Прокурорский надзор за судом

Прокуратура и прокурорский надзор (О. С. Ахетова)

Информативные ответы на все вопросы курса «Прокуратура и прокурорский надзор» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

  • 1. Основные понятия и значение прокурорского надзора
  • 2. Предмет, цели, задачи прокурорского надзора в РФ
  • 3. Принципы организации прокурорского надзора
  • 4. Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ
  • 5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
  • 6. Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей
  • 7. Система, структура и организация органов прокуратуры РФ
  • 8. Специализированные органы прокуратуры РФ
  • 9. Генеральный прокурор РФ и его основные полномочия
  • 10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей
  • 11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность
  • 12. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
  • 13. Правовое регулирование прокурорского надзора
  • 14. Перечень отраслей прокурорского надзора, их краткая характеристика

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прокуратура и прокурорский надзор (О. С. Ахетова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры

1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

С 1991 г. – новая российская прокуратура.

Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

kartaslov.ru

Прокуратура как орган надзора за исполнением государственных законов

Наиболее важной внешней контрольной организацией в стране является Генеральная прокуратура РФ. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор (контроль) за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на всей территории России. Цель прокурорской деятельности — обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Она направляется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Особенностями прокурорского надзора являются: во-первых, этот вид надзора распространяется на исполнение Конституции РФ и всех нормативных актов, обладающих юридической силой закона. В этом принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществляемого государственными органами надзора и контроля (административного, экологического, санитарного и т.д.);

во-вторых, прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти, и соответственно, высшими должностными лицами государства. Но в сферу ее надзора включены все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также все судьи1. Кроме того, ей поднадзорны все работники Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, государственных финансовых органов.

Естественно, данный факт порождает сомнения. Почему из четырех ветвей власти высшие должностные лица законодательной и исполнительной ветвей неподнадзорны прокуратуре, а двух других — поднадзорны? Судя по всему, эту проблему следует изучить, соответствующим образом обсудить и принять необходимые решения. Высшие должностные лица всех ветвей власти должны иметь определенные правовые преимущества, но оговоренные законом. История современного российского государства, будучи весьма непродолжительной, тем не менее уже показала достаточно много фактов противоречивых действий наших высших должностных лиц.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах (ст. 4), среди которых следует выделить принципы единства и централизации; а также независимости от федеральных, субъектов Федерации и местных органов власти.

Принцип единства и централизации состоит в том, что органы прокуратуры представляют собой единую систему, возглавляемую генеральным прокурором РФ. Она означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Этот принцип определяет положение, по которому вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Принцип независимости означает осуществление прокуратурой надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря пи па какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Прокуратура, как и другие контрольные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности, а действует социально прозрачно, но в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а также государственной и иной охраняемой законом тайны. Органы прокуратуры обязаны информировать о состоянии законности федеральные и региональные органы власти, а также местное самоуправление и население.

Прокурорский надзор осуществляется обычно но четырем отраслям: 1) общий надзор; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

Отраслью общего надзора принято называть самую объемную часть прокурорской деятельности, которая связана с исполнением законов федеральными министерствами, государственными службами, агентствами и комитетами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ч. 2 ст. 1 и ст. 21-25).

При осуществлении своей деятельности прокуратура не может подменять иные государственные и негосударственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную работу. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Осуществляя общий надзор, прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых объектов надзора, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

В тех случаях, если устанавливается факт нарушения закона, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, принести протест на противоречащие закону акты, внести представление об устранении нарушений закона. Он должен также возбудить производство об административном правонарушении, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства (ст. 24 и 25). Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, в том числе в сфере общего надзора, может повлечь за собой установленную законом ответственность.

Отрасль надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина введена в закон о прокуратуре сравнительно недавно. В какой-то мере эта отрасль выделилась из общего надзора, но имеет свои специфические задачи. Осуществляя возложенные на него функции (ст. 26-28), прокурор рассматривает и проверяет жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их нрав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений этих прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В этой деятельности прокурор использует полномочия общего надзора (ст. 22).

