Государство настоящего гражданства

Гражданство РФ

Доклад — Юриспруденция, право, государство

Другие доклады по предмету Юриспруденция, право, государство

ПО дисциплине: Конституционное право.

На тему: “Гражданство РФ”

студентка I курса

Законодательство о гражданстве РФ

Вопросы о гражданстве РФ регулируются конституцией РФ, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом от 31 мая 2002 года №62-ФЗ (Принят Гос.Думой 19 апреля 2002 года, одобрен советом Федерации 15 мая 2002 года, одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года), а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ.

Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ

  • Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  • Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
  • Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
  • Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его.
  • Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
  • Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
  • Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
  • Граждане Российской Федерации

    Гражданами Российской Федерации являются:

    а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

    б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

  • Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или Федеральным законом.
  • Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
  • Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации

  • Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляется защита и покровительство Российской Федерации.
  • Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объёме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
  • Гражданство Российской Федерации и брак

  • Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечёт за собой изменение гражданства указанных лиц.
  • Изменение гражданства одним из супругов не влечёт за собой изменение гражданства другого супруга.
  • Расторжение брака не влечёт за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновлённых (удочерённых) супругами детей.
    1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
    3. Гражданство Российской Федерации не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лишён гражданства.
    4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав. В случае изменения

    www.studsell.com

    Получение болгарского гражданства/гражданства Европейского Союза по инвестиционным программам

    Закон о болгарском гражданстве в его относительно новой редакции предоставил иностранным инвесторам весьма благоприятные условия для получения гражданства Республики Болгария, де-юре-гражданства Европейского Союза, со всеми вытекающими из статуса гражданства Союза правами, а именно:

    — Право на свободное передвижение, право на проживание, право на работу в любой страны Европейского союза;

    — Право на обучение в средних и высших учебных заведениях на условиях, на которых право предоставляется гражданам соответствующего государства. Возможность получения беспроцентных, а так же невозвратных кредитов на обучение;

    — Право избирать и быть избранным в Европейский парламент. Активное и пассивное избирательное право в местных выборах любой страны Европейского Союза. Право подачи петиций в ЕП; Право обращения к европейскому омбудсману и пр.;

    — Свободное движение капиталов, товаров и услуг.

    Ряд программ, как показала практика, подходят весьма узкому кругу лиц, а самой благоприятной и безрисковой на сегодняшний день является ПОКУПКА БОЛГАРСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (ОБЛИГАЦИЙ/ЕВРООБЛИГАЦИЙ) НА СТОИМОСТЬ НЕ МЕНЕЕ 2 000 000 ЛЕВОВ.

    Непосредственно после вступления в силу изменений в Законе о болгарском гражданстве в 2013 году наша компания начала работу по данной инвестиционной программе и одна из первых в стране успешно прошла как первый, так и второй этап процедуры. Программа отлажена и успешно работает по сей день.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОЦЕДУРЫ:

    покупка государственных ценных бумаг на стоимость не менее чем 1 000 000 левов.

    Инвестиция дает право иностранному гражданину получить один из самых благоприятных миграционных статусов-ПМЖ-право на постоянное проживание. Инвестору присваивается единый гражданский номер (ЕГН), он зачисляется реестры ‘’Население’’ и ему предоставляются все права, которые государство предоставляет своим гражданам, за исключением активного и пассивного избирательного права, а так же права быть избранным на руководящие государственные посты. Более того, после получения ПМЖ инвестором, члены его семьи, так же, при желании, получают ПМЖ. Если крайней целью инвестора является получение гражданства Республики Болгария, то через год нахождения в статусе ПМЖ он может перейти ко ВТОРОМУ ЭТАПУ ПРОЦЕДУРЫ:

    -покупка государственных ценных бумаг на стоимость не менее чем 1 000 000 левов.

    Таким образом инвестор увеличит свою первоначальную инвестицию до 2 000 000 левов, что даст ему право получить болгарское гражданство/гражданство Европейского союза.

    Впервые за всю историю существования Закона о болгарском гражданстве, законодатель, принимая во внимание важность иностранных инвестиций, предусмотрел кратчайший срок для получения болгарского гражданства- шесть месяцев со дня подачи документов в Дирекцию ‘’Болгарское гражданство’’. Наряду с данной привилегией, предусмотрен и ряд других, не менее значимых:

    — Инвестор не сдает экзамен на знание болгарского языка;

    — Не отказывается от своего настоящего гражданства;

    -Члены семьи инвестора так же не сдают экзамен на знание болгарского языка и не отказываются от своего настоящего гражданства;

    После партнерства с несколькими первичными дилерами, наша компания остановилась на банке, который весьма лояльно относится к своим клиентам-покупателям государственных ценных бумаг, не чиня им препятствий к осуществлению инвестиций.

