Правила общения с ребенком подростком

Общение родителей с ребенком после развода

Семейное законодательство преследует цель: родителям обеспечить возможность реализации своих родительских прав, а детям – возможность полноценного общения с отцом и матерью. Особенно после развода, который сам по себе является тяжело травмой, и для родителей, и для детей.

На деле часто происходит наоборот: вместо сохранения нормальных отношений бывшие супруги используют детей в качестве мишеней или оружия в борьбе друг с другом. Часто мать препятствует общению с ребенком после развода, а отец демонстративно отказывается от воспитания и содержания детей. И все от этого только страдают.

В этой статье мы постараемся разобраться в перипетиях общения родителей с детьми после развода. И определить порядок преодоления спорных вопросов.

Ограничение общения отца с ребенком после развода

Поскольку в большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью, именно матери становятся противниками полноценного общения отца и ребенка. Мать начинает злоупотреблять своими правами и ущемлять права отца по самым различным причинам (в том числе, из обиды и желания отомстить бывшему мужу). Она сама определяет порядок встреч отца с ребенком, ограничивает время их общения, а иногда и вовсе не позволяет видеть друг друга.

Иногда отца такое положение вещей ничуть не смущает. Но как правило, отец отстаивает свои законные права на общение с ребенком после развода.

Сколько раз отец может видеть ребенка после развода по закону?

Матери часто спрашивают, можно ли запретить отцу видеться с ребенком по закону.

Вопрос

Ответ

Тем не менее, в некоторых случаях общение отца с ребенком может быть ограничено судом — если это общение приносит вред физическому или психологическому развитию ребенка. Например, если отец ведет аморальный образ жизни, употребляет алкоголь или наркотики, оскорбляет бывшую жену, настраивает ребенка против матери и тому подобное.

Если же поведение отца не вызывает никаких нареканий, ограничивать его участие в жизни ребенка нет оснований. Отец тоже может обратиться в суд, если он считает, что мать нарушает его законное право на участие в воспитании совместных детей.

Увы, в законе не указано допустимое количество часов или дней, которые отец может проводить с ребенком. Но это значит лишь то, что родителям нужно самостоятельно (или при помощи суда) достичь соглашения о порядке общения с ребенком. Расписание и порядок встреч будет прямо зависеть от таких обстоятельств, как возраст детей, степень привязанности, расстояние, занятость и возможности родителей.

Ниже мы рассмотрим, как и в какой форме устанавливается график встреч родителей с детьми.

Как родителям достичь соглашения о порядке общения с ребенком?

Определить частоту и длительность встреч отца с ребенком (а также другие особенности их общения – в зависимости от обстоятельств) родители могут несколькими способами. Закон предусматривает возможность составить письменное соглашение или обратиться в суд. На практике также возможна устная договоренность между родителями.

Устное соглашение родителей

Хорошо, если у бывших супругов после развода сохранились человеческие взаимоотношения. Если родители осознают важность общения ребенка как с матерью, так и с отцом, и в равной мере несут ответственность за его воспитание, они могут договориться устно. Никаких документов составлять не требуется.

Например, по устному соглашению отец забирает ребенка к себе каждые выходные, а мать не контролирует процесс общения, поскольку признает право бывшего мужа на воспитание общего ребенка.

Разумеется, не каждые родители могут похвастаться таким сознательным отношением к своим родительским обязанностям и таким уважительным отношением друг ко другу.

Письменное соглашение родителей

Вопрос. Мы с женой развелись, у нас есть общий ребенок 10 лет. Жена с ребенком живут в другом городе, достаточно далеко – за 200 км. Чтобы увидеться с сыном, я приезжаю к нему не реже одного-двух раз в месяц. Но бывшая жена остерегается отпускать ребенка со мной, поэтому в моем распоряжении всего один день. Имеет ли жена право диктовать условия встреч с ребенком? Можно ли заключить с женой письменный договор?

Если один из родителей злоупотребляет своими правами или ущемляет права другого родителя, если между родителями возникают споры о том, как часто должны происходить встречи с ребенком, разумно будет сформулировать эти права в письменном виде, составив специальное соглашение.В нем, среди прочих условий относительно совместного воспитания и родительского участия в жизни сына или дочери, нужно предусмотреть …

  • Место и время встреч;
  • Продолжительность встреч (например, количество часов — в будние дни и выходные, дней – во время школьных каникул);
  • Виды совместного досуга и недопустимые способы времяпровождения;
  • Возможность присутствия на встречах родителя с ребенком второго родителя, других родственников.
  • Заверять соглашение у нотариуса не нужно. Но если родители хотят быть уверены, что документ не противоречит интересам ребенка, его можно согласовать с органом опеки и попечительства.

    Определение встреч с ребенком через суд

    Бывает, что после развода отношения между бывшими супругами настолько разрушены, что мирно договориться об общении с ребенком не получается. А бывает, что заключенное ранее письменное соглашение попросту игнорируется одним из родителей. В таком случае спор решается в судебном порядке при обязательном участии органа опеки и попечительства.

    Вопрос. Мой сын развелся с женой. Общий ребенок проживает с матерью. Бывшая жена строго лимитирует совместное времяпровождение отца и ребенка и лично присутствует во время их общения. А судя по тому, как неуверенно и боязливо ведет себя ребенок во время этих редких, коротких и очень неудобных встреч, мать настраивает ребенка против отца. Как добиться нормальных встреч с ребенком после развода?

    В зависимости от обстоятельств, могут быть поданы следующие исковые заявления:

  • об определении порядка общения матери или отца с несовершеннолетним ребенком;
  • об ограничении общения отца или матери с ребенком после развода (если имеют место обстоятельства, указанные в ст. 66 СК РФ);
  • о порядке общения с ребенком других родственников (указанных в ст. 67 СК РФ).
  • Споры между родителями о детях решаются исключительно районным судом, туда и нужно подавать исковое заявление об определении порядка общения с ребенком.

