Фиксированный базовый размер страховой пенсии

Трудовая пенсия: фиксированный базовый размер

Важнейшей целью пенсионной реформы является реализация программы долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение на этой основе уровня пенсионного обеспечения жителей страны, достижение социального равенства между поколениями, простоты и ясности в понимании гражданами правил исчисления пенсии. В прошлом номере мы рассмотрели особенности нового порядка исчисления трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. В этот раз остановимся на процедуре определения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Фиксированный базовый размер Страховой части трудовой пенсии по старости

Порядок определения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости установлен в пп. 2–19 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях).

Следует отметить: в период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2014 г. порядок определения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в принципе не вызывает затруднений, так как он фактически не отличается от действовавшего до 1 января 2010 г. порядка определения размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Так, для лиц, достигших возраста 80 лет, а также для инвалидов I группы, являющихся получателями трудовой пенсии по старости, сумма фиксированного базового размера в два раза превышает сумму фиксированного базового размера других получателей трудовых пенсий по старости.

В частности, с 1 января 2010 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости обычных пенсионеров по старости устанавливается в сумме 2562 руб. в месяц; для лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, – в сумме 5124 руб. в месяц.

Кроме того, фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости, так же как и фиксированные базовые размеры трудовой пенсии по инвалидности (и так же как это было предусмотрено до 1 января 2010 г. для базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности), устанавливаются в более высокой сумме при наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера. Порядок установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от иждивенцев не отличается от порядка установления фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности при таких же обстоятельствах. И для трудовой пенсии по старости, и для трудовой пенсии по инвалидности учитываются одни и те же категории иждивенцев, и соответственно на каждого иждивенца фиксированный базовый размер увеличивается на 854 руб., но не свыше чем на 2562 руб. в общей сложности.

Фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости, так же как и фиксированные базовые размеры трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). При переезде граждан, являющихся получателями трудовой пенсии по старости, на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, где установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства – соответственно определяется без учета районного коэффициента.

Еслиу Вас останутся вопросы после прочтения данной статьи, приходите на конференцию «Трудовое законодательство и HR-технологии: время перемен» 19-20 ноября 2015 года и получите профессиональнуюконсультацию экспертов.

Пенсионерам по старости, проработавшим длительное время в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет (мужчины) или 20 лет (женщины), устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Указанные повышенные суммы определяются в таком же порядке, как и повышенные суммы фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности: при наличии календарного стажа работы в районах Крайнего Севера (в т. ч. с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) не менее 15 лет обычные фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости (в т. ч. установленные с учетом возраста 80 лет или инвалидности I группы, а также иждивенцев) фактически увеличиваются на коэффициент 1,5, а при наличии не менее 20 лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – увеличиваются на коэффициент 1,3.

Гражданам, имеющим право на увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости на соответствующий районный коэффициент в связи с тем, что они проживают в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, и одновременно на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в связи с длительной работой на Крайнем Севере, по выбору гражданина производится либо установление фиксированного базового размера с учетом увеличения на районный коэффициент по месту жительства, либо установление фиксированного базового размера, предусмотренного в зависимости от продолжительности работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях.

Начиная с 1 января 2015 г. в пенсионное законодательство вводится новелла: при определении суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (на трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца данное правило не распространяется) будет учитываться продолжительность страхового стажа. Подобной нормы (об увеличении размера в зависимости от продолжительности страхового стажа) для базовых частей трудовых пенсий по старости до 1 января 2010 г. не существовало.

С 1 января 2015 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет (для мужчин) и 25 лет (для женщин) на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях впервые (т. е. на день исполнения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин или на более поздний возраст, если по каким-либо причинам трудовая пенсия по старости назначается позднее указанного возраста), а для граждан, которым назначена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 27–28 Закона о трудовых пенсиях), – на день достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, будет увеличиваться на 6%.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у которых уменьшение фиксированного базового размера пенсии производиться не будет вообще), будет уменьшаться на 3% за каждый полный год, недостающий соответственно до 30 лет (для мужчин) и 25 лет (для женщин). При этом переход к снижению фиксированного базового размера пенсии из-за отсутствия необходимого страхового стажа будет постепенным.

