Налог рай

Налог на «Гугл» в России: кто платит и сколько

В начале 2017 года в России вступил в силу законопроект, прозванный как «налог на Google». Разберемся, чем хорошим и не очень грозит его введение для мировых корпораций и отдельных пользователей, как его прокомментировали эксперты, возможно ли избежать его уплаты.

Краткая справка о законопроекте

«Налог на «Гугл», 1 января 2017 года вступивший в действие, был принят Государственной Думой РФ более полугода до этого — 15 июня 2016 г. Законопроект обязал иностранные компании, занимающиеся продажами своей продукции либо услуг через интернет, уплачивать со своей деятельности НДС. Поэтому на вопрос: «Сколько процентов «налог на «Гугл»?» легко можно ответить — 18 %.

Первоначальный проект, предложенный депутатами от «Справедливой России» и ЛДПР Владимиром Парахиным и Андреем Луговым, предполагал введение данного налога на продукцию не только зарубежных IT-компаний, но и российских. Однако в этом варианте он подвергся суровой критике. Настоящую же версию проекта поддержали 330 депутатов из 383.

Плюсы и минусы законопроекта

Несомненных плюсов у закона о «налоге на «Гугл» два. Первый — это дополнительные поступления в государственную казну. Подсчитано, что в 2017 году поступления от деятельности иностранных IT-компаний могут превысить 10 млрд рублей. Второе преимущество состоит в том, что закон не коснулся российских разработчиков — это сделает их продукцию более доступной и тем самым более привлекательной.

Однако недостаток законопроекта тоже касается разработчиков — тех, кто продвигают свои проекты на зарубежных Play Market, App Store и др. Естественно, что им нецелесообразно повышать цены на уже вышедшие игры и приложения — введение закона отразится на стоимости новых разработок. Поэтому второй, весьма существенный минус коснется конечных потребителей: сумма продукции повысится согласно НДС, а покупатель будет вынужден оплачивать ее из своего кошелька.

Комментарии экспертов

Ознакомимся с комментариями по «налогу на «Гугл» экспертов, которых напрямую затронул новый проект:

  • Николай Небышенец, генеральный менеджер Wargaming на территории стран СНГ, сообщил журналистам, что давно ожидал введения подобного налога в России — по тенденции мировой практики. Для потребителей продукции его компании сбор коснулся в первую очередь внутриигровых приобретений. Он считает, что бремя 18 %-го налога, в конце концов, будет переложено на плечи игроков.
  • Илья Карпинский, зам. руководителя игровой линии Mail.Ru Group, считает, что следствием принятие законопроекта будет рост цен на приложения, игры, программы, выставляемые на площадках иностранных интернет-маркетов. Однако это не отпугнет от последних российских разработчиков, которые именно с помощью того же «Плэй Маркета» или «Апп Стор» получают подавляющую часть своих доходов.
  • Сергей Орловский, основатель Nival, отмечает главнейшее упущение недавно принятого «налога на «Гугл» — двойной НДС. Первый раз его уплачивает платформа, к примеру Steam или Google Play, продавая программу потребителю. Второй раз налог за одно и то же наименование отправляется в государственную казну при перечислении средств за проданную продукцию от интернет-площадки разработчику данного приложения. Эксперт также считает, что налог ослабит и без того шаткие позиции рынка электронных услуг, что, в свою очередь, может привести в существенному сокращению его многообразия.
  • Антон Юдинцев, сооснователь Gaijin Entertainment, делится печальным выводом — введение нового налога прежде всего ударит по карману непосредственных потребителей, что приведет к снижению объемов покупок электронных услуг. Такой оборот дел будет неблагоприятен для российских разработчиков мобильных приложений и приведет к замедлению развития отечественного IT-сектора.
  • Опыт других стран

    «Налог на «Гугл» в России — не единственный в своем роде. Крупные американские технологические корпорации выплачивают подобные НДС в Нидерландах, Люксембурге и Ирландии. Но при этом именно эти государства предлагают минимальную налоговую нагрузку, эдакий «налоговый рай».

    С 2015 ведутся обсуждения о введении на территории ЕС единого налога, подобного российскому, который также затрагивал бы интересы упомянутых IT-компаний из США. Похожие на НДС сборы с технологических фирм и корпораций действуют на территории Южной Кореи и Японии. Однако по величине они заметно уступают российскому «налогу на «Гугл» — 10 % и 8 % соответственно.