    График общения с ребенком

    В качестве одного из приложений к исковому заявлению может выступать график общения с ребенком. Данный документ содержит приблизительное или точное расписание встреч родителей с ребенком, их время и длительность, место и способ проведения, а также другие формы общения (телефонные звонки, переписка).

    Составить график общения с ребенком родителям придется самостоятельно, в зависимости от обстоятельств и особенностей семейных отношений. Если возникают серьезные затруднения, стоит обратиться за помощью к юристу.

    Порядок общения с детьми после развода — время и часы.

    Сразу нужно сказать, что законодательством не предусмотрено никаких ограничений на количество времени, проводимое отцом или матерью с ребенком. Ограничения устанавливаются в исключительных случаях, например, если мать категорически против, и отцу приходится добиваться встреч с ребенком в судебном порядке, или если у матери есть веские причины ограничивать совместное времяпровождения отца с дочерью или сыном.

    Как матери, так и отцу, если они не лишены родительских прав, важно реализовать предусмотренную законом роль в жизни ребенка, поддерживать с ним взаимоотношения, воспитывать его, принимать участие в его развитии и становлении.

    При этом надо учитывать, что возможности отца не безграничны, учитывая работу, загруженность другими делами, расстояние, иногда – новое семейное положение. С противоположной стороны также могут присутствовать разумные ограничения. Поэтому график встреч родителя с ребенком формируется с учетом всех существенных обстоятельств, таких как занятость родителей, раздельное проживание, а также возраст ребенка, его возможности и пожелания, степень привязанности между родителем и ребенком.

    В графике желательно предусмотреть возможность спонтанных, незапланированных заранее встреч. Ведь даже самой организованной маме внезапно может понадобиться помощь с ребенком, или у самого занятого отца может появиться свободное время для встречи с ребенком.

    Судебная практика по делам данной категории исходит из того, что порядок встреч родителей с детьми должен быть предельно конкретным и четким. Неопределенность, отсутствие точного графика дней и часов делает решение суда невыполнимым, допускает возможность манипуляций и взаимных претензий, ставит родителей и детей в зависимое положение, препятствует планированию и соблюдению полноценного режима ребенка.

    Так, график общения с ребенком должен содержать конкретное расписание:

    • дни недели и часы (в будние и выходные, праздничные дни),
    • время, место встреч,
    • длительность встреч,
    • способы времяпровождения,
    • возможность присутствия и сопровождения (например, мать, родственники по линии матери или отца — бабушки и дедушки, родные и сводные братья и сестры),
    • порядок совместного проведения школьных каникул и родительских отпусков.
    • При этом обязательно учитываются индивидуальные обстоятельства, перечисленные выше.

      Рассмотрение дела и решение суда

      Вопрос. Муж развелся со мной по причине связи с другой женщиной. После развода вступил с ней в брак. В нашем браке был рожден ребенок, сейчас ему 3 года. Бывший муж проявляет инициативу встреч с ним, но хочет видеться с ребенком в любое удобное для него время, а также по собственному желанию забирать его к себе. Мое участие в этих встречах категорически не приемлет. Говорит, что добьется этого через суд. Суд может пойти навстречу мужу?

      Рассмотрев заявление истца, суд изучает материалы дела. При этом во внимание принимаются следующие обстоятельства:

    • Возраст ребенка, уровень его физического и психологического развития;
    • Моральные качества родителя, порядок встреч с которым определяется судом;
    • Предлагаемый истцом график общения с ребенком – время и регулярность встреч, условия и способ проведения встреч.
    • Для вынесение справедливого решения суд опирается на следующие доказательства:

    • рекомендации органа опеки о попечительства;
    • характеристики родителей;
    • свидетельские показания, записи разговоров, письма.
    • Если оснований для отказа в удовлетворении иска нет, суд своим решением утверждает порядок общения отца с ребенком в том виде, о котором просит истец (с учетом изменений и дополнений, внесенных в исковые требования в процессе судебного рассмотрения).

      Если же суд выяснит, что при удовлетворении иска будут нарушены интересы ребенка, что встречи с родителями негативно повлияют на физическое и психологическое развитие ребенка (например, отразятся на его самочувствии, поведении, на успехах в школе), требования истца будут отклонены. Также суд может ограничить свидания отца с ребенком (например, только в присутствии матери).

      Ответственность за нарушение порядка общения с ребенком, установленного судом

      Если решение суда об определение встреч с ребенком вступило в законную силу, но один из родителей по-прежнему поступает по-своему, препятствуя нормальным отношениям ребенка с другим родителем, его можно привлечь к ответственности. За подобное нарушение предусмотрен штраф.

      За систематичное нарушение порядка встреч, определенного через суд, один из родителей вправе потребовать изменение места жительства ребенка (например, если мать категорически отказывает отцу в возможности видеть и воспитывать общего ребенка, отец может добиться, чтобы ребенок проживал с ним).

      ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область — +7(499)322-94-90
      • Санкт-Петербург и область — +7(812)241-19-29

    law-divorce.ru

    Как быть хорошей мамой: для дочери, для сына, для подростка? Можно ли оставаться одновременно хорошей мамой и женой?

    Материнство – это не только забота о физических нуждах вашего чада, это особая сфера жизни. Несколько советов как стать хорошей мамой своим детям относятся не к глобальным задачам воспитания, а к той практике отношений, которая поможет стать лучшей матерью, а ребенку чувствовать себя счастливее.

    Воспитание дочери

    Каждая девочка для своей матери самая лучшая, любая мама желает, чтобы дочь приобрела только самые хорошие качества.

    Как не ошибиться в воспитании дочери, чтобы все мечты, о ее счастливой жизни стали реальностью?

    Как стать примером подражания для своей дочери? Ведь все ее поступки в будущем так или иначе будут отображать воспитание в детстве.

