Как считается стаж работы по специальности

Непрерывный трудовой стаж для получения пенсии

Непрерывный трудовой стаж — этот термин прочно закрепился в сознании многих россиян благодаря трудовому законодательству советского периода, однако в настоящее время он свою былую значимость уже утратил. В этой статье поговорим об особенностях непрерывного трудового стажа и его влиянии на размер пенсии.

Что говорит о непрерывном трудовом стаже Трудовой кодекс 2015–2016 годов?

Непрерывный трудовой стаж — это стаж работника, в течение которого периоды безработицы не превышают установленной на законодательном уровне продолжительности. По общему правилу период, в течение которого гражданин может находиться без работы, сохраняя при этом непрерывность стажа, составляет от 1 до 3 месяцев, в зависимости от конкретных обстоятельств дела

  • не позднее чем через месяц после увольнения необходимо устроиться на новую работу при увольнении по собственному желанию без уважительных причин;
  • в течение 2 месяцев устраиваться на работу могут лица, проживающие в районах Крайнего Севера, те, чья работа была связана с пребыванием за пределами РФ, и иностранные граждане, если на территории своего государства они осуществляли трудовую деятельность и с их страной был заключен международный договор о соцобеспечении;
  • 3-месячный срок предоставляется лицам, уволенным с занимаемой должности по сокращению штатов либо в связи реорганизацией/ликвидацией предприятия, временной нетрудоспособностью или несоответствием занимаемой должности по состоянию здоровья (к этой категории лиц относятся учителя начальных классов, которые были освобождены от работы в связи с сокращением численности учащихся или в связи с переводом четвероклассников на систематическое преподавание основ наук).
  • Законом закреплены и случаи, при которых непрерывный трудовой стаж будет признаваться вне зависимости от протяженности перерыва в трудовой деятельности. Примером может служить непрерывный трудовой стаж супруга (мужа или жены), которого перевели на работу в другой местности.

    Как считается непрерывный трудовой стаж для пенсии

    Во времена существования СССР для пенсии непрерывный трудовой стаж имел особое значение и предоставлял людям право на получение специальных льгот и повышенный уровень трудовой пенсии по старости. Однако в связи с переходом страны на новую пенсионную систему в 2002 году порядок исчисления пенсионного обеспечения изменился.

    В настоящее время непрерывный стаж для пенсии не нужен. Размер будущего пенсионного пособия зависит исключительно от того, каков был размер страховых взносов, уплаченных за работника в период его трудовой деятельности по договору, в связи с нахождением на государственной или муниципальной службе или ввиду осуществления гражданином предпринимательской деятельности без образования юр. лица.

    Непрерывный трудовой стаж с 2015 г. определяется не так, как было установлено в СССР: ТК РФ говорит о том, что непрерывным стажем является лишь период, в течение которого работник осуществлял свои трудовые функции в конкретной организации. Также к непрерывному трудовому стажу относится трудовая деятельность работника, осуществляемая после увольнения, но с сохранением профессии, выделяемой по условиям труда, местности, в которой эта деятельность осуществляется, при условии соблюдения сроков последующего трудоустройства, о которых мы говорили выше. При этом непрерывность стажа учитывается только при получении работниками некоторых областей надбавок и льгот по выплате зарплаты. Например, медицинские работники имеют право на получение надбавки за непрерывный стаж в сфере здравоохранения, а в северных районах России и приравненных к ним областях начисляется надбавка тем, кто непрерывно работает в климатических условиях такого рода.

    Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если…

    Большинство случаев, когда работник может уволиться и не потерять уже имеющийся непрерывный трудовой стаж, а также сроки трудоустройства, которые предоставляются гражданам для сохранения его непрерывности, мы обговорили выше.

