Мирное разрешение международных споров оон

Мирные средства разрешения международных споров по Уставу ООН

Устав ООН выделяет следующие виды международных споров: споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 33,36, 37); любые споры (ст. 34, 35, 38); споры юридического характера (ст. 36); местные споры (ст. 52). Также Устав ООН содержит положение о ситуации, которая может привести к международной напряженности или вызвать спор (ст. 34). В ст. 36 Устава ООН указывается, что Совет Безопасности уполномочен рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора. При этом должна учитываться специфика спора. Так, вырабатывая рекомендации на основании ст. 36, Совет Безопасности должен принимать во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд ООН в соответствии с положениями Статута Суда (п. Из ст. 36 Устава ООН). А местные споры следует решать мирными средствами при помощи региональных соглашений или органов до передачи этих споров в Совет Безопасности ООН (п. 2 ст. 52 Устава ООН).

До передачи какого-либо спора в Совет Безопасности согласно ст. 33 Устава ООН стороны должны прежде всего стремиться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами. Как видно, перечень мирных средств и процедур разрешения международных споров не является исчерпывающим и стороны по своему усмотрению могут выбрать дополнительные. Совет Безопасности ООН, когда считает необходимым, может потребовать от сторон разрешения их спора при помощи перечисленных средств (п. 2 ст. 33).

Переговоры являются эффективным универсальным средством урегулирования отношений между государствами, применяется с незапамятных времен. Весьма важную роль играют переговоры в поддержании дружественных отношений между государствами и предотвращении конфликтных ситуаций и международным спорам. Вместе с тем переговоры являются действенным средством решения споров. Объясняется это простотой, гибкостью и удобством этого средства, что делает его очень распространенным. Это обстоятельство обусловило тот факт, что переговоры стоят на первом месте в перечне мирных средств разрешения споров ст. 33 Устава ООН.

При непосредственных переговоров происходит, как правило, двустороннее обсуждение спорных вопросов. При этом обычно исключается любое давление и вмешательство со стороны третьих государств или международных организаций. Во время переговоров устанавливаются личные контакты между сторонами, что также способствует позитивному решению проблемы, которая является предметом переговоров.

в Последнее время все большее распространение приобретает такая форма переговоров, консультации. В ряде двух — и многосторонних соглашений консультации предусмотрены как обязательное средство устранения разногласий (Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Соглашение о политических консультациях между Бразилией и США в 1976 г.; Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО 1997 г. и др.).

В документах ОБСЕ подчеркивается, что обновленная структура Организации сохраняет традиционную роль, которая отводится в ее функционировании механизмам консультаций и переговоров между государствами-членами.

Международные следственные и согласительные комиссии призваны содействовать мирному разрешению международных споров. Первый из указанных средств разрешения споров начали практиковать после принятия Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в которых был определен статус международных следственных комиссий. Позже появился новый способ разрешения споров — международные согласительные комиссии. В ст. 33 Устава ООН эти средства обозначены понятиями «обследование» и «примирение».

Международные следственные комиссии призваны обеспечивать мирное разрешение споров путем выяснения вопросов факта в случае, если международные споры не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов сторон. Стороны создают такую комиссию на основе специального соглашения, в котором фиксируются факты, которые предстоит выяснить, порядок создания и деятельности комиссии. Стороны имеют право назначить при комиссии агентов, адвокатов, экспертов для защиты своих интересов. Комиссия проводит следствие в состязательном порядке и при закрытых дверях. Решения принимаются большинством голосов. В результате своей деятельности комиссия составляет доклад, который передается сторонам. В докладе речь идет лишь о фактах, зафиксированных в соглашении о создании комиссии. Выводы доклада не обязательны для сторон спора.

Впервые следственную комиссию образовали в 1905 г. Великобритания и Россия в связи с Тульским инцидентом 1904 г., когда русская эскадра, направлявшаяся из Балтики на Дальний Восток, ошибочно обстреляла в Северном море английских рыбаков, чьи суда были приписаны к порту Гуль. Гаагская конференция мира 1907 г., изучив опыт британско-российской комиссии, значительно усовершенствовало институт следственных комиссий.

