Распределение полномочий между рф и субъектами

Распределение полномочий между рф и субъектами

Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение пред­метов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъ­ектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма.

Предмет ведения субъекта РФ — сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституци­ей РФ к компетенции субъектов РФ.

Существуют два основных способа регулирования от­ношений между Российской Федерацией и ее субъектами:конституционно-правовой и договорный.

Конституционно-правовой способ разграничения пред­метов ведения и полномочий между Российской Федера­цией и субъектами РФ заключается в том, что именно в Конституции РФ устанавливаются перечни предметов ве­дения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов РФ.

В ст. 71 и 72 Конституции РФ содержится закрытый пе­речень предметов ведения Российской Федерации и пред­метов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, который может быть изменен только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ. Согласно ст. 73 Конституции РФ остальные предметы ве­дения отнесены полностью к ведению субъектов РФ, т.е. ис­пользован остаточный принцип определения полномочий.

Правовое регулирование по предметам ведения Россий­ской Федерации осуществляется федеральными конститу­ционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, услов­но можно разделить на следующие группы:

1. Государственного строительства или учредительные.

2. Законодательные и правоохранительные.

5. Внешнеполитические и внешнеэкономические.

6. По конкретизации статуса личности (гос. награды, гражданство, амнистия и др.).

По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, издаются два вида федеральных законов:

1) федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования;

2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, установленным в 14 пунктах ст. 72 Консти­туции РФ, относятся:

1. Учредительные (установление общих принципов орга­низации системы органов государственной власти и местно­го самоуправления, обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Конститу­ции РФ и федеральным законам и др.).

2. Правозащитные и правоохранительные (защита прав и свобод человека и гражданина, законность, обще­ственная безопасность, борьба с катастрофами, эпиде­миями, охрана окружающей среды и др.).

3. Законодательные (административное, административ­но-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земель­ное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды).

4. Социально-экономические (разграничение государ­ственной собственности, образование, здравоохранение, социальная защита и др.).

5. Внешнеполитические (международные связи субъектов и др.).

Договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами (ч. 3 ст. И Конституции РФ). Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ закреплены в ст. 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Феде­рации». Согласно положениям данного Закона заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в одном случае: если это обусловлено экономическими, гео­графическими и иными особенностями субъекта РФ.

Закон предусматривает досрочное прекращение дей­ствия договора о разграничении полномочий, которое воз­можно по двум основаниям:

— по взаимному согласию сторон;

— по решению суда.

Помимо двусторонних договоров о разграничении пол­номочий могут заключаться соглашения о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам государственной власти субъекта РФ и наоборот. Передача полномочий в обоих случаях не должна противоречить Конституции РФ, федеральным за­конам, а также конституции (уставу), законам и иным нор­мативным правовым актам субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, передав­шие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненад­лежащее осуществление части переданных полномочий.

uclg.ru

3.1. Разграничение предметов ведения и полномочий

Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К предметам ведения Российской Федерации отнесены около 50 позиций; совместного ведения — 40; предметы ведения субъ­ектов РФ не фиксированы, к ним отнесены все предметы веде­ния, за исключением предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения. В своих нормативных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения*. В каж­дом предмете ведения содержатся полномочия и законодатель­ного регулирования, и государственного управления.

* К примеру, в Канаде, являющейся федеративным государством, предметы ведения распределены соответственно следующим образом: 29 — 3 — 16.

Предметы ведения, установленные федеративным догово­ром, подтверждены Конституцией РФ.

В ведении Российской Федерации находятся вопросы об­щегосударственного значения, среди них:

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное уст­ройство;

• защита прав и свобод человека;

• организация федеральных органов власти;

• управление федеральной собственностью;

• разработка основ федеральной политики;

• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулиро­вание, денежная эмиссия, ценовая политика;

• федеральные энергетические системы, федеральный транс­порт; деятельность в космосе;

• внешняя политика, оборона и безопасность;

• судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, ар­битражное законодательство;

• метеорологическая служба, стандарты, официальный ста­тистический и бухгалтерский учет.

Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться фе­деральным законом и договором между органами государствен­ной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края, области. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъ­ектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся следующие вопросы:

• Обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и феде­ральным законам.

• Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон.

• Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана па­мятников.

• Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения.

• Общие вопросы образования, науки, культуры; координа­ция вопросов здравоохранения; социальная защита.

• Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедст­виями, ликвидация их последствий.

• Законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды.

• Кадры судебных и правоохранительных органов, адвока­тура, нотариат.

• Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления.

• Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъ­ектов РФ издаются федеральные законы и в соответствии с ни­ми законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным кон­ституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномо­чий Российской Федерации по предметам совместного веде­ния субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Так, в области внешнеторговой деятельности они имеют право:

• формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

• заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;

• содержать представителей при торговых представительствах России в иностранных государствах за счет своих бюджетов.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулиро­вание, включая принятие законов и иных нормативных актов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противо­речить федеральным законам. В случае противоречия по пред­метам ведения и совместного ведения действует федеральный Закон. В случае противоречия по предметам ведения субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ самостоятельно в соответствии с Конституци­ей РФ и общими принципами организации государственной власти, установленными федеральным законом, учреждают сис­тему представительных и исполнительных органов.

Совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ не порождает вертикальной соподчиненности, так как осущест­вляется разграничение между Российской Федерацией и субъек­тами РФ. За субъектами РФ закрепляется определенный объем полномочий, что способствует повышению эффективности ор­ганов государственной власти, стабильности государства.

При разграничении используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низ­шая. Права принятия решений передаются на тот уровень, ко­торый ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивает­ся взаимодополняемость управленческих функций.

Сфера ведения определяется на основе федерального закона и заключения между Российской Федерацией и субъектами РФ двусторонних договоров и соглашений о разграничении предме­тов ведения и полномочий. Договоры учитывают региональные особенности и направлены на сохранение территориальной це­лостности, единства экономического пространства, обеспечение действенности государственной власти.

Договор между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ является правовой формой разграничения предметов веде­ния и полномочий между федеральными и региональными ор­ганами власти.

Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ явля­ется правовой формой передачи федеральными органами ис­полнительной власти и органами исполнительной власти субъ­ектов РФ друг другу части своих полномочий.

Сторонами договора являются федеральные органы государ­ственной власти и уполномоченные законом субъекта РФ орга­ны государственной власти субъектов РФ. Сторонами соглаше­ния являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Ниже приводится перечень предметов договора и соглашения.

1. Конкретизация предметов ве­дения и полномочий, установ­ленных Конституцией РФ и фе­деральными законами

2. Условия и порядок осуществ­ления разграниченных договором полномочий

3. Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора

4. Иные вопросы, связанные с исполнением положений договора

1. Передача осуществления части полномочий

2. Условия и порядок передачи осуществления части полномочий

3. Материально-финансовая ос­нова передачи осуществления части полномочий

4. Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения

5. Иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения

При Президенте РФ образована Комиссия по подготовке договоров и соглашений, утверждено Положение о порядке ра­боты по разграничению предметов ведения и полномочий меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и. субъектами РФ.

Проекты договоров и соглашений вносятся в Комиссию высшим должностным лицом субъекта РФ и направляются для рассмотрения в законодательный орган субъекта РФ и Совет Федерации. Федеральные органы исполнительной, власти обяза­ны представлять в Комиссию свои заключения и предложения по этим проектам.

В договоре конкретизируются предметы совместного ведения, обусловленные географическими, экономическими, социальны­ми, национальными и иными особенностями субъекта РФ.

Договор не может изменять конституционный статус субъ­екта РФ. Не допускается изъятие или перераспределение пред­метов ведения Российской Федерации и предметов совмест­ного ведения, установленных Конституцией РФ. Не подлежат передаче полномочия федеральных органов исполнительной власти по обеспечению гарантий сохранения основ конститу­ционного строя России, равноправия субъектов РФ, равенства прав и свобод граждан, а также иные полномочия, если их пе­редача ведет к нарушению территориальной целостности Рос­сии, верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны.