    Мы предоставляем консультации по всем интересующим Вас вопросам, связанным, как с инвестированием, так и с налоговым резиденством Республики Болгария. Консультации предоставляются юристами компании-специализирующимися в области миграционного права и говорящими на русском языке. Так же предоставляются консультации бухгалтера и менеджера банка-первичного дилера по продажам государственных ценных бумаг.

    Получите бесплатную консультацию, позвонив по телефону +359 89 50 24 554 (набор из-за границы), 089 50 24 554 (набор из Болгарии); Viber: +359 89 50 24 554 или по skype: jolkina-kostova

    www.jolkina-kostova.com

    Гражданство РФ: приобретение и прекращение

    Оглавление

  • Понятие и принципы гражданства РФ
  • 1.1. Понятие и содержание гражданства РФ

    1.2. Принципы гражданства РФ

    1.3. Приобретение и прекращение гражданства РФ

  • Органы ведающие делами о гражданстве РФ
  • 2.1. Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства

    2.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ

    Список использованных источников

    Введение

    Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время в нашей стране формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. В связи с этим важным на сегодняшний день являются вопросы гражданства Российской Федерации, не ущемляющие права человека, а защищающие.

    Согласно закону «О гражданстве Российской Федерации», гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

    Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

    В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

    Существование человека в современном мире без связи с обществом невозможно себе представить. Одной из самых важных связей является связь личности и государства. Ее выражением является институт гражданства. Личность передает часть своих свобод государству, взамен же получает определенные права и гарантии безопасного существования. Отношения между государством и личностью оформлены юридически, закреплены законодательно.

    Исследований по данной теме создано немного. В основном это объясняется четким формулированием норм права, связанных с гражданством, поэтому спорных и проблемных мест в этой сфере практически не наблюдается.

    Объектом курсовой работы выступили общественные отношения, возникающие в сфере приобретения гражданства РФ.

    Предметом — правовая процедура приобретения гражданства РФ.

    Цель курсовой работы заключается в исследовании процедуры получения российского гражданства.

    Заявленная цель будет достигнута путем решения следующих задач:

    — раскрытие понятия, содержания и принципов гражданства РФ;

    — характеристика пути приобретения и прекращения гражданства РФ;

    — раскрытие компетенции органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

    1. Понятие и принципы гражданства РФ

    1.1. Понятие и содержание гражданства РФ

    Одним из основных элементов правового статуса лица, определяющего его взаимоотношения с государством, является гражданство. Разными авторами данное понятие трактуется по-разному: одни определяют его как политико-правовую принадлежность лица к государству; другие как членство в нем; третьи – как состояние, связь с ним; другие – как юридическое отношение. В соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, в соответствии с которым оно приобретается или прекращается, под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [3].

    По Конституции РФ гражданство является единым, равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами, свободами, несет равные обязанности и не может быть лишен своего гражданства или права изменить его [1].

    Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между ним и государством особой связи, составляющей содержание гражданства. Устойчивость этой связи характеризуется тем, что отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и, наоборот, по решению государства без соответствующего волеизъявления гражданина. Связь эта длится в течение жизни человека, начиная с момента рождения или приобретения гражданства и заканчивая смертью или утратой гражданства.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации являются [3]:

    а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

    б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Таковыми являются паспорт, а также иной документ, в котором содержится указание на гражданство лица. Это необходимое условие для того, чтобы отграничивать конституционно-правовой статус гражданина от конституционно-правового статуса других физических лиц, находящихся на территории России, попадающих под ее юрисдикцию, — иностранных граждан и лиц без гражданства.

    В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 08 июля 1997г., паспорт является основным документом. Удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик). В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет – бессрочно [6].

    Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

    Таким образом, институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения. И в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

    1.2. Принципы гражданства РФ

    Принципы гражданства РФ – те общие основы, фундаментальные начала, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Они сформулированы в статье 4 федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», а также в Конституции РФ, а именно [3]:

  • Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
  • Важнейшим принципом гражданства РФ является его неограниченность. Это означает, что ограничение граждан в правах или привилегии по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается. Это же положение прописано и в части 2 статьи 19 Конституции РФ.