После образования ООН для содействия в урегулировании споров создавались бельгийско-датская (1952 г.), франко-швейцарская (1954-1955 гг.), итало-греческая (1956 г.), англо-датская (1961-1962 гг.) и другие следственные комиссии.

Процедуры создания и функционирования согласительных комиссий во многом схожи с аналогичными институтами следственных комиссий. Однако, в отличие от последних, согласительные комиссии не только устанавливают соответствующие факты, но и вырабатывают условия урегулирования спора, правда, не е юридически обязательными для сторон.

В 1909 г. США и Великобритания заключили договор об пограничные воды между Соединенными Штатами и Канадой, к которому впервые в мировой практике было внесено положение о создании международной согласительной комиссии.

Сегодня применение согласительных комиссий предусматривается Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. и другими соглашениями.

В 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Типовой согласительный регламент для урегулирования споров между державами1. Согласно ст. 1 Типовой согласительный регламент применяется лишь тогда, когда государства в письменной форме явно договорились о его применении. Стороны, которые спорят, на разных стадиях примирения могут просить Генерального секретаря ООН оказать им помощь в реализации процедуры примирения, а председатель Международного Суда ООН — в формировании состава комиссии по примирению. Регламентом установлено, что результаты работы комиссии по примирению имеют рекомендательный характер (ст. 20).

Добрые услуги и посредничество в мирном разрешении международного спора заключаются в участии третьей стороны для его успешного решения.

Добрые услуги являются действиями стороны (государства или международной организации), которое не принимает участия в споре, направленными на установление прямых контактов между сторонами, которые спорят, с целью начала переговоров по мирному разрешению спора. Добрые услуги предоставляются как по инициативе третьей стороны, так и по просьбе участников спора. Третья сторона не участвует в переговорах спорящих сторон, и не влияет на их ход. Основная задача добрых услуг — содействие в установлении или возобновлении диалога между сторонами спора для поиска мирных способов его решения.

Посредничество отличается от добрых услуг тем, что третья сторона не только помогает «навести мосты» между сторонами спора, но и непосредственно участвует в переговорах с его мирного разрешения. Более того, посредник (государство или международная организация) может вносить свои предложения по мирному урегулированию спора. Для участия посредника в мирном решении спора необходимо согласие всех сторон. Формы и способы посредничества определяются договоренностью между сторонами спора и посредником.

Примером добрых услуг является участие правительства Советского Союза в налаживании переговоров между Индией и Пакистаном в 1966 г. по урегулированию вооруженного конфликта между ними.

После создания ООН Генеральный секретарь этой организации или его специальные представители неоднократно принимали участие в оказании добрых услуг и посредничестве. Так, в 1988 г. в Женеве благодаря добрым услугам и посредничеству личного представителя Генерального секретаря ООН было подписано соглашения по ликвидации афганского кризиса.

Международные арбитражные и судебные процедуры является действенным средством мирного разрешения споров, широко применяется в международной практике.

Общие правила создания международных арбитражей и арбитражные процедуры установлено в Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. и документах Генеральной Ассамблеи ООН — Общем акте о мирном разрешении международных споров 1949 г. и Образцовых правилах арбитражного процесса 1958 г.

По общему правилу международные арбитражи для рассмотрения конкретного спора формируется из нечетного числа членов (обычно трех или пяти). Каждая сторона назначает своего арбитра или арбитров, которые в свою очередь выбирают из нейтральных лиц суперарбитра.

Согласно Гаагской конвенции 1907 г. для облегчения обращения к арбитражной процедуре была создана Постоянная палата третейского суда (ППТС). Однако, несмотря на свое название, ППТС не является постоянно действующим органом. На постоянной основе функционируют лишь Административный совет, состоящий из министра иностранных дел Нидерландов и аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств — участниц Конвенции, и Бюро

ППТС, что выполняет функции канцелярии. Бюро составляет список арбитров — членов ППТС, среди которых государства — участники Конвенции могут выбирать арбитров для разрешения конкретных споров. Национальная группа арбитров каждого государства состоит из четырех человек. Один и тот же арбитр может быть выбран несколькими государствами. В состав Палаты входят четыре арбитра и от Украины. Примечательно, что согласно ст. 5 Статута Международного Суда ООН арбитры ППТС могут выдвигать кандидатов для избрания в члены Суда. Местонахождение ППТС — Гаага (Нидерланды).