Органы прокуратуры систематически проводят проверки, как соблюдаются жилищные права несовершеннолетних, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только в 2011 г. было выявлено свыше 31 тыс. фактов, когда ущемлялись жилищные права таких детей. Опротестовано более 1500 незаконных правовых актов. Так, в Республике Башкортостан более 800 сирот не получили жилья; в Краснодарском крае — свыше 3 тыс.; в Саратовской, Оренбургской областях и ряде других регионов — более 2 тыс. чел. Свыше 5 тыс. ребят нуждаются в предоставлении внеочередного жилья в Иркутской и Кемеровской областях. Прокуроры направили в суды свыше 12 тыс. исков в интересах этой категории граждан.

При нарушении прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В ходе прокурорских проверок, по состоянию на 1 ноября 2011 г., выявлено более 611 тыс. нарушений законов в сфере оплаты труда. Опротестовано 9,9 тыс. незаконных правовых актов, внесено свыше 26 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения к дисциплинарном ответственности привлечены около 16,7 тыс. должностных лиц. В интересах работников в суды общей юрисдикции подано около 385,8 тыс. заявлений о взыскании долга по заработной плате на общую сумму более 5,9 млрд рублей. Из них на конец года удовлетворено исков на сумму более 5,3 млрд рублей.

В процессуальном отношении представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение. Срок рассмотрения данных протестов и представлений аналогичен сроку рассмотрения такого рода прокурорского надзора, используемых при общем надзоре (ст. 23 и 24).

Отрасль надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознания и предварительного следствия связана с установлением порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законностью принимаемых соответствующими органами решений.

В этом случае полномочия прокурора в дайной сфере установлены уголовно-процессуальным законодательством. Так, ст. 37,108,146, 221 и 226 Уголовно-процессуального кодекса РФ выделяют следующие основные прокурорские полномочия: проверку уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях; дачу письменных указаний дознавателям по вопросам расследования; контроль за правомерностью решений следователей и дознавателей о возбуждении уголовных дел или о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан; отмену незаконных и необоснованных постановлений дознавателей; возвращение уголовных дел для дополнительного расследования; изъятие дела от органов дознания и передачу его следователю; утверждение обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд и т.д.

Отрасль надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу имеет своим предметом законность нахождения в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания — И ВС), предварительного заключения (следственных изоляторах — СИЗО), исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера и т.д. В местах лишения свободы прокуратура надзирает за установленным уголовно-исполнительным законодательством порядком и условиями содержания лиц в перечисленных выше учреждениях.

После принятия в 1992 г. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» участие прокурора в рассмотрении дел судами потеряло значение отрасли надзора и стало считаться особым направлением деятельности прокуратуры. Это связано с проведением в жизнь принципа разделения власти, по которому органы судебной власти также самостоятельны и в своей деятельности не поднадзорны никаким другим органам государства.

В соответствии с Конституцией (ст. 102) и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется генеральным прокурором РФ.

При рассмотрении уголовных дел прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя лично. В ходе судебного разбирательства он принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств. Прокурор выступает в судебных прениях по уголовным делам с обвинительными речами, в которых анализирует исследованные доказательства, высказывает предложения по вопросам, которые суд будет обсуждать и решать в совещательной комнате при вынесении приговора.

Работники прокуратуры имеют право на собственное мнение по решению суда. После оглашения судом приговора прокурор вправе принять в установленном законом порядке меры по исправлению ошибок, если они были допущены. Для этого он наделен определенными полномочиями независимо от того, вступил или не вступил приговор суда в законную силу.

studme.org

«ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЫБОРОВ»

1. ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ:

— защита прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— защита государственных и общественных интересов (соблюдение принципов демократического устройства общества, выражение власти народа путем демократических, свободных и периодических выборов);

-обеспечение законности и антикоррупционности правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и их должностными лицами в избирательной сфере;

— содействие в обеспечении эффективности мер, принимаемых избирательными комиссиями по контролю за соблюдением законодательства о выборах;

— своевременное предупреждение, выявление, пресечение нарушений законов о выборах и принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещению причиненного вреда и восстановлению нарушенного права.

2. ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ:

-соблюдение конституционных прав граждан избирать и быть избранными федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов о выборах, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— законность и антикоррупционность правовых актов, издаваемых вышеперечисленными органами и должностными лицами, полнота и всесторонность правового регулирования в сфере избирательных прав граждан;

– законность и антикоррупционность деятельности избирательных комиссий, иных государственных органов наделенных контрольной функцией, иных участников избирательной кампании.

Объекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере выборов:

  • правовые акты федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемые в сфере выборов;
  • участники избирательной кампании;
  • органы государственного контроля, их должностные лица.
  • Основные поднадзорные органы:

    – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), его территориальные органы;

    – органы внутренних дел;

    – ГУ МЧС России по субъектам РФ;

    – Региональные управления ФСБ России по субъектам РФ;

    – Центральный банк Российской Федерации, Главное управление Центрального банка РФ по субъектам РФ, публичное акционерное общество «Сбербанк России», его территориальные органы и филиалы, иные банки и кредитные организации;

    – Министерство юстиции РФ и его территориальные органы;

    – органы государственной власти субъектов РФ;

    – органы местного самоуправления;

    – средства массовой информации;

    – иные органы и их должностные лица, указанные в п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

    3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЫБОРОВ:

  • проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • рассматривать и разрешать поступившие в органы прокуратуры заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • проводить антикоррупционную экспертизу законов, устанавливающих административную ответственность (ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • иметь доступ к документам и материалам поднадзорных органов, в том числе уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях (п. 2.1 ст. 4, ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления безвозмездно необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших вопросов (ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • требовать проведения органами контроля проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов;
  • сотрудничать с соответствующими органами других государств и международными организациями в сфере административной юрисдикции (ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, ст. 2 КоАП РФ);
  • принимать меры прокурорского реагирования.
  • Дополнительные (специальные) полномочия прокурора:

  • Обращаться в суд с административным исковым заявлением о назначении выборов (п. 9 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • Давать согласие на применение к члену избирательной комиссии с правом решающего голоса административного наказания, налагаемого в судебном порядке.
  • Следует обратить внимание, что законодатель указывает на определенную категорию лиц, подлежащих административной ответственности, вне зависимости от деяния влекущего административную ответственность, но подлежащего рассмотрению не во внесудебном, а исключительно в судебном порядке.

    В соответствии с п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

    Одновременно следует учитывать, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса принимаются руководителем Следственного отдела Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации (п.12 ст.448 УПК РФ).

    3. Давать согласие на привлечение к административной ответственности зарегистрированного кандидата. В соответствии с п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) подвергнут в судебном порядке административному наказанию.

    Прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

    Одновременно прокурор правомочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, согласно ст. 37, подп. “а” п. 1 ч. 2 ст. 151, ст. 448 УПК РФ о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 136, 140, 141, 1411, 142, 1421, 149 УК РФ.

    Порядок дачи согласия на привлечение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, зарегистрированного кандидата к административной ответственности подлежащей рассмотрению судом (административного наказания налагаемого в судебном порядке), видится следующим образом:

    1). По делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, наказание по которым налагается в судебном порядке, органы (их должностные лица), наделенные правом возбуждать дела об административных правонарушениях, непосредственно перед направлением материалов в суд, обращаются для получения согласия, вне зависимости от уровня выборов в прокуратуру субъекта Российской Федерации (п. 18, п.18.1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

    По делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении зарегистрированного кандидата, наказание по которым налагается в судебном порядке, органы (их должностные лица), наделенные правом возбуждать дела об административных правонарушениях, непосредственно перед направлением материалов в суд, обращаются для получения согласия в зависимости от уровня выборов в прокуратуру города, района, другого приравненного к ним территориального прокурора, субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

    2). Соответствующее подразделение прокуратуры субъекта Российской Федерации (исполнитель)изучает представленные материалы и при наличии достаточных оснований полагать, что лицо подлежит административной ответственности, готовит соответствующее Согласование прокурора субъекта Российской Федерации (прокурора города, района, приравненного к ним прокуроров специализированных прокуратур).