    Не менее важными принципами гражданства РФ являются единое и равное гражданство, независимо от оснований его приобретения. Россия – федеративное государство, поэтому единое гражданство – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности. Однако федеральное гражданство сочетается с республиканским, поскольку согласно Закону РФ «О гражданстве РФ» в некоторых республиках были приняты свои законы о гражданстве. Единое гражданство в связи с этим трактуется разными исследователями по-разному. Одни ученые считают, что в РФ существует два гражданства: федеральное и гражданство субъектов. Другие же считают, что уместнее говорить о двуедином гражданстве, поскольку оно выражает суверенитет и федерации, и республик.

    Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

    Согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек обладает правом свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. Поэтому в законе о гражданстве закреплен принцип сохранения гражданами РФ, проживающими за ее пределами, российского гражданства, в противном случае происходило бы грубое ущемление прав и свобод человека.

    Еще одним важным принципом является неотъемлемость гражданства. Исходя их определения гражданства, следует заметить, что государство не может расторгнуть гражданскую связь, т.е. лишить человека гражданства, в одностороннем порядке ни при каких обстоятельствах [10].

    Неотъемлемость гражданства конкретизируется запретом на высылку за пределы страны или выдачу иностранному государству гражданина РФ. Выдворение за пределы страны возможно лишь в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших правонарушения при въезде в Российскую Федерацию. Даже если речь идет о лице с двойным гражданством, одно из которых — гражданство России, в отношении его действует запрет на выдачу другому государству.

    Российская Федерация заинтересована в упорядочении правового статуса лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, поскольку деление людей на граждан и неграждан нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому одним из самых важных принципов российского гражданства является поощрение приобретения гражданства лицами, его не имеющими. Для них вводится упрощенный порядок приобретения гражданства; дети, рожденные в России от лиц без гражданства, приобретают статус гражданина России.

    Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов этих государств, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. День вступления закона в силу нередко не совпадает с днем его принятия. По общему правилу закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не предусмотрено иное.

    Таким образом, принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

    1.3. Приобретение и прекращение гражданства РФ

    Согласно статье 11 закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года, выделяется как минимум четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается [3]:

    б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

    в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

    г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Основным и наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация, или приобретение гражданства в силу рождения, поскольку по современным нормам международного права, ребенок ни при каких условиях не должен остаться апатридом. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Если гражданство родителей различно, то вопрос о гражданстве ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если родился на ее территории. Это действие так называемого «права крови» — приобретение гражданства с учетом гражданства родителей. Действует также принцип «права почвы», который применяется в отношении детей, родители которого неизвестны. Они также приобретают гражданство РФ.

    Вторым основанием приобретения гражданства является натурализация – т.е. прием в гражданство. Он связан со свободным выбором лицом гражданства и согласием государства признать данное лицо своим гражданином. Этим правом может воспользоваться всякое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России (в общей сложности пять или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством). Порядок оформления заявлений о приеме в российское гражданство разъясняется в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденном Указом Президента РФ 14 ноября 2001.

    Что касается приобретения гражданства путем восстановления в гражданстве, то подобное основание распространяется на лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо причинам его утратили. Существуют различные формы восстановления в гражданстве [11]:

    — в порядке регистрации;

    — признание факта восстановления;

    — по ходатайству лица.

    К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным законом, относятся оптация, а также усыновление ребенка.

    Оптация как форма приобретения гражданства связана с территориальными изменениями и возможностью выбора гражданства одного из двух государств, которая вытекает из международно-правовой договоренности двух государств. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к РФ какой-либо территории. По прошествии срока, установленного международным договором о присоединении соответствующей части территории иностранного государства к России или о вхождении государства в состав РФ все граждане этого государства, если они не заявят о желании сохранить прежнее гражданство, автоматически становятся гражданами России.

    При усыновлении или удочерении гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется, согласие ребенка на усыновление или удочерение.

    В статье 6 Конституции РФ закреплено право на изменение, прекращение гражданства, а также положение о том, что никто не может быть лишен российского гражданства по волеизъявлению государства.

    Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям [12]:

    — в результате выхода из гражданства с учетом волеизъявления и по инициативе самого гражданина;

    — на основании международного договора (оптация);

    — по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ (усыновление, удочерение ребенка иностранными гражданами).

    Согласно статье 19 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»:

  • Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
  • Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
  • Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
  • Выход из гражданства – добровольная акция, которая прекращает юридическую связь лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность. Лицу, проживающему на территории РФ, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Основанием утраты гражданства может быть оптация. В случае территориальных изменений в соответствии с международным договором, если какая-либо часть территории РФ отойдет от России, люди, проживающие на данной территории будут иметь право сохранить или изменить свое гражданство. Если они в установленный срок не заявят о своем желании сохранить прежнее, т.е. российское, гражданство, на них автоматически распространяется гражданство государства, к которому отошла территория России.

