Правила по оказанию услуг общественного питания

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036
«Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг общественного питания.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 332 «Об утверждении Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 1354).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. N 276 в Правила внесены изменения

Правила
оказания услуг общественного питания
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036)

21 мая 2001 г., 10 мая 2007 г., 21 августа, 4 октября 2012 г.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 настоящие Правила применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и Закону РФ «О защите прав потребителей»

См. справку о Правилах оказания услуг в различных сферах деятельности

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 842 в пункт 2 внесены изменения

2. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.

Под порцией понимается определенный объем (вес) готового блюда продукции общественного питания (напитка), отпускаемого потребителю за определенную цену, которые устанавливаются исполнителем в меню (меню или винной карте).

3. Услуги общественного питания (далее именуются — услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

4. Режим работы исполнителя — государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Режим работы исполнителя — организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о дате и сроках приостановления своей деятельности.

5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

6. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах (далее именуются — нормативные документы) обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

7. Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

8. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

9. К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

10. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.

II. Информация об услугах

11. Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 842 в пункт 12 внесены изменения

12. Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать:

перечень услуг и условия их оказания;

цены в рублях и условия оплаты услуг;

фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;

абзацы девятый — двенадцатый утратили силу.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 842 в пункт 13 внесены изменения

13. Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

14. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.

15. Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

III. Порядок оказания услуг

16. Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.

Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

17. Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.

Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.

18. Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем.

19. Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.

20. Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем.

Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).

21. Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.

22. Исполнитель обязан проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов.

23. К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.

24. Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.

Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

25. При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

назначить исполнителю новый срок;

потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

26. Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общественного питания;

безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

27. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.

28. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1007 пункт 29 настоящих Правил изложен в новой редакции

29. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания. Приводятся сведения, которые должны содержаться в предоставляемой информации об услугах, установлен порядок оказания услуг. Правилами установлена ответственность исполнителя за нарушение сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. N 34, ст. 3980, в приложении к «Российской газете» N 14, 2000 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1007

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 842

Постановление Правительства РФ от 10 мая 2007 г. N 276

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 389

base.garant.ru

Организация питания на предприятии

Большинство промышленных предприятий имеют столовые. Ведь обеспечение работников питанием — одно из важных мероприятий по организации нормальных условий труда для производственного процесса. Есть два варианта: либо выделить помещение для арендаторов, которые имеют опыт оказания таких услуг и хорошую репутацию, либо вводить отдельное подразделение по оказанию услуг общественного питания. Предлагаем акцентировать внимание на втором варианте и обозначим ряд вопросов, возникающих в деятельности данного обслуживающего хозяйства.

Оплата питания работников

На промышленных предприятиях применяется несколько способов оплаты питания работников. Одни предприятия обеспечивают своих сотрудников бесплатным питанием, выдавая талоны, другие — частично компенсируют его стоимость, третьи — считают уместным, чтобы работники сами оплачивали питание наравне со сторонними посетителями столовой. В зависимости от выбранного варианта различаются ведение учета и налогообложение, а рисков больше при обеспечении работников бесплатным питанием.

Вопрос: можно ли учесть при налогообложении прибыли затраты на такое питание? На этот счет есть две нормы в гл. 25 НК РФ. В силу п. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся стоимость бесплатно предоставляемых в соответствии с законодательством РФ питания и продуктов, а также иные расходы, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором. При этом в п. 25 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно. Исключение сделано в части специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и в части бесплатного или льготного питания, определенного трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Последнее чиновники считают довольно существенным.

Поэтому стоимость бесплатно предоставляемых обедов может быть учтена при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено законодательством РФ и трудовым и (или) коллективным договором (Письмо Минфина России от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61204). К сказанному нужно добавить, что такие затраты являются учитываемыми при налогообложении, только если они считаются частью системы оплаты труда. Включение сумм питания в состав расходов на оплату труда, как и в случае иных начислений по оплате труда, предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника (с начислением налога на доходы физических лиц). При отсутствии такой возможности расходы на питание в целях налогообложения прибыли не могу быть учтены в составе расходов на оплату труда, а иной порядок учета подобного рода выплат в пользу работников, являющихся социальными, не предусмотрен (Письмо Минфина России от 11.02.2014 N 03-04-05/5487).

