Правила дорожного движения аварии

ПДД для велосипедистов

Если решили ездить по городу на велосипеде, не поленитесь изучить основные правила дорожного движения. Должен же хоть кто-то их знать!

  • Автор: Анастасия Ромашкевич, velonation.net
  • Фото обложки: Пробок.нет
  • Говорят, что велосипедисты правил не соблюдают, ПДД не читают, поэтому нужно поскорей их запретить. Хотя если понаблюдать за некоторыми другими участниками движения, то возникает подозрения, что с правилами не знакомы как раз они. В последние несколько лет в ПДД внесли несколько поправок, которые как раз касаются велосипедов. Кто-то мог их пропустить, а кто-то, наверно, думает, что он и так всё знает лучше всех. Так или иначе, единственный достойный аргумент в любом споре — точное знание, как всё устроено на самом деле. Мы выбрали самые распространённые утверждения по поводу велосипедов, сопоставили их с действующими ПДД и добавили советы, которые помогут соблюсти закон (или нарушить его со знанием дела).

    ЧТО ГОВОРЯТ Велосипед — такое же транспортное средство, как и машина.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ В п. 1.2 указано, что велосипед это «транспортное средство», а вот о его одинаковости с автомобилями там нет ни слова. Машина, если говорить в терминах ПДД, — механическое транспортное средство. Чувствуете разницу? Некоторые положения правил распространяются на все виды транспортных средств (например, обязанность уступать пешеходам на переходах), но есть пункты, которые касаются только машин или только велосипедов.

    Разговоры про одинаковость обычно ведут к тому, что велосипедисты тоже должны получать права и платить дорожный налог, а штрафовать их надо по всей строгости закона. Это, конечно же, полная ерунда. Часто в вашем городе машины давят людей насмерть? А велосипеды? То-то же! Машина — транспортное средство повышенной опасности. Велосипед — нет, потому что он легче и медленней. Влияние велосипедов на состояние дорожного полотна тоже минимально. При этом сам велосипедист более уязвим в сравнении с теми, кто путешествует внутри металлического кузова. Поэтому во многих странах велосипедистов рассматривают как промежуточное звено между пешеходами и машинами. Им дают законодательные послабления, например, разрешают ездить на красный, и сквозь пальцы смотрят на некоторые мелкие нарушения .

    ЧТО ГОВОРЯТ Кто-то говорит, что по тротуару ездить нельзя, а кто-то — что велосипеду не место на проезжей части. Известны случаи наложения штрафов и за то, и за другое.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Местоположение велосипеда на дороге регулирует п. 24.2. Заучите эти цифры, чтобы бросить их в лицо очередному таксисту, который станет кричать, чтоб вы немедленно убрались с проезжей части на тротуар. Краткое содержание пункта: если на улице нет велоинфрастуктуры или пользоваться ей невозможно, разрешается ехать по правому краю проезжей части. Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине. Поездки по тротуару — это крайнее средство на случай, когда невозможно ехать где-либо ещё.

    Правда, многие трактуют это «невозможно» широко и в свою пользу. Мол страшно, значит невозможно. #velonation направил на этот счёт запрос в ГИБДД. Ответ был таким же неконкретным как и сама формулировка в ПДД: чиновники сообщили, что в каждом случае вопрос о том, было ли нарушение, рассматривается отдельно. Так что действуйте по своему разумению, но сперва прочите следующий пункт.

    ЧТО ГОВОРЯТ Если велосипедист на тротуаре мешает или создаёт опасность для пешеходов, он должен слезать с велосипеда и катить его рядом.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Всё верно — см. п. 24.6. Сторонники езды по тротуару конечно же скажут, что они с этим полностью согласны и ездят мимо пешеходов аккуратно и со всем уважением. Иногда так и есть, но иногда велосипедист на тротуаре напоминает собаковода, выпускающего во двор любимого пса без ошейника со словами: «Он же не кусается!» Выезжая на тротуар, помните не только о собственной безопасности, но и о том, что есть люди, для которых по разным причинам сам факт присутствия велосипеда на тротуаре — уже стресс и помеха.

    ЧТО ГОВОРЯТ С детьми по тротуару можно.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Можно и нужно — об этом тоже говорится в п. 24.2. Дети до 7 лет, сопровождающие их взрослые, а также люди, которые везут ребёнка на детском сидении, должны ехать только по тротуару. Возить детей без специального места на велосипедах запрещено (см. п. 24.8). С 7 до 14 лет можно ездить ещё и по велодорожкам.