    3). Материалы дела об административном правонарушении с Согласованием/Отказом в согласовании, возвращаются административному органу (его должностному лицу) для самостоятельного обращения его в суд (при получении Согласования).

    В случае возбуждения дела об административном правонарушении прокурором города, района, приравненного к ним прокурорами специализированных прокуратур в отношении члена избирательной комиссии (за исключением членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации) с правом решающего голоса, зарегистрированного кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации, незамедлительно направлять прокурору субъекта Российской Федерации Ходатайство о даче согласия на назначение административного наказания с приложением указанного постановления и материалов проверки (п.2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 23.11.2015 № 645).

    Дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению судом в случаях:

    – в общем порядке согласно главам 22, 23 КоАП РФ;

    – в зависимости от того, проводилось ли производство об административном правонарушении в общем порядке или в порядке административного расследования;

    – в зависимости от вида административного наказания (гл.3 КоАП РФ);

    – в зависимости от субъекта ответственности.

    4. Организация ПРОКУРОРСКОГО надзора зА

    исполнением законодательства о выборах

    Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере выборов:

  • Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155;
  • Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195;
  • Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400;
  • О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 № 252;
  • Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454;
  • Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.02.2015 № 78;
  • О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.2015 № 265;
  • О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23.11.2015 № 645.
  • Информационное обеспечение прокурорского надзора за исполнением законов о выборах составляют:

  • Общая информация о ходе подготовки и проведения выборов ¾ истребуется от избирательных комиссий (п. 3 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
  • Правовые акты в сфере выборов.
  • Сведения об истечении сроков полномочий, досрочном прекращении полномочий выборных органов и лиц.
  • Список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений (п.9 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ)
  • Сведения о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов (п. 1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
  • Сведения о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов на соответствующие выборы.
  • Сведения о зарегистрированных уполномоченных представителях и доверенных лицах кандидатов, а также уполномоченных представителях и доверенных лицах кандидатов, доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
  • Перечень государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания и государственных и (или) муниципальных периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации ( п.п. 7, 9 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
  • Перечень негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий, правомочных предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время и эфирную площадь (п. 4 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
  • Перечень полиграфических организаций (ст. 64 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” от 22.02.2014 № 20-ФЗ).
  • Решения избирательных комиссий.
  • Сведения о членах избирательной комиссии (фамилия, имя, отчество):
  • – список членов комиссии с правом решающего голоса, данные о председателе и секретаре избирательной комиссии.

    – список членов комиссии с правом совещательного голоса.

    1. Жалобы, поступившие в день голосования и до определения итогов выборов, принятые по ним избирательными комиссиями решения.
    2. Сведения о принятых руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации решений о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу (п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
    3. Сведения о полученных согласиях прокурора на возложение на члена избирательной комиссии с правом решающего голоса административного наказания, налагаемого в судебном порядке (п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
    4. Сведения о принятых решениях о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, арест с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации (соответственно уровню выборов) (п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
    5. Материалы уголовных дел.
    6. Материалы рассмотрения дел судом административных дел о защите избирательных прав граждан.
    7. Материалы дел об административных правонарушениях.
      1. Избирательная документация.
      2. Мониторинг СМИ, сети Интернет, проведение «горячих линий» и выездных мобильных приемных прокурора о нарушениях избирательного законодательства.
      3. 22. Иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций по надзору за исполнением законов о выборах.

        Организационные действия в преддверии выборов.