    Кто платит «налог на «Гугл»

    Возможны две схемы перечисления казне «налога на Google»:

  • Уплата налогового сбора иностранной корпорацией. В этом случае последняя должна оказывать электронные услуги частному лицу (российскому гражданину) согласно прямому договору.
  • Уплата налога адресатом, которому была предоставлена услуга. В этом случае потребителем может быть только юридическое лицо — ИП, российская организация, представительство какой-либо иностранной компании в РФ. Платеж уплачивается ими как налоговыми агентами.
  • Если электронные услуги у иностранной IT-компании приобрела зарубежная фирма, то оба участника сделки правомочны не уплачивать «налог на «Гугл».

    Компании-налогоплательщики

    По сведениям ФНС, на учет уже встали 111 иностранных технологических компаний. Среди них можно отметить такие корпорации:

  • Google, в частности Google Play (по названию этой корпорации и окрестили закон в СМИ);
  • Apple (в т. ч. App Store);
  • Microsoft;
  • Financial Times;
  • Aliexpress;
  • Facebook Inc;
  • eBay;
  • Netflix International B.V., Wargaming Group Ltd;
  • Bloomberg;
  • Steam;
  • Chelsea и др.
  • Подобные им отечественные корпорации — «Яндекс», Rambler&Co, Mail.Ru Group, также платят налоги, следуя российскому законодательству.

    Потребители, аккумулирующие действие закона

    «Налог на «Гугл» уместен тогда, когда упомянутая выше иностранная компания реализует свою электронную продукцию или услугу российскому покупателю — лицу, находящемуся на территории РФ. Им может быть:

    • ИП, организация, зарегистрированная на территории России.
    • Физическое лицо, которое:
      • проживает в пределах РФ;
      • оплачивает счет картой российского банка или оператора электронных денежных переводов;
      • имеет сетевой адрес, определяющий его местонахождение на территории Российского государства;
      • использует для оплаты услуг телефонный номер, чей международный код является российским.
      • Что облагается новым налогом

        18 % «налог на «Гугл» в России сегодня уплачивается с покупок или пользования следующими видами продукции и сервисов:

      • видео, аудио, графические изображения, музыка, электронные книги;
      • мобильные приложения, компьютерные программы, видеоигры;
      • хостинг-провайдеры;
      • рекламные площадки;
      • интернет-аукционы;
      • площадки для размещения различных объявлений о продаже, покупке, аренде, предоставлении услуг и т. д.;
      • автоматизированные поисковые услуги;
      • регистрация доменов;
      • облачные хранилища данных;
      • предоставление статистик посещения.
      • С полным перечнем продукции и услуг можно ознакомиться при чтении новой статьи № 1742 Налогового Кодекса РФ. Стоит отметить, что под Google-налогообложение не попадает:

        • предоставление услуг, товаров, работ, заказанных через интернет, но доставленных или выполненных без его помощи;
        • продажа, передача прав на владение информационными данными на материальных носителях, в т. ч. программного обеспечения, компьютерных игр;
        • предоставление доступа во Всемирную паутину;
        • консультации посредством электронной почты.
        • Обойти налог на Google: миссия выполнима

          Введение нового налога отнюдь не обрадовало пользователей, часто покупающих приложения и платные дополнения, расширения и премиум-версии к ним через Google Play, App Store и пр. Коснулся он и пользователей, чей профиль в играх привязан к «Гугл»-аккаунту. На данный момент доступны три неофициальных способа сэкономить 18% от новой стоимости контента:

        • Совершить покупку через «Фейсбук», привязав свой аккаунт к профилю в этой соцсети.
        • Оплатить через систему Pay Pal.
        • Сменить страну местонахождения в Play Market на Беларусь, Украину или любую другую, в которой не действует подобный налог. Делается такая операция через специальные приложения, меняющие эту информацию в ID пользователя.
        • Закон затронул и многих предпринимателей, рекламирующих свою продукцию либо услуги через Google AdWords. Как обойти «налог на «Гугл» вполне легально в этом случае? Существуют следующие способы:

          1. Оплата рекламы через аккаунт юридического лица, зарегистрированного в США.
          2. Оплата рекламных объявлений через частное, физическое лицо, проживающее в Соединенных Штатах.
          3. Покупка или аренда старого аккаунта Google AdWords, регистрация которого была произведена до 2007 года. Первая операция будет стоить порядка 3000 евро, а вторая — около 200 долларов. Этот случай весьма ненадежный — при передаче аккаунта легко можно оказаться жертвой мошенников.
          4. Возмещение уплаченного налога из бюджета — схема действует только для налогоплательщиков на многим невыгодной системе общего налогообложения.
          5. Оплата подачи рекламного объявления через лицо, зарегистрированное в Беларуси либо Украине. Недостаток способа в том, что имея, например, украинский аккаунт Google AdWords, нужно и все счета оплачивать картой банка этой страны.
          6. «Налог на Google», призванный увеличить поступления в российский бюджет, по мнению экспертов и обычных пользователей, является несвоевременным, недоработанным и ненужным. Следствием его принятия стало то, что иностранные IT-корпорации переложили уплату введенного для них НДС на потребителей своей продукции и услуг, увеличив стоимость последних на 18 %, что не могло не повести за собой уменьшения количества покупок. Так как главными поставщиками контента для российского покупателя были отечественные разработчики, нововведение болезненно задело и их.

            fb.ru

            Рай. Как попасть в рай?

            Что такое рай? Святые отцы и священники о рае

            Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) — это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия.

            Митрополит Иларион (Алфеев): Рай… Блаженство души, соединяющейся со Христом

            Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными “обителями” и “чертогами”; все описания рая – лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит ум.

            В Библии “раем” (paradeisos) называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется “Царством Небесным”, “жизнью будущего века”, “восьмым днем”, “новым небом”, “небесным Иерусалимом”.

            Святой апостол Иоанн Богослов говорит: “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет; И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни” (Апок. 21:1-6, 10, 22-24, 27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая.

            Читая описания рая, встречающиеся в агиографической и богословской литературе, необходимо иметь в виду, что большинство писателей Восточной Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа.

            Даже среди наших современников, переживших клиническую смерть, встречаются люди, побывавшие в раю и рассказавшие о своем опыте; в житиях святых мы находим множество описаний рая. Преподобная Феодора, преподобная Ефросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, “восхищены до третьего неба” (2 Кор. 12:2) и созерцали райское блаженство.

            Вот что говорит о рае святой Андрей (X в.): “Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном, и, восхищаясь духом, размышлял: “что это. как я очутился здесь. ” Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество… Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: “Нам должно взойти и еще выше”. С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости” Преподобная Феодора видела в раю “прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога”, и слышала “голос радости и веселия духовного”.

            Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она “несказанна” и превосходит человеческое постижение. Говорится также о “многих обителях” рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. “Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, – говорит святитель Василий Великий, – потому что “звезда от звезды разнится в славе” (1 Кор. 15:41). И поскольку “многи обители” у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем”. 3 Впрочем, для каждого его “обитель” будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства – в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В Царстве Небесном “праведники просветятся, как солнце” (Мф. 13:43), уподобятся Богу (1 Ин. 3:2) и познают Его (1 Кор. 13:12). По сравнению с красотой и светозарностью рая наша земля есть “мрачная темница”, и свет солнца по сравнению с Триипостасным Светом подобен маленькой свечке. 4 Даже те высоты богосозерцания, на которые восходил преподобный Симеон при жизни, по сравнению с будущим блаженством людей в раю – все равно, что небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с настоящим небом.

            По учению преподобного Симеона, все образы рая, встречающиеся в житийной литературе, – поля, леса, реки, дворцы, птицы, цветы и т.д., – лишь символы того блаженства, которое заключается в непрестанном созерцании Христа:

            Ты – Царствие Небесное,
            Ты – кротких всех земля, Христе,
            Ты – рай мой зеленеющий.
            Ты – мой чертог божественный…
            Ты – пища всех и жизни хлеб.
            Ты – влага обновления,
            Ты – чаша живоносная,
            Источник Ты воды живой,
            Ты – свет для всех святых Твоих…
            А “многие обители”
            Являют нам, как думаю,
            Что будет много степеней
            Любви и просвещения,
            Что каждый в меру сил своих
            Достигнет созерцания,
            И мера та для каждого
            Величьем будет, славою,
            Покоем, наслаждением –
            Хотя и в разной степени.
            Итак, палаты многие,
            Различные обители,
            Одежды драгоценные…
            Венцы разнообразные,
            И камни, и жемчужины,
            Цветы благоуханные…-
            Всем этим там является
            Одно лишь созерцание
            Тебя, Владыко Господи!

