Категории споров в третейском суде

Datalife Engine Demo

Практика показывает, что негосударственные третейские суды давно завоевали популярность за рубежом. В США около 90% исков разрешается с помощью примирительных процедур еще до начала разбирательства в обычном государственном суде. А арабские страны, создавая свою судебную систему, изначально ориентировались на негосударственный третейский суд. В России третейские суды пока не приобрели подобную популярность, главным образом из-за того, что недостаточно хорошо известны. Этот материал позволит вам узнать о преимуществах и недостатках третейских судов.

Особенности работы третейского суда
Практически ежедневно руководителю предприятия приходится принимать решения, затрагивающие интересы как его компании, так и партнеров по договорам. Но нередко случается, что контрагенты не исполняют обязательства по договору. В этом случае спор может перерасти в конфликт, требующий вмешательства третьих лиц.
Как известно, за истиной обращаются в суд. В Федеральном конституционном законе от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейский суд не упомянут в качестве элемента российской судебной системы. Следовательно, это — альтернативный способ защиты прав. Действительно, третейский суд является негосударственным органом** (в мировой практике его еще называют коммерческий арбитраж, а у нас — институционный арбитраж).
Согласно Закону в третейский суд по соглашению сторон (оно называется третейским) может быть передан любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Как правило, в третейских судах решаются экономические споры. Вместе с тем не все споры, рассматриваемые в арбитражном суде, можно передать в третейский суд. Так, дела о банкротстве, создании, реорганизации и ликвидации организации, по спорам между акционером и акционерным обществом, о защите деловой репутации и ряд других (п. 1 ст. 33 АПК РФ) может рассматривать только арбитражный суд. Сторонами третейского разбирательства могут быть любые организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане, которые предъявили в третейский суд иск для защиты своих прав (ст. 2 Закона).
Третейские суды могут быть как постоянными, так и «разовыми».

«Разовый» третейский суд (арбитраж ad hoc2) стороны могут организовать специально для разрешения конкретного спора.
Стороны сами устанавливают правила организации и деятельности такого третейского суда. Они также определяют состав суда, место и время разрешения дела и т. д. Все эти вопросы оговариваются в специальном третейском соглашении. Казалось бы, в этом случае сторонам предоставлена полная свобода. Однако следует помнить, что и в случае создания «разового» суда необходимо руководствоваться Законом и выполнять его требования к составу третейского суда3. После того как «разовый» суд рассмотрел спор, он прекращает свою деятельность.

Если стороны не хотят сами решать все организационные вопросы и искать третейского посредника для разрешения спора, то им следует обратиться в постоянно действующий третейский суд (институционный арбитраж). Такие суды работают при ряде негосударственных организаций, чтобы разрешать экономические споры.

Стороны поручают институционному арбитражу сформировать состав для разрешения конкретного спора, организовать третейское разбирательство и т. д.
Рассмотрим теперь особенности разрешения споров как в «разовом», так и в постоянно действующем третейском суде.

Как разрешаются споры в третейском суде.
Даже между деловыми партнерами, которые уже много лет успешно сотрудничают друг с другом, может возникнуть конфликт (допустим, из-за грубого нарушения одной из сторон условий договора). Существует несколько вариантов разрешения этого конфликта.
Нередко в договоре сторон указывается, что в случае конфликта спор должен рассматриваться в определенном сторонами арбитражном суде. Для этого фирма-истец обращается с иском в арбитражный суд, предварительно уплатив государственную пошлину. Однако из-за загруженности отечественной судебной системы разбирательство может длиться месяцами, а иногда и годами.
Очень распространена ситуация (особенно для давних партнеров, не конфликтовавших ранее), когда стороны вообще не оговорили процедуру разрешения конфликта: о том, как и где будут рассматриваться споры, не было заключено никакого дополнительного соглашения или это не оговаривалось в действующих договорах. В этом случае большинство предприятий также обращается в арбитражный суд.
Но есть и другой способ разрешения спора. Стороны могут заключить третейское соглашение. Оформить третейское соглашение можно как до возникновения конкретного спора, так и после этого. В нем оговаривается, что стороны передают на рассмотрение третейского суда конкретный спор, определенные категории споров или все споры, которые возникли или могут возникнуть между ними.

