

        “Ага, молодой человек! Но я не нуждаюсь! Пусть так.
        Кончайте ваш курс, положите диплом на столе и венчайтесь
        Я тоже имею в груди не лягушку, а сердце.
        Пускай хоть за утку выходит — лишь был бы счастливый ваш брак.
        Но раньше диплома, пусть гром вас убьет, не встречайтесь.
        Иначе я вам сломаю все руки и ноги!”

        “Да, да,— сказала madame.— В дворянской бане во вторник
        Уже намекали довольно прозрачно про вас и про Розу,—
        Их счастье, что я из-за пара не видела, кто!”
        Эпштейн поклялся, что будет жить как затворник,
        Учел про себя Фарфурника злую угрозу
        И вышел, взволнованным ухом ловя рыданья из спальни.
        Вечером, вечером сторож бил
        В колотушку что есть силы!
        Как шакал Эпштейн бродил
        Под окошком Розы милой.
        Лампа погасла, всхлипнуло окошко,
        В раме — белое, нежное пятно.
        Полез Эпштейн — любовь не картошка:
        Гоните в дверь, ворвется в окно.
        Заперли, заперли крепко двери,
        Задвинули шкафом, чтоб было верней.
        Эпштейн наклонился к Фарфурника дщери
        И мучит губы больней и больней.

        Ждать ли, ждать ли три года диплома?
        Роза цветет — Эпштейн не дурак:
        Соперник Поплавский имеет три дома
        И тоже питает надежду на брак.

        За дверью Фарфурник, уткнувшись в подушку,
        Храпит баритоном, жена — дискантом.
        Раскатисто сторож бубнит в колотушку,
        И ночь неслышно обходит дом.
        ________________________________
        *) капцан — значит нищий

        Отражение в творчестве поэта его отношения к своим соплеменникам вовсе не ограничивалось подобной карикатурной, уморительно смешной картинкой из еврейской жизни. Невольное отступничество (так ощущал он своё христианство) придало этому отражению особую окраску, в которой смешались сарказм, горечь, гнев. Но присутствовала в нём ещё и нежность. Сквозь юмор она явно сквозит в его опубликованной в 1910 году пародийной “Песне песней”. Вот её начальные строки:

        Царь Соломон сидел под кипарисом
        И ел индюшку с рисом.
        У ног, как воплощённый миф,
        Лежала Суламифь
        И, высунувши розовенький кончик
        Единственного в мире язычка,
        Как кошечка при виде молочка,
        Шептала: “Соломон мой, Соломончик!”
        “Ну что? – промолвил царь,
        Обгладывая лапку. –
        Опять раскрыть мой ларь?
        Купить шелков на тряпки?
        Кровать из янтаря?
        Запястье из топазов?
        Скорей проси царя,
        Проси цыплёнок сразу”.(…)

        К ветхозаветной тематике поэт обращался не раз. Это и поэма “Ной”, и адресованные детям “Библейские сказки”, одну из которых (“Почему Моисей не смеялся?”) даже перепечатал сионистский журнал Жаботинского, и многое другое. Глубинные же христианские мотивы в его творчестве не замечены. Если крепко доставалось от него русскому обывателю, то также безжалостен был он к “истинно русским евреям”. Но особенно беспощаден Саша Чёрный к антисемитам. Вслед за одним из переводимых им с немецкого авторов он с удовольствием повторяет: “Когда у дурака нет никакого дела, он становится антисемитом”. Их убогие взгляды он высмеял в стихотворении “Юдофобы”:

        Жиды и жидовки,
        Цыплята и пейсы,
        Спасайте Россию,
        Точите ножи!

        Не забыты были и черносотенцы из “Союза русского народа”, их Саша Чёрный пригвоздил убийственно метко:

        Четыре нравственных урода –
        Один шпион и три осла
        Назвались ради ремесла
        Союзом русского народа.

        Но критика критикой, а когда разразилась Первая Мировая война, поэт записался в добровольцы и ушёл на фронт. Февральскую революцию принял восторженно, она вывела его из тяжёлой депрессии, в которую погрузили его ужасы войны. Временное правительство назначило его заместителем комиссара Совета солдатских депутатов Северного фронта.

        Смысл Октябрьского переворота не ввёл Сашу Чёрного в заблуждение. И, хотя ему, оказавшемуся в Вильно, большевики предложили возглавить местную газету, он отказался и уехал в Германию, затем к Куприну в Италию, затем в Париж. Здесь он активно участвует в эмигрантских изданиях, пишет сатирические стихи и рассказы, стихотворения для детей. Но каждая строчка сквозит тоской человека, который понял, что казавшееся ему чужим, было настоящим, а сейчас, когда для него действительно светит чужое солнце и вокруг него играют чужие дети, – сам он чужой среди всех этих чужих, всюду посторонний или, как он сам себя называл, “тайный соглядатай жизни”. Вот картинка, подсмотренная им в Булонском лесу:

        Мальчишка влез на липку
        Качается, свистя,
        Спасибо за улыбку,
        Французское дитя!