    Помимо этого, непрерывный трудовой стаж может быть сохранен:

  • если работник-родитель уволился в связи с необходимостью осуществления им ухода за ВИЧ-инфицированным ребенком при условии, что после достижения ребенком возраста 18 лет он вернется к трудовой деятельности;
  • при возобновлении трудовой деятельности лицами, вышедшими на пенсию по выслуге лет, а также военнослужащими, уволенными со службы, в случае их участия в вооруженных конфликтах на территории других государств либо прослуживших в ВС 25 лет и более.
  • При этом непрерывный трудовой стаж в приведенных выше случаях будет сохранен вне зависимости от того, через какой период эти граждане вернулись к трудовой деятельности.

    Если же говорить о том, как считается непрерывный трудовой стаж, то следует сказать, что он исчисляется в календарных месяцах и годах, в течение которых работник осуществлял трудовую функцию в одной организации. Если работник переходил на другую работу, периоды работы на новом месте будут засчитываться только тогда, когда работник не нарушал установленных законом сроков трудоустройства.

    nsovetnik.ru

    Расчет непрерывного трудового стажа (нюансы)

    Отправить на почту

    Непрерывный трудовой стаж, долгое время требовавшийся для определения величины выплат по больничному листу, утратил свое значение для этих целей, тем не менее в определенных ситуациях продолжает играть важную роль. Рассмотрим, какова она.

    Значение непрерывности стажа в 2018 году

    До 2007 года, когда вступил в действие закон РФ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, величина непрерывного трудового стажа имела значение для расчета выплат по больничному листу. От этого стажа зависел размер процентной доли, в которой работнику оплачивалось фактически начисленное пособие по болезни (п. 25 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191, в настоящее время утратившего свое действие):

  • не менее 8 лет — 100%;
  • от 5 до 8 лет — 80%;
  • менее 5 лет — 60%.
  • Закон РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ст. 7) привязал эти цифры к страховому стажу, т. е. к общей продолжительности тех периодов, в течение которых человек являлся застрахованным лицом и уплачивал страховые взносы в ФСС (ст. 16).

    Таким образом, непрерывный трудовой стаж утратил свое единственное важное назначение, хотя в законе РФ от 29.12.2006 № 255-ФЗ и имеется оговорка о том, что если стаж, рассчитанный за период до 2007 года по новым правилам, окажется меньше непрерывного за такой же период, то страховой стаж для целей расчета больничного считается равным непрерывному (п. 2 ст. 17).

    О доходах, с которых не нужно платить страховые взносы, читайте в этом материале.

    Расчет непрерывного трудового стажа в период его законодательной значимости осуществлялся по правилам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252. Этот документ на сегодняшний день считается утратившим силу, хотя в действительности его текст остается востребованным, поскольку непрерывный трудовой стаж продолжает играть определенную роль во взаимоотношениях между работником и работодателем.

    О правилах расчета страхового стажа узнайте здесь.

    Ведомственные нормативные акты или локальные внутренние документы работодателя могут устанавливать зависимость от этого стажа таких вещей, как:

    • доплаты и надбавки к зарплате;
    • единовременные вознаграждения за выслугу лет;
    • право на дополнительный отпуск.
    • С видами трудового стажа вас познакомят материалы:

      Какой стаж работы считается непрерывным?

      В связи с тем, что непрерывный трудовой стаж утратил статус величины, применение которой обусловлено законодательно, представление о нем у каждого конкретного ведомства или работодателя может быть своим. Например, непрерывный трудовой стаж связывают с продолжительностью непрерывной работы:

    • вообще;
    • у одного работодателя;
    • в одном ведомстве;
    • по одной специальности;
    • в одних условиях труда;
    • на одной территории.
    • Соответственно, определение того, что считать непрерывным трудовым стажем, цели применения этого понятия, а также порядок его расчета должны быть зафиксированы в ведомственном или локальном нормативном акте.

      Сохраняется ли непрерывность, если менять работу?

      При определении продолжительности непрерывного трудового стажа большинство работодателей продолжает применять уже не действующие, но не требующие дополнительной разработки и вполне понятные правила, утвержденные постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 № 252.