    Чего нельзя допускать в общении с дочерью:

  • Важная задача женщины – быть леди, уверенной в себе. Мама никогда не должна говорить дочери, что она неряшлива и некрасива. Если дома смеются над недостатками девочки (слишком толстая, слишком худая или высокая), то это создает питательную почву для развития у ребенка комплексов, и повзрослевшая девушка вряд ли станет счастливой.
  • Воспитывая дочь, следует отказаться от силовых методов наказания. Психологи говорят, что девочки, выросшие в излишней строгости и жестокости, в будущем имеют трудности в устройстве личной жизни.
  • Еще одна функция женщины – быть хозяйкой. Кто, если не мама может научить дочь быть помощницей? Небольшие поручения по хозяйству дадут возможность развить у девочки самостоятельность, ответственность и уверенность в себе.
  • Мама – это лучший образец для подражания для маленькой леди. Если вы хотите вырастить свою дочь счастливой и успешной, начните с себя.
  • Воспитание сына

    Так ли важно воспитание матери для сына как воспитание отца – ответ да, очень важно.

  • Чтобы стать хорошей мамой для своего сына, нужно относиться к нему не как к малышу, а как к мужчине.
  • Не смейтесь над сыном, насмешка женщины для мужчины всегда болезненна. Это негативно отражается на формировании его самооценки.
  • Мальчик с детства должен уметь нести ответственность за свои поступки. Учите мужскому характеру с детства: поощряйте его самостоятельность, советуйтесь с сыном в принятии решений.
  • Поддерживайте его интересы. Искренне интересуйтесь его увлечениями. Самореализация для мужчины — это главная составляющая его успеха.
  • Как быть хорошей мамой для подростка

    До сих пор вы легко справлялись с ролью мамы, ваш малыш вас безумно любит и бежит к вам с объятиями. Но в один день все может резко поменяться – ваш сын или дочь повзрослели. Как не потерять контакт с подростком?

  • Примите его взрослость.
  • Дайте ему быть независимым, доверяйте ребенку.
  • Старайтесь быть гибкими в общении. В любом конфликте лучше найти компромисс, чем просто отстоять свою сторону.
  • Интересуйтесь делами ребенка, но, не лезьте с расспросами, если сын или дочь что-то не хотят рассказывать.
  • Уважайте личное пространство подростка, теперь это уже не малыш, к которому можно без стука зайти в комнату.
  • Помогайте подростку сделать выбор, но не давите на него.
  • Учите нести ответственность за принятые решения. Дайте возможность сделать что-то самому. Следуйте принципу — если не опасно – разрешается.
  • Переходный возраст сложный, но он временный. Просто запаситесь терпением.

    Можно ли быть одновременно хорошей мамой и женой, как все успевать?

    Как в заботах не потерять связь с мужем?

    Ребенок вырастет счастливым только в счастливой семье. Как в ежедневных заботах о детях не потерять прежнюю связь с мужем?

  • Взвалив на себя кучу бытовых дел и забот о малыше обязательно оставляйте время на свои увлечения, работу. Но помните, что во всем важен баланс. Ваши личные дела не должны идти в разрез с нуждами семьи.
  • Дом для детей и мужа должен стать тем местом, куда хочется возвращаться, где каждый чувствует себя спокойно и безопасно. Относитесь с пониманием к домочадцам, в первую очередь они будут стремиться прийти к вам, если будут знать, что вы их поддержите.
  • Стараясь быть хорошей мамой, не забывайте о муже. Ребенок не должен становиться центром семьи вопреки интересам супругов. Сочетание любви и разумной строгости научит ваших детей с уважением относиться к семейным правилам.
  • Не забывайте о своем внешнем виде, помните, мужчины любят глазами. Маски для лица и простые физические упражнения вполне можно совместить с выполнением домашних дел.
  • Устраивайте вечера только наедине с мужем. Отдайте детей на несколько часов родственникам. Ну а если помочь некому, то устраивайте романтический ужин, пока дети спят, это привнесет в ваши отношения новую страсть.
  • Чтобы все успевать, нужно учиться планировать, свой день, свои цели. И тогда статус мама и жена будет вам только в радость.

    Как быть хорошей мамой: советы на каждый день

    Наряду с повседневной заботой о своем чаде нужно помнить три главных момента, которые помогут вам быть хорошей мамой, это общение, любовь и забота о себе.

  • Общайтесь с ребенком чаще. Старайтесь находить время для разговора даже в самый загруженный день. Старайтесь быть в курсе его дел, интересов, потребностей.
  • Ведя беседы, говорите на равных. На вашем примере ребенок учится общаться и с другими людьми. Пресекайте грубости, поощряйте за вежливость и тактичность.
  • Если ребенок требует общения в то время, когда вы слишком заняты, не отмахивайтесь от него. Договоритесь, что перенесете разговор на вечер или другое удобнее время, но не обещайте того, что выполнить не сможете.

    правила общения с ребенком

    Будьте последовательны в своих запретах и требованиях. Объясняйте ребенку причины тех или иных правил поведения.

  • Хвалите ребенка, говорите ему ободряющие слова. Ваша поддержка и оценка являются для ребенка главными стимулами развития.
  • Как бы вы не строили свой воспитательный процесс, любовь к ребенку самое главное. Он должен знать, что его любят. Будьте с ребенком максимально открыты.
  • Не скупитесь на похвалу. Если сердитесь, то наказываете только за конкретный поступок. Наказывая ребенка, ругайте, только не оценивая в целом личность ребенка.
  • Чаще обнимайте ребенка. Физический контакт очень важен для эмоционального развития, как мальчикам, так и девочкам.
  • Цените индивидуальность своего чада. С пониманием и принятием относитесь к увлечениям, старайтесь проявлять заинтересованность. Дети охотнее идут на контакт, если видят, что родителям небезразличны личные интересы ребенка.
  • Спокойная и уравновешенная мама – это лучшее, что может быть в семье. Поэтому наряду с заботой о детях нужно уделять внимание и себе любимой.