Третейское соглашение обязательно должно быть заключено в письменной форме: оно оформляется либо отдельным документом, подписанным сторонами, либо специальным положением в договоре. Также считается, что стороны заключили третейское соглашение, если они обменялись письмами и сообщениями по телетайпу, телеграфу, факсу или электронной почте о том, что они передают дело в третейский суд.
Обратите внимание: если в договоре есть ссылка на другой документ, где говорится о передаче спора на рассмотрение третейского суда, то эта ссылка также считается третейским соглашением. Например, в договоре указано, что «все споры подлежат рассмотрению в третейском суде при Торгово-промышленной палате г. Москвы согласно соглашению № 1 от 30 сентября 2002 года, которое является неотъемлемой частью настоящего договора».
Итак, если стороны договорились решать спор в третейском суде, то как им действовать дальше?

Формирование состава третейского суда
Если решено, что спор будет рассматриваться в арбитраже ad hoc, то стороны начинают формировать состав третейского суда самостоятельно. Спор рассматривается всегда нечетным числом судей. Обычно каждая из сторон назначает по одному судье, а двое из назначенных судей выбирают третьего. Однако истец и ответчик могут договориться и назначить третейским судьей одно и то же лицо, тогда этот судья может рассматривать дело единолично.
Третейский судья, который рассматривает дело единолично, а также председатель третейского суда должны иметь высшее юридическое образование (п. 2 ст. 8 Закона). Для других судей достаточно, чтобы по мнению сторон они были квалифицированными специалистами-практиками.
Но все третейские судьи не должны быть ни прямо, ни косвенно заинтересованы в исходе дела, должны быть независимы от сторон, а также дать согласие на исполнение обязанности третейского судьи (ст. 8 Закона). Важно отметить, что если какое-либо из указанных в Законе требований не будет соблюдено, то это может стать основанием для признания третейского суда недействительным и его решение будет аннулировано.
Как происходит выбор судей (если суд будет проводиться не одним судьей)? Компания-истец, выбрав судью и получив его согласие, сообщает об этом ответчику. Лучше сделать это заказным письмом, чтобы компания-ответчик могла зафиксировать дату получения письма. С этой даты начнется отсчет 15 дней — срока, в течение которого вторая сторона должна выбрать своего судью и сообщить об этом оппоненту (ст. 10 Закона). Двое назначенных таким образом судей выбирают третьего (с соблюдением того же срока). Если указанный срок будет нарушен, то спор в третейском суде не будет рассмотрен и дело можно передавать в арбитражный суд.

Если спорящие компании договорились о передаче дела в постоянно действующий третейский суд, то они должны выбрать судей из списка третейских судей, которых этот суд рекомендует спорящим сторонам. Обычно это ведущие юристы-практики, прекрасно знакомые с разрешением экономических споров. Стороны вправе выбрать любого судью из этого списка либо, если это предусмотрено правилами третейского суда, назначить судьей человека, не указанного в списке, но обладающего необходимой квалификацией для разрешения спора.

Исковое заявление в третейский суд
После того как «спорщики» определились с составом третейского суда, компания-истец подает исковое заявление, в котором указывает (п. 2 ст. 23 Закона):
• дату подачи заявления;
• наименование и местонахождение истца и ответчика (если в деле участвуют граждане, в том числе и предприниматели, то нужно указать их ФИО, дату и место рождения, место жительства и место работы);
• обоснование компетенции третейского суда: стороны разъясняют, почему именно такой состав временного третейского суда имеет место либо почему дело передано в тот или иной суд (по подведомственности);
• требования истца;
• обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
• доказательства, подтверждающие обоснованность исковых требований;
• цену иска; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов, необходимых для разрешения конфликта.
Исковое заявление должен подписать истец или его представитель. Во втором случае к иску нужно приложить доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Решение третейского суда
Решение по спору принимается большинством голосов судей. Судья, не согласный с принятым решением, письменно излагает свое мнение. Решение третейского суда считается принятым в день, когда его подписали все судьи, в том числе и судья, имеющий особое мнение. А вот о том, чтобы решение третейского суда стало окончательным (то есть его нельзя было бы обжаловать в арбитражном суде), следует позаботиться заранее: соответствующее условие необходимо включить в третейское соглашение (ст. 40 Закона).