      Согласно этим правилам непрерывный трудовой стаж сохраняет свою непрерывность при смене места работы, если перерыв в работе не превысил:

    • 1 месяца для общего случая перехода с одной работы на другую (п. 2);
    • 3 недель (для увольнения в период с 01.09.1983 по 31.12.2006) при увольнении работника по собственной инициативе без причины, признаваемой уважительной (п. 2);
    • 2 месяцев после завершения работы на Крайнем Севере и в районах, приравниваемых к нему, или работы за границей (п. 3);
    • 3 месяцев при увольнении из ликвидируемых, реорганизуемых или сокращающих штат организаций, из сокращаемых военных подразделений, после увольнения в связи с невозможностью продолжения работы на прежнем месте по состоянию здоровья или увольнения учителей начальных классов в связи с реорганизацией системы образования (п. 4). Для лиц, уволившихся по состоянию здоровья, перерыв в работе в период с 01.07.1973 по 01.10.1973 на непрерывный трудовой стаж не влияет. Если увольнение по состоянию здоровья потребовало времени для восстановления трудоспособности, то продолжительность допустимого перерыва в работе считают со дня этого восстановления, подтвержденного документально.

    Как Крайний Север влияет на пенсию мужчин, см. по ссылке.

    Непрерывный трудовой стаж не зависит от длительности перерыва в трудовой деятельности для ситуаций оформления на работу после увольнения в связи с (п. 6 постановления Совмина СССР от 13.04.1973 № 252):

  • переводом супруга для работы в другую местность;
  • выходом на пенсию по старости или по выслуге лет.
  • Этим же постановлением можно воспользоваться при определении периодов:

  • которые не сохраняют непрерывности стажа (п. 7);
  • нетрудовых, засчитываемых в непрерывный трудовой стаж (п. 8);
  • не учитываемых в стаже, но не прерывающих его (п. 9).
  • Нюансы учета в трудовом стаже отдельных временных промежутков узнайте из материалов:

    Имеет ли значение непрерывный стаж для пенсии?

    Для целей назначения и расчета пенсии протяженность непрерывного трудового стажа значения никогда не имела. Однако она может играть роль для признания человека ветераном труда (что дает ему право на дополнительные социальные льготы), если по региональному положению о ветеранах такой стаж является условием получения этого звания.

    Регионы вправе сами устанавливать перечень требований, необходимых для присвоения звания ветерана труда (п. 4 ст. 7 закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ), и наличие непрерывного трудового стажа определенной протяженности может быть одним из них.

    Какая будет пенсия при отсутствии трудового стажа, узнайте из этой публикации.

    Утратив статус обязательной к применению величины, непрерывный трудовой стаж продолжает использоваться работодателями как условие, определяющее возможность дополнительного поощрения работников. Многие работодатели при определении продолжительности стажа продолжают пользоваться официально прекратившими действие правилами его расчета.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Как правильно считать стаж по специальности для СРО?

    Как правильно считать стаж по специальности для СРО. По трудовой книжке или с момента получения диплома.? Саморегулируемые организации в стройке. в изысканиях и т.д. Ситуация в следующем, до момента получения диплома сотрудник работал по трудовой книжке по специальности, которую получил по диплому. С какого момента исчисляется стаж работы по специальности.

    Как правило, стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.). При этом стаж определяется, как период деятельности в той или иной должности. При этом законодательство не указывает, что в специальный стаж принимается период работы в соответствующей должности только после получения соответствующего образования. Если работник был принят на должность, соответствующую требуемой специальности, до получения , соответственно высшего или среднего профессионального образования, то данный период следует учитывать в стаже работы по специальности . Такой вывод подтверждает и судебная практика ( см. далее в ответе).

    Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников.

    Согласно ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее — стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

    В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация (В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА) обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также — свидетельство о допуске), — документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    На основании п. 1 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица.

    Частью 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ установлено, что минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе является требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

    Таким образом, порядок расчета стажа работы по специальности должен быть предусмотрен в — стандартах и правилах саморегулируемой организации. Если в данных стандартах не сказано об ином, то в специальный стаж, по нашему мнению, нужно включить все периоды работы в должностях, соответствующих требуемой специальности, независимо от даты получения документа о высшем образовании.