        Во Франции сочинил Саша Черный свое единственное любовное стихотворение “Мой роман”. В нём он описывает трогательное целомудренное свидание с юной парижанкой, которая тайком приходит в его холостяцкую комнатушку. И как всегда у него – самыми ударными являются последние строчки:

        Для ясности, после её ухода
        Я всё-таки должен сказать,
        Что Лизе – три с половиной года…
        Зачем нам правду скрывать?

        Детским писателем Саша Чёрный стал ещё в России. Обратившись к казалось бы неожиданному для него жанру, этот острый сатирик, желчно высмеивающий эпоху, начал писать великолепные стихи для детей, создал серию бесхитростных двустиший “Живая азбука”. По отзыву Чуковского: “Уже по первым его попыткам я не мог не увидеть, что из него должен выработаться незаурядный поэт для детворы. Сам стиль его творчества, насыщенный юмором, богатый четкими, конкретными образами, тяготеющий к сюжетной новелле, обеспечивал ему успех у детей. Этому успеху немало способствовал его редкостный талант заражаться ребячьими чувствами, начисто отрешаясь от психики взрослых”. С этими словами невозможно не согласиться, стихи Саши Черного для детей – это нежные жемчужинки. Как точно находит он правильный тон разговора с маленьким человеком:

        “Кто живёт под потолком?”
        – Гном.
        “У него есть борода?”
        – Да.
        “И манишка, и жилет?”
        – Нет.
        “Как встаёт он по утрам?”
        – Сам.
        “Кто с ним утром кофе пьёт?”
        – Кот.
        “И давно он там живёт?”
        – Год.
        “Кто с ним бегает вдоль крыш?”
        – Мышь.
        “Ну, а как его зовут?”
        – Скрут.
        “Он капризничает, да?”
        – Ни-ког-да.

        В эмиграции Саша Чёрный пишет много прозы, адресована она не только детям, но и взрослым. Героем его книги “Дневник фокса Микки” является фокстерьер, рассуждающий о жизни, людях и стихах, а “Солдатские сказки” в чём-то предвосхитили прозу Михаила Зощенко. Создает он и цикл солдатских рассказов, где перед глазами автора проплывают картины фронта, оживают воспоминания о войне. Как замечает Чуковский, рассказы стилизованы в духе Лескова и Даля. Главный их мотив – любование русским характером. Некоторые из этих новелл вошли в книгу “Несерьезные рассказы”, о которой Куприн впоследствии писал: “В этой сфере (имея в виду рассказы о детях и солдатах) он свой, он здесь и товарищ, и зачинщик, и выдумщик, и рассказчик, и импровизатор, и тонкий, любящий наблюдатель”.

        Что же касается еврейской проблематики, то в творчестве периода эмиграции она всплывает лишь эпизодически, что несомненно явилось следствием тогдашнего отсутствия на Западе официальной политики антисемитизма. Тем не менее, в сатирической поэме “Кому в эмиграции жить хорошо” одним из немногочисленных “счастливцев” является портной Арон Давыдович, а в статье “Голос обывателя” встречается такой стилизованный пассаж:

        Скажу, как один пожилой еврей,
        Что, пожалуй, всего мудрей:
        Революция очень хорошая штука, –
        Почему бы нет?
        Но первые семьдесят лет –
        Не жизнь, а сплошная мука!

        Замечательно точно сказано, в особенности – про первые 70 лет! А как здорово высмеял он в своих “Потомках” вечный припев-обманку, на которую неизменно ловится терпеливый российский обыватель: “Туго, братцы, видно, дети будут жить вольготней нас”. Терпеть и страдать ради будущих поколений – на эту наживку Саша Чёрный не “клюнул”:

        Я хочу немного света
        Для себя, пока я жив.

        И уточняет свою мысль:

        Я как филин на обломках
        Переломленных богов.
        В неродившихся потомках
        Нет мне братьев и врагов.

        Так что, думаю, совсем не случайно его сатиры, в частности “Потомки”, вдохновили Дмитрия Шостаковича на создание вокального цикла. Забавным свидетельством популярности Саши Чёрного является то, что в Голливуде якобы “гастролировал” Лже-Саша Чёрный. Но до этих знаков признания поэт не дожил, он умер в 1932 году при неожиданных обстоятельствах. Когда в маленьком французском местечке Лаванду, где он жил, случился пожар, Саша Чёрный бросился помогать соседям. А потом, уже дома, у него случился сердечный приступ. Он прожил всего 52 года. Когда поэта не стало, его собака Микки, та самая, от имени которой была написана детская книжка, легла на грудь хозяина и скончалась от разрыва сердца.