После принятия судебного решения в 15-дневный срок каждой из сторон передается экземпляр решения, подписанный третейскими судьями. Решение вступает в силу в указанный в нем срок. Если срок не установлен, то оно вступает в силу немедленно. Если стороны не исполнили решение третейского суда добровольно в установленный срок, то оно исполняется принудительно по правилам исполнительного производства.
Для этого выигравшая дело сторона должна обратиться с заявлением, составленным по правилам статьи 237 АПК РФ, в арбитражный суд по месту нахождения третейского суда и уплатить госпошлину****.
Сделать это можно в течение трех лет (отсчет начинается со дня окончания срока для добровольного исполнения решения, который установлен в решении третейского суда).

Обратите внимание на то, что арбитражный суд не вправе заново изучать обстоятельства, установленные в решении третейского суда, или пересматривать его решение. Однако арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа в случаях, указанных в ст. 46 Закона, в частности, если:
• сторона, против которой было принято третейское решение, докажет арбитражному суду, что третейское соглашение недействительно;
• решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, которые не указаны в соглашении. В таком случае арбитражный суд обязан выдать исполнительный лист по той части решения суда, которая вынесена по спору, указанному в третейском соглашении;
• состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали требованиям статей 8, 10, 11 и 19 Закона. Напомним, что в них говорится о том, кто может быть третейским судьей, как формируется третейский суд и по каким правилам проводится третейское разбирательство;
• сторона, против которой было принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании третейских судей или о времени и месте заседания суда (то есть не получила заказное письмо с уведомлением о вручении, направленное судом по указанному стороной адресу).

Решения третейского суда обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон и иных сведений, позволяющих идентифицировать стороны
Если после третейского разбирательства сторонам придется обращаться в арбитражный суд (для обжалования решения и т. д.), то им потребуются материалы рассмотренного дела. Как их получить, особенно если дело рассматривалось в «разовом» арбитражном суде? Если решение принято арбитражем ad hoc, то оно передается на хранение в арбитражный суд по месту проведения третейского суда. Дело, рассмотренное постоянным третейским судом, сдается в архив этого суда. Как правило, дела хранятся в архиве в течение пяти лет.

Оспаривание решений третейского суда
Если в третейском соглашении не указано, что решение третейского суда окончательное, то сторона, не согласная с принятым решением, может подать заявление о его отмене в арбитражный суд, заплатив госпошлину (статьи 40 и 41 Закона). Сделать это можно в течение трех месяцев со дня получения указанного решения. И если арбитражный суд сделает вывод, что спор согласно статье 33 АПК РФ не должен был рассматриваться в третейском суде или вынесенное решение по спору нарушает принципы российского права, то он должен отменить решение.
Суд также может отменить решение по ряду оснований, указанных в статье 233 АПК РФ. Кстати, они аналогичны причинам отказа в выдаче исполнительного листа: ненадлежащее извещение сторон о третейском разбирательстве, нарушение процедуры третейского разбирательства и т. д.
Подводя итог описанию процедуры третейского разбирательства, отметим, что при таком способе разрешения споров стороны должны уделять большое внимание составлению третейского соглашения: ведь от того, как оно составлено, зависят и законность решения третейского суда, и возможность его обжалования.

Подчеркнем теперь преимущества и недостатки третейского разбирательства по сравнению с арбитражным.

Преимущества третейского разбирательства
1. До того как третейский суд вынес решение по делу, у истца есть возможность изменить или уточнить исковые требования — как требования, которые он предъявил в суд (например, взыскание санкций за нарушение условий договора поставки), так и основание иска (обстоятельства, на основании которых он подал свое обращение в суд). Чтобы увеличить сумму иска в третейском суде, не нужно дополнительно уплачивать госпошлину, как в арбитражном суде (п. 2 ст. 102 АПК РФ).
2. До вынесения решения третейским судом ответчик вправе изменить или дополнить свои возражения против иска (п. 5 ст. 23 Закона).
3. В качестве судей стороны могут выбрать квалифицированных специалистов, мнению которых доверяют.
4. Соблюдается конфиденциальность: обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство носит закрытый характер.
В арбитражном суде разбирательство открытое. Решения арбитражных судов с указанием конкретных участников споров можно без проблем найти в любой информационно-правовой базе.
5. Дела рассматриваются оперативно: в третейском судопроизводстве нет апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, и спор по существу и окончательно разбирается лицами, входящими в состав третейского суда.
6. Сама процедура процессуального разбирательства проста: по договоренности сторон можно избежать многих процедур, обязательных при проведении арбитражного суда, например вызова свидетелей и т. п. (хотя в этом есть и определенные недостатки, о чем будет сказано ниже).
7. Решение третейского суда является окончательным (если это условие указано в третейском соглашении).
8. Размер уплачиваемого за проведение разбирательства сбора, как правило, существенно ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, разрешаемому арбитражным судом.