Для целей обложения НДФЛ стоимость бесплатного питания работников финансовое ведомство в указанном разъяснении считает доходом, полученным в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). При этом предприятие как налоговый агент обязано вести учет доходов, полученных от него физлицами в налоговом периоде (п. 1 ст. 230 НК РФ). Например, можно вести учет натуральных доходов исходя из количества выданных на бесплатное питание талонов. Доход в виде материального блага подлежит включению в совокупный доход этого лица в случае, если размер дохода мог быть определен применительно к данному физическому лицу (Постановление ФАС ВСО от 05.08.2014 N А78-4284/2013). Кстати, такая же логика применима и к исчислению страховых взносов во внебюджетные фонды. При определении облагаемой базы по страховым взносам должны учитываться только выплаты (в том числе в натуральной форме), которые образуют подлежащую определению материальную выгоду у каждого конкретного физического лица. Если по каждому накормленному работнику такая выгода точно определена, то в доначислении страховых взносов ревизорам может быть отказано (Постановление ФАС ПО от 29.04.2013 N А12-19716/2012).

Если бухгалтер не торопится с начислением страховых взносов со стоимости бесплатного питания для работников, ему пригодится Постановление АС СЗО от 28.08.2014 N А56-71503/2013. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Оплата стоимости питания своих сотрудников посредством заключения договора на оказание услуг по организации питания не зависела от результата работы конкретного сотрудника, носила социальный характер и не являлась вознаграждением за труд. То, что спорные выплаты были учтены для целей исчисления НДФЛ как полученный в неденежной форме доход, не может служить основанием для признания их частью оплаты труда. Предоставляемые работодателем своим работникам материальные блага не могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими служебных обязанностей, а значит, стоимость питания не является объектом обложения страховыми взносами.

В части НДС нужно учитывать, что реализация товаров на территории РФ, в том числе передача права собственности на товары на безвозмездной основе, признается объектом налогообложения (п. 1 ст. 146 НК РФ). В связи с этим стоимость бесплатного питания работников следует включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Суммы НДС, предъявленные по таким товарам, подлежат вычету в общеустановленном порядке. Этому мнению, высказанному в Письмах Минфина России от 11.02.2014 N 03-04-05/5487, от 16.10.2014 N 03-07-15/52270, можно противопоставить альтернативную точку зрения, суть которой в следующем.

Работники обеспечиваются питанием в рамках трудовых, а не гражданско-правовых правоотношений, следовательно, нельзя говорить о сделке, поэтому не возникает объекта обложения НДС (Постановление ФАС ЗСО от 17.06.2013 N А03-7961/2012). Обеспечение работников бесплатным питанием, вытекающее из условий коллективного договора, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей, не является безвозмездной передачей услуг (товара), и начислять НДС нет оснований (Постановления АС СЗО от 04.12.2014 N А42-8734/2013, ФАС СЗО от 12.04.2013 N А44-4898/2012). Но есть и противоположные судебные решения, в которых указано на то, что безвозмездная передача работникам обедов собственного производства считается реализацией и в силу ст. 146 НК РФ облагается НДС (Постановление АС СЗО от 18.08.2014 N А56-67881/2012).

Налоговый учет расходов на содержание столовой

В общем случае предприятия промышленности уплачивают налоги в рамках традиционной системы налогообложения. Один из них — налог на прибыль. Правила его начисления и уплаты прописаны в гл. 25 НК РФ, в которой есть отдельные нормы по налоговому учету расходов обслуживающих производств и хозяйств и затрат столовой. В частности, в силу пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, касающимся производства и реализации, относятся затраты, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются по правилам ст. 275.1 НК РФ. В последней названной статье сказано, что по деятельности объектов ОПХ налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Это нужно для того, чтобы убытками ОПХ напрямую не снижать прибыль, полученную от основных видов деятельности предприятия. Есть специальные правила учета убытков ОПХ, но не это главное. Важно, что к ОПХ относятся подсобное хозяйство, объекты ЖКХ, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства, оказывающие услуги как своим работникам, так и сторонним лицам. Чтобы не определять отдельно налоговую базу, нужно сделать так, чтобы столовая не являлась ОПХ с позиций ст. 275.1 НК РФ.