    ЧТО ГОВОРЯТ На велополосе на Бульварном конце велосипедисту придётся спешиваться через каждые 50 метров. В таком духе высказывался в прошлом году депутат госдумы Вячеслав Лысаков.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Судя по всему, на эту мысль депутата навели знаки с изображением перечеркнутого велосипеда. Что ж, Лысаков плохо разбирается в знаках. Перечёркнутый велосипед обозначает конец велодорожки — дальше вы едете на велосипеде на общих основаниях, но ни о каком спешивании речи не идёт. Запрет для велосипедов выглядит почти как «кирпич» — кружок с красной окантовкой и велосипедом посредине. Такие знаки в изобилии расставлены вокруг Красной площади. Есть ещё треугольный знак с велосипедом и красной окантовкой, он предупреждает автоводителей, что впереди их ждёт встреча с велоинфрастуктурой.

    ЧТО ГОВОРЯТ В интернете идут споры, должен ли водитель машины перед поворотом направо уступать велосипедистам, которые едут прямо. А если должен, то при каких условиях.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ По одной из версий, уступать нужно только при наличии велодорожки. Это заблуждение, но его ещё понять можно — так было написано в прошлой версии ПДД. Сложнее понять людей, которые спорят с текущим вариантом п. 13.1. Цитируем: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает». Вроде, все понятно. Но нет, кто-то настаивает, что уступать надо только тем, кто спешился и пересекает улицу по зебре. Автомобилистам вообще очень нравится, кода велосипедисты спешиваются и превращаются обратно в пешеходов, но к правилам это отношения не имеет.

    В любом случае, количество людей, которые не знают или вольно трактуют правило, выглядит несколько пугающе — нет никакой гарантии, что вас действительно пропустят. Лучшее, что вы можете сделать — встать на перекрёстке впереди машин. Так, во-первых, вас будет лучше видно. Во-вторых, велосипед стартует с места чуть быстрее чем машина, и у вас будет небольшая фора, чтоб поскорей проехать перекрёсток.

    ЧТО ГОВОРЯТ Пешеходы обнаглели, они должны научиться уважать велосипедистов и слезать с велодорожек.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Пешеходы обнаглели ничуть не больше, чем велосипедисты, которые едут по тротуару. П. 4.1 разрешает им ходить по велодорожкам, если по тротуару идти невозможно. Конкретики, как водится, в правилах нет, каждый трактует, как умеет.

    ЧТО ГОВОРЯТ На велосипеде можно ехать по выделенным полосам общественного транспорта.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ П. 18.2 ввели в ПДД в 2015 году, и не все о нем знают, однако ездить по выделенкам ОТ действительно можно. Выделенным полосам далеко до настоящих велодорожек, но это все-таки лучше, чем ехать в потоке с машинами. Узнать выделенную полосу легко — на ней есть разметка в виде буквы А (очевидно, от слова автобус), а также табличка с пиктограммой в виде автобуса и ещё одна табличка, на которой указан режим работы. По выходным и в праздничные дни приоритет общественного транспорта и велосипедов обычно не действуют, по выделенкам могут ездить машины.

    ЧТО ГОВОРЯТ На велосипеде должны быть фары.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Мало прикрепить на велосипед фары, надо не забывать их включать «в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях» — как того требует п. 19.1. Недостаточная видимость бывает, например, во время дождя. Человек, который едет в темноте на велосипеде без фонарей, превращается в невидимку и становится опасен для себя и окружающих. Самый простой способ не промахнуться — поставить динамо-фонари вроде тех, что используются в прокатных велобайках. Они включаются автоматически и горят всё время, пока вы крутите педали. Передняя фара должна быть белая, а задняя красная. Это важно, иначе вы введёте в заблуждение других участников движения.

    Вроде, все просто, но есть один подвох в виде п. 19.5, который требует, чтобы на всех транспортных средствах днём включались фары ближнего света и дневные ходовые огни. Предположительно, этот пункт просто забыли отредактировать после того, как в ПДД внесли отдельные требования для велосипедов, поэтому его можно игнорировать.

    ЧТО ГОВОРЯТ Нельзя выезжать на велосипеде без шлема и светоотражающие элементов на одежде. По слухам, были ситуации, когда велосипедистов штрафовали за отсутствие шлема.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Носить шлем или нет — только ваш выбор. В правилах про шлемы нет ни слова, а п. 24.10 лишь рекомендует, но никак не обязывает велосипедистов носить светоотражающие элементы в темное время суток — что бы не кричали вам по этому поводу водители, умирающие от безделья в пробке. В ответ можете посоветовать им освежить на досуге ПДД — явно не помешает.

    Читайте также:
    Охота на зебре. Говоря о преступлении и наказании, важно сначала принять все возможные превентивные меры, а уж потом карать нарушителей.