        Как известно, “о мёртвых либо хорошо, либо ничего”, по крайней мере первое время. Но проходят годы и всё расставляют по местам. В случае Саши Чёрного, от острых, едких, вызывающих неудержимый смех сатир которого досталось многим, можно было ожидать появления переоценок, замешанных на скрытой уязвлённости, профессиональной зависти или чём-то ещё, например болезненном национализме. В особенности это ожидаемо, когда имеешь дело с необычным дарованием, в свою очередь взявшим на вооружение издевательскую сатиру, таким, как например Венедикт Ерофеев, прославившийся ещё в Самиздате своим убийственно смешным эпатажным шедевром “Москва – Петушки”. В заметках на полях дневников, где и не сатирики-то обычно бывают особенно беспощадны и никак не склонны к сантиментам, Веничка, как он любил себя называть, неожиданно растаял:

        Когда читаешь сверстников-антиподов, – рассуждает он, “хочется не то быть распростертым в пыли, не то пускать пыль в глаза народам Европы, – а потом в чём-нибудь погрязнуть. Хочется во что-нибудь впасть, но непонятно во что, в детство, в грех, в лучезарность или в идиотизм. Желание, наконец, чтоб тебя убили резным голубым наличником и бросили твой труп в зарослях бересклета. И все такое. А с Сашей Черным “хорошо сидеть под черной смородиной” (“объедаясь ледяной простоквашей”) или под кипарисом (“и есть индюшку с рисом”)”.

        Даже болезненно чувствующий малейшие изъяны стиля, безжалостный к собратьям по перу несравненный Владимир Набоков произнёс неожиданные для него растроганно теплые слова о Саше Чёрном: “Осталось несколько книг и тихая прелестная тень”.

        Чувство, которое оставил по себе этот талантливо издевавшийся над недостатками современников поэт, замкнутый человек, улыбку которого почти никто не видел, оказалось весьма неожиданным, определить его трудно. Наверное, это нежность.

        Она была поэтесса,
        Поэтесса бальзаковских лет.
        А он был просто повеса,
        Курчавый и пылкий брюнет.
        Повеса пришёл к поэтессе,
        В полумраке дышали духи,
        На тахте, как в торжественной мессе,
        Поэтесса гнусила стихи:
        “О, сумей огнедышащей лаской
        Всколыхнуть мою сонную страсть.
        К пене бедер, за алой подвязкой
        Ты не бойся устами припасть!
        Я свежа, как дыханье левкоя,
        О, сплетём же истомности тел. ”
        Продолжение было такое,
        Что курчавый брюнет покраснел.
        Я свежа, как дыханье левкоя,
        О, сплетём же истомности тел. ”
        Продолжение было такое,
        Что курчавый брюнет покраснел.
        Покраснел, но оправился быстро
        И подумал: была, не была!
        Здесь не думские речи министра,
        Не слова здесь нужны, а дела…
        И с несдержанной силой кентавра
        Поэтессу повеса привлёк,
        Но визгливо-вульгарное: “Мавра!!”
        Охладило кипучий поток.
        “Простите… — вскочил он, — вы сами…”
        Но в глазах её холод и честь:
        “Вы смели к порядочной даме
        Как дворник с объятьями лезть?!”
        Вот чинная Мавра. И задом
        Уходит испуганный гость…
        В передней испуганным взглядом
        Он долго искал свою трость…
        С лицом белее магнезии
        Шёл с лестницы пылкий брюнет:
        Не понял он новой поэзии
        Поэтессы бальзаковских лет.

        magazines.russ.ru

        Смотрите еще:

        • Федеральный закон ст 173 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 19 июня, 12 августа, 28, 29, […]
        • Статья 30 закона о рынке ценных бумаг Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ"О рынке ценных бумаг" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 […]
        • Коллегии адвокатов тверь Коллегии адвокатов тверь адвокатов, включенных в реестр адвокатов Тверской области НО "ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ" (ТОКА): (170042, г.Тверь,пер.Никитина, д.7 тел/факс 31-20-83) Филиал № 1 ТОКА ( г. Тверь, ул. Советская, 51; т.т.33-20-55;32-07-47;33-20-63) Заведующий филиалом – […]
        • Закон 115 фз 2018 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, […]
        • Ст 26 закона n 7-фз Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря […]
        • Федеральный закон об обороне от 31 мая 1996 г 61-фз Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ"Об обороне" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 […]