Первоначально, с 1 января 2015 г., продолжительность страхового стажа, при отсутствии которого будет производиться уменьшение фиксированного базового размера пенсии, устанавливается продолжительностью 9 лет (а не 30 или 25) и ежегодно (с 1 января соответствующего года) для мужчин увеличивается на один год до достижения продолжительности 30 лет, а для женщин увеличивается на один год до достижения продолжительности 25 лет.

Так, в 2015 г. снижение величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости будет производиться, если у гражданина при выходе на пенсию нет 9 лет страхового стажа, в 2016 г. – если нет 10 лет страхового стажа, в 2017 г. – если нет 11 лет страхового стажа и т. д.

Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 г., установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в дифференцированном размере, в зависимости от продолжительности страхового стажа, будет произведено с 1 января 2015 г. исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин).

Страховой стаж, с учетом которого будет производиться увеличение или уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, подсчитывается по-разному.

В страховой стаж, при отсутствии которого производится уменьшение фиксированного базового размера пенсии, включаются все периоды трудовой и иной деятельности, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях, а именно:

  • периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР);
  • периоды работы и (или) иной деятельности за пределами территории РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию);
  • период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению го‑ сударственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период проживания супругов (супруг) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов (супруг) работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ (постановление от 26.11.2008 № 885), но не более пяти лет в общей сложности.
  • В страховой стаж, при наличии которого производится увеличение фиксированного базового размера пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, и периоды, предусмотренные подп. 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6–8 п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, т. е. периоды работы и иной деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному пенсионному (социальному) страхованию, а также нестраховые периоды, предусмотренные Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан». К ним относятся:

  • период прохождения военной службы по призыву;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
  • Краткое обобщение и примеры

    Коротко обобщим порядок установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

  • Гражданину, выходящему на обычную трудовую пенсию по старости (ст. 7 Закона о трудовых пенсиях), продолжительность страхового стажа, с учетом которого будет определяться фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, подсчитывается на день установления указанной страховой части пенсии. Перерасчет установленного фиксированного базового размера пенсии с учетом дополнительно приобретенного стажа после назначения пенсии (в случае если после назначения обычной трудовой пенсии по старости гражданин продолжал работать) не производится, даже если при первоначальном установлении пенсии фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости был уменьшен из-за недостающего страхового стажа.
  • Гражданину, выходящему на любую досрочную трудовую пенсию по старости (ст. 27, 27.1 и 28 Закона о трудовых пенсиях), первоначально производится установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в обычном размере (т. е. без учета продолжительности страхового стажа). По достижении возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости пересматривается исходя из продолжительности страхового стажа, приобретенного на указанный возраст, в т. ч. с учетом стажа, который был выработан после назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом для лиц, вышедших на досрочную трудовую пенсию по старости, может быть произведено только увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за страховой стаж, превышающий 30 лет (для мужчин) и 25 лет (для женщин). Уменьшение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа для пенсионеров-«досрочников» не предусмотрено.
  • Гражданам, вышедшим на трудовую пенсию по старости до 1 января 2015 г., установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в дифференцированном размере в зависимости от продолжительности страхового стажа будет произведено с 1 января 2015 г. исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), в т. ч. вышедшим на обычную пенсию по старости в более позднем возрасте и вышедшим на досрочную пенсию по старости в более раннем возрасте (естественно, если лица, вышедшие на досрочную пенсию по старости к 1 января 2015 г. не достигают общеустановленного пенсионного возраста, то с указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости будет им устанавливаться без учета продолжительности страхового стажа, а пересмотр указанного размера будет произведен по достижении указанного возраста).
  • При определении суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в зависимости от продолжительности страхового стажа следует иметь в виду, что принятая редакция ст. 14 (пп. 17 и 18) Закона о трудовых пенсиях – о порядке увеличения и уменьшения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости – не совсем корректна. Так, в указанных пунктах ст. 14 написано: «…увеличению и уменьшению подлежит устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи)», т. е. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный для лиц, не достигших возраста 80 лет или не являющихся инвалидами I группы, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи и не имеющих «северных прибавок».