  • Позволяйте себе отдых. Уход за детьми, домашние хлопоты забирают много сил. Накопившаяся усталость выливается в раздражительность, поэтому чтобы не срываться на близких устраивайте себе ежедневный отдых. Полчаса-час в день только для себя — это должно стать правилом в вашей семье.
  • Ребенок даже самый желанный не должен становиться центром жизни. Развивайтесь, уделяйте время своим увлечениям. Дети должны понимать и ценить ваше личное пространство и время. Иначе есть риск превратиться в скучную домохозяйку. Разве интересна такая мама ребенку?
  • Не вините себя ни в чем. Идеальных матерей не бывает. Если вы поступили неправильно по отношению к ребенку, попросите прощения, но не грызите себя упреками.
  • Быть мамой и женой, это бесценное счастье для каждой женщины. Но не нужно гнаться за идеалом, помните, самое важное в семье, что вы можете дать своим близким — это любовь. Быть мамой непросто, но учась терпению, любви и пониманию вы даете ребенку главное – возможность вырасти счастливым.

    Что такое «хорошая мама»? В следующем видео лекция Руслана Нарушевича:

    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

    mamyideti.com

    Как родителям не потерять контакт с подростком 16 лет?

    В подростковый период как дети, так и родители делают очень много ошибок в общении друг с другом.

    Родители вдруг чувствуют, что уже не являются таким большим авторитетом для их ребёнка как раньше, и судорожно пытаются компенсировать это способством запретов и строгого контроля. Они демонстративно показывают ребёнку, что они-родители, умнее и опытнее НО забывают порой, что речь идёт совсем не о них, а о ребёнке, который становится взрослее и нуждается в их поддержке в становлении личности.

    Что же поможет, избежать конфликта и не потерять контакта с подростком ?

  • Время: Необходимо проводить много времени с ребёнком. Как не крути — это всё ещё ребёнок, который только желает повзрослеть. Когда наши сынок или дочурка начинали ходить, мы не запрещали им это делать и не завидовали, что они теперь тоже будут стоять на своих ногах. То же самое стоит делать и во время подросткового периода. Не стоит «держать 16-летнего на руках», наоборот — лучше «взять за ручку», поддерживая, делая вместе, не спеша, маленькие шажочки и радоваться его успехам. Чтобы научить ребёнка ходить, требуется время. Так же: участвуя в делах Вашего ребёнка, Вы даёте ему понять, что он Вам не безразличен. Позволяйте высказываться ему по поводу всего, о чём он только захочет. Пусть не будет тем «ТАБУ» («Запрещённых» тем, таких как секс, половое влечение в общем, курение и прочее).Не стоит допускать истерик и закатывать глаза! «Опуститесь» на его уровень и будьте ему другом/подругой. (Однако не допуская со стороны ребёнка фамильярностей.) Личный опыт: Своим пацанам всегда говорю: «Я ваша библиотека, ваш словарь, ваша энциклопедия и ваш помощник. Там, где вы сейчас находитесь, я уже был, и могу помочь пройти этот путь. Пользуйтесь моей помощью.» А ещё их заверяю в том, что если их кто-то обидел — не важно кто, то за них порву обидчика на части, НО опять же, если обидели не за дело 🙂 (Это останавливает их, творить беспредел) Тоже не остаюсь голословным. Дети в восторге, если я, например, «воспитываю» их учителя, который иногда превышает свои полномочия. Другими словами: быть рядом, быть вместе, быть частью их жизни и их круга общения! И не воспринимать ребёнка, как конкурента в доме. (Особенно касается пап)
  • Правильно решаем конфликты Делая первые шаги, наш ребёнок, впрочем как и мы сами в своё время — падает и набивает синяки. Ругали ли мы своего малого, когда тот падал, или всё-таки жалели, дули на болячку и показывали, как избежать падения? А если ребёнок-подросток ошибается и принимает не правильное решение, стоит ли ругать его за проступок? Как правило, упав, любой человек понимает, что он упал и что больно и в основном даже точно знает — ПОЧЕМУ упал. Самое разумное в конфликтной ситуации — поговорить с нашим пострадавшим чадом и спросить, как он оценивает ситуацию и как думает, почему так получилось и как избежать подобного в будущем. А наругав ребёнка, мы только дадим ему понять, что не понимаем его и обращаться к нам со своими болячками он в следующий раз просто не будет. ВАЖНО! Если Вы оказались неправы или каким-то образом огорчили ребёнка, то вообще — В ЛЮБОМ возрасте, попросите у него прощения. Да, это Вас немного обезоруживает, делая как-бы уязвимым, и ДА, вы показываете, что тоже ошибаетесь! Но попросив прощения, Вы преобретаете друга.
  • Ограничения / правила. Вседозволенность одинаково вредна как для маленького ребёнка, так и для подростка и для взрослого. Поэтому всё-же, необходимо установить «правила игры». Это тоже элемент взросления. Важно распределить, за что ребёнок ответственный (в доме, в школе. ) и настаивать на том, чтобы эта работа была им выполнена. Ведь у всех есть обязанности и каждый должен вносить свой вклад в семейный уют. Интересно, что от многих детей уже слышал, что не смотря на их всплески эмоций в этот период, они ожидали от родителей конкретные ограничения.
  • Похвала и доверие. Воспитание подразумевает не только составление свода законов и требований. Не правильно, если ребёнок видит нас всегда стоящим «с указкой в руках». Если он справился с каким-то заданием, с какой-то ситуацией — пусть даже это будет совсем мелочь, КАК благодарен он будет, если мы, родители, обняв его, скажем, как мы его любим и им гордимся. Похвала — творит чудеса. Она гораздо сильнее нудных наставлений. Даже если приходится говорить о серьёзных проблемах, ПЕРВОЕ что надо сделать, похвалить ребёнка. (Например за то, что он готов сейчас вместе обсуждать эту тему итд.)
  • Это пожалуй основные моменты, которые мне спонтанно приходят в голову. Важно быть честным и последовательным в отношениях со своим ребёнком. Чего Вам от всего сердца и желаю!

    www.bolshoyvopros.ru

    Психология подростка

    ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10-11 ДО 14-15 ЛЕТ)
    Социальная ситуация развития

    Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.