Наличие международных арбитражных органов создает дополнительные довольно гибкие возможности мирного урегулирования международных споров.

Существенную роль в мирном разрешении международных споров играют международные судебные учреждения, действующие на постоянной основе. Так, уст. 38 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. отмечается: «В вопросах юридического характера и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров третейский суд признается договаривающимися Государствами самым действенным и вместе с тем справедливым средством решения споров, не залагоджених дипломатическим путем.. Устав ООН устанавливает, что стороны спора должны, как общее правило, передавать свои вопросы Международного Суда ООН в соответствии с положениями Статута Суда (п. Из ст. 36). Следует заметить, что международные судебные учреждения в большинстве своем не обладают обязательной юрисдикцией и не могут по собственной инициативе принимать международные споры к рассмотрению. Конкретное дело обычно рассматривается международным судом при наличии специального согласия на то сторон спора. Однако в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН государства — участники Статута могут в любое время заявить, что признают без особого о том соглашения юрисдикцию Суда в отношении любого другого государства, которая взяла такое же обязательство, во всех спорах юридического характера.

Решения международных судов обязательны только для сторон, участвующих в деле, и только по конкретному делу.

Для современных международных отношений характерны рост числа и диверсификация международных судебных учреждений. Так, появились международные административные трибуналы по разрешению трудовых споров в рамках международных межправительственных организаций, международные суды по правам человека, региональные международные судебные учреждения и др.

самыми Известными международными судебными учреждениями является Международный Суд ООН (см. подраздел 9.10.3); Европейский Суд по правам человека (см. подраздел 7.4); Суд Европейского Союза (см. п. 20.7); Международный трибунал по морскому праву.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (раздел 5 части XI, часть XV и приложение VI) предусматривается гибкий многоступенчатый механизм мирного решения международных споров, связанных с толкованием и применением Конвенции, посредством обращения в Международный трибунал по морскому праву и Камеру по спорам, касающимся морского дна.

Трибунал и Камера принимают к рассмотрению споры, которые не удалось урегулировать другими средствами и не могут быть переданы на рассмотрение других международных судебных учреждений, об участии которых заранее согласились государства — участницы Конвенции. Трибунал может принимать на рассмотрение споры по заявлению одной из сторон только в том случае, если все соответствующие государства признали за ним обязательную юрисдикцию (ст. 287). В соответствии с Конвенцией 1982 г. Камера обладает обязательной юрисдикцией.

С учетом специфики дела до Трибунала и Камеры могут обращаться государства — участники Конвенции; Международный орган по морскому дну и его Предприятие; государственные предприятия, юридические и физические лица, за которые поручилось государство — участник.

Решение Трибунала и Камеры является окончательным и выполняется всеми сторонами спора (ст. 296). Более того, исполнение решений Камеры должно обеспечиваться государствами-участниками Конвенции 1982 г. на своих территориях так же, как и исполнение решений или распоряжений высших национальных судебных инстанций (ст. 39 приложении VI).

Трибунал состоит из 21 независимого судьи, избираемых государствами-участниками Конвенции на 9 лет с возможностью переизбрания. Судьи должны иметь гражданство, что не совпадает, обладать признанным авторитетом в области морского права и представлять основные правовые системы мира.

Судебное присутствие образует кворум в составе 11 членов Трибунала. Конкретные категории споров могут рассматриваться в камерах, состоящих не менее чем из трех судей. Для разрешения спора в порядке упрощенного судопроизводства может быть образована камера в составе пяти членов Трибунала.

Камера по спорам, касающимся морского дна, является структурным подразделением Трибунала и состоит из 11 судей, избранных большинством членов Трибунала из своего состава сроком на три года с правом переизбрания на повторный срок.