Для этого достаточно, чтобы столовая находилась на территории предприятия и обслуживала только своих работников. Тогда расходы, связанные с содержанием столовой, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письма Минфина России от 27.06.2014 N 03-03-06/1/30947, ФНС России от 14.01.2014 N ГД-4-3/271). При этом расходы на оплату труда и иные выплаты работникам столовой, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ. Стоимость продуктов для приготовления пищи работникам в такой ситуации включается в состав материальных затрат в силу п. 1 ст. 254 НК РФ.

А как быть, если столовая находится на территории предприятия, но обслуживает как своих работников, так и сторонних лиц? Тогда для предприятия-налогоплательщика данная столовая будет объектом ОПХ, доходы и расходы которого учитываются по правилам ст. 275.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 31.10.2014 N 03-03-06/1/55344). Если столовая получает прибыль, то она плюсуется к общей прибыли предприятия промышленности. Если же точка общепита убыточна, то для признания в налоговом учете полученного убытка нужно выполнить условия абз. 5 ст. 275.1 НК РФ. Суть их заключается в том, что столовая должна работать как аналогичные предприятия общественного питания, для которых эта деятельность основная (те же цены, расходы и условия оказания услуг). При невыполнении данных условий полученный убыток переносится на следующие периоды и на его погашение направляется прибыль столовой.

А предположим, что для предоставления услуг питания трудовому коллективу планируется привлечь специализированное предприятие общественного питания. Как учесть в таком случае расходы по оплате услуг исполнителя при расчете налога на прибыль? Как указано в Письме Минфина России от 27.06.2014 N 03-03-06/1/30947, требования об экономической обоснованности расходов не допускают их произвольного толкования, и нужно установление объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы. К этому можно добавить, что требования по созданию столовых также определены санитарными нормами. Так, п. п. 5.48, 5.51 СП 44.13330.2011 «Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» предусматривается, что на производственных предприятиях должны быть столовая (при численности работающих в смену более 200 человек), столовая-раздаточная (при численности до 200 человек), комната приема пищи (при численности до 30 человек). То есть организация питания на производственных предприятиях является не прихотью работодателя, при том что условие о частичной или полной оплате питания работников может включаться в коллективный договор как обязательство работодателя по улучшению условий труда, что будет еще одним доказательством обоснованности таких расходов.

Методология учета

Общественное питание — это не основной вид деятельности предприятия промышленности. Деятельность столовой на предприятии не связана непосредственно с производством продукции, явившимся целью создания организации. Раз так, то данное подразделение для целей ведения бухгалтерского учета вполне можно отнести к категории обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ). В отличие от вспомогательного производства, обслуживающие хозяйства не выполняют работу по удовлетворению потребностей основного производства, им отведена роль непромышленных подразделений предприятия. Несмотря на это, обслуживающие производства вносят вклад в формирование себестоимости продукции предприятия.

Для обобщения информации о затратах производств, которые являются обслуживающими для основного и вспомогательного производства, Планом счетов предусмотрен счет 29. Он ведется вместе с другими производственными счетами, формирующими себестоимость продукции. При этом каждый такой счет имеет свой порядок обобщения и последующего распределения затрат, включая конечные объекты калькулирования (себестоимость определенных видов продукции). Счет 29 имеет свою технологию накопления и распределения затрат обслуживающих производств и хозяйств, что обусловливается сущностью подобных затрат.