    !Таким образом, из буквального прочтения Закона может сложиться представление, что если гражданину устанавливается фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости по другим пунктам ст. 14 Закона о трудовых пенсиях (например, по п. 4, где указаны фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости лицам, не достигшим возраста 80 лет и не являющимся инвалидами I группы, имеющим иждивенцев, либо по п. 7 – фиксированный базовый размер для лиц, за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет (мужчины) или 20 лет (женщины), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, и т. д.), то никакого увеличения или уменьшения фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в зависимости от продолжительности страхового стажа производиться не будет. Естественно, это не так. Безусловно, и увеличению, и уменьшению подлежат все фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренные в ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, а не только тот, который указан в п. 2 данной статьи. Однако соответствующие суммы уменьшения и увеличения в рублях во всех случаях следует исчислять не от тех сумм фиксированных базовых размеров, указанных в этих других пунктах ст. 14, а исходя из суммы в рублях, приходящейся на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в п. 2 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

    Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 2 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, составляет 4000 руб. в месяц. При наличии одного иждивенца указанный фиксированный базовый размер составил бы 5333,33 руб. в месяц (подп. 1 п. 4 ст. 14). Таким образом, на иждивенца приходится 1333,33 руб.

    Предположим, что гражданину с учетом его страхового стажа полагается 12% повышения фиксированного базового размера (мужчина имеет 32 года страхового стажа). Подсчитаем общую сумму фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

    Для этого 4000 руб. нужно увеличить на 12%. Получим 4480 руб. Итак, 4480 руб. + 1333,33 руб. (сумма на иждивенца) = 5813,33 руб.

    Женщина в возрасте 80 лет имеет страховой стаж 28 лет. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 2 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, составляет 4000 руб. в месяц, а размер, предусмотренный п. 3 ст. 14 (для лиц, достигших возраста 80 лет и инвалидов I группы), – 8000 руб. в месяц.

    Подсчитаем общую сумму фиксированного базового размера.

    1. 4000 руб. увеличиваем на 18% (по 6% за 3 года сверх 25 лет). Получим 4720 руб.
    2. 8000 — 4000 = 4000 руб. – фактическое повышение обычного фиксированного базового размера за достижение возраста 80 лет.
    3. 4720 + 4000 (фактическое повышение обычного фиксированного базового размера за достижение возраста 80 лет) = 8720 руб.

    Таким образом, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, причитающийся к выплате, составит 8720 руб.

    Обычный фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости равен 4000 руб. в месяц. Пенсионер-мужчина (достигший возраста 60 лет) имеет 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и 32 года страхового стажа. Фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 7 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, в этом случае равен 6000 руб.

    Рассчитаем, какая сумма фиксированного базового размера полагается гражданину.

    1. 4000 руб. нужно увеличить на 12%. Получим 4480 руб.
    2. 6000 — 4000 = 2000 руб. – фактическое повышение обычного фиксированного базового размера за северный стаж.
    3. 4480 + 2000 = 6480 руб.

    Аналогично следует поступать и при уменьшении суммы фиксированного базового размера пенсии.

    Например, мужчине, имеющему одного иждивенца, следует уменьшить общую сумму фиксированного базового размера на 3% (не хватает 1 года до требуемого страхового стажа). Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 2 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, составляет 4000 руб. в месяц. При наличии одного иждивенца указанный фиксированный размер составил бы 5333,33 руб. в месяц.

    Подсчитаем общую сумму фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

    1. 4000 руб. нужно уменьшить на 3% (120 руб.). Получим 3880 руб.
    2. 3880 + 1333,33 (сумма на иждивенца) = 5213,33 руб.

    Жизнь не раз уже заставляла вносить поправки в принятые пенсионные законы в связи с появлением новых законодательных актов, затрагивающих вопросы реализации пенсионных прав граждан. И по мере решения задач, поставленных для этого периода, неизбежно появление новых вопросов и принятие новых норм. Такая задача может встать в практической плоскости уже после завершения первого этапа пенсионной реформы – после 2012 г. Мы будем информировать вас обо всех изменениях на страницах нашего журнала.

    www.pro-personal.ru

    Фиксированный базовый размер трудовой пенсии чему равен в 2014 году?

    Фиксированный базовый размер пенсии по старости в 2014 году?

    Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии в 2014 году?

    Фиксированный базовый размер страховой части пенсии в 2013 году?

    Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности?

    Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости?

    Фиксированный базовый размер.

    В 2015 году с введением новых законов в России для нескольких десятков граждан пенсионного возраста изменилась структура трудовой пенсии.