    В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым. Их желание, с одной стороны, оправданно, потому что в чем-то родители действительно начинают относиться к ним по-другому, разрешают делать то, что раньше не дозволялось. Например, теперь подростки могут смотреть художественные фильмы, доступ к которым раньше был запрещен, дольше гулять, родители начинают прислушиваться к ребенку при решении житейских проблем и др. Но, с другой стороны, подросток не во всем отвечает требованиям, предъявляемым ко взрослому человеку, он еще не выработал в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям. Поэтому относиться к нему так, как он хочет, пока невозможно.

    Еще один очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток продолжает жить в семье, учиться в той же школе и окружен теми же сверстниками, в шкале его ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого является рефлексия, которая начала развиваться к концу младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие. Приобрести качества, свойственные взрослому человеку, стремятся все подростки. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам». С 12-13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

    Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12-13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость.

    Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства и т. д.

    Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

    Физиологические изменения

    В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

    Сокращается период активности доминирующего центра корыг головного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым.

    Ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации. Поэтому во время занятий надо приводить больше ярких, понятных примеров, использовать демонстративный материал и так далее. По ходу общения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры.

    Увеличивается латентный (скрыгтый) период рефлекторные реакций. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу начинает выполнять требования учителя. Чтобы не усугублять ситуацию, не следует торопить детей, необходимо давать им время на раздумье и не оскорблять.

    Подкорковыге процессы выгходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Зная эту особенность подросткового возраста, учителю необходимо быть более терпимым, относиться к проявлению эмоций с пониманием, стараться не «заражаться» отрицательными эмоциями, а в конфликтных ситуациях переключать внимание на что-либо другое. Целесообразно ознакомить детей с приемами саморегуляции и отработать с ними эти приемы.

    Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать аудиальную (словесную) информацию. Не следует торопить их, можно подсказывать необходимые слова, при рассказе использовать иллюстрации, т. е. визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Что-то рассказывая или сообщая информацию, желательно говорить эмоционально, подкрепляя свою речь яркими примерами.

    В подростковом возрасте начинается половое развитие. Мальчики и девочки начинают относиться друг к другу иначе, чем прежде, — как к представителям другого пола. Для подростка становится очень важным, как к нему относятся другие, он начинает уделять большое внимание своей внешности. Происходит идентификация себя с представителями своего пола .

    Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще — как возраст полового созревания.
    Психологические изменения

    Изменения на психологическом уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом.

    Высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая активность. Происходит перестройка памяти. Начинает активно развиваться логическая память. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется. А так как в школе с появлением новых учебных предметов приходится запоминать много информации, в том числе и механически, у детей появляются проблемы с памятью. Жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются часто.

    Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление определяется памятью. Мыслить — значит вспоминать. Для подростка вспомнить — значит мыслить. Для того чтобы запомнить материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.

    Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи. Чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь — от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная — от изложения к сочинению. Речь становится богатой.

    Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.

    Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Зная такую особенность этого возраста, взрослым надо избегать прямых оценок, говорить с подростками, используя «Я-высказывание», т. е. высказывание о себе, своих чувствах. Подростков следует принимать такими, какие они есть (безусловное принятие), давать им возможность высказаться до конца, когда это необходимо. Важно поддерживать их инициативу, даже если это кажется не совсем актуальным и нужным.

    В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.

    Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав. Взрослым следует разговаривать с ними на равных, но не допускать панибратства.

    У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Они часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому у многих детей в этом возрасте возникают проблемы в установлении контактов как со сверстниками, так и с более взрослыми людьми. Чтобы этот процесс был менее болезненным, надо поддерживать и подбадривать их, развивать адекватную самооценку у неуверенных в себе.

    Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности. Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

    Появляется склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.

    В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Если у ребенка заниженная самооценка, то он не хочет оказаться «белой вороной»; это может выражаться в боязни высказывать свое мнение. Некоторые подростки, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения, оказываются «ведомыми» и совершают какие-то поступки, часто противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически.

    У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно.

    Несмотря на то что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Взрослым надо научиться относиться к подросткам по-другому, стараться общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые нуждаются в помощи и поддержке.

    Кризис подросткового возраста

    Подростковый кризис приходится на возраст 12-14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

    Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

    На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

    Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

    К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты — он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

    Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем — к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

    Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

    Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

    В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

    Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

    В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

    Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

    Ведущая деятельность в подростковом возрасте

    Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

    В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

    В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода — товарищеские, в конце — дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние — эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

    Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.

    Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В этом возрасте осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников-подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах.

    В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.

    Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

    К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами — это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

    Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.

    Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.
    9.6. Новообразования подросткового возраста

    Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

    Чувство взрослости — отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому

    Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

    Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

    Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

    Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними — со стороны родителей, так и внутренними — собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

    Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия — все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

    Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков — идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11-12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

    В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем — качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10-11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11-12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12-13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

    Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.

    Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

    У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

    У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

    Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

    Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

    В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

    К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

    ЮНОШЕСТВО (ОТ 15-16 ДО 20 ЛЕТ)
    Когнитивные изменения

    В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями.

    Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам — конкретное. Поэтому девушки обычно лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, хотя при этом они, как правило, учатся лучше юношей. Художественно-гуманитарные интересы у девушек в большинстве случаев преобладают над естественно-научными.

    Многие в этом возрасте склонны преувеличивать свои способности, знания, умственные возможности.

    В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

    Развиваются творческие способности. Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое.

    Личностные свойства творчески одаренного человека могут быть разными. Это зависит от той сферы деятельности, в которой проявляется одаренность. Исследователи установили, что творчески одаренный человек может показывать обычные результаты в учебной деятельности.

    Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

    Индивидуальный стиль умственной деятельности, по определению российского психолога Е.А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Н. Коган считал, что в познавательных процессах индивидуальный стиль умственной деятельности выступает как стиль мышления, т. е. как устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

    Возможность интеллектуального продвижения в этом возрасте идет через развитие учебных умений при работе с текстами, литературой, отработкой формально-логических операций и т. д.
    Учебно-профессиональная деятельность

    В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, по И.С. Кону, подразделяется на несколько этапов.

    1. Детская игра. Выступая в игре представителем различных профессий, ребенок «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

    2. Подростковая фантазия. Подросток воображает себя в роли представителя той или иной привлекательной для себя профессии.

    3. Предварительный выбор профессии. Многие специальности рассматриваются молодым человеком сначала с точки зрения интересов («Я люблю математику. Стану учителем математики»), затем с точки зрения способностей («У меня хорошо идет иностранный язык. Буду переводчиком»), а потом с точки зрения его системы ценностей («Я хочу работать творчески», «Хочу много зарабатывать» и т. д.).

    4. Практическое принятие решения. Это уже непосредственно выбор специальности, который включает в себя два компонента: выбор конкретной профессии и определение уровня квалификации труда, объема и длительности подготовки к нему.

    Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. К концу 9-го класса школьникам предстоит решить, что делать дальше: либо получить среднее образование, т. е. продолжить обучение в школе, либо начать профессиональное обучение, т. е. пойти в колледж или лицей, либо поступить на работу и продолжить обучение в вечерней школе. Тем, кто отдает предпочтение профессиональному обучению или работе, надо определиться со специальностью. Девятикласснику сделать это очень сложно, и выбор часто оказывается ошибочным, потому что выбор профессии предполагает наличие у школьника как информации о мире профессий, так и о самом себе, своих способностях и интересах.

    Выбор профессии зависит от социальных и психологических условий. К социальным условиям относится общеобразовательный уровень родителей. Если у родителей есть высшее образование, то вероятность того, что их дети захотят учиться в высшем учебном заведении, возрастает.

    Психологические условия определяются тремя подходами к выбору профессии:

    1) необходимо, чтобы личностные и деловые качества, от которых будет зависеть успех деятельности, уже сформировались и были неизменными и постоянными;

    2) направленное формирование способностей, необходимых для деятельности. Существует мнение, что у каждого человека можно выработать нужные качества;

    3) соблюдение принципа единства сознания и деятельности, т. е. ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности.

    Процесс профессионального самоопределения очень сложен и зависит от следующих факторов: возраста, в котором осуществляется выбор профессии; уровня информированности и уровня притязаний.

    Для дальнейшей жизни большое значение имеет то, в каком возрасте был осуществлен выбор профессии. Считается, что чем раньше происходит самоопределение, тем лучше. Но это не всегда так, потому что, с одной стороны, в подростковом возрасте увлечения иногда бывают случайными, ситуативными. С другой стороны, подросток еще не очень хорошо знаком с миром профессий, их особенностями и, делая выбор, видит только положительные стороны профессии, а отрицательные остаются «в тени». Кроме того, в этом возрасте прослеживается некоторая категоричность, которая приводит к разделению профессий на «хорошие» и «плохие». Негативная сторона ранней профессионализации состоит еще и в том, что чем младше человек, тем большее влияние при выборе специальности на него оказывают взрослые, сверстники или более старшие знакомые. В дальнейшем это может вызвать разочарование в выбранной специальности. Поэтому раннее профессиональное самоопределение не всегда бывает правильным.

    Важную роль в выборе специальности играет уровень информированности юношей и девушек о будущей профессии и о себе. Как правило, молодежь плохо информирована о рынке труда, характере, содержании и условиях труда, деловых, профессиональных и личностных качествах, необходимых при работе по той или иной специальности, что также отрицательно сказывается на правильности выбора.

    При выборе профессии большое значение имеет уровень личностных притязаний. Он включает в себя оценку объективных возможностей, т. е. что человек действительно может делать (тому, кто не умеет рисовать, трудно стать художником) и способностей.

    Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

    Процесс становления самосознания

    Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

    Психологов давно интересовало, почему именно в этом возрасте происходит развитие самосознания. В результате многих исследований они пришли к выводу, что этому способствуют следующие факторы.

    1. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию. Юноши и девушки готовы часами говорить и спорить на отвлеченные темы, о которых, в сущности, ничего не знают. Это им очень нравится, потому что абстрактная возможность не знает никаких ограничений, кроме логических.

    2. В ранней юности происходит открытие внутреннего мира. Юноши и девушки начинают погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, по-другому смотреть на мир, открывают новые чувства, красоту природы, звуки музыки, ощущения своего тела. Юность чувствительна к внутренним, психологическим проблемам. Поэтому в этом возрасте молодого человека уже начинает волновать психологическое содержание рассказа, а не только внешний, событийный момент.

    3. С возрастом меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям. Растет способность объяснять и анализировать поведение человека, желание точно и убедительно излагать материал.

    4. Открытие внутреннего мира ведет к появлению тревожности и драматических переживаний. Наряду с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других появляется чувство одиночества или страха одиночества. Юношеское «Я» еще расплывчато, неопределенно, неустойчиво, поэтому может возникнуть ощущение внутренней пустоты и беспокойства, от которого, как и от чувства одиночества. необходимо избавиться. Молодые люди заполняют этот вакуум посредством общения, которое в этом возрасте становится избирательным. Но, несмотря на необходимость общения, потребность в уединении остается, более того, она жизненно необходима.

    5. Юношескому возрасту свойственно преувеличение своей уникальности. От молодых людей можно услышать такие, например, высказывания: «По-моему, труднее меня нет. С возрастом это проходит. Чем старше человек, чем более он развит, тем больше различий находит между собой и сверстниками. Это приводит к возникновению потребности в психологической интимности, которая позволяет раскрыться самому и быть допущенным во внутренний мир другого человека, что приводит к осознанию своей непохожести на других, пониманию своего внутреннего мира и единства с окружающими людьми.