Стороны, передавшие дело на рассмотрение третейскому суду, несут следующие расходы:
• гонорар третейским судьям. В третейском суде для разрешения конкретного спора он определяется по соглашению сторон, а в постоянно действующем третейском суде — по правилам третейского суда, где указана шкала гонораров судей.
Если в правилах и в соглашении размер гонорара не установлен, то он определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного на третейское разбирательство, и т. д.;
• расходы третейских судей в связи с участием в разбирательстве, в том числе расходы на проезд к месту рассмотрения спора;
• выплаты экспертам и переводчикам;
• расходы третейских судей в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
• расходы свидетелей;
• расходы на оплату услуг представителя стороны, выигравшей третейское разбирательство;
• расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
• иные расходы, определяемые третейским судом (ст. 15 Закона).

В статье 16 Закона установлено, как распределяются расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде. Суд возложит расходы на истца и ответчика пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям, если иное не указано в соглашении между ними.
Принцип состязательности в третейском суде реализуется намного активнее, чем в арбитражном: у сторон больше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу, участвовать в исследовании доказательств. При третейском разбирательстве стороны сами строят весь процесс, начиная с выбора судей (что немаловажно). В результате стороны могут гораздо легче достичь компромисса, заключить мировое соглашение.

www.alppp.ru

Дела, рассматриваемые в процессе Третейского разбирательства

Третейский судебный орган – это негосударственная организация, осуществляющая судебное рассмотрение споров, возникающих по экономическим и хозяйственным договорам, между юридическими лицами или гражданами. Представляет собой альтернативный вариант урегулирования гражданских споров, основывающийся на свободном волеизъявлении обоих сторон.

Третейский суд обладает полномочиями по разрешению следующих дел, возникающих на основании:

  • контрактов;
  • договоров аренды;
  • инвестиционных соглашений в сфере долевого строительства;
  • договоров строительного и иных видов подряда;
  • договоров дарения, купли-продажи, обмена, поставки;
  • договоров оказания различных услуг;
  • оценочные договоры недвижимого имущества;
  • договоров товарищества;
  • кредитных займов и договоров;
  • договоров хранения;
  • договоров поручительства и комиссии;
  • договоров, определяющих границы земельных участков;
  • договоров, регулирующих условия процедуры залога, наложения штрафных санкций, другие виды соглашений;

На основании федерального законодательства Российской Федерации к полномочиям Третейского органа отнесено разрешение любых спорных ситуаций, возникающих на основе гражданско-правовых отношений, это касается и споров с гражданами иностранного государства и юридическими лицами, возникающими при проведении коммерческих операций. Отечественные Третейские суды в большинстве случаев рассматривают дела, основанные на экономических взаимоотношениях. Исключение составляют споры, определенные в ФЗ «О третейских судах в РФ», так, например, дела о процедуре банкротства, учреждении, слиянии, ликвидации хозяйственных обществ и защите деловой репутации, рассматриваемые непосредственно арбитражным судом.

Для того, чтобы передать иск на рассмотрение в Третейский суд нужно предварительно достигнуть соответствующего соглашения между участниками конфликтной ситуации. Оно может быть заключено в виде самостоятельного третейского соглашения или же путем внесения в общий договор пункта о возможности рассмотрения спорной ситуации в Третейском суде.