    Фактически ранее с 2001 года по 2014 год включительно трудовая пенсия по старости состояла из страховой части и фиксированной части (накопительной части фактически не было). Что изменилось? Изменились формулировки: «части» стали отдельными пенсиями, а «фиксированный базовый размер» — фиксированная выплата.

    Фиксированная выплата, установлена законом с 1.01.2015 в размере 3935 рублей, после очередной индексации с 1.02.2015 достигает величины, равной 4383,59 рубля. Подробнее смотрим соответствующий вопрос, где рассматриваются повышающие коэффициенты.

    Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2014 года равен:

  • Для граждан не имеющих льготы — 3910,34 руб
  • Для граждан, имеющих льготы:
  • достигшие 80 лет — 7820,70 руб
  • инвалиды I группы — 7820,70 руб
  • имеющие иждивенцев
  • 1 иждивенца — 5213,80 руб
  • 2 иждивенца — 6517,25 руб
  • 3 иждивенца — 7820,70 руб
  • инвалиды I группы, имеющие иждивенцев:
  • достигшие 80 лет, имеющие иждивенцев
  • 1 иждивенца — 9124,14 руб
  • 2 иждивенца — 10427,61 руб
  • 3 иждивенца — 11731,04 руб
  • имеющие северный стаж 15 лет — 5865,52 руб
  • достигшие 80 лет, имеющие северный стаж 15 лет — 11731,04 руб
  • инвалиды I группы, имеющие северный стаж 15 лет — 11731,04 руб
  • имеющие северный стаж 15 лет, имеющие иждивенцев
  • 1 иждивенца — 7820,70 руб
  • 2 иждивенца — 9775,89 руб
  • 3 иждивенца – 11731,04 руб
  • имеющие северный стаж 15 лет, достигшие 80 лет, имеющие иждивенцев
  • 1 иждивенца — 13686,24 руб
  • 2 иждивенца — 15641,40 руб
    • инвалиды I группы, имеющие северный стаж 15 лет, имеющие иждивенцев
    • 3 иждивенца — 17596,59 руб
    • имеющие стаж работы 20 лет в районах, приравненных к Крайнему Северу — 5083,45 руб
    • достигшие 80 лет, имеющие стаж работы 20 лет в районах, приравненных к Крайнему Северу — 10166,93 руб
    • инвалиды I группы, имеющие стаж работы 20 лет в районах, приравненных к Крайнему Северу — 11731,04 руб
    • имеющие стаж работы 20 лет, в районах, приравненных к Крайнему Северу, имеющие иждивенцев
    • 1 иждивенца — 6777,94 руб
    • 2 иждивенца — 8472,42 руб
    • 3 иждивенца — 10166,93 руб
    • имеющие стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, достигшие 80 лет, имеющие иждивенцев:
    • 1 иждивенца — 11861,39 руб
    • 2 иждивенца — 13555,88 руб
    • 3 иждивенца — 15250,35 руб
    • www.bolshoyvopros.ru

      Страховая пенсия по старости

      После вступления в силу реформы пенсионной системы и Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выражению «трудовая пенсия» часто приходит на смену понятие «страховой пенсии». Исходя из данного документа, страховая пенсия — это один из видов ежемесячной выплаты гражданам, которые потеряли возможность получать доход вследствие потери трудоспособности из-за старости, по причине в связи с инвалидностью или утраты дохода кормильца, связанного с его смертью.

      Чем отличается страховая пенсия по старости от трудовой?

      Этим вопросом стоит задаваться больше будущим пенсионерам, чем действующим.

    • Граждане, которые уже вышли на трудовую пенсию по старости, и дальше будут продолжать получать ее.
    • А вот более молодому поколению требуется разобраться в новой системе формирования данной выплаты, ведь совсем недавно в пенсионную систему было внесено несколько важных изменений.
    • До 2015 года трудовая пенсия была совокупностью двух частей: накопительной и страховой. Трудовая пенсия реформой 2015 года была разделена на две пенсии: страховую и накопительную. Теперь это две разные пенсии, которые граждане будут получать отдельно друг от друга.

      Назначение страховой пенсии по старости

      Стоит отметить, что данная выплата является самым распространенным видом пенсий в Российской федерации. По телевизору, в сети Интернет и других СМИ пропагандируется официальное трудоустройство с «белой зарплатой», ведь только с такой зарплаты идут страховые отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР).