            О том же говорил святитель Григорий Нисский: “Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни… Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством… Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (Кол. 3:11)”. После всеобщего воскресения Христос наполнит Собой всякую человеческую душу и все творение, и уже ничего не останется вне Христа, но все преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это и есть нескончаемый “невечерний день” Царства Божьего, “вечная радость, вечная Литургия у Бога и в Боге”. Все лишнее, временное, всякие ненужные подробности быта и бытия исчезнут, а Христос будет царствовать в душах искупленных Им людей и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа Добра над злом, Света над тьмой, рая над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное упразднение смерти. “Тогда сбудется слово написанное: “Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа. ” (Ос. 13:14) Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!” (1 Кор. 15:54-57).

            Митрополит Сурожский Антоний: Рай – в любви

            Адам потерял рай, — это был его грех; Адам потерял рай,— это ужас его страдания. И Бог не осуждает; Он зовет, Он поддерживает. Чтобы мы опомнились, Он ставит нас в условия, которые наглядно говорят нам о том, что мы погибаем, нам надо спастись. И Он остается нашим Спасителем, а не Судьей. Христос несколько раз в Евангелии говорит: Я пришел не судить мир, а спасти мир (Ин.З,17; 12,47). Пока не настанет полнота времен, пока не придет конец, мы под судом совести нашей, мы под судом Божественного слова, мы под судом видения Божественной любви, воплощенной во Христе, — да. Но Бог не судит; Он молит, Он зовет, Он живет и умирает. Он сходит в самые глубины человеческого ада, чтобы только мы могли поверить в любовь и опомниться, не забыть, что есть рай.

            А рай был в любви; и грех Адама в том, что он не сохранил любовь. Вопрос не в послушании или в прослушании, а в том, что Бог предлагал всего Себя, без остатка: Свое бытие, любовь, мудрость, ведение — все Он давал в этом союзе любви, который делает из двух одно существо (как Христос говорит о Себе и об Отце: Я во Отце и Отец во Мне [Ин. 14,11]; как огонь может пронизывать железо, как тепло проникает до мозга костей). И в этой любви, в нераздельном, неразлучном соединении с Богом мы могли бы быть мудрыми Его мудростью, любить всем простором и бездонной глубиной Его любви, знать всем ведением Божественным. Но человек был предупрежден: не ищи познания через вкушение плода от древа Добра и Зла, — не ищи холодного познания ума, внешнего, чуждого любви; не ищи познания плоти, опьяняющей и одурманивающей, ослепляющей… И на это именно и соблазнился человек; он захотел знать, чтo добро и чтo зло. И он создал добро и зло, потому что зло в том и заключается, чтобы отпасть от любви. Он захотел узнать, что такое быть и не быть, — но он мог это познать, только утвердившись навсегда через любовь, вкоренившись до глубин своего бытия в Божественной любви.

            И человек пал; и с ним пошатнулась вся вселенная; все, все было омрачено и сотрясено. И суд, к которому мы устремляемся, тот Страшный суд, который будет в конце времен, — он ведь тоже только о любви. Притча о козлищах и овцах (Мф.25,31-46) именно об этом говорит: сумел ли ты на земле любить великодушной, ласковой, смелой, доброй любовью? Сумел ли ты жалеть голодного, сумел ли ты пожалеть нагого, бездомного, хватило ли у тебя мужества посетить заключенного в тюрьме, не забыл ли ты человека, который болеет, в больнице, одинокого? Если в тебе есть эта любовь — тогда есть тебе путь и в Божественную любовь; но если земной любви нет — как можешь ты войти в Божественную любовь? Если то, что тебе по природе дано, ты не можешь осуществить, как же ты можешь надеяться на сверхприродное, на чудесное, на Божие.

            И вот в этом мире мы живем.

            Рассказ о рае в каком-то отношении, конечно, иносказание, потому что это мир, который погиб, мир, к которому у нас нет доступа; мы не знаем, что такое быть безгрешной, невинной тварью. И на языке падшего мира можно только образами, картинно, подобиями указывать на то, что было и чего никто больше никогда не увидит и не познает… Мы видим, как Адам жил — как друг Божий; мы видим, что когда Адам созрел, достиг какой-то степени мудрости и ведения через свою приобщенность Богу, Бог привел к нему все твари, и Адам каждой твари дал имя — не кличку, а то имя, которое выражало самую природу, самую тайну этого существа.