Третейский суд рассматривает споры с участием различных организаций, предпринимателей и граждан, предъявивших исковые требования для защиты своих прав. Передать дело на разрешение можно даже в случаях его нахождения в производстве арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

xn—-htbbapfbg4cneccw.xn--p1ai

Тема 5. Компетенция третейского суда и арбитрабильность споров

Тема 5. Компетенция третейского суда и арбитрабильность споров

Определение компетенции третейского суда: основные правила

До начала разбирательства дела по существу третейский суд должен определить объем и характер своих полномочий (компетенции) в отношении переданного спора. Компетенция третейских судов определяется законом и представляет собой совокупность их прав и обязанностей, властных полномочий, гарантирующих выполнение требований справедливой процедуры. Государство передает (делегирует) третейским судам полномочия по разрешению определенных категорий гражданских споров, в отношении которых сторонами заключено третейское соглашение. Заключая его, стороны приводят в действие нормы законодательства, наделяющие третейских судей властными полномочиями по рассмотрению спора и вынесению обязательного решения. Третейские суды вправе рассматривать споры, возникающие из конкретного правоотношения, ограниченные пределами третейского соглашения, поэтому решение, вынесенное по спору, не предусмотренному третейской записью, не может порождать правовых последствий. Таким образом, объем компетенции (полномочий) третейского суда произволен от объема (пределов) третейского соглашения.

Полномочия третейских судов по рассмотрению и разрешению спора закрепляются в правовых нормах. Диспозитивные нормы могут быть конкретизированы в третейском соглашении. В совокупности они образуют источники компетенции. Отметим, однако, что стороны свободны в предоставлении арбитрам прав и возложении на них обязанностей до тех пор, пока такие права и обязанности не противоречат императивным правовым нормам. Только сами стороны могут согласиться на истребование третейским судом доказательств, разрешение дела и вынесение обязательного решения, применение обеспечительных мер в отношении предмета спора и т. д.

Для определения компетенции третейского суда применяется конструкция, именуемая принципом (доктриной) «компетенции-компетенции». В соответствии с данным принципом третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

Принцип «компетенции-компетенции» нашел свое нормативное закрепление в ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», а также в ч. 1 и 3 ст. 16 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже». Это правило препятствует рассмотрению государственными судами вопроса о компетенции третейского суда до того момента, пока об этом не принято решение составом третейского суда. Арбитры в этом случае рассматриваются не как единственные, а как первые лица, принимающие решение по вопросам о компетенции на рассмотрение спора сторон.

Основное значение принципа «компетенции-компетенции» состоит в том, что он позволяет составу арбитража продолжать рассмотрение дела по существу даже тогда, когда одной из сторон заявлен спор по вопросам, связанным с наличием и действительностью арбитражного соглашения (как основания для наделения арбитража компетенцией на разрешение спора). Доктрина «компетенции-компетенции» предоставляет арбитрам возможность признать третейское соглашение недействительным и вынести решение об отсутствии у них компетенции на разрешение спора сторон, не входя в противоречие с самими собой. Данное правило было закреплено законодателем в ч. 5 ст. 17 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Процедура и правила определения компетенции третейского суда. Вопрос о компетенции по разрешению спора рассматривается третейским судом неоднократно. Прежде всего на стадии принятия поступившего в суд искового заявления к производству, которая в постоянно действующем третейском суде завершается соответствующим постановлением председателя третейского суда. Затем — после сформирования арбитражного состава — он также обязан определиться со своей компетенцией.[13] В постоянно действующих третейских судах нередко используется двухступенчатая процедура при определении компетенции на рассмотрение спора. Компетенция арбитража на решение вопроса о собственной компетенции отнюдь не означает отсутствие какого бы то ни было последующего контроля.

Соотношение категорий «компетенция третейских судов» и «подведомственность дел третейским судам». Необходимо различать категории «компетенция третейских судов» и «подведомственность дел третейским судам». Основное различие, как отмечал профессор Ю. К. Осипов, состоит в том, что компетенция и подведомственность характеризуют связь между правомочием и его объектом по-разному. Если предметная компетенция характеризует ее со стороны субъекта полномочий, то подведомственность — со стороны их объекта.[14] Таким образом, если предметная компетенция характеризует связь между полномочиями третейских судов и объектом их деятельности со стороны субъекта (третейского суда), то подведомственность — со стороны объекта (дел, переданных в установленном порядке на разрешение третейского суда).

Подведомственность дел третейским судам

Третейские суды являются частью единой системы разрешения юридических дел, системы гражданской юрисдикции. По этой причине для регулирования отношений, возникающих в связи с отнесением гражданских дел к ведению третейского суда, используется межотраслевой процессуальный институт подведомственности, применение которого обеспечивает единство и системность правового регулирования процессуальных отношений.