    Однако существуют обстоятельства, при которых выход из гражданства невозможен. Это происходит в случаях, предусмотренных статьей 20 закона «О гражданстве РФ»:

    — если гражданин имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное Федеральным законом (например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах РФ);

    — если гражданин привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

    — если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения, т.е. ни одно государство, куда обращался гражданин по поводу приобретения нового гражданства, не дало ему положительного ответа.

    Рассмотрев основания приобретения и прекращения гражданства РФ, следует отметить следующее. Государство делает доступным приобретение российского гражданства всем желающим в соответствии с законом. Личность имеет право на гражданство и гарантию того, что никто ее этого права лишить не может. По вопросу прекращения гражданства государство создает некоторые препятствия, но опять-таки, в рамках справедливости и заботе о благополучии своих граждан. Государство не может разорвать связь с теми, кто имеет какое-либо обязательство перед российским обществом, а также с теми, кто с утратой гражданства РФ получит статус апатрида, что нежелательно для любого общества.

    Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжение их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

    2. Органы, ведающие делами о гражданстве РФ

    2.1. Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства

    Согласно федеральному закону «О гражданстве РФ», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ являются Президент, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

    Президент Российской Федерации решает вопросы [9]:

    а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

    б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

    в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

    г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

    Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

    Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

    Согласно Указу Президента РФ от 14 ноября 2002 года и статье 89 Конституции РФ, Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В соответствии со статьей 29 закона «О гражданстве» президент обладает рядом полномочий в делах, касающихся гражданства. К числу этих полномочий относится решение вопросов приема в гражданство, выхода из гражданства, отмены решений по вопросам гражданства. Президент РФ утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в котором детально урегулирован порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства. Глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе ведающих делами о гражданстве. Актами Президента РФ по вопросам гражданства являются указы нормативного (рассчитаны на многократное применение и касаются неограниченного круга лиц) и индивидуального (касаются интересов конкретных лиц) характера.

    Законом предусмотрено право Президента РФ в порядке исключения рассматривать вопросы о приеме или восстановлении в гражданстве лиц, которым на общих основаниях отказано (эти люди должны быть совершеннолетними и дееспособными, иметь ценз оседлости, дать обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы страны, иметь законный источник средств к существованию, отказаться от уже имеющегося у него гражданства другой страны, владеть русским языком) [8].

    В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия взаимодействует в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства.

    Таким образом, Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

    2.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве РФ

    Закон «О гражданстве РФ» подробно определяет полномочия федеральных органов, которые занимаются решением вопросов, связанных с гражданством РФ. Причем органы эти двух видов: одни ведают этими вопросами внутри государства, другие с иностранными государствами.

    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия [3]:

    а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

    б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

    в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

    г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

    д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

    е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

    ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

    з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

    и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

    Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел является Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Оно полномочно принимать заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих в России, составлять на основании органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке, организовывать проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемые вместе с заявлениями документов взаимодействовать с ФСБ РФ по вопросам гражданства, вести учет лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ и проч. На органы МВД РФ возложено исполнение решений по вопросам гражданства. Они также решают вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке.

    Решения, принятые органами МВД РФ, могут быть отменены. Безусловно, в упрощенном порядке отменяются решения по вопросам гражданства, принятые на основе представленных заявителем подложных документов или сообщение о себе заведомом ложных сведений.

    Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и учреждений, находящихся за пределами РФ является Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом. В компетенцию Министерства иностранных дел входит составление на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений РФ заключений на заявления об изменении гражданства в общем порядке, установление формы учета обратившихся с заявлениями РФ лиц. Органы МИД РФ ведут учет лиц, живущих за рубежом и имеющих гражданство РФ для поддержания связи с соотечественниками.

    Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом принимают заявления от лиц, проживающих за пределами РФ, проверяют их, составляют заключения на заявления на об изменении гражданства в общем порядке, принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям в упрощенном порядке, исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства, определяют и оформляют наличие гражданства РФ, осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства РФ.

    Таким образом, вопросы, связанные с гражданством являются весьма серьёзными, поскольку ими занимается такая разветвленная структура ведомств и учреждений.

    Функции координатора здесь выполняет Президент, ему же принадлежат и более широкие полномочия по сравнению с другими учреждениями. Однако РФ – демократическое государство, поэтому все полномочия не могут быть сосредоточены в одних руках. К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.