    6. Появляется ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив связано с интеллектуальным развитием и изменением жизненной перспективы.

    Если для ребенка из всех временных измерений самым важным является «сейчас» (он не ощущает течения времени, и все важные переживания происходят в настоящем, будущее и прошлое для него расплывчаты), то у подростка восприятие времени охватывает не только настоящее, но и прошлое, а будущее кажется продолжением настоящего. А в юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая личные и социальные перспективы. Для юношей и девушек главным измерением времени становится будущее.

    Благодаря таким временным изменениям происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей. Появляется осознание текучести, необратимости времени и конечности своего существования. У одних мысль о неизбежности смерти вызывает страх и ужас, а у других — стремление к деятельности, повседневным занятиям. Некоторые взрослые считают, что чем меньше молодежь думает о печальных вещах, тем лучше. Но это ошибочно: именно осознание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни.

    Становление личности включает в себя становление устойчивого образа «Я», т. е. целостного представления о себе. Происходит осознание своих качеств и совокупности самооценок. Юноши и девушки начинают размышлять на темы: «Кем я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и что еще могу сделать в жизни?»

    Как для юношей, так и для девушек большое значение имеет внешность: рост, состояние кожи; болезненно воспринимается появление прыщей, угрей. Важной проблемой становится вес. Иногда молодые люди, особенно девушки, начинают прибегать к различным диетам, которые в данном возрасте категорически противопоказаны, так как могут нанести большой вред формирующемуся организму. Юноши стремятся наращивать мускулы (усиленно занимаются спортом), а девушки, желая иметь изящную фигуру, стараются «подогнать» ее под навязываемый рекламой и СМИ эталон красоты (необходимый размер груди, талии, бедер и т. д.).

    Поскольку свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные, соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я» в юношеском возрасте неодинаково. Молодые люди сравнивают строение своего тела и внешность с особенностями развития своих товарищей, находят у себя недостатки и начинают «комплексовать» по поводу своей «неполноценности». Как правило, эталон красоты в этом возрасте завышен и нереалистичен, поэтому подобные переживания в основном беспочвенны.

    Взрослея, человек становится более уверенным в себе, озабоченность внешностью исчезает. На первый план выступают такие качества, как умственные способности, волевые и моральные качества, отношения с окружающими.

    В юношеском возрасте происходят изменения в целостном восприятии образа «Я». Это отражается в следующих моментах.

    1. С возрастом изменяются когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «Я». Иными словами, взрослые различают и осознают в себе больше деловых и личностных качеств, чем юноши; юноши — больше, чем подростки; подростки — больше, чем дети. Это связано с развитием интеллекта.

    2. Усиливается интегративная тенденция, от которой зависят внутренняя последовательность, целостность образа «Я». Это выражается в том, что подростки и юноши умеют давать себе характеристику, т. е. описывать свои качества, лучше, чем дети. Но так как уровень их притязаний еще не совсем определен и переход от внешней оценки к самооценке пока затруднен, отмечаются внутренние содержательные противоречия самосознания (например, молодой человек может сказать о себе: «Я в своем представлении гений + ничтожество»), которые будут служить источником дальнейшего развития.

    3. Устойчивость образа «Я» со временем меняется. Взрослые описывают себя более последовательно, чем юноши, подростки, дети. Самоописание взрослых меньше зависит от ситуативных, случайных обстоятельств. Надо учесть еще тот факт, что личностные черты, из которых складывается образ «Я», обладают разной степенью устойчивости. Они могут изменяться, исчезать, могут развиваться другие черты (например, человек был застенчивым, а стал активным, общительным и т. д.).

    4. Происходят изменения в конкретизации, степени значимости и отчетливости образа «Я». Чем взрослее становится человек, тем яснее он осознает свою индивидуальность, неповторимость, отличие от окружающих, тем более четко может объяснить особенности своего поведения. С изменением содержания образа «Я» меняется степень значимости отдельных его черт, на которых индивид сосредоточивал внимание, например, в юношеском возрасте на первый план выходят внешние проявления, в то время как для взрослых приоритетными становятся внутренние качества. Происходит осознание своих переживаний, что может сопровождаться повышенным вниманием к себе, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое молодой человек производит на окружающих. Следствием этих переживаний является застенчивость, свойственная многим юношам и девушкам.

    Взаимоотношения с окружающими

    В юношеском возрасте развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми также идет раздельно. Данные отношения становятся более сложными, юноши и девушки начинают играть множество социальных ролей, отношения, в которые они включаются, внешне и внутренне становятся похожими на отношения между взрослыми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

    Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Среди сверстников пользуются уважением те, кто обладает такими качествами, как отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, добродушие, уступчивость, развитое чувство юмора. Дружба является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба измеряется степенью избирательности, устойчивости и интимности.

    Если ребенок не делает различий между дружбой и товарищескими отношениями, то в юношеском возрасте дружба считается исключительным, индивидуальным отношением. В детстве привязанности ребенка необходимо постоянно подкреплять, иначе привязанность разрушится, а в юности дружба может сохраняться и на расстоянии, она не зависит от внешних, ситуативных факторов.

    С возрастом интересы и предпочтения стабилизируются, поэтому дружеские отношения становятся более устойчивыми. Это выражается в росте терпимости: ссора, которая в детстве может стать поводом для разрыва, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения отношений.

    Главным в дружбе становятся взаимопомощь, верность и психологическая близость. Если основой групповых отношений является совместная деятельность, то дружба строится на эмоциональной привязанности. Личностная близость важнее, чем общность предметных интересов.

    Психологическая ценность дружбы заключается в том, что она одновременно есть школа и самораскрытия, и понимания другого человека.

    Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. Выбор более старшего друга обусловливается потребностью в опеке, руководстве, примере. Дружба со взрослыми необходима и желанна, но дружба со сверстниками важнее и крепче, поскольку здесь общение происходит на равных: со сверстниками легче общаться, им можно рассказать все, не боясь насмешек, с ними можно быть таким, какой есть, не стараясь казаться умнее.