Местопребывание Трибунала — ганзейский город Гамбург (ФРГ). 1 августа 1996 г. в Нью-Йорке в Организации Объединенных Наций состоялось избрание 21 судьи Трибунала. В октябре 1996 г . Трибунал приступил к выполнению своих функций.

studbooks.net

Устав ООН о мирном разрешении международных споров (стр. 1 из 4)

1. Устав ООН о мирном разрешении международных споров

В самом общем виде международный спор можно рассматривать как специфическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия “спор” и “ситуация”. Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. Например, спорная ситуация может возникнуть вследствие пограничных инцидентов, концентрации войск одного государства на границах другого. Каждый спор является определённой спорной ситуацией, но не каждая ситуация перерастает в спор. Таким образом, понятие спорной ситуацией шире понятие спора ещё и потому, ситуация может появиться ещё до возникновения спора и существовать после его урегулирования.

Пожалуй, наиболее опасными являются территориальные споры. Такие споры представляют большую опасность для международного мира и безопасности. Поэтому большое значение имеет их мирное урегулирование, т.к. большинство международных конфликтов и войн начинались именно с территориальных споров.

Правовые последствия, вытекающие из квалификации Советом Безопасности ООН конфликта в качестве “спора” или “ситуации”, не одинаковы. На основании п.3 ст.27 Устава постоянный член Совета Безопасности, являющийся стороной в споре, должен воздерживаться от голосования при принятии решения.

Это положение не относится к ситуациям. Согласно п.1 ст.36 Устава, Совет Безопасности может рекомендовать процедуру и методы урегули­рования как спора, так и ситуации. В соответствии со ст. 37 и 38 Устава Совет Безопасности может рекомендовать сторонам условия разрешения спора, но не ситуации. Передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, но не ситуации.

В международном пространстве существует издавна деление споров на политические и юридические. Это различие относительное, часто его трудно провести. Устав ООН употребляет термин «споры юридического характера», которые, по общему правилу, должны передаваться спорящими государствами в Международный суд ООН. Согласно ст.36 его Статута, к «правовым спорам» относятся, прежде всего, споры, которые касаются толкованию международных договоров, любого другого вопроса международного права, наличия факта нарушения международных обязательств, возмещения, причитающего за нарушения таких обязательств.

Политические споры — это наиболее опасные для мира споры, затрагивающие часто основные права и интересы государств. Согласно Уставу ООН функция международного органа, несущего главную ответственность за мир, является Совет Безопасности. Ст. 34 Устава уполномочивает его “расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор для определения того, может ли ситуация угрожать поддержанию международного мира и безопасности”.

Часто тот или иной спор представляет собой комбинацию целого ряда спорных вопросов, одни из которых носят характер юридический, а другие — политический. Кроме того, тот или иной политический спор, в зависимости от отношения к нему сторон, может быть трактован и как юридический и наоборот, юридический спор подчас может быть представлен ими как политический.

Эта взаимосвязь политических и юридических споров объясняется самим характером связи политики и права. Характер и форма защиты интересов государства, в зависимости от обстоятельств, могут быть юридическими или политическими, но так как в основе и политических и юридических споров лежат интересы и воля спорящих государств, то их взаимосвязь и взаимопереход всегда могут иметь место.

В современном международном праве в качестве общепризнанного императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами.

Согласно п.3 ст.2 Устава ООН, “Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”.

Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того как они ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую обязанность государств использовать такие средства.

Впоследствии содержание этого принципа было развито в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Важную роль в этом направлении имели Манильская декларация ООН о мирном разрешении международных споров 1982 г. и Декларация ООН о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г.

Кроме Устава ООН этот общеобязательный принцип фиксируется и в других международно-правовых актах: Пакт Лиги арабских государств (ст.5), Хартия Организации африканского единства (ст.3), Устав организации американских государств (ст.5), Декларация о принципах международного права (1970г.), Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе (1975г.).

Юридическое содержание принципа мирного разрешения международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств-участников спора:

1. Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами.

2. Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает с одной стороны, требование скорейшего разрешения международного спора, с другой — необходимость продолжения поиска альтернативных путей разрешения спора.

3. Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор.

4. Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного спора и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих норм договорного и обычного права (согласно ст.38 Статута Международного Суда ООН).

5. Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов.

Спорящие стороны обязаны разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI Устава ООН.

Согласно п.1 ст.33 Устава, «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Устав также оставляет за сторонами-участницами спора право выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства урегулирования международных споров, перечисленные в ст.33 Устава, не являются исчерпывающими.

2. Перечень видов мирных средств разрешения споров

Принцип мирного разрешения международных споров означает обязанность государств решить все возникающие между ними споры и конфликты исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному миру и безопасности или нет, т.к. международный спор вне зависимости от его масштабов, силы и количества государств, вовлечённых в спор, угрозе миру и безопасности подлежит мирному урегулированию. При этом государства остаются свободными в выборе мирных средств урегулирования спора.

В Декларации о принципах международного права 1970г. подчеркивается, что «международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения международных споров». В ней указывается также, что, если стороны не достигнут урегулирования спора одним из мирных средств, они обязаны «продолжать стремиться к урегулированию другими согласованными между ними мирными средствами».

Современное международное право включает в себя как обычные, так и договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного урегулирования международных споров.

Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В ходе развития международного права они претерпевали значительных изменений, совершенствовались и приобретали настоящий демократический характер.

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого регулирова­ния, которые зафиксированы в ст.33 Устава ООН:

* переговоры (наиболее гибкое средство, так как конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы переговоров согласуются самими спорящими сторонами);

* консультации сторон (разновидность переговоров, которая обеспечивает непрерывность контактов между спорящими сторонами, а также позволяет не только разрешать уже оформившиеся споры, но и осуществлять профилактику возможных конфликтов);

* обследование (используется в тех случаях, когда спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах международная следственная комиссия иногда во главе с представителем третьего государства. Результаты работы комиссии в докладе, который ограничивается лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению);

mirznanii.com

МИРНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

Ключевые термины и понятия

Международный спор; добрые услуги; посредничество; международная следственная процедура; международная согласительная процедура; институт пограничных представителей; международный арбитраж; компромисс; Международный Суд ООН; Международный трибунал по морскому праву; Экономический суд СНГ.

Понятие «международный спор» и обязательство его мирно урегулировать

По широко цитируемому определению Постоянной палаты международного правосудия (The Permanent Court of International Justice), спор – это «разногласие по вопросам права или факта, конфликт между юридическими мнениями или интересами» (1924).

Согласно Уставу ООН одна из ее целей – «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров» (ст. 1). К международным относят прежде всего споры между государствами, а также между ними и другими субъектами международного права.

Устав ООН предусматривает обязательство урегулировать международные споры мирными средствами. Согласно ст. 2 Устава государства – члены ООН «разрешают свои международные споры мирными средствами». Это обязательство – относительно новое в международном праве, как было отмечено выше (гл. 2).

Принцип мирного разрешения споров как императивное начало современного международного права в настоящее время отражен в Уставе ООП (ст. 1 и 2). В ст. 33 Устава указаны средства мирного разрешения международных споров, которые стороны, участвующие в споре, «должны прежде всего стараться» применять. Этот список не носит исчерпывающего характера, как ниже будет показано. Подтверждение и закрепление этого принципа международного права, помимо Устава ООН, содержится в упоминавшейся Декларации о принципах международного права; в Заключительном акте 1975 г.; в Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г.; в Межамериканском договоре о мирном разрешении споров 1948 г.; в Европейской конвенции о мирном разрешении споров 1957 г.; в Конвенции по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г. и др. В уставах международных региональных организаций (ЛАГ, СНГ, ОАГ и др.) содержатся положения о мирном разрешении споров.

В перечне средств, которыми государства обязаны разрешать международные споры согласно современному международному праву, уже упомянутая ст. 33 Устава ООН предусматривает: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашением или иными мирными средствами по своему выбору».