      По большому счету, пенсионная реформа практически не коснулась порядка оформления, назначения и требований к будущему пенсионеру и, если гражданин был знаком с процедурой раньше, многие моменты покажутся знакомыми.

      Условия назначения

      Страховая пенсия по старости — вид страховой выплаты, назначающийся гражданам при следующих условиях, описанных в статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»:

      1. Продолжительность страхового стажа (периода, когда в Пенсионный фонд России отчислялись страховые взносы от работодателя) не менее 9 лет в 2018 году.
      2. Достижение пенсионного возраста. Для мужчин он составляет 60 лет, для женщин — 55 лет.
      3. Сумма пенсионных баллов или ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) должна составлять в 2018 году не менее 13,8.
      4. В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», условия относительно страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента вводятся постепенно в течение установленного переходного периода.

        Необходимые продолжительность страхового стража и минимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента и их увеличение с течением времени описаны в таблице ниже.

        Стоит отметить, что значение пенсионного балла, необходимое для назначения данной выплаты, определяется на день достижения пенсионного возраста, в случае же досрочного выхода — на день установления такой пенсии. Определение необходимого стажа идет также на день установления выплаты.

        Если все вышеуказанные условия соблюдены, страховая пенсия по старости назначается бессрочно.

        Порядок и сроки оформления

        Порядок определения срока выплаты отражены в статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях». Общее правило можно сформулировать так: пенсия устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на получение данной выплаты.

        Важным моментом для определения срока установления пенсии является то, когда гражданин обратился за назначением. Само понятие «день обращения» разъяснено в п. 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» и в зависимости от способа обращения означает:

      5. день приема отделением ПФР заявления о назначении пенсии, а также всех необходимых документов (см. ниже);
      6. дата отправления пакета документов по почте;
      7. дата обращения через Портал Госуслуг;
      8. дата приема документов в МФР (многофункциональном центре).
      9. Стоит отметить, что орган ПФР имеет право запросить у гражданина только те документы, которые не находятся в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомствованных им структурах.

        На основании пунктов 2 и 6 приложения к Приказу Минтруда России от 28.11.2014 N 958н можно составить перечень документов, которые требуются для установления данной выплаты:

      10. Заявление об установлении пенсии.
      11. Паспорт.
      12. СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта — «зеленая пластиковая карточка», как выражаются сотрудники отделений ПФР).
      13. Документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, договоры и т.д.).
      14. Выписка из лицевого счета в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования).

      В случае, если есть дополнительные условия и/или обстоятельства, от которых зависит ее размер, данный список может измениться.

      Заявление о назначении страховой пенсии рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня приема органом ПФР.

      Досрочная страховая пенсия по старости

      Действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости в форме обязательного пенсионного страхования. Однако федеральный закон «О страховых пенсиях» при этом указывает на дополнительное условие — наличие у гражданина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже определенного значения.

      Собственно говоря, текущее законодательство не изменено в определении категорий граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости.

      Как и раньше (данное правило регулировалось Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ), их можно разделить на две группы:

      • По степени опасности работы для жизни и здоровья. Требуемые стаж на соответствующих видах работ, страховой стаж, а также возраст, при котором возникает право на назначение гражданину досрочной пенсии по старости, описаны в статьях 30—31 Федерального закона «О страховых пенсиях».
      • По территориальным условиям труда и индивидуальным характеристикам субъектов, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение. Список субъектов, территориальных условий труда, стажа на соответствующих видах работ, страховой стаж и пожизненный пенсионный возраст отражены в статье 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
      • Размер пенсии по старости

        Как было сказано выше, с 2015 года данный вид выплат зависит от новой величины — пенсионных баллов (индивидуального пенсионного коэффициента). Эти баллы вычисляются, исходя из размера страховых взносов, перечисленных работодателями за своих сотрудников в ПФР.

        Согласно новому пенсионному законодательству, с 2013 по конец 2015 года гражданам требовалось выбрать, как именно будут распределяться взносы работодателя. Есть два варианта:

        1. Распределение взносов между страховой и накопительной видами пенсионного обеспечения.
        2. Полный перевод всех взносов на формирование только страховой.
        3. В случае, если тариф не был выбран, гражданин получает статус «молчуна», и его взносы будут направлены на формирование только страховой части. Новые накопления «молчунов» не формируются, однако старые — не исчезают.

