Как отразить штраф в бюджетном учете

Бюджетное учреждение ведет приносящую доход деятельность. В соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики, операции по налогу на прибыль организаций отражаются по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), учитываются на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». В учреждение поступило требование об уплате пени по налогу на прибыль. Какими корреспонденциями следует отразить начисление пени по налогу на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление пени по налогу на прибыль в рассматриваемой ситуации подлежит отражению в бюджетном учреждении по дебету счета 2 401 20 290 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 2 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Обоснование вывода:
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также других экономических санкций, за исключением штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Начисление расходов, учитываемых бюджетным учреждением на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», может производиться с использованием счетов (абз. 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н):
— 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта»;
— 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»;
— 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Начисление пени по налогу на прибыль не связано с приобретением либо созданием (изготовлением) объектов нефинансовых активов, а также с формированием затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. То есть начисление пени обоснованно может быть сразу отнесено на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Учитывая изложенное, начисление пени по налогу на прибыль в учете бюджетного учреждении в рассматриваемой ситуации следует отразить корреспонденцией:
Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения по платежам в бюджеты. Счет 303 00;
— Энциклопедия решений. Финансовый результат госучреждения. Счет 400 00;
— Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов;
— Энциклопедия решений. Статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

14 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

На казенное учреждение органом ПФР был наложен штраф за несвоевременное представление расчета по страховым взносам. Может ли учреждение уплатить штраф за счет доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, или нужно взыскать сумму штрафа с виновного лица (виновное лицо (бухгалтер) согласно внести деньги в кассу)? Какие корреспонденции счетов могут быть применены в рассматриваемой ситуации, если за учреждением не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по уплате штрафа возлагается на казенное учреждение. Поступившие от работника суммы могут рассматриваться в качестве компенсации затрат и подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования.

Обоснование вывода:
Нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных п. 1 ч. 9, ч. 15 ст. 15, ч.ч. 5 и 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), в соответствии с ч.ч. 1 или 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, влечет ответственность плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей. Соответственно, обязательство по оплате штрафа в рассматриваемой ситуации возникает именно у казенного учреждения.
Положениями ст. 238 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимаются реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
К прямому действительному ущербу могут быть отнесены в том числе и суммы уплаченных штрафов (смотрите, в частности, письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Отметим, что согласно ч. 4 ст. 248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. При этом возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).
В рассматриваемой ситуации работник признал вину и согласен добровольно возместить работодателю ущерб в размере наложенного на учреждение штрафа.
Поступившие в таком случае от работника суммы могут рассматриваться в качестве компенсации затрат государства (муниципального образования). Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского (бюджетного) учета предусматривает, в частности, отражение на счете 209 00 операций по признанию доходов в виде компенсации затрат, понесенных государством (муниципальным образованием) в результате нанесения ущерба, причиненного действиями работника (п.п. 220, 221 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В свою очередь, любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в доход бюджета публично-правового образования (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В соответствии с положениями Указаний о применение бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ; компенсация затрат государства — с применением статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
С учетом положений абзацев 9, 10 п. 104, абзаца 7 п. 109, абзацев 19, 21 п. 111 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, для отражения в бюджетном учете казенного учреждения операций по оплате штрафа, а также получению и перечислению в доход бюджета публично-правового образования сумм, внесенных работником в добровольном порядке в целях возмещения ущерба, причиненного учреждению его действиями или бездействием, могут быть применены следующие корреспонденции счетов:
Отражения расчетов по предъявленным учреждению штрафным санкциям
1. Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 05 730
— отражено обязательство по уплате штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ;
2. Дебет КРБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
— отражено перечисление штрафа за нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Отражение расчетов по доходам, полученным в виде компенсации затрат
1. Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
— начислен доход в размере причиненного ущерба (суммы уплаченного штрафа);
2. Дебет КДБ 1 304 04 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
— учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (форма 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;
3. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 209 30 660
— в кассу учреждения поступили денежные средства в счет компенсации уплаченного учреждением штрафа;
4. Дебет КРБ 1 210 03 560 Кредит КИФ 1 201 34 610
— отражено выбытие наличных из кассы учреждения в целях дальнейшего их внесения на лицевой счет получателя бюджетных средств;
5. Дебет КРБ 1 304 05 290 Кредит КРБ 1 210 03 660
— отражено зачисление денежных средств на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в финансовом органе;
6. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
— в доход бюджета перечислена сумма компенсации затрат, ранее внесенная виновным лицом в кассу учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения;
— Энциклопедия решений. Учет доходов бюджета в казенном учреждении, наделенном отдельными полномочиями по начислению платежей в бюджет;
— Энциклопедия решений. Учет в казенном учреждении, наделенном отдельными полномочиями по начислению платежей в бюджет, доходов, поступающих в кассу;
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