Договор подписывают Президент РФ и уполномоченное ли­цо субъекта РФ. После подписания договора могут заключаться являющиеся его составными частями соглашения о разграниче­нии полномочий по конкретным предметам совместного веде­ния в договоре, если эти полномочия не установлены федераль­ным законом. Соглашение подписывает руководитель соответ­ствующего федерального органа исполнительной власти и упол­номоченное лицо субъекта РФ. Соглашения о передаче феде­ральными органами исполнительной власти части полномочий органам исполнительной власти субъекта РФ и о передаче орга­нами исполнительной власти субъекта РФ части полномочий федеральным органам исполнительной власти подписывают Председатель Правительства РФ либо уполномоченный им представитель федерального органа исполнительной власти и уполномоченное лицо субъекта РФ.

Если федеральными актами устанавливаются права, льготы, преимущества для субъектов РФ бóльшие, чем установленные договором, то применяются положения указанных правовых актов. В случае принятия федеральными органами государст­венной власти в одностороннем порядке подзаконных правовых актов, противоречащих договору, подлежат применению нормы договора.

Договоры служат механизмом выравнивания и отстаивания интересов, прав и обязанностей субъектов РФ. Они разнород­ны по содержанию, предусматривают определенные льготы и привилегии.

В августе 1990 г . Верховным Советом Татарской АССР была принята Декларация о государственном Суверенитете. Земля, природ­ные ресурсы, предприятия и учреждения, находящиеся на территории республики, объявлялись собственностью республики. В 1994 г . после трехлетних переговоров был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти Республики Татарстан». Кроме того, заключены с Россией 12 межправительственных соглашений, определивших меха­низм реализации договора. Из-под юрисдикции федерального центра выведены нефтедобыча, нефтепереработка, энергетика и др. Принят Закон «Об иностранных инвестициях», предоставивший внешним ин­весторам более широкие права, чем аналогичный закон России.

На основе заключения договора Тверская область получила право на самостоятельное формирование бюджетной и налоговой политики с определением обязанностей области перед федеральным бюджетом. Од­ним из направлений реализации условий договора стало Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г . «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Тверской области».

Гарантом соблюдения Конституции РФ выступает Президент РФ. Несоответствие конституций, уставов, законов, других норма­тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и феде­ральным законам устраняется также рассмотрением вопросов госу­дарственного строительства в конституционном судопроизводстве.

Органы государственной власти субъекта РФ имеют право оспаривать в суде и вносить в Правительство РФ предложения об отмене либо приостановлении действия правовых актов ми­нистерств и ведомств Российской Федерации, которые регули­руют вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, и в ряде других случаев.

В России центральная и местная власти всегда воспринима­лись как единая государственная власть. В этом единстве цент­ральная власть имеет приоритет, так как синтезирует государст­венную идею, задает параметры, определяет пути развития и контролирует местную власть, что население всегда одобряет.

Центральную власть в настоящее время олицетворяет прези­дентская власть. Разграничение полномочий не должно приводить к ослаблению центральной власти. Наоборот, ее нужно укреплять. Чтобы в полной мере реализовать эффект президентской власти, усиливается контроль центра за использованием собственности, региональным законотворчеством, внешними связями.

www.bibliotekar.ru

Понятие «предметы ведения» используется Конституцией РФ в двух значениях.

Первое и основное значение связано с обозначением с помощью данной категории вопросов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Их перечень закреплен в главе 3 Конституции РФ — «Федеративное устройство», причем ст. 71 и 72 посвящены исключительно данной задаче. В настоящее время в юридической науке предметы ведения анализируются именно в этом аспекте.

Вместе с тем, категория «предметы ведения» рассматривается и в другом аспекте. Он связан с обозначением их как составной части понятия «компетенция» органа государственной власти

Компетенция государственного органа определяется через два ее элемента: предмета ведения и полномочия. Под компетенцией государственного органа понимается совокупность его властных полномочий по определенным предметам ведения

Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридическое закрепленное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.