    ЧТО ГОВОРЯТ Велосипедисты должны спешиваться на зебре.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Это вольный пересказ одного из положений п. 24.8. Точная формулировка звучит так: «Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам». Это одно из самых неоднозначных нововведений в ПДД. Если добросовестно исполнять это правило на улице с большим количеством пересечений, поездка на велосипеде превращается в кошмар. С другой стороны, сторонники спешивания говорят, что автомобилист может не заметить мчащийся по зебре велосипед и не успеет вовремя затормозить.

    Надо иметь ввиду, что п. 24.8 касается прежде всего тех, кто движется по велосипеде по тротуару — по проезжей части перекрёсток можно проезжать в общем потоке, без всяких спешиваний. Безоглядно гонять по тротуарам — в любом случае очень плохая идея. Тем более, на перекрёстках. С точки зрения #velonation, вы соблюдёте дух закона, если при подъезде к зебре сбросите скорость до пешеходной. Но имейте ввиду, что в глазах противников велотранспорта вы всё равно останетесь злостным нарушителем и живым доказательством того, что велосипеды нельзя пускать дальше парков. И в случае аварии виноваты окажетесь вы.

    ЧТО ГОВОРЯТ Велосипедисты должны предупреждать о своих манёврах с помощью жестов.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Ну а как иначе? У автомобилистов для этого есть специальные фары, у велосипедистов таких фар нет, поэтому п. 8.2 требует, чтобы вы сигналили руками. Есть два способа сообщить окружающим о намерении повернуть — они на картинке. Знак надо подавать до начала манёвра, а прекращать сразу после или даже в процессе выполнения (делать повороты надёжней, держась за руль обеими руками). Если вы хотите остановиться, поднимите вверх левую руку. Это очень просто. Подавать сигналы руками надо, в том числе, во время поездки по велодорожкам. Люди, которые едут на велосипеде следом за вами, должны быть в курсе ваших планов.

    П. 8.2 — один из самых важных, наряду с требованием прикрепить на велосипед фары. Соблюдение этих двух правил сделает вас предсказуемым и заметным участником дорожного движения. Если бы силы, которые тратятся на разговоры о спешивании, вкладывались в пропаганду фонарей и знаков руками, порядка на дорогах стало бы больше.

    ЧТО ГОВОРЯТ Поворачивать налево на велосипеде нельзя.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Это почти верное утверждение — в п. 24.8 говорится, что велосипедам нельзя «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Правило принято в целях безопасности — перестраиваться налево в потоке машин может быть действительно рискованно. В некоторых странах эту проблему решают — с помощью велосветофоров, велобоксов и так далее. Наши ПДД пока борются с опасностями по большей части запретительными мерами. Так что стопроцентно легально повернуть налево пока можно, лишь спешившись и двигаясь по пешеходном переходу.

    В этом материале перечислены далеко не все правила, имеющие отношение к велосипедам. Вы не ошибётесь, если прочтёте ПДД целиком — это не долго и не сложно. Текущую версию вы найдёте по ссылке. Выезжая из дома на велосипеде, будьте внимательны и вежливы к окружающим. В ПДД об этом ничего не сказано, но это одно из самых важных правил.

    letsbikeit.ru

    Статья 264 УК РФ — Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

    Статья 264 УК РФ является особенной. Особенность ее состоит в том, что преступление, предусмотренное этой статьей является неосторожным, то есть, вероятность совершения этого преступления висит над каждым человеком, который сел за руль транспортного средства. При этом, если, например, значительное превышение скоростного режима или управление транспортным средством в состоянии опьянения являются грубыми нарушениями Правил дорожного движения, при которых вероятность ДТП повышается, то совершение ДТП по причине ослепления светом фар встречного автомобиля или солнцем может произойти совершенно неожиданно. О том, как же в условиях российского правосудия применяется статья 264 УК РФ пойдет речь в сегодняшней заметке.

    Состав преступления.

    Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает при причинении тяжкого вреда здоровью, либо по неосторожности смерти человека, если указанные последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

    Субъектом преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее — Правила). Следует учитывать, что помимо водителей, сдавших экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивших соответствующее удостоверение, уголовной ответственности по указанной статье подлежат лица, лишенные права управления транспортным средством в установленном законом порядке, лица не имевшие никогда такого права, лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (Подробнее см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 31)

    В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

    Наказание.