К «иным мирным средствам по своему выбору» доктрина международного права относит иные (т.е. в дополнение к перечисленным выше) средства, которые спорящие стороны выбирают по взаимному согласию и которые не противоречат общему международному праву. Перечисленные многообразные средства мирного разрешения международных споров подразделяют иногда на две группы: 1) юридические средства (международные арбитражи и суды); 2) дипломатические средства (все прочие). Иногда в последней группе выделяют процедуры урегулирования споров в рамках международных организаций. Подразделение это, однако, весьма условно.

studme.org

Принцип мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН. Согласно этому принципу государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

МП предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

Государства подтверждают свое обязательство поддерживать и защищать принципы Устава ООН и международного права, а также способы, содержащиеся в Уставе

ООН, в области мирного урегулирования споров. Стороны в споре должны незамедлительно устанавливать контакты и вступать в переговоры для предотвращения возникновения конфликта и урегулирования спора в соответствии с принципами, содержащимися в Декларации о принципах международного права, а также в Уставе ООН и МП.

Все страны мира должны прилагать усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества во всех областях.

Государства должны руководствоваться принципом мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой.

При разрешении споров государства используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

Государства должны в полной мере сотрудничать с органами ООН, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом. В частности, они должны повышать роль СБ ООН с тем, чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности. Особую ответственность в этой связи несут согласно Уставу постоянные члены. Власти государств обязаны оказывать СБ ООН всевозможную помощь во всех действиях, предпринимаемых им в целях справедливого урегулирования кризисных ситуаций и региональных конфликтов. Они должны повышать ту роль, которую Совет может играть в предупреждении споров и ситуаций, продолжение которых могло бы представлять угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Они должны облегчать задачу Совета по рассмотрению потенциально опасных для международного мира и безопасности ситуаций на как можно более раннем этане.

Государства должны в полной мере обеспечить выполнение важной роли, возложенной Уставом на ГА ООН в области мирного разрешения споров и поддержания международного мира и безопасности.

Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Международного

Суда 1945 г. ГА и СБ ООН должны рассматривать целесообразность использования положений Устава, касающихся возможности запрашивать консультативные заключения Международного Суда по любому юридическому вопросу.

Государства — участники региональных соглашений или органов должны рассматривать возможность более широкого использования таких соглашений и органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, в соответствии со ст. 52 Устава ООН.

Смотрите еще:

  • Приказ на нанесенный ущерб Издаем приказ об удержании сумм ущерба из зарплаты работника (образец) При подтвержденном документально ущербе, комиссию разрешается не создавать Если выявлены факты хищения, злоупотребления и порчи товарно-материальных ценностей, то нужно создать комиссию, которая установит причины […]
  • 1с не прописан в реестре «Рос» и «Мос» в наименовании юридического лица Несмотря на то, что название у организации, в принципе, может быть любым, Гражданский Кодекс накладывает некоторые ограничения, связанные, например, с использованием наименований «Российская Федерация», «Россия» и их производных. Не всегда в […]
  • Нотариус в молчаново Административные регламенты постановлением № 7 от 17.01.2013 постановлением № 148 от 04.12.2017 постановлением № 157 от 28.12.2017 Отменено постановлением №131 от 06.08.2013 Детлукова Алла Владимировна Глава Могочинского сельского поселения Мы рады приветствовать Вас на нашем Интернет- […]
  • Мтв на спор «Это, типа, отстой! Верните обратно, бакланы!» В США первого августа был запущен канал MTV Classic, где планируется безостановочно транслировать культовые передачи девяностых и нулевых. Старт канала приурочен к 35-летнему юбилею оригинального MTV. «Лента.ру» вспомнила, какие шоу […]
  • Мать одиночка какая льгота в сад Льготы в детский сад. Нормы федеральных правовых актов о льготах в детский сад Льготы в общем смысле – это права либо преимущества, предоставляемые установленным категориям физических либо юридических лиц. ВАЖНО ЗНАТЬ, что любые льготы бывают четырех уровней (федеральные, региональные, […]
  • Заявление на расторжение брака воронеж Подсудность дел о разводе Не всегда брак можно расторгнуть в административном порядке, подав соответствующе заявление в органы ЗАГС. Семейный кодекс, в своей статье 21 (далее – ст.), определяет основания, при которых процедура развода происходит исключительно путем обращения в судебные […]