Разграничение предметов ведения — это вопрос об отношениях между Федерацией и ее субъектами, а вопрос о разграничении компетенции и полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов Федерации.

Суть предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов производна от функций государства, под которыми понимаются основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Одна из особенностей функций состоит в том, что они представляют собой устойчивую, сложившуюся предметную деятельность в той или иной сфере — в экономике, политике, государственном строительстве, в праве и т.д.

Таким образом, в предметах ведения выражаются и конкретизируются функции государства. Для более успешной реализации они могут быть распределены между государством в целом (Федерацией) и его составными частями (субъектами Федерации).

И здесь возникает один из сложнейших вопросов государственного строительства — оптимальность распределения сфер деятельности предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

После принятия Конституции РФ 1993 г . возникало и возникает много сложностей с реализацией предметов ведения как Российской Федерацией, так и ее субъектами. Со всей остротой эти проблемы встают и при осуществлении в последнее время укрепления вертикали государственной власти [1] .

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

· исключительной компетенции федеральных органов власти;

· совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;

· исключительной компетенции субъектов федерации.

Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ. Австралии и других федераций [2] .

Российская Федерация следует по этому испытанному пути (хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребляется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

В основу структурирования предметов ведения в действующей Конституции России положен принцип кооперации. С точки зрения способа структурирования предметов ведения по уровням власти, российская конституционная модель пошла по пути признания предметов совместного ведения Российской Федерации и се субъектов. Непосредственно в самой федеральной Конституции представлен перечень двух видов предметов ведения: предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ёе субъектов.

Предметы ведения Российской Федерации — это круг вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению России как федерального центра.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

· принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· федеративное устройство и территория Российской Федерации,

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

· федеральная государственная собственность и управление сю;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

· установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

· федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

· внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

· внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

· оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

· судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

· федеральное коллизионное право;

· метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

· государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

· федеральная государственная служба.

В юридической литературе отмечается, что при определении предметов ведения Российской Федерации имеют место неточности и противоречия. Например, перечень предметов ведения РФ включает вопросы, отнесенные одновременно к предметам ведения Федерации и к предметам совместного ведения. Так, в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств отнесены к ведению Российской Федерации. Одновременно эти же вопросы в п. «б» ст. 72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

И.А. Умнова вполне обоснованно констатирует и тот факт, что данный в ст. 71 перечень предметов ведения Российской Федерации неполон. Из содержания ряда других статей Конституции РФ следует, что к ведению Федерации относятся вопросы установления государственных символов: государственного флага, герба, гимна (ст. 70 Конституции РФ); введения чрезвычайного положения (ст. 56, 88 Конституции РФ); введения военного положения на отдельных территориях РФ (ст. 87 Конституции РФ). Однако данные вопросы не включены в круг предметов ведения Российской Федерации в ст. 71.

В мировой практике встречается два способа структурирования предметов совместного ведения. Первый способ — закрепляются предметы ведения федерации и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов (ФРГ, Австрия, Бразилия, Пакистан, Нигерия).

Второй — определяются предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов федерации (Индия, Малайзия, Россия) [3] .

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

· обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

· защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

· разграничение государственной собственности;

· природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

· общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

· координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

· осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

· установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

· административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

· кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

· установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

· координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

И хотя перечень предметов совместного ведения Российской Федерации, данный в ст. 72 Конституции, является закрытым, но, как отмечается в юридической литературе, фактически он неточен и неполон.

И.А. Умнова, обстоятельно исследовавшая эту проблему, приходит к выводу, что «несовершенна юридическая техника и достаточно высока степень пробельности в определении круга предметов совместного ведения. Не все сферы, объективно нуждающиеся в признании их предметами совместного ведения, обозначены в федеральной Конституции».