    Статья 264 УК РФ предусматривает различную степень наказания, в зависимости от квалификации преступного деяния. Самым максимальным является наказание по части 6 статьи 264 УК РФ в виде лишения свободы сроком до 9 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. На практике обвинение по этой статье в случае вынесения обвинительного приговора грозит обвиняемому/подсудимому реальным сроком, то есть без применения статьи 73 УК РФ. Отсутствие нижнего предела наказания оставляет широкий простор судейскому усмотрению.

    В некоторых случаях наказание в виде лишения свободы не может быть назначено.

    Так, согласно статье 56 части 1 УК РФ, наказание в виде лишения свободы может быть назначено осуждённому, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ, или если санкция указанной статьи предусматривает лишение свободы, как единственный вид наказания.

    Применительно к рассматриваемой статье, преступлением небольшой тяжести является только деяние, предусмотренное частью 1. Преступления, предусмотренные частями 2, 3 , 4, 5, 6 статьи 264 УК РФ относятся к категории средней тяжести .

    Однако, даже приговор по части 1 статьи 264 УК РФ может обернуться реальным лишением свободы, при наличии к тому оснований.

    Вид исправительного учреждения.

    Согласно пункту «а» части 1 статьи 58 УК РФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, отбывание лишения свободы назначается в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения.

    Таким образом, по общему правилу, в случае назначения наказания по статье 264 УК РФ в виде реального лишения свободы, в качестве исправительного учреждения для отбывания наказания определяется колония-поселение. И лишь в отдельных случаях исправительные колонии общего режима.

    Оправдательные приговоры.

    При расследовании и рассмотрении уголовного дела по статье 264 УК РФ, обязательному выяснению подлежит, какие конкретно пункты Правил дорожного движения были нарушены, а также причинно-следственная связь между нарушением Правил дорожного движения и причинением тяжкого вреда здоровью, либо, по неосторожности, смерти.

    Если в суде будет установлено, что водитель не нарушал правил дорожного движения, то суд постановляет оправдательный приговор (Судебный акт 2, Судебный акт 3).

    Кроме перечисленного, имеет значение степень вины самого пострадавшего, который также должен соблюдать Правила дорожного движения. В случае ,если ДТП возникает по вине пострадавшего , действия водителя состава преступления не образуют (Судебный акт).

    Также оправдательный приговор постановляется при отсутствии причинно-следственной связи между нарушением Правил дорожного движения и наступившими вредными последствиями.

    Нарушение ПДД не находящееся в причинно-следственной связи с наступившими последствиями исключаются из обвинения.

    ДТП по причине ослепления.

    Как я уже писал в предисловии к статье, ослепление светом фар встречных автомобилей, или солнцем может произойти неожиданно, водитель может не успеть сориентироваться.

    Вообще категория «ослепление» является оценочной и субъективной. На самом деле, свет встречного автомобиля на неосвещенном участке дороги, в принципе является слепящим, препятствующим контролю за дорожной ситуацией. К тому же часто на автомобили устанавливают дополнительное освещение, поток встречных машин может быть плотным, что не позволяет контролировать дорожную ситуацию в полном объеме длительное время. В таких случаях, все, что остается делать водителю – рассчитывать на соблюдение ПДД остальными участниками дорожного движения.

    Правила дорожного движения предписывают при ослеплении включить аварийную световую сигнализацию, и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться (п. 19.2).

    При рассмотрении одного из уголовных дел, инспектор ГИБДД пояснил, что пункт 19.2 Правил дорожного движения, согласно которого после ослепления водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться, не предусматривает, что торможение должно быть экстренным. Нет в Правилах и конкретизации, в какой момент водитель должен включить аварийную сигнализацию, до или после остановки.

    Другими словами, по мнению инспектора, хронология действий водителя автомобиля при ослеплении фарами встречного автомобиля Правилами не расписана, по общему правилу, водитель должен сначала принять меры к торможению, при необходимости остановиться, после чего включить аварийную сигнализацию. Полная остановка транспортного средства не требуется в обязательном порядке. В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что уголовные дела по статье 264 УК РФ, в которых будет установлено, что водитель совершил преступление по причине ослепления светом фар встречного автомобиля, являются весьма неоднозначными при рассмотрении и представляют собой широкий простор для работы со стороны защиты.

    Ошибки при предъявлении обвинения.

    Обвинение по статье 264 УК РФ предполагает указание места, времени способа, мотива, последствий и иных обстоятельств совершения преступления. Необходимым является указание на то, какие пункты ПДД были нарушены и в чем это выражалось. Последнее, однако, не является препятствием для рассмотрения судом дела (Судебный акт).

    Примирение сторон.

    В соответствии со ст. 25 УПК РФ, суд вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести на основании заявления потерпевшего и при условии соблюдения требований ст. 76 УК РФ, то есть когда это лицо совершило преступление впервые, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

    В некоторых случаях отказ прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон и постановление обвинительного приговора, может послужить основанием для отмены такого приговора в вышестоящем суде.