29 октября 2015 г.

проводки по административному штрафу в бюджетном учреждении

Честякова сказал(-а): 05.12.2012 23:51

Здравствуйте Уважаемые бухгалтера! Помогите, пожалуйста. Какими проводками правильно отразить Административный штраф. В начале года оплачивала госпошлину по проводкам д-т 109.61.290 к-т 302.91.730 оплата д-т 302.91.830 к-т 201.11.660 Правильно ли будет и административный штраф провести такими же проводками. Заранее спасибо

topalov сказал(-а): 06.12.2012 01:54

Аноним сказал(-а): 06.12.2012 08:06

anatcd сказал(-а): 06.12.2012 08:09

Rahsch сказал(-а): 06.12.2012 10:12

topalov сказал(-а): 06.12.2012 14:42

topalov сказал(-а): 06.12.2012 14:43

Rahsch сказал(-а): 06.12.2012 18:44

А начисленные пени и штрафы по страховым взносам Вы тоже отражаете по дебету синтетического счета 209.00?
Или это добровольные платежи?

Счет 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Наименование счета ничего не подсказывает? )

Rahsch сказал(-а): 06.12.2012 18:53

topalov сказал(-а): 06.12.2012 21:53

Rahsch сказал(-а): 06.12.2012 22:07

Rahsch сказал(-а): 06.12.2012 22:08

topalov сказал(-а): 06.12.2012 22:11

Rahsch сказал(-а): 06.12.2012 22:35

Возникновение обязательства (кредиторской задолженности по административному штрафу) и уменьшение денежных средств как актива — это разные вещи.
Для чего Вы добавляете подобные лирические отступления? Кто с кем и как общается — это не тема данного обсуждения.

Принцип приоритета содержания над формой — одно из базовых допущений в теории бухгалтерского учета. И пока в России де-факто недействующий. Однако тенденция к переменам возможна, в ПБУ 1/94 «Учетная политика организации» об этом принципе сказано. Но пока в одних темах мы будем говорить о необходимости развития учета, формирования профессионального сообщества, о недоработках Минфина, а в других — спрашивать «Это из какого НПА?», ничего не изменится.

Rahsch сказал(-а): 06.12.2012 23:40

Хотелось бы вернуться к вопросу автора темы и отметить следующее.
Контрольный орган наложил на бюджетное учреждение административный штраф. Будет ли проводиться внутрення проверка с целью выявления виновных работников, и какими будут ее результаты, неизвестно. Однако есть метод начисления, и бухгалтеру требуется отразить начисление административного штрафа.

П. 131 Инструкции № 174н установлено, что:
«начисленные суммы иных налогов, сборов, обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030305730, 030312730, 030313730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 «Расходы хозяйствующего субъекта», счета 040110100 «Доходы хозяйствующего субъекта».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:
«обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы».

forum.klerk.ru

Как правильно отразить операций по начислению или списанию штрафных санкций

Исходя из ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – согласно обычаям или иным обычно предъявляемым требованиям. При неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства или просрочке исполнения заказчик может потребовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) уплатить неустойку (ст. 329 ГК РФ). Рассмотрим порядок отражения операций по начислению и списанию в учете штрафов и пеней, которые предъявлены поставщику в силу государственного контракта.

Как следует из ст. 330 ГК РФ, неустойкой являются штрафы и пени, под которыми понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

Правила определения размера штрафа и пеней, начисляемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063).