        На стадии подготовки к избирательной кампании органами прокуратуры проводятся следующие мероприятия:

        1) коллегии по вопросам состояния законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах;

        2) встречи с председателями избирательных комиссий, редакторами средств массовой информации, руководителями органов, выполняющих контрольные функции;

        3) надзирающие прокуроры принимают участие в работе семинаров, посвященных изучению избирательного законодательства;

        4) выступают в средствах массовой информации;

        5) составляют планы мероприятий по обеспечению проведения выборов и др.

        Организация прокурорского надзора в ходе избирательной кампании.

        В период избирательной кампании надзор за исполнением избирательных прав граждан согласно задачам и предмету надзора осуществляют различные структурные подразделения органа прокуратуры:

        — по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

        — по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении гражданских дел судом;

        — по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия и дознанием;

        — по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

        — иные структурные подразделения.

        В прокуратуре соответствующего уровня системы органов прокуратуры проводятся следующие организационные мероприятия:

      4. издаются приказы (указания) (соответственно Генеральным прокурором РФ, прокурором субъекта РФ, прокурором города, района) об организации деятельности прокуратуры в период избирательной кампании;
      5. издаются приказы/распоряжения о создании рабочих групп.
      6. Рабочие группы создаются для сбора и анализа информации о состоянии законности, оперативного рассмотрения заявлений, сообщений и иных сигналов о нарушениях избирательного законодательства, своевременного и эффективного принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений законодательства о выборах и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещению причиненного ущерба и восстановлению нарушенного права.

        Рабочие группы в зависимости от их состава классифицируются на внутренние и внешние.

        Внутренние рабочие группы формируются из числа работников прокуратуры. В их состав могут входить:

        – прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов и законностью правовых актов;

        – прокуроры, участвующие в рассмотрении гражданских дел судом;

        – прокуроры, участвующие в рассмотрении уголовных дел судами;

        – прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

        – прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера;

        – прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

        – прокуроры, осуществляющие надзор за территориальными органами Федеральной службы безопасности;

        – помощники прокурора субъекта РФ по связям со средствами массовой информации и общественностью;

        – прокуроры отдела по рассмотрению писем и приему граждан;

        – прокуроры организационно-контрольного отдела;

        – прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

        Внешние рабочие группы формируются из числа работников органов прокуратуры и сотрудников иных органов. Могут быть созданы группы из работников прокуратуры и иных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью; из работников прокуратуры и должностных лиц органов контроля (избирательных комиссий, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора), Федеральной налоговой службы, ГУ ЦБ РФ по субъекту Федерации, в зависимости от уровня выборов — органов бюджетного контроля); смешанные — из работников прокуратуры, сотрудников иных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, должностных лиц органов контроля;

        3) устанавливается дежурство по личному приему граждан в выходные дни на весь период избирательной кампании (п. 11 ст. 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”);

        4) анализируется информация о состоянии законности в период избирательной кампании (как правило, дважды в месяц);

        5) результаты анализа состояния законности в период избирательной кампании и сведения о наиболее серьезных нарушениях, преступлениях незамедлительно направляются в вышестоящую прокуратуру;

        6) ведется отдельный (специальный) учет поступающих сообщений о нарушениях избирательного законодательства;

        7) проводятся межведомственные координационные совещания руководителей правоохранительных и контролирующих органов;

        8) еженедельно проводятся заседания рабочих групп;

        9) в период избирательной кампании сокращаются сроки рассмотрения заявлений и сообщений о нарушениях закона. В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, принимаются:

        в 5-дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования;

        в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно.

        Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

        Организационные действия по окончании избирательной кампании:

        1) соответствующие структурные подразделения прокуратуры анализируют состояние законности в период избирательной кампании. Общий анализ, как правило, осуществляет руководитель внутренней рабочей группы (структурного подразделения по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов). Докладная записка о состоянии законности в период избирательной кампании представляется в вышестоящую прокуратуру;

        2) по итогам избирательной кампании проводятся координационное совещание, коллегия прокуратуры;

        3) вышестоящая прокуратура направляет информационные письма о состоянии законности на территории Российской Федерации, субъекта РФ в период избирательной кампании в нижестоящие прокуратуры.

        Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах.

        Прокурорский надзор за исполнением законодательства о выборах требует взаимодействия прокуроров, осуществляющих надзор по различным направлениям прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов:

        -за законностью правовых актов;

        -за исполнением бюджетного законодательства;

        -за исполнением налогового законодательства;

        -за исполнением законодательства об административных правонарушениях;

        -за исполнением законодательства об общественных объединениях, политических партиях;

        -за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности;

        -за исполнением законодательства о государственной собственности.

        Перед началом избирательной кампании рекомендуется, при наличии к тому достаточных оснований:

        -провести проверки соблюдения законодательства об общественных объединениях и политических партиях территориальными органами юстиции Российской Федерации;

        -проверить соответствие законам регионального законодательства, в том числе правовых актов органов местного самоуправления;

        -проанализировать и обобщить опротестованные правовые акты, касающиеся выборов;

        -проверить, предусмотрены ли расходы на предвыборную кампанию при проведении выборов в органы государственной власти субъекта России, органы местного самоуправления соответственно законом о региональном бюджете, решением о местном бюджете.

        В период избирательной кампании в рамках текущей надзорной деятельности проверяется:

        -законность правовых актов, решений, принимаемых в ходе избирательной кампании;

        -своевременность, законность и обоснованность совершения избирательных действий.

        По окончании избирательной кампании:

        -обобщаются и анализируются допущенные в ходе избирательной кампании нарушения с целью выявления их причин и условий;

        -проводятся проверки в избирательных комиссиях;

        -в органах внутренних дел проводятся проверки своевременности и эффективности принимаемых данными органами в ходе избирательной кампании мер (в том числе по привлечению лиц к административной ответственности);

        -в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), его территориальных органах проводятся проверки своевременности и эффективности принимаемых данными органами в ходе избирательной кампании мер (в том числе по привлечению редакторов средств массовой информации, других лиц к административной ответственности) (следует иметь ввиду, что Роскомнадзор имеет территориальные органы на уровне федерального округа).

        5. ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ

        Если прокурорский надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях законности (п. 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 № 195), то проверки исполнения законов согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

        Таким образом, обязательным условием принятия обращения к рассмотрению органов прокуратуры является в совокупности наличие:

        а) информации о фактах нарушения законов;

        б) достаточных оснований для вмешательства.

        Решая вопрос о достаточности оснований, следует руководствоваться ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», установившей, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. По общему правилу, органы власти действуют в пределах своей компетенции, установленной законом. Следовательно, органы прокуратуры могут принять заявление о нарушении законодательства о выборах к рассмотрению в случае, если полномочий избирательной комиссии, органов внутренних дел, иных органов контроля недостаточно либо принятие решения отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры.

        Анализ компетенции органов и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, позволяет определить следующие основания для вмешательства прокуратуры:

        а) нарушение закона в действиях избирательной комиссии, органов внутренних дел, территориальных органов Роскомнадзора по исполнению законодательства о выборах;

        б) нарушение закона в действиях иных органов, наделенных контрольной функцией;

        в) заявление, сообщение, материалы содержат сведения, являющиеся основанием для разрешения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23¾5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 КоАП РФ (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ);

        г) усматриваются признаки административного правонарушения в действиях члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также зарегистрированного кандидата (п. 18 ст. 29, п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ)

        Следует иметь ввиду, что член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации (п. 18.1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

        д) нарушены права гражданина, который не может лично отстаивать свои права в суде;

        При этом следует иметь ввиду, что в случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 рассматриваемого Федерального закона, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения им списка кандидатов деяний, предусмотренных соответственно подпунктом «ж» пункта 7, подпунктом «ж» пункта 8 настоящей статьи, и в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в», «г» и «з» пункта 7, подпунктами «б», «в» и «г» пункта 8 настоящей статьи, регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению прокурора (п. 12 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

        е) иные основания.

        Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту избирательных прав граждан Российской Федерации (ст. 239 КАС РФ) по спорам:

        об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации);

        об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;

        об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов;

        об оспаривании нормативных правовых актов, принятых в сфере выборов (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»);

        об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления), их должностных лиц (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

        Основные обстоятельства, подлежащие установлению при проверке исполнения законов о выборах:

        – какие действия в силу закона должны были быть совершены и совершены ли данные действия;

        – совершены ли данные действия уполномоченным лицом;

        – имелись достаточные поводы и основания для совершения установленных законом действий;

        – соблюден ли порядок, процедура рассматриваемых действий в соответствии с требованиями закона;

        – соблюдены ли сроки совершения рассматриваемых действий;

        – соблюдены ли права и законные интересы участников процесса, иных лиц;

        – надлежащее ли документальное отражение установленных законом действий;

        – каковы последствия нарушений режима закона;

        – какие органы призваны осуществлять контроль, иные функции обеспечения законности, полнота, всесторонность и своевременность выполнения ими контрольных функций;

        – причины и условия, способствующие нарушению закона;

        – какова мера ответственности лица, допустившего нарушение закона, и лиц, призванных обеспечивать законность;

        – способы восстановления законности, нарушенного права и возмещение причиненного вреда.

        Своевременность принятия решения является специальным вопросом. Избирательное законодательство устанавливает сроки совершения избирательных действий. По истечении срока совершения какого-либо действия (принятия решения) участник избирательного процесса лишается права на его совершение, следовательно, данное действие, хотя и отнесенное к полномочиям лица, следует оценивать как незаконное. При этом установление недостоверных подписей, представленных в поддержку кандидата в депутаты, при повторной проверке подписных листов не может быть признано вновь открывшимся обстоятельством, поскольку недостоверные подписи могли быть выявлены избирательной комиссией при первоначальной проверке подписных листов.

        По результатам рассмотрения поступившего в органы прокуратуры заявления прокурор принимает одно из следующих решений:

        – о направлении заявления по подведомственности либо поднадзорности;

        — о даче разъяснительного ответа;

        – об отказе в удовлетворении или об удовлетворении требований заявителя.

        Дача разъяснительного ответа. Наиболее характерным является разъяснение права на обращение в суд, как ввиду исключительной компетенции суда на разрешение дела по существу, так и в иных случаях нарушения прав заявителя, когда отсутствуют достаточные основания для вмешательства прокуратуры.

        Прокурору следует иметь ввиду категорию споров (решения и действия), разрешение которых отнесено к исключительному ведению суда, то есть не допускается внесудебный порядок восстановления нарушенного права, закона.

        В соответствии со ст. 239 КАС РФ, ст.ст. 10, 31, 64, 75, 77 ФЗ РФ № 67-ФЗ к исключительной компетенции суда относится рассмотрение и разрешение в административном судопроизводстве дел, следующей категории:

        об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) в соответствии с п.8 ст.10 ФЗ РФ № 67-ФЗ;

        об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов;

        о расформировании избирательной комиссии;

        об отмене решений избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов после их установления.

        об отстранения члена участковой комиссии от участия в работе участковой комиссии, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах;

        об удаление наблюдателя и иных лиц из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах.

        Одновременно, в иных случаях разъяснения права на обращение в суд, следует знать, что КАС РФ определяет круг лиц, правомочных обращаться в суд применительно к предмету судебного спора.

        Гражданин вправе обратиться в суд исключительно в случае, если оспариваемое действие (бездействие) непосредственно затрагивает его права, свободы и законные интересы.

        Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть в силу пп. 6, 7, 12 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и пп. 6, 10, 11 ст.239 КАС РФ отменена судом по заявлению:

        – избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов);

        – кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение;

        – кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу;

        – прокурор, в установленных законом случаях.