    Проведение экспертизы стороной защиты.

    В рамках уголовного дела по статье 264 УК РФ назначаются различные экспертизы, в зависимости от круга вопросов, подлежащих выяснению. При этом, часто у защиты есть основания не доверять экспертам, которым поручается проведение экспертиз, в связи с чем, защитой самостоятельно привлекаются эксперты, чья квалификация, порой гораздо выше, чем у экспертов, назначенных следователем. Однако, к сожалению, результаты таких экспертиз далеко не всегда принимаются судами.

    Мера пресечения.

    Любимой мерой пресечения для российско-советской обвинительной системы была и остается мера пресечения в виде заключения под стражу. Я уже писал об об особенностях ее применения и здесь повторяться не буду. Для тех, кому интересно, читайте статью «Заключение под стражу».

    Специфика статьи 264 УК РФ состоит в том, что преступление предполагается неосторожным, в связи с чем общественная опасность его не так велика, несмотря на то, что последствием его является, порой, смерть человека. Поэтому мера пресечения в виде заключения под стражу в большинстве случаев будет являться необоснованной.

    Оставление в опасности.

    До 2003 года действовала статья 265 УК РФ, предусматривавшая уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия. В настоящее время эта статья не действует.

    Между тем, согласно действующему законодательству, в случае оставления места дорожно-транспортного происшествия, ответственность наступает по статье 125 УК РФ – оставление в опасности.

    Состав указанного преступления предполагает, что лицо, привлекаемое к ответственности, оставляет без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни состоянии, при этом последнему может быть оказана помощь. Если смерть потерпевшего наступает сразу после ДТП, что исключает возможность оказания помощи, вменение статьи 125 УК РФ будет необоснованным.

    Гражданский иск.

    В рамках уголовного дела по статье 264 УК РФ предъявляются гражданские иски к собственнику транспортного средства о возмещении морального вреда и имущественного ущерба. Следует иметь ввиду, что согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

    В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

    Кроме того, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником (пункт 2 статьи 1079 ГК РФ).

    В соответствии со статьей 1100 ГК РФ, Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

    Таким образом, при предъявлении гражданского иска необходимо правильно определить надлежащего ответчика, в противном случае в удовлетворении иска может быть отказано.

    Что качается компенсации морального вреда, то она возможна независимо от вины причинителя вреда, то есть, даже в случае постановления оправдательного приговора.

    Обжалование постановление о прекращении уголовного дела.

    Часто у потерпевших по делу или, в случае их смерти, у родственников потерпевших, а также у подозреваемых, либо у родственников подозреваемых, , в отношении которых уголовное преследование прекращено в связи с их смертью, возникает необходимость обжаловать постановление следователя о прекращении уголовного дела по статье 264 УК РФ. Происходит такое прекращение по самым разнообразным причинам. Например, в известном деле об аварии на Ленинском проспекте г. Москвы следствие высказало версию о виновности в ДТП Александриной Ольги.

    Адвокат Игорь Трунов высказался по этому поводу:

    «Сегодня следователь легче заинтересовывается выжившим, потому что он кровно заинтересован не сесть в тюрьму, у него есть возможности и деньги и он участвует процессуально в деле. Сторона родственников погибшего не имеет таких возможностей. Они процессуально не участвуют, поэтому ежегодно 30 тысяч аварий в России связаны с гибелью, и, как правило, решения выносятся не в пользу погибшего, потому что следователь может безнаказанно вынести любое решение, а обжаловать это в суде нельзя» (Подробнее читайте Здесь ).

    У потерпевших и родственников подозреваемых имеется возможность обжаловать действия следователя в порядке статьи 124 и 125 УПК РФ. Однако, применительно к подозреваемому, в отношении которого уголовное преследование прекращено в связи со смертью, обжалование постановления о прекращении уголовного дела в предусмотренном порядке не обеспечивает реализацию права на реабилитацию (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 года № 16-П).

    Итак, в статье я исследовал ряд вопросов, касающихся применения статьи 264 УК РФ. Как я уже писал вначале, статья очень специфична, а применение ее неоднозначно. Совершить преступление по неосторожности может абсолютно каждый. Даже не являясь злостным нарушителем Правил дорожного движения, при определенных обстоятельствах можно совершить наезд на пешехода. Вероятность такого развития событий есть уже в силу того, что автомобиль является источником повышенной опасности. В то же время и поле работы для адвоката по делам такой категории очень широкое. Я искренне желаю всем своим читателям никогда не оказаться на месте обвиняемого в каком-либо преступлении. Но если это все же произошло, Вы можете обратиться ко мне за юридической помощью.