    Заключение

    Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

    Институт гражданства играет весьма важную роль, поскольку каждый человек имеет право на свободу передвижения, согласно статье 13 Всеобщей декларации прав человека, и в связи с этим присутствие иностранцев в любом государстве – естественное явление. Его наличие позволяет государству выбирать модель поведения в отношении личности. В отношениях со своими гражданами государство вправе требовать от них выполнения гораздо большего количества обязанностей, чем от иностранцев, поскольку граждане обладают более широким набором прав и свобод.

    Принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также нормам международного права. Они сформулированы предельно четко и ясно, поэтому толкование и применение закона не вызывает никаких вопросов и затруднений. В принципах российского гражданства отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

    Таким образом, государство заинтересовано в предоставлении гражданства лицам, проживающим на его территории. В связи с этим оно не чинит никаких препятствий и предоставляет различные возможности его приобретения. Это очень важно, поскольку позволяет эффективно регулировать в рамках закона взаимоотношения между государством и личностью.

    Говоря об органах, полномочных решать вопросы, связанные с приобретением и утратой гражданства, стоит отметить следующее. Президент обладает более расширенным объемом полномочий. Однако реализовать их полностью он не может, поэтому главной его функцией является координационная.

    К тому же сосредоточение всех полномочий неэффективно с точки зрения быстроты принятия и исполнения решений. В этом случае целесообразно создание системы федеральных органов, ведающих делами о гражданстве.

    Список использованных источников

  • Конституция Российской Федерации 1993 г.
  • Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3175.
  • Федеральный закон РФ “О гражданстве Российской Федерации” от 19.04.2002 г. № 62-ФЗ // РГ. № 1. 11.01.2006.
  • Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.06.2006 г. № 109-ФЗ
  • Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ” (вместе с Положением) // СЗ РФ. 2002 г. № 46. Ст. 4571.
  • Указ Президента РФ “Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища” от 21.07.1997 г. // СЗ РФ. 1998. №33. Ст. 3601.
  • Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: изд-во «ПРОСПЕКТ», 2010.
  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: из-во «ЮРИСТЪ», 2009.
  • Кутафин, О. Е. Российское гражданство – М.: изд-во “ЮРИСТЪ”, 2008.
  • Миронов В.Ф., Миронов А.В. Гражданство в Российской Федерации. Российские и международные акты. Комментарий законодательства. – М.: Норма, 2010.
  • Суворова С.А. О конституционно-правовых ориентирах правотворческой практики в сфере усыновления российских детей негражданами Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2009. № 5.
  • help-stud.ru

    Смотрите еще:

    • Закон о пенсиях в республике армения ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ от 31 марта 2003 года №ЗР-519 О государственных пенсиях (по состоянию на 20 января 2009 года) Принят 19 ноября 2002 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования и круг отношений Закона Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с […]
    • Нотариус по наследственным делам в ювао Нотариус по наследственным делам Нотариальная контора Васильевый Ларисы Викторовны открывает наследственные дела по всем районам Москвы. Что такое наследование? Это переход наследства (имущества) умершего физического лица к другим лицам. Это право, а не обязанность. Где можно открыть […]
    • Что выплачивают при увольнении из мвд Увольнение по состоянию здоровья из ОВД. Какие компенсации положены? Здравствуйте. Муж является сотрудником ОВД. В период прохождения службы получил заболевание - хроническая демографическая крапивница. Кроме того, обострился гастрит на фоне данного заболевания. Подумываем об увольнении […]
    • Приказ о приёме в детский сад Вакантные места для приема детей в детский сад на 2017-2018 учебный год Приказ №15-Д "О зачислении детей на 2017-2018 уч.год" Приказ №62-Д "О зачислении детей на 2017-2018 уч.год" Приказ №60-Д "О зачислении детей на 2017-2018 уч.год" Приказ №57-Д "О зачислении детей на 2017-2018 […]
    • Увольнение по собственному желанию запись в трудовой образец 2014 образец Как сделать запись в трудовой книжке? Примеры в картинках С 16 ноября 2016 года ставить печать в трудовой книжке не обязательно если организация от неё отказалась (Приказ Минтруда от 31 октября 2016 г. № 588н и 589н.). В 2015 году печать для организаций сделали необязательной, однако в […]
    • Кто производит возврат ндфл Как вернуть переплату по налогу? Если из-за ошибок, допущенных при расчете налогов, ошибок или опечаток в платежных документах или по иным причинам вы уплатили или с вас удержали сумму налога в большем размере, чем требуется по закону, вы можете вернуть сумму переплаты (пп. 5 п. 1 ст. […]