        Таким образом, разъяснение иным участникам избирательного процесса их права на обращение в суд будет необоснованным.

        Действующее законодательство не предоставляет гражданину права обращаться в суд с заявлением в защиту избирательных прав других лиц.

        И наконец, прокурору, во всяком случае, следует учитывать как при разъяснении права на обращение в суд, а также при рассмотрении вопроса об обращении прокурора в суд – сроки исковой давности (ст. 240 КАС РФ).

        Законодатель разделяет общие и специальные сроки исковой давности, специальные сроки восстановлению не подлежат.

        Удовлетворение требований заявителя. Удовлетворение требований заявителя в целом свидетельствует о применении актов прокурорского реагирования.

        Акты прокурорского реагирования:

        — протест на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации);

        — требование прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного(ых) коррупциогенного(ых) фактора(ов) (ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

        — представление об устранении нарушений закона (ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

        — постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. ст. 22, 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, ст. 28. 4 КоАП РФ);

        — постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ, ст. ст. 22, 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

        — предостережение о недопустимости нарушения законов (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

        — обращение в суд с административным исковым заявлением (ч. 1 ст. 39, гл. 24 КАС РФ, п. 1 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

        — постановление прокурора в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по фактам нарушения уголовного законодательства в сфере выборов (п. 2 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

        Иные меры прокурорского реагирования:

        — участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации);

        — информировать органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности в сфере выборов (абз. 3 п. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

        — вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов в сфере выборов (ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации).

        Административная ответственность в сфере выборов

        Полномочия прокурора определяются ст.ст. 24.6, 25.11, 28.4, 28.8, 29.7, 30.10, 30.12 КоАП РФ. В числе дел, предусмотренных ст. 28.4 КоАП РФ содержатся составы административных правонарушений, возбуждение которых относится к исключительной компетенции прокурора. Постановление по делу об административном правонарушении в сфере выборов не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ).

        Одновременно, ст.ст. 5.16, 5.18, 5.19, 5.20, 5.46, 5.69 КоАП РФ предусматривает административную ответственностьв сфере выборов при условии отсутствия в действиях виновных лиц признаков уголовно наказуемого деяния.

        В сфере выборов, прокурор полномочен на возбуждение следующих дел об административных правонарушениях:

        prokuratura-nao.ru

        Смотрите еще:

        • Закон 2052 для семьи и школы Таблица сопоставления дат Православной и Католической Пасхи на 2014 - 2099 годы. 2014 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст. 2015 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт. 2016 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст. 2017 : […]
        • Пособия на детей на 2012 год Пособия в 2012 году Согласно статьи 10 Федерального закона № 371-ФЗ от 30.11.2011 года «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 января 2012 года установлен 1,06. Таким образом, […]
        • Практика в екатеринбурге юрист Ошибки, допускаемые в ходе принятия наследства Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20 При отказе нотариуса нарочным путём принимать заявление о принятии наследства, необходимо вручить заявление иным способом. потребовать от нотариуса […]
        • Несовершеннолетние нарушители Особые случаи грабежа и разбоя: группой лиц или несовершеннолетними В мире ежесекундно совершается множество преступлений. Лишь немногие страны успешно борются с этим явлением. Заполучить чужое имущество – одна из весьма распространённых преступных целей. УК РФ рассматривает множество […]
        • Документы необходимые для купли продажи с материнским капиталом Перечень бумаг для распоряжения средствами и какие документы нужны, чтобы воспользоваться материнским капиталом? Какие именно документы требуются для использования материнского капитала написано в ФЗ №256 от 9 декабря 2006 года. При этом они варьируются, в зависимости от способа […]
        • Назначение пенсий в 2014 году Социальная пенсия по старости Социальная пенсия по старости относится к одному из видов пенсионного обеспечения, которые предусмотрены законом «О государственном пенсионном обеспечении» и, по сути, представляет собой, финансируемое из средств государственного бюджета, социальное пособие, […]