    С уважением,
    Толстых Максим Сергеевич,
    Адвокат

    Если Вам потребуется моя юридическая помощь, позвоните по телефону 8(925)053-72-12 (для жителей Москвы и Московской области ).

    obadvokature.com

    Правила дорожного движения аварии

    В нашу автомобильную жизнь очень плотно вошло понятие дорожно-транспортного происшествия или попросту ДТП. Вошло оно отнюдь не просто так, а в связи с тем, что после распада СССР граждане стали активнее приобретать личный транспорт.

    В результате, количество водителей и автомобильного транспорта в РФ увеличилось в несколько раз, а значит, увеличилось и количество аварий ДТП на дороге и прилегающих к ней территориях.

    Они стали практикой нашей жизни, посему стоит разобраться в основных понятиях и правоприменительных практиках, как их понимает закон, а также куда обращаться, что делать и куда звонить при ДТП.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

    Понятия: ДТП, схема ДТП, участники и проч.

    Начнем с базовых понятий. Что такое ДТП? В российском законодательстве, в законах, указах, содержится определение ДТП. Формулировок много, но в целом смысл одинаков.

    ДТП определяется как событие, которое произошло на дороге во время движения транспортного средства (ТС), с его участием, когда при стечении определенных обстоятельств получают повреждения транспортные средства, здания и сооружения, грузы, либо другие материальные ценности, а также при котором погибают или получают ранения люди. Напоминаем , что мелкие ДТП могут решатся без сотрудников ГИБДД.

    Также можете ознакомиться с бланком извещения о ДТП.

    В российском законодательстве есть детальная классификация ДТП. Она содержится в «Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ».

    Выделяют следующие виды ДТП:

  • Столкновение — когда между собой сталкиваются два и более транспортных средства, когда оба на ходу, либо когда один из участников ДТП внезапно остановился. Сюда же попадает и внезапная «встреча» транспортного средства с железнодорожным составом на ходу.
  • Опрокидывание.
  • Наезд на стоящее транспортное средство — к этой же категории относят и столкновение с полуприцепом и прицепом.
  • Наезд на препятствие — под эту категорию подпадают столкновения со зданиями, сооружениями, деревьями и т.д.

  • Наезд на пешехода — сюда относят и наезд транспортного средства, и эпизоды, когда пешеход сам натыкается на транспортное средство, которое движется по проезжей части. Помимо этого, к этой категории принадлежат происшествия, когда пешеход получает травмы или гибнет от перевозимого груза.
  • Наезд на велосипедиста.
  • Наезд на гужевой транспорт.
  • Падение пассажира — здесь имеется в виду во время движения транспортного средства.
  • Иной вид ДТП — сюда закон относит те происшествия, которые нельзя квалифицировать по предыдущим пунктам. Сюда обычно относят падения груза на человека, наезд на лиц, которые не были участниками дорожного движения и т.д.
  • Участники ДТП

    Обратимся теперь к понятию «участника ДТП». Автоэксперты отмечают, что в российском законодательстве отсутствует определение участника ДТП. И все же, это определение интуитивно понятно. Сформулировать его можно примерно так: участник ДТП — это лицо, которое благодаря своим действиям или же бездействию приняло участие в происшествии, подпадающее под определение ДТП.

    Законодательство, кроме водителей ТС, относит к таковым велосипедистов и пешеходов, а также животных (обычно их классифицируют как препятствия).

    Потерпевшим считается лицо, пострадавшее в результате ДТП. А к ним относят не только тех, кто пострадал при столкновении или наезде, но и пассажиров транспортного средства, которым управлял виновник. Также выделяют категории «раненого» и «погибшего». Погибшим, согласно последним поправкам, считается потерпевший, который умер в больнице в течение 30 дней от травм, полученных во время аварии.

    Любое ДТП, которое подпадает под определение законодательства, подлежит обязательному документированию.

    Одним из таких документов является карта-схема ДТП.

    Это довольно простое понятие в дорожно-транспортном происшествии.

    Говоря простым языком, схема ДТП — это графическое изображение места ДТП.

    Документированию подлежит:

  • план местности места ДТП;
  • дорожная обстановка;
  • положение транспорта;
  • различные предметы и следы, которые имеют отношение к ДТП.

Для схемы существует специальный бланк, где сотрудник ГИБДД или другое уполномоченное должностное лицо фиксирует вышеуказанные подробности происшествия.