Например, вопросы социального обслуживания, которые по своему характеру явно должны относиться к предметам совместного ведения в перечне вопросов, установленных в ст. 72 Конституции РФ, отсутствуют. Согласно пункту «е» данной статьи, к совместному ведению отнесены лишь вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение. Социальное обслуживание — это категория, которая по смыслу значительно шире, нежели социальная защита. Социальное обслуживание подразумевает и предоставление разных социальных услуг, спектр которых чрезвычайно многообразен [4] .

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов РФ выскажутся против проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов РФ.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование, но после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Как уже говорилось выше, в годы президентства Б.Н. Ельцина получила широкое распространение практика заключения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ договоров и соглашений по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Предметы ведения субъектов РФ определены в Конституции РФ по остаточному принципу, а именно: в Российской Федерации к ведению субъектов РФ относится все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов [5] .

При этом следует различать:

· предметы ведения субъектов Федерации;

· предметы исключительного ведения субъектов Федерации.

В сферу ведения субъекта Федерации входит, во-первых, то, что им реализуется совместно с Федерацией, и, во-вторых, все то, что не отнесено к ведению Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ и по договорам между Федерацией и ее субъектами.

Для определения предметов ведения, принадлежащих исключительно субъекту РФ, необходимо оставить лишь те предметы ведения, которые не относятся ни к предметам ведения Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Приоритет правовых актов субъектов Федерации перед правовыми актами Федерации существует только по предметам исключительного ведения субъекта Федерации, и в этой связи очень важно определить предметы исключительного ведения субъекта Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что разграничение полномочий РФ и её субъектов РФ является важнейшим принципом федеративного устройства и российского федерализма.

[1] Конституционный строй и конституционализм в России: Монография / Боброва Н.А., Лучин В.О.. — М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 101.

[2] Теория современной конституции / Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е.. — М.; Норма, 2005. С. 137.

[3] Умнова И А. Конституционные основы современного российского федерализма — М„ 1999. С. 191 — 192.

[4] Умнова И,А. Конституционные основы современного российского федерализм -М„ 1999. С. 194.

[5] Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права // Северо-кавказский юридический вестник. — Ростов-на-Дону, 2003. — № 1. — с.29-51

www.allpravo.ru

Смотрите еще:

  • Как физическому лицу подать иск в арбитражный суд Как физическому лицу подать иск в арбитражный суд По состоянию законодательства на февраль 2018 года Содержание публикации: 1. Формы страхового возмещения 2. Кто возмещает вред в ДТП: страховщик потерпевшего или страховщик причинителя вреда, РСА или причинитель вреда? 3. Какой […]
  • Федеральные налоги и их сущность Правоведение Источники финансового права Под источниками финансового права понимаются правовые акты, содержащие нормы финансового права, издаваемые представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Особенностью финансового права является […]
  • Нотариусы в новокуйбышевске адреса Нотариусы новокузнецка по наследству по буквам нотариусы-наследство-буква-в в Новокузнецке Найдено организаций: 20 на 1 страницах в разделе [нотариусы наследство буква в города Новокузнецка]. На странице представлен список организаций города Новокузнецка, найденных в каталоге Отзывы.com […]
  • Заявление на возврат вещественного доказательства Передача вещественных доказательств в связи с прекращением уголовного дела На основании ч.1 ст.73 УК РФ вещественными доказательствами являются предметы реального мира: 1) Вещи домашнего обихода; 2) Бытовая техника; 3) Аудио и видеотехника, телевизоры и т.п.; 4) Персональные компьютеры; […]
  • Отработка 2 недели при увольнении рабочих или календарных Как считать две недели отработки при увольнении Актуально на: 31 января 2017 г. Сколько должен отработать работник при увольнении по собственному желанию? По общему правилу 2 недели. Именно за такой срок работник обязан письменно предупредить работодателя о расторжении трудового договора […]
  • Работа с проживанием в семье Требуется домработница с проживанием в семье, 5/2, Киевская обл., с. Новоселки Требуется домработница с проживанием в семье. Работа 5 дней в неделю, Киевская обл., с. Новоселки Уход за домом, уход за вещами. Нужна простая порядочная женщина , без вредных привычек. Оплата: 18000грн/месяц, […]