            Бог как бы предупреждал Адама: смотри, смотри, — ты видишь тварь насквозь, ты ее понимаешь; потому что ты со Мной делишь Мое ведение, поскольку ты можешь при твоей еще неполной зрелости его разделить, глубины твари перед тобой раскрыты… И когда Адам вгляделся во всю тварь, он себя в ней не увидел, потому что, хотя он взят от земли, хотя он является своей плотью и душевным своим бытием частью этого мироздания, вещественного и душевного, но в нем тоже есть искра от Бога, дыхание Божие, которое Господь вдунул в него, сделав из него небывалую тварь — человека.

            Адам познал, что он один; и Бог навел на него глубокий сон, отделил от него некую часть, и перед ним встала Ева. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, как в начале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере того, как он созревал, в нем начали проявляться не совместимые в одном существе и мужские, и женские свойства. И когда он дошел до зрелости, Бог их разделил. И не напрасно Адам воскликнул: Это плоть от плоти моей, это кость от кости моей! Она назовется женой, потому что она как бы пожата из меня…(Быт.2,23). Да; но что эти слова значили? Они могли значить, что Адам, глядя на Еву, видел, что она кость от костей его, плоть от плоти его, но что она имеет самобытность, что она — существо полноценное, до конца значительное, которое связано с Живым Богом неповторимым образом, как и он неповторимо с Ним связан; либо они могли значить, что он увидел в ней только отражение своего собственного бытия. Это то, как мы друг друга видим почти постоянно; даже когда соединяет нас любовь, мы так часто не видим человека в нем самом, а видим его по отношению к себе; мы взираем на его лицо, мы вглядываемся в его очи, мы вслушиваемся в его слова — и ищем отзвук собственного нашего бытия… Страшно подумать, что так часто мы друг на друга смотрим — и видим только свое отображение. Другого человека — не видим; он только отражение нашего бытия, нашего существования…

            Протоиерей Всеволод Чаплин: Рай – Как войти в Царствие Небесное?

            Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.

            Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.

            Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.

            Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании. И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.

            Итак, для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно иметь веру и быть готовым ко встрече именно с тем Богом, который в этом Царствии является Царем. Чтобы ты Его узнал и Он узнал тебя, чтобы ты был готов ко встрече именно с Ним.

            Далее. Для спасения важно внутреннее нравственное состояние человека. Понимание «этики», как исключительно сферы межчеловеческих отношений, особенно ─ в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнеса, политики, семейных, корпоративных отношений ─ это очень усеченное понимание этики. Нравственность имеет прямое отношение к тому, что происходит внутри тебя, и именно такое измерение нравственности задает Нагорная проповедь Христа Спасителя.

            Господь говорит не только о тех внешних нормах, формальных нормах ветхозаветного закона, которые были даны древним. Он говорит о состоянии человеческой души. «Блаженны чистые сердцем» ─ блаженны именно те, кто внутри себя не имеют грязи, не имеют побуждений к пороку, не имеют стремления творить грех. И это состояние души Он оценивает так же строго, не менее строго, как и внешние поступки человека. Богочеловек Господь Иисус Христос дает новые заповеди, никак не вместимые в рамки житейской морали. Он дает их как совершенно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, то есть объявлению их относительными. Это безусловный императив, из которого следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство.

            Спаситель однозначно, решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятву небом или землею, противление злу, совершенному против тебя самого, показное творение милостыни, молитвы и поста, получение соответствующей моральной награды от людей ─ все те вещи, которые с точки зрения светской этики нормальны и естественны.

            Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами. Очевидно, что такие нравственные мерки не применимы для обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. Ни с какой мерой зла не может смириться истинный христианин, и Господь запрещает это делать. Он говорит о том, что любое греховное движение души ─ это путь в сторону от Царства Небесного.

            Господь говорит и о том, что вера, нравственное состояние человека не может не выражаться в том, что он делает. Мы знаем слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Точно так же и порочное состояние человека выражается в злых делах. Мы не приобретаем себе неотменимых заслуг своими добрыми делами, как об этом говорит католический юридизм. Формально сделанное доброе дело, имеющее выражение в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и так далее, не обеспечивает человеку спасение само по себе. Важно, с каким намерением ты делаешь это дело. Но человек, по-настоящему верующий, не может отказываться от помощи ближнему, не может пройти мимо страданий человека, нуждающегося в помощи. И Господь говорит о том, что стандарты, заданные Им в области, в том числе, добрых дел, должны многократно превосходить стандарты, данные для ветхозаветного мира. Вот Его слова: «Говорю вам, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное». Что такое праведность книжников и фарисеев? Это праведность лучших людей общества, живущего без Божией благодати, общества, живущего по житейским законам, по законам компромисса со злом, по законам падшего человеческого естества. Книжники и фарисеи ─ это не исчадия ада, это нравственные авторитеты общества, жившего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам, считающие себя вправе обличать отступников от той самой житейской морали народа или семьи. Это не мытари, которые собирали оккупационный налог, это не блудницы ─ проститутки, не пьяницы, не бродяги. Это, говоря современным языком, классические «приличные люди». Фарисеи ─ это те моральные авторитеты мира сего, которые на нашем телеэкране подаются как самые достойные люди. Именно их праведность должен превзойти христианин, потому что эта праведность недостаточна для спасения.