Участникам аварии, особенно потерпевшим, следует обратить внимание на следующие детали:

  • Наличие подписи должностного лица.
  • Четкость и объективность составленной схемы.
  • Подписи понятых.
  • Если участники аварии не согласны с составленной схемой, то им следует об этом указать в пояснении и поставить свою подпись. Это даст возможность оспорить схему в дальнейшем. Следует также сфотографировать схему. Далее при расследовании и установлении причины ДТП можно воспользоваться защитой при автомобильных авариях у квалифицированных специалистов, они вам помогут найти правильное решение, потерпевшую и пострадавшую сторону, а также доказать вину по факту автоаварии.

    Документы при ДТП

    Как мы уже говорили, любое ДТП подлежит обязательной документации. Сразу на месте сотрудники ГИБДД оформляют следующие документы:

      Протокол осмотра места происшествия административного правонарушения. Является одним из самых важных первичных документов. В вводной части фиксируются данные о факторах ДТП, месте и времени аварии, погодных условиях и состоянии дороги, о водителях и ТС-участниках, а также данные очевидцев, понятых и технике, с помощью которой производятся замеры, фотосъемка с камер и т.д. В описательной части сотрудник ГИБДД указывает данные:

    a) о состоянии проезжей части (профиль дороги, разметка, знаки и т.п.);
    б) о координатах аварии, расположении ТС, следах происшествия;
    в) о повреждениях ТС;

    В заключительной части протокола вносят данные о квалификации действий виновника(-ов). Участникам не выдаются:

    1.1 Схема возникновения ДТП

    1.2 Описание повреждений транспортных средств.

    1.3 Объяснения участников и очевидцев.

    В случаях, когда ДТП привело к тяжелым последствиям, кроме выше указанных документов, сотрудники ГИБДД оформляют:

  • Протокол осмотра и проверки ТС;
  • Акт мед. освидетельствования участников аварии.
  • Справка о ДТП. Выдается участникам аварии. В ней фиксируется практически все данные протокола. С этой справкой участники обращаются в страховые компании для получения компенсации.
  • ДТП в разное время суток и года

    Очень часто случается так, что ДТП происходит в ситуации, когда от водителя мало что зависит. Здесь имеются в виду особые климатические условия или время суток. Где-то не было выставлено освещение, кто-то не выставил предупреждающий знак. Но почти всегда виноват водитель. Почему? А потому что существует п. 10.1 ПДД РФ, который обязует водителя соблюдать скорость с учетом погодных условий, освещения, трафика и т.п.

    Сотрудник ГИБДД, чаще всего, пишет в протокол, что «водитель не справился с управлением», а акт о состоянии дорожного покрытия не составляет. Ответственность за состояние дорог лежит на ДПС и дорожном надзоре указами МВД № 297 и № 410. Однако они редко возлагают ее на себя.

    Что же делать в таких случаях? Обязательно нужно добиваться того, чтобы была запись о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия, либо отсутствии предупреждающих знаков в протоколе. В объяснении нужно указать, что дорожное покрытие не соответствует ГОСТ, особо отметив факт того, что именно дорожная служба не смогла обеспечить должное состояние дороги.

    Относительно освещения все несколько сложнее, так как у ТС есть технические средства освещения, поэтому п. 10.1 ПДД РФ здесь срабатывает практически всегда, но, если есть зацепки, необходимо их использовать.

    Правила поведения участников: что делать, куда звонить

    Как регулирует законодательство поведение участников ДТП? В ПДД, п.2.5, четко расписаны основной порядок действий участников ДТП при попадании в аварию:

  • Для начала следует остановить свое транспортное средство. Даже если столкновение было незначительным, ДТП все равно имело место быть, уезжать нельзя. Исключением является случай, когда водители договорили между собой, составили схему аварии и поехали оформлять ее на пост ДПС.
  • Необходимо включить «аварийку».
  • Следом выставить знаки аварийной остановки на месте ДТП.
  • Далее принять меры для оказания первой мед. помощи (ПМП) тем, кто пострадал. Этот пункт очень важен. В ПДД РФ прописано несколько возможностей по оказанию ПМП:

    а) вызвать по телефону скорую помощь;

    б) оказать ПМП самостоятельно;

    в) доставить тяжело пострадавшего на попутном ТС в лечебное учреждение;

    г) отвезти на своем транспорте (при этом сообщить свои данные, включая номерной знак ТС), после чего вернуться обратно.

  • Освободить по возможности проезжую часть, чтобы сторонний транспорт мог спокойно проезжать мимо места аварии. При этом необходимо зафиксировать место расположения ТС-участников аварии.
  • Вызвать сотрудников ГАИ и ждать их появления.
  • Помимо исполнения правил, нужно также активно искать и привлекать очевидцев аварии. При составлении протокола необходимо проявлять участие и следить за ходом его заполнения.