Подведомственность дел третейским судам — это круг споров о праве, разрешение которых отнесено к ведению третейских судов. Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в третейский суд. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном юридическом составе, определяющем возникновение и развитие третейского разбирательства. При обращении стороны в третейский суд подведомственность из юридического условия становится юридическим фактом. Юридическим фактом является не просто подведомственность, а ее конкретный, определенный вид (в случае с третейскими судами — альтернативная подведомственность).

Критерии подведомственности дел третейским судам. Действие процессуального распределительного механизма подведомственности обеспечивается указанием в законе на определенные критерии, в зависимости от которых конкретные дела поступают на разрешение третейских судов. Критерии применяются на системной основе для разграничения гражданских дел между третейскими и государственными судами и интегрированы в общую систему критериев подведомственности гражданских дел. В связи с этим можно выделить следующие критерии.

1. Наличие действительного третейского соглашения. Основным критерием, определяющим подведомственность дела третейскому суду, является наличие между сторонами действительного соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда. На основе этого критерия разграничиваются дела между третейскими и государственными судами. В качестве основания для отнесения дела к подведомственности третейского суда может рассматриваться только действительное и исполнимое третейское соглашение. Недействительное арбитражное соглашение не порождает правовых последствий, кроме тех, которые связаны с такой недействительностью.

2. Характер спорного правоотношения. В третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»). Общий круг дел, допустимых к рассмотрению и разрешению третейскими судами, конкретизирован рядом федеральных законов. Составной частью рассматриваемого критерия является допустимость рассмотрения третейскими судами определенных категорий правовых споров (арбитрабильность). Характер спорного правоотношения выступает также и в качестве условия действительности арбитражного соглашения — допустимости рассмотрения спора третейским судом.

3. Субъектный состав участников спора. На основе этого критерия разграничиваются дела между третейскими и государственными судами, а также между третейскими судами и международными коммерческими арбитражами. Субъектный состав участников спора как критерий подведомственности дел третейским судам сохраняет свое значение в отношении дел, одной из сторон в которых выступают публично-правовые образования.

4. Спорный характер дела. На рассмотрение в третейские суды могут быть переданы только споры, которые возникли или могут возникнуть в связи с определенным гражданским правоотношением. Третейские суды не могут рассматривать бесспорные дела, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Таким образом, в третейский суд для рассмотрения и разрешения могут быть переданы дела по спорам юридических лиц и (или) граждан, возникших из гражданских правоотношений, в отношении которых имеется действительное и исполнимое третейское соглашение, за изъятиями, установленными федеральными законами.

Распределение юридических дел между третейскими судами и международными коммерческими арбитражами осуществляется также на основе процессуального механизма подведомственности с использованием двух критериев — характера спорного правоотношения и субъектного состава участников спора. В международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Допустимость передачи спора на разрешение третейского суда (международного коммерческого арбитража) известна в теории как арбитрабильность. Институт арбитрабильности был заимствован из иностранного права, регулирующего отношения, возникающие при рассмотрении споров в международном коммерческом арбитраже. Принято различать объективную и субъективную арбитрабильность. Объективная арбитрабильность связана со свойством дела (характером спора), определяет допустимость рассмотрения в третейском суде определенных категорий дел. Субъективная арбитрабильность определяет возможность заключения арбитражного соглашения некоторыми субъектами гражданских правоотношений.

Арбитрабильность является составным элементом критериев характера спорного правоотношения (объективная арбитрабильность) и субъектного состава спора (субъективная арбитрабильность) при определении подведомственности дела. В этом смысле арбитрабильность — это свойство юридического дела, связанное с допустимостью его передачи для рассмотрения в третейский суд. Арбитрабильность определяет условия действительности третейского соглашения в правопорядке государства.

Круг дел, допустимых к рассмотрению и разрешению третейскими судами, определен Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации». Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» предусмотрено, что в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. В этих целях гражданско-правовыми в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ считаются отношения, связанные с определением правового положения участников гражданского оборота, основаниями возникновения и порядком осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), договорные и иные обязательственные отношения, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Общий круг дел, допустимых к рассмотрению и разрешению третейскими судами и международными коммерческими арбитражами, конкретизирован рядом федеральных законов. Сегодня на рассмотрение третейского суда могут быть переданы:

1) споры между участниками торгов на фондовой бирже, участниками торгов на фондовой бирже и их клиентами;

2) земельные споры;

3) имущественные споры, связанные с пользованием недрами;

4) споры о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта;

5) споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений о разделе продукции;

6) споры, возникшие между товаропроизводителями (поставщиками) и потребителями (покупателями), определенными государственным заказчиком, при заключении, изменении, расторжении и исполнении государственных контрактов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, в том числе споры о возмещении причиненных убытков;

7) экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам;

8) споры, возникающие из торгового мореплавания, в том числе в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в указанных случаях, а также споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок.