На счете 29 аккумулируются собственные и сторонние затраты. Разница между ними в том, что первые сразу относятся на счет 29, а вторые — поступают на этот счет с других счетов производственных затрат. Первый вид затрат корреспондирует со счетами учета сырья и материалов (10), расчетов по оплате труда (70), учета с бюджетом и внебюджетными фондами (68, 69), расчетов со сторонними поставщиками и подрядчиками (60, 76). Второй вид затрат сначала обобщается на счете учета затрат других производств (23, 25, 26) и лишь после этого включается в состав затрат ОПХ.

Заслуживает внимания отнесение на счет 29 сторонних затрат. Как правило, вспомогательные производства подчас вносят больший вклад в работу обслуживающих хозяйств (в обеспечение электроэнергией, теплоэнергией, газом), чем оплаченные предприятием общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Потому основной в числе косвенных затрат обслуживающего производства остается часть относящихся к нему расходов вспомогательных производств. Но таких производств может и не быть, тогда вместо них на счет 29 относятся затраты со счетов 25 и 26.

При этом в части общехозяйственных расходов есть одно условие. Обслуживающие производства и хозяйства должны в том числе выполнять работы, оказывать услуги сторонним заказчикам и потребителям. Тогда бухгалтером часть общехозяйственных затрат может быть включена в себестоимость работ (услуг) обслуживающих производств и хозяйств. Данное правило применяется при условии, что предприятие формирует полную производственную себестоимость производимой продукции. Если же предприятие приняло решение о формировании неполной себестоимости продукции, то сумма общехозяйственных затрат признается текущими затратами этого периода.

Как собственные, так и сторонние затраты обслуживающего производства формируют стоимость выпускаемой им продукции (работ, услуг) и незавершенного производства, стоимость которого показывает сальдо счета 29 на конец месяца. Если на конец месяца нет «незавершенки» в обслуживающем производстве (что возможно при оказании услуг), то и на счете 29 также не должно быть остатка на конец месяца. По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются в дебет:

— счетов учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;

— счетов учета затрат подразделений — потребителей работ и услуг, произведенных и оказанных обслуживающими производствами и хозяйствами;

— счета 90 «Продажи» (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, произведенных и оказанных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.

Из перечисленных вариантов наиболее часто встречается на практике списание затрат обслуживающих хозяйств на цеха-потребители или на реализацию сторонним потребителям. Столовая предприятия нередко обслуживает своих и чужих, поэтому затраты такого подразделения ОПХ не стоит исключать из себестоимости продукции основных и вспомогательных цехов-потребителей, а также управленческих подразделений, которые также пользуются услугами столовой. Возникает резонный вопрос: как же распределить затраты столовой между всеми потребителями? Наиболее простой вариант заключается в формировании отдельного результата, полученного от деятельности столовой, которая оказывает услуги общественного питания всем желающим и получает от этого выручку. Затраты ОПХ уменьшают соответствующие доходы, в итоге столовая получает прибыль или убыток, дополняющий общий финансовый результат предприятия.

Корреспонденция счетов по столовой предприятия, оказывающей услуги питания как своим, так и чужим за плату (наличный расчет), будет выглядеть так:

info-personal.ru

Смотрите еще:

  • Ч4 ст 159 ук рф срок давности Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по составу мошенничество (статья 159 УК РФ) По существу заданного вопроса сообщаем следующее. В соответствии со статьей 8 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ) единственным […]
  • 6-ред правил Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898"Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг" С изменениями и […]
  • Правила приграничной зоны Приказ ФСБ РФ от 15 октября 2012 г. N 515 "Об утверждении Правил пограничного режима" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ ФСБ РФ от 15 октября 2012 г. N 515"Об утверждении Правил пограничного режима" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 2013 г. В соответствии со […]
  • Закон об оружии хранение боеприпасов Закон об оружии хранение боеприпасов (с изменениями на 7 марта 2018 года) Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130062) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от […]
  • Приказы по наркотич Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 августа 2012 г. N 54н г. Москва "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также […]
  • Реестр всн это что Реестр исполнительной документации в строительстве. Состав исполнительной документации. При завершении строительства объекта встает необходимость передать исполнительную документацию сначала на проверку, а потом уже после устранения замечаний навсегда. Исходя из того что сам постоянно […]