    Подчас случаются ДТП, участником которых является пьяный водитель. Чем грозит ДТП с пьяным водителем и как себя правильно вести? Иногда бывает, что пьяный водитель является потерпевшим. Посему виновной стороне лучше не провоцировать, а, выполнив правила п.2.5 ПДД, спокойно дожидаться в своем авто ГИБДД.

    Нахождение пьяного водителя за рулем пойдет в отдельное производство, а ответственность с виновника не снимается. Если же пьяный водитель — виновник аварии, необходимо опять-таки не провоцировать агрессию, но знать свои права и по возможности выполнить п.2.5 ПДД.

    Пьянство за рулем ужесточает ответственность и увеличивает размер компенсаций пострадавшим.

    Отдельно необходимо пояснить по провокациям на дороге. Под провокацией понимаются действия (умышленные или нет), которые могут привести к аварии. Провокация ДТП: как различить случайную и преднамеренную подставу? Водителю, даже опытному, довольно сложно вычислить, было ли ДТП спровоцировано случайно или нет.

    Да, непреднамеренные провокации зачастую делаются ввиду отсутствия опыта или по недосмотру как виновника, так и потерпевшего.

    В то же время при настоящей автоподставе «жертву» выслеживают, а потом загоняют опасными маневрами. Но в данных ситуациях выход один — неукоснительное соблюдение ПДД РФ.

    В КоАП РФ прописаны виды нарушений при ДТП и соответствующие санкции в виде штрафов. Конкретно при ДТП водителей обычно штрафуют за:

    • невыполнение обязанностей, указанных в ПДД РФ, п.2.5;
    • оставление места ДТП.
    • Какое наказание влечет скрытие с места ДТП и как быть со страховкой, если виновник — не вы? Что ждет участников ДТП, если один из них — без прав? Об этом можно прочитать в соответствующих статьях на нашем сайте.

      Выплаты и возмещение ущерба

      В результате ДТП потерпевший вправе рассчитывать на выплаты по ОСАГО, возмещение ущерба через суды. Также, если водитель заключил договор КАСКО с одной из компаний-страховщиков, он вправе рассчитывать на компенсацию за повреждения своего ТС.

      Порядок действий при разбирательстве ДТП, участник которого не имеет ОСАГО, несколько осложняется. Однако, если соблюдать определенные правила, все может оказаться не так плохо.

      ДТП – это чрезвычайная ситуация, которая может коснуться любого автовладельца. Правовой нигилизм, невежество на дороге могут лишь усугубить негативные последствия аварии. Также вы можете скачать образцы заявлений возмещения ущерба при ДТП.

      avtourist.guru

      Смотрите еще:

      • Размер пенсии у безработных Пенсии и льготы ветеранам ВОВ в 2018 году Правительством РФ большое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. Для людей этой категории законодательно предусмотрено пенсионное обеспечение, льготы, дополнительные выплаты. В законе от 12 янв. 1995 г. № 5-ФЗ дается […]
      • Единовременное пособие при постановке учет ранние сроки беременности Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности Будущим мамам следует знать, что начинать получать выплаты можно уже на ранних сроках беременности. Одной из таких льгот является пособие вставшим на учет в медучреждении до 12 недель, величина которого в 2018 году составляет […]
      • Пекарня налог Налогообложение пекарни В настоящей статье мы осуществим анализ наиболее эффективных форм налогообложения для мини-пекарни. Выбор формы налогообложения, при которой налоговая нагрузка будет минимальной – это один из залогов успешности вашего бизнеса. Все исходные данные для своих […]
      • Банк кассационных жалоб Девятый арбитражный апелляционный суд Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование- ГУ Банка России по ЦФО) Управление Федерального казначейства (УФК) по г.Москве (ИФНС России №13 по г. Москве) Расчетный счет Реквизиты для оплаты […]
      • Через сколько после подачи документов начисляют детское пособие Через какое время перечисляют декретные? Декретные начисляют после сбора необходимых документов и обращения женщины к работодателю с письменным заявлением. Согласно ст. 12 ФЗ № 255, срок обращения за декретными деньгами – не больше 6 месяцев после завершения отпуска по […]
      • Повышение социальной пенсии 2018 года и на сколько Социальные пенсии в России проиндексируют 1 апреля Повышение пенсии с 1 апреля 2018 года и на сколько последние новости Повышение пенсии с 1 апреля 2018 года и на сколько последние новости Cодержание статьи "Повышение пенсии с 1 апреля 2018 года": Индексация социальной пенсии […]