    При определении правил расчета такого стажа можно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующие вопросы расчета стажа работы по специальности. Так, например, согласно пп. 1, 4, 5 Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утв. Минюстом РФ N 10 (35)-5, Верховным Судом РФ, ВАС РФ 27.12.1996 в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, В профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

    Еще один пример. Судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ и ВАС РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1. По данному положению закона имеется судебная практика. Так, согласно Решению Верховного Суда РФ от 22.08.2012 N АКПИ12-1080 Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж по юридической специальности периодов работы, когда квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для занятия должности не выполняется. То обстоятельство, что претендент на должность судьи мог быть принят на требующую высшего юридического образования должность в отсутствие у него соответствующего образования, не может являться основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность судьи, с момента занятия им этой должности.

    Подробности в материалах Системы:

    1. Ситуация: Когда применяют стаж работы по специальности

    Стаж работы по специальности представляет собой продолжительность профессиональной деятельности сотрудника согласно квалификационному документу (диплому, свидетельству, сертификату и др.).

    Стаж работы по специальности подтверждает наличие у сотрудника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.

    Требования к стажу работы по специальности установлены отдельным категориям сотрудников. Например, судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Судьей Верховного суда РФ и ВАС РФ может быть гражданин, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Это следует из положений части 2 статьи 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1.

    Еще один пример. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначают лиц, имеющих стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет. На должности прокурора субъекта РФ или приравненных к нему прокуроров назначают лиц со стажем работы прокурором или следователем не менее пяти лет. Об этом говорится в части 5 статьи 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.

    к.и.н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия

    2. Правовая база:

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Именем Российской Федерации

    от 22 августа 2012 г. N АКПИ12-1080

    Верховный Суд Российской Федерации в составе

    судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.

    при секретаре Ивашовой О.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дунаева А.Г. об отмене решения (заключения) Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 26 июня 2012 г. об отказе в даче рекомендации к назначению на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации,

    решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее — ВККС РФ) от 26 июня 2012 г. Дунаеву А.Г. отказано в рекомендации на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

    Дунаев А.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного решения (заключения) незаконным и просил его отменить. Заявитель считает, что вывод ВККС РФ об отсутствии у него необходимого юридического стажа для назначения на указанную должность, исчисленного с момента получения им в июне 2003 года диплома о высшем юридическом образовании, не основан на положениях пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Полагает, что период прохождения им военной службы по контракту в Следственном управлении Федеральной службы безопасности России с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. в должности старшего следователя-криминалиста подлежит включению в стаж работы по юридической профессии, поскольку указанная должность требует наличия высшего юридического образования.

    Дунаев А.Г., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

    ВККС РФ в письменных возражениях на заявление указала, что исчисление стажа работы по юридической специальности, необходимого для назначения на должность судьи, именно со дня получения высшего юридического образования и присуждения квалификации «специалист» соответствует требованиям закона. Принимая решение, ВККС РФ также оценила все сведения, содержащиеся в представленных документах, учла опыт работы заявителя и результаты квалификационного экзамена, сданного Дунаевым А.Г. с итоговой оценкой «удовлетворительно».

    Выслушав объяснения представителя заявителя Сычевой Ю.Г., возражения представителя ВККС РФ Камбеговой З.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

    Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», определяя порядок наделения судей полномочиями, включая рассмотрение квалификационной коллегией судей заявлений о рекомендации на вакантную должность судьи, предусматривает, в частности, что в случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым данным Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи; решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный данным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи; решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения (пункт 8 статьи 5); назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (пункт 6 статьи 6).

    Порядок принятия решений квалификационными коллегиями судей установлен статьей 23 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», согласно пункту 1 которой решение квалификационной коллегии судей считается принятым, если за него проголосовали более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании, при условии, что на заседании присутствовали более половины членов коллегии.

    Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель, определяя статус квалификационных коллегий судей, наделяет их государственно-властными полномочиями в части отбора кандидатов на судейские должности, которые реализуются путем принятия решений, основанных на всесторонней оценке всеми членами коллегии представленных кандидатом документов и сведений, характеризующих его профессиональные и нравственные качества.

    Принимая оспариваемое заявителем решение, ВККС РФ располагала такими сведениями и документами, в частности о наличии у заявителя степени бакалавра техники и технологий в связи с окончанием в июне 1997 года, о присуждении 13 июня 2003 г. квалификации «юрист» по специальности «юриспруденция» и получении диплома с отличием в связи с окончанием Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования .

    Стаж работы по юридической специальности определялся ВККС РФ на основании записей в трудовой книжке. Согласно этим записям в период с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. Дунаев А.Г. проходил военную службу в органах Федеральной службы безопасности, 2 октября 2001 г. принят на должность юрисконсульта в ООО «, с которой уволен 28 февраля 2002 г. В дальнейшем осуществлял работу в различных организациях, занимая должности главного специалиста отдела анализа и информации, юрисконсульта, генерального директора юридического бюро. С 3 марта 2008 г. Дунаев А.Г. являлся членом коллегии адвокатов НО » коллегия адвокатов», с 1 декабря 2008 г. член Адвокатской палаты области, адвокат коллегии адвокатов » областная коллегия адвокатов».

    При исчислении стажа работы Дунаева А.Г. по юридической специальности, который учитывается при решении вопроса о рекомендации к назначению на должность судьи, ВККС РФ включила время работы на тех должностях, на которых заявитель работал после получения диплома о высшем юридическом образовании и для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования, что явилось основанием для вывода об отсутствии у заявителя необходимого стажа для назначения на указанную должность.

    Исполняя требования пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации», ВККС РФ исследовала выписку из протокола заседания Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи от 25 июня 2012 г. N 4. Согласно данной выписке по трем вопросам, одной задаче и макету дела выставлены оценки «удовлетворительно», по второй задаче заявитель от ответа отказался, в связи с чем получил отметку «неудовлетворительно».

    Оценив сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах, в том числе уровень профессиональной подготовки кандидата, стаж и опыт работы, результаты квалификационного экзамена, ВККС РФ пришла к заключению не рекомендовать заявителя на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации, поскольку по итогам конкурса ни один из 23 членов коллегии, присутствовавших на заседании, не проголосовал за кандидатуру Дунаева А.Г.

    Таким образом, оспариваемое заключение ВККС РФ основано на всесторонней оценке всеми членами коллегии совокупности всех обстоятельств, характеризующих личность заявителя, результаты этой оценки отражены в заключении и соответствуют представленным данным. Решение ВККС РФ принято в правомочном составе, на заседании присутствовали более половины членов коллегии (23 из 29), и с соблюдением установленной законом процедуры.

    Довод заявителя о том, что Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит требований о начале исчисления стажа по юридической специальности с момента получения диплома о высшем образовании, нельзя признать обоснованным.

    Подпункт 2 пункта 2 статьи 4 названного Закона устанавливает, что судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Согласно пункту 5 этой статьи в стаж работы по юридической специальности включается время работы на требующих высшего юридического образования указанных в этом Законе должностях, а также, в частности, время работы в качестве адвоката.

    Из содержания приведенных норм следует, что их императивные положения могут считаться соблюденными лишь в том случае, если для занятия должности, указанной в подпункте 1 пункта 5 статьи 4 Закона, требуется наличие высшего юридического образования и согласно данному требованию лицо, замещающее эту должность, имеет высшее юридическое образование как свидетельство наличия у этого лица юридической специальности (комплекса специальных знаний и умений, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работы), а также стаж по этой специальности не менее 10 лет.

    Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж по юридической специальности периодов работы, когда квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для занятия должности не выполняется. То обстоятельство, что претендент на должность судьи мог быть принят на требующую высшего юридического образования должность в отсутствие у него соответствующего образования, не может являться основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность судьи, с момента занятия им этой должности.

    Учитывая, что высшее юридическое образование получено заявителем в июне 2003 года, ВККС РФ правомерно пришла к выводу о том, что Дунаев А.Г. не имеет необходимого десятилетнего стажа работы по юридической специальности и в силу этого не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи. Следовательно, довод заявителя о включении в стаж по юридической специальности периода прохождения им военной службы по контракту с 5 сентября 1997 г. по 1 октября 2001 г. до получения им высшего юридического образования в 2003 году нельзя признать обоснованным.

    Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» не регулируют отношения по исчислению стажа по юридической специальности, не устанавливают требования к кандидатам на должность судьи и в силу этого не подлежат применению по данному делу.

    Ссылка заявителя на Инструкцию о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденную совместно Министерством юстиции Российской Федерации N 10(35)-5, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 27 декабря 1996 г., также не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

    Инструкция после принятия Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» действует в той мере, в какой она не противоречит названным и другим федеральным конституционным и федеральным законам.

    Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения, имеющего цель установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в качестве судьи.

    В соответствии с этой нормой и требованиями пункта 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» ВККС РФ при принятии оспариваемого заключения учла результаты квалификационного экзамена, имеющего ту же цель. Выводы ВККС РФ относительно уровня профессиональной подготовки кандидата и опыта его работы, являющиеся самостоятельными основаниями для отказа в рекомендации на должность, заявителем не оспаривались.

    С учетом изложенного оспариваемое заключение по существу и по порядку его принятия полностью соответствует требованиям действующего федерального законодательства, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.

    Руководствуясь статьями 194 — 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

    в удовлетворении заявления Дунаева А.Г. об отмене решения (заключения) Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 26 июня 2012 г. об отказе в даче рекомендации к назначению на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказать.

    Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Судья Верховного Суда

    С уважением и пожеланием комфортной работы, Горшнева Светлана,

    эксперт самой кадровой справочной системы «Система Кадры»

    m.kdelo.ru

    Смотрите еще:

    • Ношение оружие без разрешения Лицензия на оружие. Советы для начинающих. (стр. 1) Понятие гражданское оружие довольно широкое (подробности можно посмотреть в ст. 3 Закона "Об оружии"). В данной статье будет идти речь о гражданском оружии, для приобретения и использования которого требуются лицензии, пользующиеся […]
    • Платит ли ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2017-2018 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 годах, расскажем в нашей рубрике « Земельный налог для ИП» . Когда ИП […]
    • Залог доли квартиры в банк Продукт «Квартира» Ипотека до 30 лет Процентная ставка от 9,20% Максимальная сумма кредита до 30 млн руб. Вы можете получить целевой кредит с целью улучшения жилищных условий на приобретение квартиры на вторичном рынке жилья под залог приобретаемой квартиры. Предоставляется на […]
    • Минимальная пенсия в башкирии в 2018 Пенсионное обеспечение для жителей Уфы и Республики Башкортостан в 2018 году В Республике Башкортостан проживает 1 147 579 пенсионеров. Все они получают доход из бюджета Пенсионного фонда (ПФР). Правительство РФ регулирует доходы социально незащищенных групп населения с тем, чтобы не […]
    • Закон о рождении ребёнка до 23 лет Детские пособия при рождении третьего ребенка в 2018 году Начиная с 2013 года, в рамках государственной программы, жители 50 регионов Российской Федерации получают пособие за рождение третьего и последующих детей. Помимо этого, родители получают право на различные льготы. Выплаты за […]
    • 57-т правила заполнения Форма отчетности 57-Т Актуально на: 3 ноября 2017 г. Бланк формы 57-Т Приказом Росстата от 26.06.2017 № 430 утверждена статистическая форма № 57-Т «Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям за октябрь 2017 года». Такая форма сдается 1 раз в 2 года. Новая форма […]