Данным документом регламентировано, что размеры штрафа и пеней должны быть установлены в государственном конт­ракте.

Как рассчитать размер штрафа?

В силу п. 4 Правил № 1063 размер штрафа, предъявляемого поставщику, устанавливается таким образом:

Учреждение спорта заключило контракт на поставку компьютерной техники на сумму 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 000 000 руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 15 000 руб. (150 000 руб. x 10%).

Как установить размер пени?

Пени устанавливаются контрактом в размере, определенном Правилами № 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В пункте 6 Правил № 1063 содержится формула, по которой следует исчислить размер пеней:

П = (Ц — В) x С, где:

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе стоимость отдельных этапов исполнения контракта;

С – размер ставки.

Размер ставки нужно рассчитать по формуле (п. 7 Правил № 1063):

СЦБ – размер ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пеней, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Формула для подсчета коэффициента К следующая (п. 8 Правил № 1063):

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 – 50%, размер ставки составит 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При К, равном 50 – 100%, размер ставки – 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При К, равном 100%, размер ставки – 0,03 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Учреждением спорта заключен государственный контракт на поставку материальных ценностей на сумму 2 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 1 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

На дату уплаты пени ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 11% [2] . Цифры в примере условные.

  1. Определим значение К. Оно равно 75% (45 дн. / 60 дн. х 100%).
  2. Ввиду того, что К больше 50%, но меньше 100%, величина С рассчитывается с коэффициентом 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату уплаты пеней, показатель С равен 0,099 (0,02 х 0,11 х 45 дн.).
  3. Сумма пеней – 128 700 руб. ((2 500 000 — 1 200 000) руб. х 0,099).

Как начислить штрафные санкции в учете?

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н [3] ).

Начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды учреждения, отражается по дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия»

Согласно государственному контракту, заключенному между учреждением спорта, являющимся казенным учреждением и поставщиком, за нарушение условий договора, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по поставке основных средств, учреждение вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа). Объем поставки по контракту составляет 1 500 000 руб., сумма штрафа – 150 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета. Оплата поставленного товара осуществляется учреждением за вычетом суммы штрафа.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы от реализации федерального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений) признаются доходом федерального бюджета. Таким образом, сумма неустойки, поступившая казенному учреждению, подлежит перечислению в доход бюджета.

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 162н [4] сделаны следующие записи:

(1 500 000 — 150 000) руб.

Исполнитель в срок к работе не приступил, поэтому ему было направлено уведомление о расторжении контракта и возврате перечисленной ранее суммы предварительной оплаты. Кроме того, были предъявлены требования об уплате предусмотренной условиями контракта неустойки в сумме 30 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если подрядчик не приступает свое­временно к исполнению договора подряда, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ).

На основании п. 2 ст. 328, п. 3 ст. 450 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44‑ФЗ заказчик может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н [5] сделаны следующие записи:

Как списать начисленные штрафные санкции?

Действие Постановления Правительства РФ № 190 не распространяется на закупки, осуществленные в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 11.07.2016 № Д28и-1844).

Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ № 190):

а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик списывает неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней);

б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик:

  • предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
  • списывает 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

Заказчик уведомляет поставщика в письменной форме о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по пп. «а» и «б» п. 3 названного постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика независимо от срока ее возникновения. Данная процедура проводится путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н (далее – Порядок № 44н).

Как следует из п. 3 Порядка № 44н, для списания заказчиком начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) проводится сверка с контрагентом неуплаченной задолженности.

При наличии акта сверки основанием для принятия решения о списании задолженности является подтвержденное актом приемки либо иным документом исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 годах (п. 4 Порядка № 44н).

Если контрагент не подтвердил наличие задолженности по неустойкам, принятие решения о ее списании не допускается (п. 5 Порядка № 44н, Письмо Минэкономразвития РФ от 19.08.2016 № Д28и-2152).

Решение о списании задолженности принимается комиссией заказчика по поступлению и выбытию активов и оформляется внутренним документом (приказом, распоряжением). Такой документ должен содержать информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н.

Не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Порядку № 44н.