Допустимость рассмотрения третейскими судами споров с публичным элементом

По общему правилу в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношении. Вместе с тем, в последнее время в Российской Федерации отмечается тенденция ограничения допустимости передачи на рассмотрение третейских судов и международных коммерческих арбитражей споров, имеющих «публично-правовой» эффект, что обусловлено особенностями правовой природы отношений, лежащих в их основе, наличием в них публичного (государственного) интереса. Ограничение круга споров, допустимых к рассмотрению третейскими судами, осуществляется федеральными законами. Не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов споры в сфере антимонопольного регулирования; споры, возникающие на рынке ценных бумаг (кроме указанных в ст. 15 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»); споры, связанные с защитой патентных прав; дела о банкротстве. Кроме того, судебная практика последовательно исключает дела, содержащие публичный элемент, из сферы третейского разбирательства. Сформирован подход, в соответствии с которым не подлежат рассмотрению в третейском суде споры, вытекающие из отношений публичного характера, в том числе касающиеся приватизации государственного и муниципального имущества.

Допустимость рассмотрения третейскими судами споров о правах на недвижимое имущество

Проблема допустимости рассмотрения третейскими судами споров о правах на недвижимое имущество в последние годы широко обсуждается на страницах юридической печати. Весь спектр мнений по этому вопросу О. Ю. Скворцов с некоторой долей условности сводит к четырем концепциям.[15]

Консервативная. Ее суть состоит в том, что споры о правах на недвижимость в соответствии с п. 1 ст. 38 АПК РФ относятся к исключительной подсудности государственных арбитражных судов. Как отмечает О. Ю. Скворцов, последовательное проведение этого подхода приводит к неизбежному выводу о том, что рассмотрение споров о правах на недвижимое имущество третейскими судами недопустимо. С точки зрения сторонников такого подхода, эта категория споров относится к ведению государственных судов. Обоснование подобного положения возможно за счет аргументов о наличии публичного начала в сделках с недвижимостью. Государство не может оставаться в стороне от контроля за подобного рода сделками. А если это так, то частные субъекты, в том числе и третейские суды, не вправе осуществлять юрисдикционную деятельность применительно к спорным отношениям по поводу недвижимого имущества.

Обязательственно-правовая. По мнению О. Ю. Скворцова, суть этой доктрины заключается в том, что третейские суды вправе рассматривать иски о правах на недвижимость, вытекающие из обязательственно-правовых отношений, и не имеют права рассматривать иски о вещных правах на недвижимость.

Либеральная. Последователи либеральной теории полагают, что третейские суды вправе рассматривать все гражданско-правовые споры о правах на недвижимость. При этом решение третейского суда рассматривается в качестве основания для того, чтобы регистрирующие органы произвели государственную регистрацию прав на недвижимость. Так же как решения государственных судов не подлежат пересмотру или проверке со стороны Регистрационной службы, так и решение третейского суда остается вне ее контроля.

Процессуальная. При помощи процессуальных теорий пределы компетенции третейских судов при рассмотрении споров о правах на недвижимое имущество обосновываются путем апелляции к процессуальной характеристике исков и соответствующих им судебных решений. Логика этих концепций пытается искать водораздел между публичным и частным в степени воздействия принимаемого юрисдикционным органом решения на спорные правоотношения. Основная идея заключается в том, что если посредством судебного акта происходит преобразование спорного правоотношения, то таковой судебный акт имеет публично-правовой эффект. В том же случае, если судебным актом не производится изменений в спорном правоотношении, этот акт влечет сугубо частноправовые последствия.

Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросу регистрации прав на недвижимое имущество на основании решений третейских судов заключается в следующем.[16] Государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним может быть осуществлена на основе решения третейского суда, но при соблюдении условий для добровольного и принудительного исполнения этих решений. Стороны третейского разбирательства после вынесения решения третейского суда в соответствии со ст. 31 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» должны подтвердить намерение выполнить свою обязанность по исполнению решения третейского суда в добровольном порядке. Для этого на основе решения третейского суда стороны заключают соответствующий условиям третейского решения договор и составляют акт приема-передачи имущества. Регистрирующий орган осуществляет действия по регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с договором.