          Размер страховых пенсий, устанавливаемых после 1 января 2015 года

          В связи с вступлением в силу нового законодательства пенсии рассчитываются по новой формуле (представлена ниже).

          С помощью сервиса «О сформированных пенсионных правах» на официальном сайте ПФР каждый гражданин может узнать, какой индивидуальный пенсионный коэффициент у него может быть в текущем году. Для этого требуется ввести размер своей gross-зарплаты (зарплаты до вычета налогов) в личном кабинете. Также можно получить информацию о том, какое количество пенсионных баллов уже есть у Вас, и узнать о своем стаже.

          В случае, если у гражданина нет возможности пользоваться инструментами официального сайта ПФР, он может обратиться за интересующей его информацией в отделение пенсионного фонда по месту жительства, взяв с собой паспорт и СНИЛС. Сотрудники фонда проконсультируют его и ответят на все волнующие его вопросы.

          Минимальный размер пенсии по старости в 2018 году

          Сразу хотелось бы отметить, что говорить о «минимальном размере пенсии по старости» несколько неверно. Дело в том, что размер выплат зависит от многих факторов, поэтому целесообразно разобраться, какие именно параметры и обстоятельства могут повлиять на размер Вашей пенсии и уже исходя из этого говорить о минимальном размере данной выплаты.

          Стоит отметить, что страховая пенсия по старости наряду с другими выплатами подлежит индексированию в связи с ростом потребительских цен и увеличением среднего размера заработной платы. В январе 2018 года процент индексации составил 3,7%.

          Законом предусмотрена социальная доплата к пенсии в случае, если размер пенсии ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Однако данное правило распространяется только на неработающих пенсионеров.

          Для того, чтобы получить доплату, требуется обратиться в отдел социальной защиты (или в ПФР, если назначается федеральная доплата) по месту получения пенсии, предъявить документы, подтверждающие отсутствие трудовой занятости, факта получения пенсионных выплат и проживания в данной местности.

          Фиксированный (базовый) размер пенсии по старости

          После вступления в силу нового пенсионного законодательства термин «фиксированный базовый размер» уступает место фиксированной выплате — сумме, назначаемой государством в случае установления страховой пенсии и являющейся минимальной гарантией пенсионного обеспечения граждан.

          После индексации 1 января 2018 года размер фиксированной выплаты составил 4982,9 рублей (согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).

          В зависимости от следующих условий и обстоятельств данная сумма может быть увеличена (п. 8 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»):

        4. достижение пенсионером 80-летнего возраста;
        5. появление или увеличение количества иждивенцев;
        6. установления I группы инвалидности;
        7. приобретение необходимого стажа на Крайнем Севере или местности, приравненной к нему (от 15 лет);
        8. более поздний выход на пенсию.
        9. Остановимся более подробно на последнем пункте. Дело в том, гражданин за каждый год, который он не обращается за назначением данного вида выплат после возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе и досрочную), получает так называемые премиальные коэффициенты.

          Являющиеся пенсионерами граждане также могут получить премиальные коэффициенты, если откажутся от получения выплат на срок не менее одного года. В этом случае (как и в случае более позднего обращения за пенсией) произойдет увеличение как страховой пенсии, так и фиксированной выплаты, согласно таблице ниже.

          Расчет страховой пенсии по старости

          Статьей 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется формула, по которой нужно производить расчет размера страховых пенсий по старости:

          СПст = ИПК x СПК + ФВ,

        10. СПст — размер страховой пенсии по старости;
        11. СПК — стоимость пенсионного бала на момент назначения выплаты (в 2018 году — 81,49 руб.);
        12. ФВ — фиксированная выплата (о ней пойдет речь ниже).
        13. Пенсионный балл (ИПК) можно рассчитать так:

          ИПК = СВ / СВmax х 10,

        14. СВ — страховые взносы, уплачиваемые работодателем по выбранному гражданином тарифу. Это может быть 10% или 16% от годовой gross-зарплаты, в зависимости от того, формируется накопительная пенсия или нет;
        15. СВmax — совокупность страховых взносов, которые работодатель уплачивает с максимальной взносооблагаемой базы по тарифу 16%.
        16. Стоит отметить, что максимальный размер взносооблагаемой базы был увеличен и теперь в 2018 году составляет 1021 тысяча рублей.