С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н [6] операции по начислению и списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам в бухгалтерском учете заказчика следует отражать с использованием нового счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Рассмотрим пример по отражению данной операции в учете.

Поставщик своевременно не осуществил поставку товара заказчику, являющемуся бюджетным учреждением спорта. Условиями договора определено, что за несвоевременную поставку товара поставщик обязан уплатить неустойку. Но в случае, если сумма неустойки не превышает 5% суммы договора, заказчик имеет право списать неустойку. Сумма не­устойки, предъявленная ранее поставщику, составила 15 600 руб.

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи:

www.klerk.ru

На юридическое лицо (бюджетное учреждение) наложен штраф. Принято решение об отнесении штрафа на финансовый результат в рамках приносящей доход деятельности. По итогам проведенного разбирательства возмещение расходов сотрудниками (должностными лицами) учреждения не предусматривается. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить операции по начислению административного штрафа по акту проверки трудовой инспекции (ст. 5.27, ст. 5.27.1 КоАП РФ)? Должен ли участвовать при отражении указанной ситуации счет 209 00?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет расчетов по уплате административных штрафов за нарушение требований законодательства РФ ведется на счете 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Так как в рассматриваемой ситуации не предусматривается по итогам проведенного разбирательства возмещение расходов сотрудниками (должностными лицами) учреждения, нет оснований для применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
Расходы на уплату административных штрафов по акту проверки трудовой инспекции (ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе расходов в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ.

Обоснование вывода:
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Согласно п. 263 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, учет расчетов по уплате административных штрафов за нарушение требований законодательства РФ ведется на счете 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Таким образом, с учетом принятого решения об отнесении штрафа на финансовый результат в рамках приносящей доход деятельности в учете бюджетного учреждения операции по начислению и уплате административного штрафа по акту проверки трудовой инспекции могут быть отражены с применением корреспонденции:
1. Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
— начислен административный штраф;
2. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 660
— уплачен штраф с лицевого счета учреждения, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код КОСГУ 290).
В соответствии с п. 220 Инструкции N 157н счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» применяется для учета расчетов по суммам причиненного учреждению ущерба, подлежащего возмещению виновными лицами. В рассматриваемой ситуации по итогам проведенного разбирательства возмещение расходов сотрудниками (должностными лицами) учреждения не предусматривается. Таким образом, нет оснований для применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Налоговый учет

Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, на основании п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
Как следует из ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, у учреждения расходы на уплату административных штрафов по акту проверки трудовой инспекции (ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе расходов в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127, УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332).

Рекомендуем Вам также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения по платежам в бюджеты. Счет 303 00;
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

25 августа 2015 г.

www.garant.ru

Смотрите еще:

  • Статистика заключения браков в 2018 Статистика заключения браков в 2018 Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" № 759 - 760 12 - 25 февраля 2018 Для цитирования: Щербакова Е.М. Россия: предварительные демографические итоги 2017 года (часть I) //Демоскоп Weekly. 2018. […]
  • Какой штраф за неоплаченную парковку ГКУ «АМПП» уведомляет всех автовладельцев, что действие части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ (об уплате половины суммы административного штрафа) НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на штрафы, наложенные за совершение правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.14 КоАП г. Москвы («Неуплата за размещение […]
  • Договор купли-продажи квартиры размер госпошлины Приведен пример уплаты госпошлины при покупке квартиры с несколькими участниками сделки Минфин России разъяснил, что если один из трех участников договора купли-продажи квартиры освобожден от уплаты госпошлины, то ее размер должен быть уменьшен на треть и поровну поделен между […]
  • Приказ мз 617 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 562н "Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров […]
  • Приказ о 8 часовом рабочем дне Вопрос-ответ. Консультация. Действительно, для медработников законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. Статья 350 Трудового кодекса РФ устанавливает, что такая продолжительность должна быть не более 39 часов в неделю. в зависимости от должности и […]
  • Сумма взятки в значительном размере Какая сумма признается значительным размером взятки в соответствии с ук рф В дополнение виновному может вменяться штраф величиной от 10-ти до 20-кратной переданной ему суммы. Если служащий, иностранный в том числе, а также сотрудник международной организации публичного типа принял […]