            Очевидно, что Господь не считает большинством людей, входящих в Божие царство. Он говорит: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Мы веруем и всегда будем веровать в милосердие Божие к каждому человеку, даже к грешнику, даже к преступнику, даже к не раскаивающемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал о том, что мы будем обсуждать в Церкви возможные формы молитв о самоубийцах. Это не будут те самые формулы молитв, которые идут при обычном отпевании или при обычной панихиде, когда мы поем: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». Это будет особая молитва. Может быть, мы будем просить о том, чтобы Господь принял душу человека, проявил к нему милосердие. И мы веруем в милость Божию к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение в Его Царство ─ это особый дар, который, как совершенно ясно говорит Господь, не принадлежит большинству людей.

            Господь Иисус Христос предостерегает людей от увлечения обывательским образом жизни, Он предлагает Своим апостолам, Своим последователям образ жизни иной, говоря при этом, что не всякий может его вместить, но об опасности обывательского существования Он явно предостерегает. Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой общественной или моральной элитой. Царствие Божие открыто любому человеку, вне зависимости от образовательного или интеллектуального уровня. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от праведности книжников и фарисеев, почитавшейся в мирской среде или в ветхозаветной среде как наивысшее достижение.

            Нравственный идеал, который дан нам Господом Иисусом Христом, очень радикален. Он не исполним человеческими силами. После того, как Господь отвечает человеку, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие, апостолы Его спрашивают: «Кто же может спастись?». Он отвечает, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Высокая нравственная планка, заданная в Нагорной проповеди, недостижима человеческими силами. Нравственные требования в Евангелии представляют собой не просто систему запретов, исполнить которые может человеческая воля. Они настолько высоки, что никакая воля не способна их исполнить.

            Да, воспитание и внешние ограничения важны, но они одни не способны привести человека к достижению нравственного идеала, а, значит, и к спасению. Скорее, важен свободный выбор личности, позволяющей Богу действовать в ней, в душе, в сердце человека. Христианская этика говорит, прежде всего, не об укреплении воли, не о самосовершенствовании, не о принуждении к деланию добра, а о действии на человека благодати Божией, преображающей человека настолько, что сами мысли о грехе становятся невозможны. Без действия Божия, без Таинств Церкви человек не может стать нравственным в том смысле, который заложен в Нагорной проповеди. Да, мы должны в синергии с Богом трудиться над собой, делать добрые дела, противостоять греху. Но решающим в нравственном совершенствовании личности является действие не человека, но Бога. И понимание этого радикально отличает христианскую этику от других этических систем.

            www.pravmir.ru

            Смотрите еще:

            • Закон об основах налоговой системы в российской федерации Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных […]
            • Разъяснение решений конституционного суда Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ"О Конституционном Суде Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 8 февраля, […]
            • Пени по земельному налогу в 2018 КБК налога на имущество в 2017-2018 годах Отправить на почту Налог на имущество - КБК 2017-2018 годов по нему остались такими же, как те, которые использовались организациями и ИП при уплате этого налога в предшествующих годах. В статье пойдет речь о том, для чего нужны КБК и как они […]
            • Как оплатить налоги ооо на усн Приостановка деятельности ООО без ликвидации Ликвидация ООО означает полное прекращение его существования, закрытие счетов, увольнение персонала, разрыв сотрудничества с контрагентами. Если компания находится в кризисной ситуации, а у учредителей есть желание переждать неблагоприятное […]
            • Судебная экспертиза подготовка и назначение Криминалистика конспект лекций - 3.30. Подготовка и назначение судебных экспертиз При подготовке и назначении экспертизы следователю необходимо решить ряд вопросов, и прежде всего вопрос о целесообразности ее назначения. Экспертиза назначается незамедлительно, как только становится […]
            • Распределение полномочий между рф и субъектами Распределение полномочий между рф и субъектами Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение пред­метов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъ­ектов РФ является одним из конституционных принципов российского […]