          Конвертация трудовых пенсий, установленных до 1 января 2015 года

          Действующее законодательство предусматривает сохранение пенсионных прав, которые были сформированы гражданами до 1 января 2015 года.

          Иными словами, если Вам уже назначена страховая выплата по старости, ее размер будет конвертироваться (пересчитываться исходя из Ваших индивидуальных показателей) по новой формуле.

          В этом случае величина пенсионного балла за все периоды до 1 января 2015 года будет определяться исходя из размера пенсии (без учета фиксированного базового размера и страховой доли), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента, исходя из его стоимости на 1 января 2015 года. Затем согласно законодательству стоимость коэффициентов повышается два раза в год (второй раз по возможности государства), исходя из роста цен, соответственно, размер пенсии также увеличивается.

          Стоит отметить, что в случае, если размер выплат после конвертации оказывается меньше, чем до перерасчета, то исходя из части 3 статьи 34 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсионер будет получать страховую пенсию в прежнем (большем) размере.

          Перерасчет страховой пенсии по старости

          В случае, когда гражданин, получающий страховую выплату по старости, продолжает работать, в ПФР продолжают поступать пенсионные отчисления. Соответственно, в такой ситуации пенсионер имеет право на перерасчет пенсии.

          Если требуется произвести перерасчет размера страховой пенсии, гражданин должен обратиться с заявлением о перерасчете отделение пенсионного фонда. Стоит обратить внимание, что подготовка и представление всех документов, прилагаемых к заявлению, ложится на заявителя.

          Размер страховых выплат по старости может измениться в большую сторону при следующих условиях:

        17. Увеличение значения пенсионного балла за периоды до 1 января 2015 года.
        18. Увеличение суммы пенсионных баллов, полученных в периоды после 1 января 2015 года и до назначения пенсии, засчитываемые как страховой стаж (период получения пособия на бирже труда, декретный отпуск, прохождение военной службы и т.д.), подробно описанные в статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях».
        19. Увеличение значения пенсионного балла, из расчета сумм отчислений в ПФР, не учтенных при назначении страховой пенсии по старости.
        20. Перерасчет осуществляется согласно формуле:

        21. СПст — величина страховой выплаты по старости;
        22. СПстп — размер пенсии по состоянию на 31 июля года перерасчета;
        23. ИПКi — величина пенсионного балла по состоянию на 1 января года перерасчета, из расчета сумм отчислений в ПФР, не учтенных при назначении страховой пенсии по старости, переходе с другого вида пенсии или перерасчете, произведенном ранее;
        24. СПК — стоимость пенсионного балла в день перерасчета.
        25. В случае, если гражданин является работающим пенсионером, работодатель может обращаться за перерасчетом данной выплаты для своих сотрудников, но только в том случае, если есть их письменное согласие.

          Доля страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет

          Если гражданин является пенсионером за выслугу лет, имеет минимум 15 лет стажа и подходит по возрасту для выхода на пенсию по старости, в том числе и досрочную, он имеет право на назначение доли страховой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет.

          При этом в расчет берется сумма пенсионных баллов минимум за 12 месяцев после выхода на пенсию. Подчеркиваем, что в этом случае эти баллы уже нельзя использовать при перерасчете пенсии.

          Для расчета доли выплаты по старости к пенсии за выслугу лет, нужно воспользоваться формулой, описанной в статье 19 Федерального закона «О страховых пенсиях».

        26. СД — доля страховой пенсии по старости;
        27. СДс — доля страховой пенсии по старости, определенная на 31 декабря 2014 года;
        28. СПКк — стоимость пенсионного балла;
        29. ИПКi — величина пенсионного балла с момента выхода на пенсию по выслуге лет и до назначения доли страховой пенсии по старости.
        30. При условии увеличения суммы пенсионных коэффициентов, из расчета страховых взносов, которые не были учтены при назначении доли страховой выплаты по старости либо при предыдущем перерасчете, с 1 августа каждого года производится перерасчет страховой доли.