Таким образом, судебная практика упорядочила сложные отношения в сфере признания прав на недвижимое имущество:

— признание права собственности на недвижимое имущество производится лишь в государственных судах Российской Федерации по месту нахождения такого имущества (исключительная подсудность);

— сделки, предметом которых является недвижимое имущество, могут рассматриваться в третейских судах Российской Федерации, но исключаются из юрисдикции зарубежных арбитражей (ст. 33, 248 АПК РФ);

— решения арбитражей о выполнении обязательств по сделкам с недвижимым имуществом исполняются сторонами добровольно или принудительно (на основе исполнительного листа, выданного государственным судом);

— решения арбитражей о праве собственности на недвижимое имущество не подлежат принудительному исполнению и могут отменяться.[17]

Верховным Судом РФ за последние годы были высказаны две, во многом противоположные, позиции по вопросу о возможности рассмотрения третейскими судами споров о правах на недвижимое имущество. Последняя из них состоит в следующем. Исходя из содержания подп. 3 п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 11 ГК РФ, решение третейского суда является одним из оснований возникновения гражданских прав. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правовых отношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации») — Статья 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных, в частности, решением третейского суда, осуществляется на общих основаниях. В п. 1 ст. 17 названного Федерального закона указано, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения (абз. 8); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абз. 9). Исходя из этих установлений, если решение третейского суда сторонами не оспаривается, оно может являться основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом регистрирующий орган проводит правовую экспертизу всех представленных на регистрацию документов, в том числе и решения третейского суда в отличие от решений судов общей юрисдикции, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав (ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Кроме того, руководствуясь абз. 11 п. 1 ст. 17 данного Федерального закона, регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав. Под действие абз. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по которому основанием для государственной регистрации являются судебные акты, вступившие в законную силу, решения третейского суда не подпадают, поскольку они не обладают таким свойством решений судов общей юрисдикции, как «законная сила судебного решения». В случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрирующий орган может отказать в регистрации прав. Отказ в государственной регистрации прав может быть оспорен заинтересованным лицом в суд общей юрисдикции. Такие дела третейскому суду не подведомственны.[18]

law.wikireading.ru

Смотрите еще:

  • Приказ о приеме на работу т 1а Datalife Engine Demo В современной практике при трудоустройстве соискатель подписывает с работодателем трудовой договор, который является основой для составления приказа о приеме на работу сотрудника. Это является констатацией факта о зачислении сотрудника в данную организацию. […]
  • Процесс пройдет в суде Datalife Engine Demo от 27.04.2018 г. № 870 О проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний по проектной документации «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 700 000 тонн ТКО в год (Россия, Московская область, городское поселение […]
  • Получить разрешение юнити Unity Web Player 3D Информация 121 запись Относительно недавно открылся сервер в Discord для русскоязычного комьюнити по геймдеву, в котором собраны все самые основные движки. А именно: CryEngine, Unreal Engine, Unity 3D, Game Maker Studio, RPG Maker и Construct. Показать полностью… […]
  • Образец заполнения претензии Datalife Engine Demo Все чаще подаются жалобы в адрес перевозчика «Деловые линии», претензия каждого клиента субъективна; что касается финансовых требований, то нарушения, послужившие поводом для спора, типичны. Клиенты, у которых не возникало проблем с грузами, высоко ценят […]
  • Госпошлины в гостехнадзоре 2018 Кбк за замену водительского удостоверения в гостехнадзоре Как проходит замена прав на трактор? Подлежат ли они замене? Если да, то где их поменять и что для этого понадобится? Ответ на эти и многие другие вопросы вы найдёте в нашей статье. Когда потребуется и как происходит замена прав […]
  • Экспертиза телефона красноярск Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае» Юридический адрес: 660064, КРАЙ КРАСНОЯРСКИЙ, ГОРОД КРАСНОЯРСК, УЛИЦА АКАДЕМИКА ВАВИЛОВА, ДОМ 1А 660064, г. Красноярск, ул. Академика Вавилова, д. 1-а Наши […]