    По замечанию французского психолога Б. Заззо, юность — одновременно искренний и самый неискренний возраст. В юности больше всего хочется пребывать в согласии с самим собой, быть бескомпромиссным; прослеживается необходимость полного и безоглядного самораскрытия. Но неопределенность и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождает желание проверить себя путем разыгрывания несвойственных ролей, рисовки, самоотрицания. Молодой человек страдает от того, что не может выразить свой внутренний мир, потому что образ его «Я» еще незавершен и неясен.

    Юность эмоциональна: в этом возрасте отмечается бурное увлечение новыми идеями, делами, людьми. Подобные увлечения могут быть непродолжительными, но они позволяют пережить и узнать много нового. Появляется новое качество — остранение, суть которого состоит в том, что, прежде чем принять что-то, необходимо все тщательно и критически проверить, удостовериться в истинности и правильности. Чрезмерное проявление остранения может привести к тому, что человек станет жестким и нечутким, и тогда подвергаться критике и превращаться в объект наблюдения будут не только другие люди, но и его собственные чувства и переживания. Даже в первой любви его станут занимать только свои переживания, которыми он будет увлечен больше, чем любимым человеком. Это может привести к затруднению как в самораскрытии, так и в понимании его другим человеком, в результате чего могут возникнуть проблемы при установлении межличностных контактов.

    Психология юношеской дружбы тесно связана с половозрастными различиями. Потребность в глубокой, интимной дружбе у девочек возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков. Девичья дружба более эмоциональна, они чаще испытывают дефицит интимности, более склонны к самораскрытию, придают больше значения межличностным отношениям. Это связано с тем, что девочки быстрее созревают, у них раньше начинает развиваться самосознание, поэтому и потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков. Для юношей-старшеклассников значимой группой остаются сверстники своего пола и «поверенным всех тайн» также является друг своего пола. Девушки мечтают о друге противоположного пола. Если таковой появляется, то он, как правило, старше свой подруги. Дружба между юношей и девушкой со временем может перерасти в любовь.

    Распространенной коммуникативной проблемой юношеского возраста является застенчивость. Она ограничивает социальную активность личности и в некоторых случаях способствует развитию отклоняющегося поведения: алкоголизма, немотивированной агрессии, психосексуальных трудностей. Преодолеть застенчивость помогают благоприятный климат в коллективе и интимная дружба.

    В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи. Появляется новое чувство: любовь. Ее возникновение обусловлено: 1) половым созреванием, завершающимся в ранней юности; 2) желанием иметь близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные темы; 3) потребностью в сильной эмоциональной привязанности, понимании, душевной близости.

    Характер любовных чувств и привязанностей зависит от общих коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь — это потребность и жажда обладания (древние греки называли это «эросом»), с другой стороны — потребность в бескорыстной самоотдаче (по гречески — «агапе»). Таким образом, можно охарактеризовать любовь как особую форму человеческих взаимоотношений, предполагающую максимальную интимность и психологическую близость. Человек, не способный на психологическую близость с другим человеком, может испытать потребность в любви, но она никогда не будет удовлетворена.

    Говоря о прочности и продолжительности любовных отношений, вспомним слова А.С. Макаренко: «. молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире эта неполовая любовь, тем благороднее будет и любовь половая».

    Юноши и девушки нуждаются в помощи старших, так как при развитии этих новых отношений они сталкиваются со многими проблемами. Это и особенности взаимоотношений, и моральные и нравственные проблемы, и ритуалы ухаживания, и сам момент объяснения в любви. Но такая помощь должна быть ненавязчивой, потому что молодые люди хотят и имеют полное право оградить свой интимный мир от вторжения и подглядывания.

    Претерпевают изменения отношения со взрослыми. Они становятся более ровными, менее конфликтными, молодые люди начинают больше прислушиваться к мнению старших, понимая, что те желают им добра. Влюбленные юноши и девушки не так эмоционально, как в подростковом возрасте, реагируют на замечания родителей, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учения. Отношения переходят в новую стадию: они строятся так же, как между взрослыми людьми.

    www.semya-rastet.ru

    Смотрите еще:

    • Оформить пособие на кормление Пособие на питание В настоящее время на территории Российской Федерации действует социальная поддержка для беременных женщин, детей в возрасте до трёх лет и кормящих матерей. Данная помощь предоставляется в виде пособий, направленных на обеспечение полноценными продуктами питания […]
    • Как исчисляется рабочий стаж Пенсия и трудовой стаж Понятие трудового стажа Трудовой стаж — это продолжительность трудовой или общественной деятельности, которая исчисляется в установленном порядке. Согласно трудовому кодексу РФ установление и исчисление трудового стажа необходимо для получения гарантий и […]
    • Закон об оружии хранение боеприпасов Закон об оружии хранение боеприпасов (с изменениями на 7 марта 2018 года) Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130062) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от […]
    • Правила звукоизоляции квартиры Нормы и правила монтажа электропроводки в квартире Электропроводка в жилых помещениях должна соответствовать нормам, действующим в РФ. Зная правила монтажа электропроводки, вы сможете выполнить эту работу без нарушений требований электробезопасности, чем обезопасите свою жизнь и защитите […]
    • Ювенальный закон юстиции Ювенальная юстиция в России. Закон о ювенальной юстиции Фактически ювенальная юстиция должна была стать очень положительной системой, при помощи которой обеспечивалось бы спасение детей из неблагополучных семей, велась бы борьба с действиями родителей по отношению к собственным малышам и […]
    • Оформить корзинку лентами Идеи оформления фотозоны для праздничных событий и тематических фотосессий Фотозона — это основной элемент фотосъемки. Неважно для какого мероприятия или стиля она обустраивается. Главное, правильно и оригинально подобрать место и атрибуты для проведения фотосъемки. Существует множество […]