          Выплата страховой пенсии по старости

          Как было сказано выше, после 10 рабочих дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (либо представления недостающих документов), ПФР назначает гражданину страховую пенсию по старости. Выплачиваться она будет ежемесячно, причем пенсионер имеет право самостоятельно выбрать способ получения данной выплаты.

          Граждане могут получать пенсию следующими способами (в том числе через доверенное лицо):

        31. На счет в банке. В этом случае пенсионер может снимать денежные средства либо прямо со счета, либо с помощью банковской карты.
        32. Через Почту России. Выбирая такой вариант, пенсионер будет получать выплаты в отделении почтовой связи или прямо на дом.
        33. Через стороннюю организацию, занимающуюся доставкой пенсий. Список таких организаций гражданам необходимо узнавать через территориальный орган пенсионного фонда. В остальном порядок и условия выплат идентичны варианту с Почтой России.
        34. Приостановление и прекращение выплаты

          Согласно статье 24 ФЗ N 400 данная выплата может быть приостановлена в следующих случаях:

        35. если гражданин не получал пенсию на протяжении 6 месяцев;
        36. истечения срока действия документов на постоянное проживание в России для иностранных граждан либо лиц без гражданства;
        37. выезд на постоянное место жительства в другую страну, с которой у РФ заключено соглашение о выплате пенсии при условии, что гражданин не подтвердил отсутствие права на пенсионное обеспечение на территории этой страны;
        38. выезд на постоянное место жительства в другую страну, с которой у РФ не заключено соглашение о пенсионном обеспечении, если гражданин при этом не заявил о данном выезде.
        39. При всех указанных выше обстоятельствах выплата приостанавливается на 6 месяцев, а при их устранении — выплачивается в полном объеме с учетом индексации. Стоит отметить, что все неполученные суммы начисляются за все время, на которое была приостановлена выплата. Чтобы продолжить получать пенсию, требуется обратиться в ПФР с заявлением и представить подтверждающие документы.

          Заявление о возобновлении выплаты рассматривается в течение 5 дней, а саму пенсию гражданин продолжит получать со следующего месяца.

          Статья 25 ФЗ «О страховых пенсиях» поясняет, в каких случаях выплата может быть прекращена:

        40. в случае смерти пенсионера или признания его без вести пропавшим;
        41. если иностранным гражданином или лицом без гражданства не представлены документы, подтверждающие вид на жительство в РФ по истечению 6-ти месячного срока;
        42. при утрате гражданином права на пенсию по старости — в силу недостоверности данных, представленных в документах при назначении страховых выплат;
        43. в случае добровольного отказа от получения страховой пенсии.
        44. Обратите внимание, что при возобновлении выплат права на страховую пенсию не теряются и выплаты производятся либо в том же размере, либо в большем (исходя из перерасчета).

          Заключение

          Итак, с 2015 года вступили в силу новые условия формирования трудовой пенсии, которые применяются с некоторыми изменениями по нынешний 2018 год. Возможно, они где-то сложны для понимания ввиду того, что применяется другая система подсчета размера пенсионных выплат через перевод страховых взносов в баллы.

          Еще раз обозначим наиболее важные моменты:

        45. Страховой стаж и «белая» (официальная) зарплата — ключ к большому размеру пенсии.
        46. Начинать подготовку документов для оформления пенсии лучше заранее — так увеличивается возможность получить пенсию именно тогда, когда получили на нее право.
        47. Вместе с ростом потребительских цен растет и размер выплат.
        48. pensiology.ru

          Смотрите еще:

          • Приказ об утверждении положения о внутреннем контроле образец Приказ Федерального казначейства от 25 января 2011 г. N 19 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе" (не вступил в силу) На основании положений статьи 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской […]
          • 333 приказ мвд россии Приказ МВД РФ от 16 апреля 2012 г. N 333 "Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию […]
          • Приказ минздрава no 371 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 16 июля 2014 г. N 371н г. Москва "Об утверждении форм заявок на перечисление Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации средств на […]
          • Положение о расчете пособия по временной нетрудоспособности Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в наименование статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г. Статья 14. Порядок исчисления […]
          • Отследить дело арбитражный суд Арбитражный суд Республики Башкортостан Арбитражные суды Официальный интернет-портал правовой информации Правовые основы от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 ноября 2015 года от 11 июня 2010 года № 73 Федеральный конституционный […]
          • Мвд приказы полиции Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ внесены изменения Приказ МВД РФ от […]